Конспект урока литературного чтения Сказка «Два Мороза» 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Маргарита Николаевна Щадных

Русская народная сказка «Два Мороза». 2 класс. Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. и др. ФГОС «Школа России»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            ОКОУ Теткинская школа-интернат

Конспект урока литературного чтения

Сказка «Два Мороза»    

 2 класс  

     

                                                          Подготовила: Щадных М.Н.

                                                           учитель начальных классов

                 

2018-2019 учебный год

Тема урока:  Русская  народная  сказка «Два  Мороза». 2 класс. Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. и др. ФГОС «Школа России»

 Тип урока: урок открытия нового знания

  Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.

Планируемые результаты:

  1. Предметные
  • учащиеся познакомятся с русской  народной  сказкой « Два   Мороза»;
  • научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
  • осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
  • находить главную мысль, сформулированную в тексте.

2. Метапредметные

- познавательные УУД

  • находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

- коммуникативные УУД

  • слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
  • участвовать в коллективном обсуждении;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.

- регулятивные УУД

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
  • оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

 -  личностные

  • формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный  интерес к новому учебному материалу;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развивать  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование:

 -   учебник

 -  мультимедийная презентация

                                 

                                               

                                        Ход урока.                                                

I. Организационный момент. (слайд№1)

- Ребята, сегодня у нас необычный урок

литературного чтения. В классе много гостей.

Так давайте повернёмся к ним и своей улыбкой

пожелаем  крепкого здоровья.  

 - А сейчас сели красиво:      

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Чтобы не было заминки,

Начинаем мы с разминки.

II. Речевая разминка.(слайд №2)

 -Что перед вами? (скороговорки).  Прочитаем сначала медленно:

     Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

-Повторите в паре друг другу, кто быстрее?

-А теперь следующая скороговорка:

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

-Прочитаем хором, медленно, затем быстро

-Правильно, молодцы!

III. Проверка домашнего задания. (слайд №3)

-Скажите, пожалуйста, с каким русским поэтом мы познакомились на прошлом уроке?

Ответы учащихся:

(С. Есениным.)

-Вам на дом было задано выучить наизусть стихотворения С.Есенина «Берёза», давайте послушаем.

(Учитель оценивает ответы учащихся)

-Хорошо, молодцы!

IV. Постановка целей урока.

1.Беседа.
- Ребята, какое сейчас время года? (Зима). Да.
- О зиме мы с вами рассказали замечательные стихи, а сейчас отгадайте  загадку -  что это?
- Старик у ворот 
Тепло уволок.
Сам не бежит,
Стоять не велит. 
(Мороз)
- Правильно,
мороз.
- Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока он не придет – зима не настанет. Явится – мосты наведет на реках, птиц и зверей загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать и приговаривать: «Ай, да мороз!»

-Догадались, о чем мы сегодня будем читать? (О морозе).

-Правильно. Сегодня мы познакомимся с замечательной сказкой «Два Мороза»  (слайд№4)

-Откройте учебник на странице 198-201

2. Работа по учебнику.

- Сказка  русская  народная,  так  как

нет автора, по иллюстрациям можем

предположить,  что  в  сказке  есть

олицетворение , может кто-то знает что это? Ответы детей.

- Да это когда  предметы

неживой природы изображаются как

живые существа. 

3. Прогнозирование.

 

- Давайте с вами предположим, о ком будет эта сказка, имея в

виду её название. (Ответы детей.)

- Предположите,  какие ещё герои встретятся в  

сказке, посмотрев на иллюстрацию?  (Ответы детей.)

- Как вы думаете,  о чём она будет? 

-Мы с вами  предположили, что….. (Учитель обобщает ответы детей).

 сейчас мы, познакомимся со сказкой,

узнаем о ком она, какие герои в сказке,

оправдались ваши предположения. 

 

 V. Работа по теме урока.

 

1.Словарная работа 

 

-В сказке мы встретим слова, значение которых, возможно, вам будет непонятным. Поэтому проведем словарную работу.(Слайд №5)

Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

Дровосек – человек, рубящий дрова.

Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.

2. Прослушивание сказки (Чтение учителем)

VI. Физкультминутка (Слайд№6) Друзья.

Наклоняемся вперёд,

Руки в стороны.

Ветер дует, завывает,

Нашу мельницу вращает.

Раз, два, три, четыре-

Завертелись, закружились.

VII. Закрепление изученного.

1. Работа с текстом (Слайд№7)

Первичная проверка понимания.


-Это сказка или рассказ? Почему? 
- Понравилась сказка?
- Назовите действующих лиц сказки.
- Можно ли эту сказку назвать волшебной? Что в ней волшебного?
- Как решили подшутить Морозы? (Заморозить).

- А вот как они это делали, вы найдете и прочитаете в тексте.

Выборочное чтение.

- Прочитайте, Как Мороз - Синий нос пытался заморозить купца. (Т.)

- Удалось ли ему это сделать?
- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет купец? (
слайд№8)
- Так почему же Мороз его заморозил?

- Прочитайте, Как Мороз - Красный нос пытался заморозить крестьянина. (Д.)
- Удалось ли ему это сделать?
- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет крестьянин? (
слайд№9)
- Так почему же Мороз его не смог заморозить?

-Прочитайте, какой пословицей заканчивается сказка. (Т.)

- Как вы ее понимаете? О чем она? (О трудолюбии)

-А сейчас я хочу предложить вам тест по сказке  и проверить насколько внимательны вы были на уроке.

2. Тест по тексту (Слайды №10)

1.Что решили сделать братья Морозы?

    а)поиграть;

    б)порезвиться;

    в)позабавиться;

2.Богатый купец ехал:

    а)с колокольчиками;

    б)с бубенчиками;

    в)со звоночками;

3.За кем побежал младший брат Мороз –Красный нос?

    а)за рыбаком;

    б)за охотником;

    в)за дровосеком;

4.Какая у купца была шуба?

    а)медвежья;

    б)волчья;

    в)лисья;

5.Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?

    а)кнутом;

    б)поленом;

    в)палкой;

6.Что, по мнению старшего брата, Мороза – Синего носа лучше шубы греет?

    а)печка;

    б)костёр;

    в)топор.

VIII. Рефлексия

-Что у вас особенно получилось на уроке?

-За что вы похвалили бы себя?

IX. Подведение итогов урока

-С какой русской народной сказкой мы познакомились сегодня?

Ответы детей:

«Два Мороза»

-О чём рассказывается в этой сказке?

-О трудолюбии

На доске записаны пословицы. (Слайд№11)

-Прочитайте пословицы,и скажите подходят они к нашей сказке.

Разбор каждой пословицы.

1. Землю солнце красит, а человека труд.

2. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

3. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

О чём эти пословицы?

-О трудолюбии.

-Какое предложение выражает основную мысль сказки?

опор лучше шубы греет.)

X. Домашнее задание. (Слайд№12)

  • Читать, пересказывать сказку.


Конспект открытого урока 

 

Предмет  

Литературное чтение 

Класс 

2

Дата  

18.01.2017г. 

Учитель 

Кольниченко Г.А. 

 

Тема 

 

Сказка «Два Мороза» 

 

 

Педагогические цели 

Поз Познакомить  учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза», 

используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие

мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.  

 

 

Тип урока 

Урок открытия нового знания 

 

Планируемые результаты

(предметные) 

 

1.  Учащиеся познакомятся с русской  народной  сказкой « Два   Мороза»; 

2.  Научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения

читательского опыта. 

3.  Осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; 

4.  Находить главную мысль, сформулированную в тексте. 

 

 

 

Личностные результаты 

 

1.  Формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-

познавательный  интерес к новому учебному материалу; 

2.  Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; 

3.

 

Развивать  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной

деятельности.

 

 

 

Универсальные учебные

действия (метапредметные) 

 

Познавательные УУД 

1.  Находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий; 

2.  Строить речевое высказывание в устной форме; 

3.  Учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из

текстов разных видов. 

 Коммуникативные УУД 

1.

 

Слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию; 

2.  Участвовать в коллективном обсуждении; 

3.

 

Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и

учителем. 

Регулятивные УУД 

1.

 

Принимать и сохранять учебную задачу; 

2.

 

Выделять необходимую (существенную) информацию из текста; 

3.

 

Оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые

коррективы в исполнение. 

 

 

Образовательные ресурсы 

 

Презентация к уроку с использованием мультимедийной доски, ПК, учебник, доска

для работы с маркером. 

 

                                                                                       

                                                                   

 

 

                                                                                     Структура и ход урока 

 

 

Этап урока 

 

 

           Деятельность учителя 

 

 

Деятельность учащихся 

 

Время 

I. Организационный момент. 

Создание  

эмоционального настроя 

   

- Прозвенел звонок и смолк. 

  Начинается урок! 

- Всё у вас в порядке? 

- Хочу пожелать всем удачи! 

 

-Вы любите преодолевать трудности?

Поднимите руки, кто уверен, что справится с

трудностями. Трудности всегда преодолеваются,

если человек всё делает с хорошими мыслями, с

хорошим настроением. Вдохните глубоко и,

когда будете выдыхать, постарайтесь

улыбнуться. Вдохните ещё раз и  снова

улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка

согревает вас внутри! 

-Какие замечательные улыбки я вижу на ваших

лицах! А ведь улыбка – знак хорошего

настроения, взаимного, доброго расположения

друг к другу.

-Ребята, сегодня у нас необычный урок

литературного чтения. В классе много гостей.

Так давайте повернёмся к ним и своей улыбкой

пожелаем им крепкого здоровья.  

 

- Книжки, ручки и тетрадки! 

 

-Вместе мы сможем решить любую

задачу! 

 

 

. 

2

II. Речевая разминка  (слайд №2) 

 

- Прочитайте медленно, что перед вами?  

 

Зимним утром от мороза 

На заре звенят березы. 

 

-Повторите в паре друг другу, кто быстрее? 

-А теперь следующая скороговорка: 

Иней лег на ветви ели, 

Иглы за ночь побелели. 

-Прочитаем хором, первый ряд, второй ряд,

выборочно… 

-Правильно, молодцы! 

 

 

- скороговорка 

 

 

 

 

Читают скороговорки в паре, по

рядам,  по очереди. 

3

III. Проверка домашнего задания 

 

 - Скажите, пожалуйста, с каким русским поэтом

мы познакомились на прошлом уроке?(Слайд 3) 

- Какое вам на дом было дано задание? 

(выборочно 3-4 человека) 

 

-с Сергеем Есениным  

 

-выучить наизусть стихотворение

С.Есенина «Берёза» 

 

IV. Актуализация необходимых

знаний 

 

 

 

-Рассмотрите выставку книг:  

 

Русская народная сказка «Морозко», С. Маршак

«Двенадцать месяцев», В.Одоевский «Мороз

Иванович», Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». 

 

- Какие здесь представлены книги?  

 

- Выберите одну из книг и подготовьте рассказ о

(Разделяются на группы,

рассматривают книги, группируют

их по разным основаниям,

представляют одну из них.)

 

 

- авторские, русские народные,

сказки зарубежных стран. 

 

- уважаем мнение друг друга,

выслушиваем, работаем дружно. 

5

ней в группе и расскажите перед классом.

- Вспомните правила работы в группе. 

Вспоминают правила работы в

группе, проговаривают их друг другу 

 

(Представляют одну из книг).

 

V.  Постановка целей урока 

 

 

-  Отгадайте  загадки  и  откроются  слова,

которые  помогут  вам  узнать,  о  ком  мы  будем

сегодня читать. (Слайд №4) 

(Кроссворд  на  экране,5  ученикам  раздаются

карточки с загадками)  

- Отгадайте загадки, заполните кроссворд, и вы

узнаете, оком мы сегодня будем читать. 

- Какое слово получилось в выделенных

клетках? (Мороз) 

 -Когда наступают морозы? 

Пока не придет крепкий мороз – зима не наступит.

Явится он – мосты на реках построит, в лесу кружева

развесит. Суров и грозен  мороз. Станет ходить мороз и

по дворам, ледяные узоры на окнах рисовать, да и про

человека не забудет. Недаром говорят: «Мороз невелик,

а стоять не велит» «Силен мороз!» 

-  Сегодня мы познакомимся с замечательным

произведением «Два Мороза» на стр.198-201.

 

 -Как вы думаете, к какому жанру оно

относится? Почему? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Читают загадки и отгадывают их.)

 

 

 

 

-зимой 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сказка  русская  народная,  так  как

нет автора, по иллюстрациям можем

предположить,  что  в  сказке  есть

олицетворение  -  когда  предметы

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

неживой природы изображаются как

живые существа. 

VI. Антипация   

(прогнозирование) 

 

 

 

 

- Предположите, о ком будет эта сказка, имея в

виду её название.

- Предположите,  какие ещё герои встретятся в  

сказке?  

- Как вы думаете,  о чём она будет? 

-Мы с вами  предположили, что….. 

-А сейчас мы, познакомившись со сказкой,

узнаем о ком она, какие еще герои сказки,

оправдались ваши предположения. 

 

 

(Дети упражняются в

высказываниях. Предположения

обсуждаются). 

 

 

 

 

 

 

VII. Организация

познавательной деятельности 

1.Словарная работа 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-В сказке мы встретим слова, значение которых,

возможно, вам будет непонятным. Поэтому

проведем словарную работу 

(Слайд №5) 

Бубенчик  металлический шарик с кусочком

металла внутри, позванивающий при

встряхивании. 

Дровосек  человек, рубящий дрова. 

Купец  богатый человек, живущий в городе,

владелец торговой лавки. 

Крестьянин – бедный человек, живущий в 

деревне, занимается обработкой земли. 

 

 

 

Работают со словарными словами  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

2.Прослушивание сказки 

(Слайд№6)  

- Прослушаем начало сказки. Затем продолжите

сами по цепочке. 

Слушают грамзапись, следя за

текстом   по учебнику, затем

продолжают чтение по цепочке. 

 

 

VIII. Физкультминутка 

 

1.для глаз  

(Слайд № 7)

2. Наклоняемся вперёд, 

Руки в стороны. 

Ветер дует, завывает, 

Нашу мельницу вращает. 

Раз, два, три, четыре-

Завертелись, закружились. 

 

                  3. Мы входим в лес, 

Сколько здесь чудес! 

Посмотрим вправо, влево, 

Наклонились и присели, 

Заниматься тихо сели. 

 

 

Выполняют упражнения. 

 

4

3.Работа с текстом 

 

Беседа по содержанию сказки 

(Выборочное чтение сказки) 

 

Работа по учебнику 

(с. 63, вопросы 1-3)  

 

- Как решили потешиться два Мороза? 

- Куда едет барин?  

- Куда едет крестьянин?  

 

 

 

-Как Мороз- Синий нос заморозил купца?  

-Как Мороз- Красный нос морозил крестьянина?

(с.59, 3 абзац и до конца страницы) 

- Он едет на отдых в город) 

- Ехал он дрова рубить) 

 

Работают в группах. Заполняют

сравнительные таблицы. 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удалось ли ему это? 

-Как повёл себя крестьянин, когда ему стало

холодно? 

-Зачем он так сделал? (Слайд № 8) 

Задание по группам: 

1 группа – найти и прочитать, как был одет

барин  

2  группа – найти и прочитать, как был одет

крестьянин 

- Составьте сравнительную таблицу. 

Барин 

Крестьянин 

Шуба медвежья 

Полушубок старый,

заплатанный 

Шапка лисья 

Шапка вся в дырах 

Сапоги волчьи 

На ногах  лаптишки 

 

- Какие слова помогают описать их? 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что в сказке выдуманное, фантастическое?  

- Сказки, в которых все необычно: люди, земли,

реки, вещи, сказочные существа , например, 2

Мороза – Волшебные сказки 

 

Барин 

Крестьянин 

Ленивый 

трудолюбивый 

Не догадливый 

догадливый 

Ведет праздную

жизнь 

Не робеет 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют вместе на маркерной

доске, записывают по очереди. 

 

 

 

 

 

 

- Морозы- братья ведут себя, как

люди 

 

 

 

 

Словесное рисование 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест по тексту 

 

- Представьте, что вы художники. Какими вы

нарисовали бы братьев Морозов? Почему? 

 (Домашнее задание нарисовать в тетрадях на

печатной основе) 

Обращаем внимание на язык сказки: 

- Найдите слова и выражения, типичные для

русской народной сказки.

 

- Какие слова повторяются? 

- Какие народные выражения использованы в

сказке? 

 (Слайд №9, 10) 

1.Что решили сделать братья Морозы? 

    а) поиграть;  

    б) порезвиться; 

    в) позабавиться; 

2.Богатый купец ехал: 

    а) с колокольчиками;  

    б) с бубенчиками; 

    в) со звоночками; 

3.За кем побежал младший брат Мороз –Красный нос? 

    а) за рыбаком;  

    б) за охотником; 

    в) за дровосеком; 

4.Какая у купца была шуба? 

    а) медвежья;  

    б) волчья; 

    в) лисья; 

5.Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка? 

    а) кнутом;  

    б) поленом; 

 

 

 

 

 

- «По чистому полю, по густому

лесу». «Еле ноги унёс. До сих пор

бока болят».   

 

- «два Мороза, два родных брата»,

«бил-бил», «колотил-колотил»,

«шуба медвежья», «шапка лисья»,

«сапоги волчьи». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    в) палкой; 

6.Что, по мнению старшего брата, Мороза – Синего носа

лучше шубы греет? 

    а) печка;  

    б) костёр; 

    в) топор. 

 Проверка теста (Слайд № 11) 

1-В, 2-А,3-В,4-А,5-Б,6-В. 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка 

IX. Подведение итогов урока 

 

- Сказка обязательно учит людей, и сказочный

выдуманный мир всегда несет с собой мудрую

мысль. Над кем и над чем посмеялся народ в

этой сказке?  

 

- Что поучительного хотел передать народ своим

детям? 

 

- Какие пословицы можно подобрать к сказке?

(Слайд 12) 

          Волов бояться, в лес не ходить. 

          Кто любит трудиться, тому без  дела не    

          сидиться. 

          Топор лучше шубы греет. 

Терпенье  и труд все перетрут. 

-О чём эти пословицы? 

 

-Какая пословица выражает основную мысль

сказки?  

 

 

 

- Над ленью купца - барина; над

неопытностью младшего братца

Мороза – Синего носа. 

 

- Работа и труд помогут справиться с

любыми трудностями. 

 

 

 

 

 

 

 

 

- О трудолюбии 

 

 

- Топор лучше шубы греет. 

 

X. Рефлексия 

- Оцените урок и свою работу на уроке,

подчеркнув выбранный вами вариант ответа. 

 

1.На уроке я работал (а)…                      

2.Своей работой на уроке я…               

                 3.Урок для меня показался                 

 4.За урок я…                                         

 5.Мое настроение…                             

                6.Материал урока мне был…             

 

     (Слайд 13)     

                                                               

 

 

 

 

 

активно / пассивно 

доволен / не доволен  

коротким / длинным  

 не устал / устал  

стало лучше / стало хуже понятен / не

понятен 

 полезен / бесполезен  

интересно / не интересно 

                                                             

 

XI. Домашнее задание 

(Слайд 14)  

I.  Прочитать сказку 

II. На выбор: 

1.задание № 5 с. 202 из учебника 

 2. нарисовать иллюстрацию к сказке 

3.  прочитать сказку о зиме на выбор. 

Выбирают и записывают домашнее

задание. 

 

Открытый урок по литературному чтению 2 класс 
«УМК Школа России»

Тема: «Два Мороза» русская народная сказка
Цели:
познакомить с русской народной сказкой «Два Мороза»;
отрабатывать навыки чтения; 
развивать умение выделять главное в прочитанном тексте;
развивать речь, память и внимание детей;
воспитывать трудолюбие.

Оборудование: картинки с изображением Морозов(Красный нос, Синий нос), музыкальное сопровождение «Вальса снежных хлопьев» П.И.Чайковского.

Ход урока.
Орг.момент.
Проверка домашнего задания.
- Дома ребята должны были выучить наизусть стихотворение С.Есенина «Береза». Сейчас мы послушаем некоторых из вас.
III. Постановка цели урока.
Беседа.
- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
- О зиме мы с вами прочитали замечательные стихи. Но и композиторы не остались равнодушны к этому времени года. Вот, послушайте, какой восхитительный «Вальс снежных хлопьев» сочинил П.И.Чайковский.
(Дети слушают вальс П.И.Чайковского)
-Что вы себе представили, слушая эту музыку?

- И вместе со снежными хлопьями спустились на землю Отгадаете загадку, что это?
Старик у ворот 
Тепло уволок.
Сам не бежит,
Стоять не велит. 
(мороз)
- Правильно, мороз. Да не один мороз, а два мороза (показываю картинки) – Мороз - Синий нос и Мороз – Красный нос.

- Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока он не придет – зима не настанет. Явится – мосты наведет на реках, птиц и зверей загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать и приговаривать: «Ай, да мороз!»(хором)

- Вот как об этом волшебстве говорится в сказке. 
Отгадайте, какую сказку мы будем читать?
Запишите буквы в таблицу и прочитайте название сказки, с которой мы будем знакомиться. 

Р
А
О
6 (Р)
3 (А)
7 (О)

Д
О
В
1 (Д)
5 (О)
2 (В)

А
М
З
9 (А)
4 (М)
8 (З)


Откройте учебники с.198. Прочитайте название.
- Сегодня мы познакомимся со сказкой «Два Мороза»

IV. Изучение нового материала.

1.Словарная работа.
-Перед тем, как я прочту вам сказку, давайте выясним значение некоторых слов.
Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании;
Дровосек – человек, рубящий дрова;
Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки;
Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
Чтение учителем.
Первичная проверка понимания.
-Это сказка или рассказ? Почему? 
- Понравилась сказка?
- Назовите действующих лиц сказки.
- Можно ли эту сказку назвать волшебной? Что в ней волшебного?
- Как решили подшутить Морозы?
- Кого собрался заморозить Мороз – Синий нос?
- Кого собрался заморозить Мороз – Красный нос?

- А вот как они это делали, вы прочитаете нам после самостоятельного чтения.

4. Словарная работа.
- А перед чтением мы с вами потренируемся читать сложные слова.
(на доске)
ёжится – сутулясь, сжиматься всем телом при ощущении холода. 
проезжая дорога
свистнули
ко-ло-коль-чик 
бу-бен-чик
дро-во-сек
крес-тья-нин
вы-ко-ла-чи-вать
по-за- ба-вить-ся

«Жужжащее» чтение детьми.
- А теперь возьмите карандаши и во время чтения отметьте то место, в котором говориться о том, как Морозы пытались заморозить купца и крестьянина.

6.Выборочное чтение.

- Прочитайте, Как Мороз - Синий нос пытался заморозить купца.

- Удалось ли ему это сделать?
- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет купец?
- Так почему же Мороз его заморозил?

- Прочитайте, Как Мороз - Красный нос пытался заморозить крестьянина.

- Удалось ли ему это сделать?
- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет крестьянин?
- Так почему же Мороз его не смог заморозить?

-Прочитайте, какой пословицей заканчивается сказка. Как вы ее понимаете? О чем она? (О трудолюбии)

7. Чтение детьми сказки цепочкой. (При наличии времени).

V. РЕФЛЕКСИЯ.

- С какой русской народной сказкой познакомились?
- О ком рассказывается в сказке?
-Какая главная мысль сказки? (Человеку, который трудится, никакая беда не страшна.)

VI. Домашнее задание.
Стр.198-202 – выразительно прочитать, подготовить ответы на вопросы стр.202.

















Первомайская средняя общеобразовательная школа











Открытый урок
по литературному чтению.
2 класс

Тема: «Два Мороза» 
русская народная сказка







2011 год







































Русская народная сказка "Два мороза". 2-й класс 

Сашонкова Ольга Николаевна, учитель начальных классов 

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе 

Задачи урока: 
Продолжить знакомство со сказкой “Два мороза”;
Закреплять умение анализировать поступки героев, выражать свое отношение к героям сказки;
Развивать умение выделять главную мысль произведения.

1. Организационный момент.

– Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? 
– Я желаю Вам сохранить хорошее настроение весь урок.

Речевая разминка: Скороговорка.

Как на горке, на пригорке
Стоят 33 Егорки:
Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка

2. Постановка учебной задачи. 

– Какое произведение мы начали читать на прошлом уроке?
– Давайте поставим учебную задачу. (Будем продолжать читать и анализировать сказку, развивать умение задавать вопросы, выражать свое отношение к героям сказки.)

3. Проверка домашнего задания. 

а) – Докажите при помощи текста, что эта сказка русская народная? (Барин, мужик, лапти, бубенчик, колокольчик.)

(Короткие сообщения готовили дети дома.)

б) Выборочное чтение по содержанию первой части сказки:

– Кем приходились друг другу два мороза?
– Как решил позабавиться Мороз Синий нос?
– Куда предложить побежать Багровый нос?
– Как тешились по дороге два Мороза?
– Что услышали они по пути в чистый бор?
– С чем ехал барин?
– С чем ехал мужик?
– Кого выбрал для забавы Мороз Синий нос? Почему?
– Кто достался его брату?
– Как был одет мужичок?
– Что было одето на барине?
– Когда договорились встретиться вновь? 

Физкультминутка. 

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
И в лесочек забежим.
Там попрыгаем , как зайки
Стоп. Немного отдохнём 
И домой пешком пойдём.

4. Работа над второй частью сказки.

а) Словарная работа.

намаялся
уважил
начал знобить
обломал бока
сердце взыграло
костей не соберу
закаялся

б) Чтение сказки “за диктором”.

в) Работа в группах. 

– Задайте по два вопроса к прочитанной части по “Ромашке Блума”.

(В помощь каждой группе предлагается табличка вопросов.)

1-я группа. Простые вопросы.

– Когда и где встретились вновь два Мороза?
– Что сказал младший Мороз старшему?

2-я группа. Уточняющие вопросы.

– Правильно ли я понял, что старший брат смог заморозить барина?
– Правильно ли я понял, что Морозу Синему носу затея не удалась?

3-я группа. Объясняющие вопросы.

– Почему теплая одежда не помогла барину?
– Почему даже в дырявых лаптях и старом полушубке дровосек не замерз?

4-я группа. Оценочные вопросы.

– Как вы оцениваете поведение барина?
– Понравился ли вам дровосек?

5-я группа. Творческие вопросы.

– Что было бы если старший Мороз побежал за мужиком?
– Изменится ли поведение барина после произошедшего?

6-я группа. Практические вопросы.

– Что надо было делать барину, чтобы не замерзнуть?

Физкультминутка. (Самомассаж.)

Белый дедушка Мороз
Что ни день – то рос, да рос.
А теперь старик жестокий
Щиплет уши, щиплет щеки,
И ворча, смеясь в усы.
Красит школьникам носы

5. Работа над выразительными средствами языка.

– С помощью какого приема создается в сказке проблемная ситуация?

(Прием антитезы.)

(Подбор антонимов.) На доске заполняется таблица.
Старший брат Младший брат
Барин Мужик
Колокольчик Бубенчик
Сапоги волчьи Лапти 
Шапка лисья Шапка дырявая
Шуба медвежья Полушубок заплатанный
Заморозил Не заморозил


6. Осмысление содержания сказки.

– Определите тему произведения.
– Какова главная мысль сказки?
– Выразите свое отношение к героям этого произведения.

7. Рефлексия. 

– На месте какого героя вы бы хотели оказаться?
– Актуальна ли тема сказки в наши дни?

8. Домашнее задание. 

– Подготовьтесь разыграть, как в театре, последний разговор двух Морозов.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказка «Два Мороза» урок литературного чтения УМК «Школа России» 2 класс Презентацию выполнила учитель начальных классов Юскина Лидия Николаевна МОУ Остроленская СОШ Нагайбакский район, Челябинская область

Слайд 2

Речевая разминка Зимним утром от мороза На заре звенят березы. Иней лег на ветви ели, Иглы за ночь побелели.

Слайд 3

Проверка домашнего задания Сергей Есенин «Берёза»

Слайд 4

Загадки 2 1 М Е Т Е Л Ь С Н Е Г О В И К 3 В А Р Е Ж К И 4 С О С У Л Ь К А 5 З И М А 1. Около села белая лошадка весела. 2.Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей Превратился я в ручей. 3.В обоих домиках темно, Зато жарища прямо. А коль засветится окно, Его починит мама. 4.Я живу под самой крышей, Даже страшно глянуть вниз. Я могла бы жить и выше, Если б крыши там нашлись. 5.Кто, угадай-ка, Седая хозяйка? Тряхнула перинки, Над миром пушинки.

Слайд 5

Словарная работа Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании. Дровосек – человек, рубящий дрова. Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки. Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.

Слайд 6

Аудио-мультфильм http://www.youtube.com/watch?v=S_INleu5V3Q

Слайд 7

Физкультминутка Наклоняемся вперёд, Руки в стороны. Ветер дует, завывает, Нашу мельницу вращает. Раз, два, три, четыре- Завертелись, закружились.

Слайд 8

Работа с текстом Как решили позабавиться два Мороза? Куда едет купец? Крестьянин? Как одет крестьянин? Купец? Как Мороз- Синий нос заморозил купца? Как Мороз- Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это? Как повёл себя крестьянин, когда ему стало холодно? Зачем он так сделал?

Слайд 9

Тест 1.Что решили сделать братья Морозы? а)поиграть; б)порезвиться; в)позабавиться; 2.Богатый купец ехал: а)с колокольчиками; б)с бубенчиками; в)со звоночками; 3.За кем побежал младший брат Мороз –Красный нос? а)за рыбаком; б)за охотником; в)за дровосеком;

Слайд 10

Тест 4.Какая у купца была шуба? а)медвежья; б)волчья; в)лисья; 5.Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка? а)кнутом; б)поленом; в)палкой; 6.Что, по мнению старшего брата, Мороза – Синего носа лучше шубы греет? а)печка; б)костёр; в)топор.

Слайд 11

Проверка теста: В А В А Б В

Слайд 12

Рефлексия Я узнал на уроке… Я похвалил бы себя за… Особенно у меня получилось…

Слайд 13

Землю солнце красит, а человека труд. Волов бояться, в лес не ходить. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Слайд 14

Домашнее задание Прочитать сказку Выполнить задание 5 на стр.202

Слайд 15

Интернет - источники Скороговорки о зиме http://www.vseodetyah.com/child_article.html?id=177&age=5_6 Березы http://www.angel-satana.ru/img/2010/inej.jpg Ели http://www.vipstav.ru/uploads/posts/2013-12/1386159110_desktopwallpapers.org.ua-3861.jpg Береза http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/105/106/105106220_c7c8c8fa5e4e.jpg Сергей Есенин http://cs410218.vk.me/v410218585/757c/ImhJZ1_nuO0.jpg Бубенчики http://clans2010.narod.ru/pictures/kostum/kostum-schiz-bubenchiki.jpg Купец http://static.kinokopilka.tv/system/images/users/avatars/001/173/268/DIMABOYARIN_original.PNG Крестьянин http://www.vestikavkaza.ru/upload/big/nvk/Spasut-li-8-rubley-v-mesyats-selskoe-khozyaystvo-apk.jpg Дровосек http://www.myjulia.ru/data/cache/2011/05/31/783363_2371nothumb500.jpg Наклоны http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/84/222/84222600_aye.gif Наклоны вперед http://mackocsati.kepeslap.com/images/11793/uj_thumb.gif Вращения http://gifportal.ru/data/smiles/sporta-1064.gif Купец и Мороз http://www.xxlbook.ru/imgh314897.png Морозы http://mamaschool.ru/wp-content/uploads/2013/05/2013-05-01_115559.jpg Мороз и крестьянин http://diafilmy.su/uploads/posts/2011-08/1312400215_p_0023.jpg Два Мороза http://files.web2edu.ru/0ffb4641-871b-4410-9d1d-0928fc71d0ac/4d826ed7-1f2c-467b-9870-b3b60c59efc4.jpg Аудио-мультфильм http://www.youtube.com/watch?v=S_INleu5V3Q


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение 2 класс Учитель начальных классов Щадных М аргарита Никола евна

Слайд 2

Речевая разминка Зимним утром от мороза На заре звенят берёзы. Иней лёг на ветви ели, Иглы за ночь побелели.

Слайд 3

Проверка домашнего задания Сергей Есенин «Берёза»

Слайд 4

Загадки 2 1 М Е Т Е Л Ь С Н Е Г О В И К 3 В А Р Е Ж К И 4 С О С У Л Ь К А 5 З И М А 1. Скатерть белая весь мир одела. 2.Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей Превратился я в ручей. 3. Чтоб не мёрзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят. 4.Я живу под самой крышей, Даже страшно глянуть вниз. Я могла бы жить и выше, Если б крыши там нашлись. 5.Кто, угадай-ка, Седая хозяйка? Тряхнула перинки, Над миром полетели пушинки.

Слайд 6

Словарная работа Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании. Дровосек – человек, рубящий дрова. Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки. Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.

Слайд 9

Работа с текстом Как решили позабавиться два Мороза? Как Мороз- Синий нос заморозил купца? Куда едет купец? Как одет купец? Как Мороз- Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это? Как повёл себя крестьянин, когда ему стало холодно? Зачем он так сделал?

Слайд 10

Тест 1.Что решили сделать братья Морозы? а)поиграть; б)порезвиться; в)позабавиться; 2.Богатый купец ехал: а)с колокольчиками; б)с бубенчиками; в)со звоночками; 3.За кем побежал младший брат Мороз –Красный нос? а)за рыбаком; б)за охотником; в)за дровосеком;

Слайд 11

Тест 4.Какая у купца была шуба? а)медвежья; б)волчья; в)лисья; 5.Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка? а)кнутом; б)поленом; в)палкой; 6.Что, по мнению старшего брата, Мороза – Синего носа лучше шубы греет? а)печка; б)костёр; в)топор.

Слайд 12

Топор лучше шубы греет.

Слайд 13

Пословицы Землю солнце красит, а человека труд. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Слайд 15

Домашнее задание Прочитать сказку

Слайд 16

Интернет - источники Скороговорки о зиме http://www.vseodetyah.com/child_article.html?id=177&age=5_6 Березы http://www.angel-satana.ru/img/2010/inej.jpg Ели http://www.vipstav.ru/uploads/posts/2013-12/1386159110_desktopwallpapers.org.ua-3861.jpg Береза http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/105/106/105106220_c7c8c8fa5e4e.jpg Сергей Есенин http://cs410218.vk.me/v410218585/757c/ImhJZ1_nuO0.jpg Бубенчики http://clans2010.narod.ru/pictures/kostum/kostum-schiz-bubenchiki.jpg Купец http://static.kinokopilka.tv/system/images/users/avatars/001/173/268/DIMABOYARIN_original.PNG Крестьянин http://www.vestikavkaza.ru/upload/big/nvk/Spasut-li-8-rubley-v-mesyats-selskoe-khozyaystvo-apk.jpg Дровосек http://www.myjulia.ru/data/cache/2011/05/31/783363_2371nothumb500.jpg Наклоны http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/84/222/84222600_aye.gif Наклоны вперед http://mackocsati.kepeslap.com/images/11793/uj_thumb.gif Вращения http://gifportal.ru/data/smiles/sporta-1064.gif Купец и Мороз http://www.xxlbook.ru/imgh314897.png Морозы http://mamaschool.ru/wp-content/uploads/2013/05/2013-05-01_115559.jpg Мороз и крестьянин http://diafilmy.su/uploads/posts/2011-08/1312400215_p_0023.jpg Два Мороза http://files.web2edu.ru/0ffb4641-871b-4410-9d1d-0928fc71d0ac/4d826ed7-1f2c-467b-9870-b3b60c59efc4.jpg Аудио-мультфильм http://www.youtube.com/watch?v=S_INleu5V3Q


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «В ожидании новогоднего чуда» (Стихотворения Ю.Мориц. «Настоящий секрет». А.Барто. «В защиту Деда Мороза»)

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по программе "Школа 2100" по теме "В ожидании новогоднего чуда" (Стихотворения Ю.Мориц "Настоящий секрет" и А.Барто "В защиту Деда Мороза")...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)

Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Презентация и конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему "Два Мороза" УМК "Школа России"

Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Два Мороза" УМК "Школа России". Данный материал содержит презентацию и конспект урока. Презентация поможет сделать урок интересным и увлекательным. Здесь...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором..» отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос».

Конспект урока литературного чтения в 3 А классепо теме «Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором..» отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос»....

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...