Технологическая карта А.С. Пушкин «Зимнее утро»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Руц Юлия Александровна

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_konspekt.docx25.21 КБ
Файл k_konspektu.docx1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Структурные компоненты учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

1. Организация класса.
-
Здравствуйте,  ребята. Меня зовут Юлия Александровна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения

- Проверьте, все ли готовы к уроку?


 СЛАЙД

2. Разминка для глаз

- Давайте выполним разминку для глаз (вверх-вниз 1,2,1,2. Теперь влево-вправо 1,2,1,2. А теперь закрыли глазки, а теперь открыли, теперь черти круг по часовой стрелки, а потом против часовой и быстро похлопали глазками)

- Молодцы! Присаживайтесь
- Я хочу вам пожелать, чтобы сегодня на уроке каждый из вас открыл для себя что-то новое. Желаю удачи!


Приветствуют учителя



Проверяют свою готовность к уроку


Повторяют за учителем

Слушают учителя

Речевая разминка

-Давайте сейчас с вами проведём речевую разминку

СЛАЙД

Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

1.прочитайте скороговорку глазками про себя

2.прочитаем орфоэпически все вместе
3. прочитаем орфографически все вместе
4.прочитаем выделяя звук п
- А как нужно читать скороговорку?
-Кто прочитает нам быстро?
5.прочитать быстро
6.прочитать с вопросительной интонацией
7. Прочитать с восклицательной интонацией

8.с повышением силы голоса (сначала шепотом, затем громко)
9. С понижением силы голоса (сначала громко, затем тихо)

Читают скороговорку

Читают скороговорку по заданиям

Быстро

Проверка домашнего задания

- Ребята, Ольга Адамовна задавала вам выразительное чтение отрывков по выбору. С.86-87
- Кто выйдет к доске и прочитает нам выразительно, соблюдая все знаки препинания

Выходят к доске и читают отрывок на оценку

Актуализация знаний и постановка цели урока

- Ребята, а кто такой классик?

На прошлом уроке вы познакомились с биографией писателя.

Давайте вспомним биографию А.С.Пушкина. Я буду задавать вам вопросы.

- А кто запомнил в каком году родился А.С.Пушкин?
- В каком городе родился поэт?

- На каком ещё языке говорил писатель?

- Как звали няню А.С.Пушкина?

- Как погиб поэт?

- Сколько дуэлей было у поэта?

- А сказки какие писал? Кто скажет названия?

Ребята, сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением А.С.Пушкиным, а с каким вы узнаете, отгадав загадку.

- О каком времени суток говорится?

СЛАЙД

 На траву роса ложиться,
Ну а нам пора вставать,
На зарядку становится,
Чтобы лучше день начать. (Утро)

- А кто из вас любит зиму? А в какие игры вы играете зимой?

- Кто-то из вас видел зимнее утро. Опишите

-Представьте себе утро. Зима. Опишите что вы увидели

-Посмотрите, каким увидел зимнее утро Игорь Эммануилович Грабарь (репродукция)

-Красивая картина? Опишите её

-Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (О зимнем утре)

-Кто является автором этого стихотворения? (А.С. Пушкин)

СЛАЙД

-Значит, тема урока … (Стихотворение «Зимнее утро» А.С.Пушкина)

Классик - выдающийся, общепризнанный деятель науки, искусства, литературы, творения которого имеют непреходящую ценность.

- 6 июня 1799

- Москва

- Французский язык

- Арина Родионовна

- Смертельно ранен на дуэли

- 90 дуэлей

  • Песнь о Вещем Олеге
  • Сказка о золотом петушке
  • Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
  • Сказка о попе и о работнике его Балде
  • Сказка о рыбаке и рыбке
  • Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
  • У лукоморья дуб зелёный

Утро

Отвечают на вопросы

Солнечное, морозное, снег блестит на солнце

Морозец словно окунул в синюю краску опушку леса с высокими стройными деревьями. А вот лучи солнышка, пробиваясь сквозь голые стволы, смешиваясь с голубым и ярко-синим цветом, кое-где придают снегу даже зеленоватые оттенки. Снежные покрывала обильно укутали и землю и деревья, на ветвях которых довольно увесистые комья снега и часть из них склонились под этой тяжестью почти до земли. Тронешь невзначай веточку, а она и зазвенит, а потом вдруг рассыплется на хрустальные кусочки.

Под деревцами большие нетронутые сугробы, возможно, ночью прошел снегопад и ни человек, ни лесные обитатели еще не успели проложить свои следы.

(О зимнем утре)

(А.С. Пушкин)
Стихотворение «Зимнее утро» А.С.Пушкина)

Изучение нового материала

-Ребята, послушайте про истории создания стихотворения

История создания – это стихотворение Пушкина было написано в 1829 году, причем известна даже точная дата – 3 ноября. Поэт гостил в Тверской губернии у своих друзей, в имении которых и были написаны знаменитые строк

-Откроем с.88 в учебники и я предлагаю послушать вам аудиозапись стихотворения «Зимнее утро». После прослушанного вы мне должны рассказать, какие впечатления у вас сложились и какие слова вам были непонятны.

-Какие впечатления, чувства у вас сложились?

- Давайте посмотри, что же обозначает слово «негой», «авроры» в словарике из учебника на с.218

СЛАЙД

Ребята, а вы знали, что есть крейсер, который назван в честь богини «Аврора» он находится в Санкт-Петербурге

- Ребята а что изображено на иллюстрации?

- Как выглядит лес? Чем он покрыт?

- кто же изображён ещё?

- А летом тоже на санях катаются? А на чём?

- А из вас кто-то катался на санях?

- Кто разглядит, как одеты люди в санях?

СЛАЙД

- А кто знает, что надевают на лошади?

Слушают историю создания стихотворения

Слушают учителя

Отвечают на вопрос

Взоры (взгляды, глаза),
Негой (приятное состояние)
Аврора- латинское имя богини утренней зари нарицает самоё утреннюю зарю

Звездою севера явись (слово звезда (севера) обозначает здесь самую достойную женщину Петербурга)

Вечор (вчера вечером)

Мгла (тьма)

Нынче (сегодня)

Янтарный блеск (Тёплый, уютный, жёлтый свет)

Приятно думать у лежанки (выступа у русской печки, на котором, греясь, отдыхали или спали)

Бурая (один из оттенков коричневого цвета)        

Запречь (приготовить к движению и управлению лошадь)

Предадимся бегу (означает помчимся)

Инеем, лес в снегу

Лошадь, люди, сани

Телега

Отвечают дети

Меховые шапки

Снаряжения для лошади  

Вторичное закрепление

- А теперь читаем самостоятельно, не сильно громко (2-3 мин.)

- Давайте прочитаем по цепочке начиная со 2 ряда выразительно по 1 строфе (строфа-это часть текста)

- Какие у вас впечатления, какая картина возникла после 1 строфы? 2? 3…  Опишите словами.

Как нужно читать строфы?

 Опишите словами, что вы представили, прочитав строки?

 

После 2 строфы. - Почему Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Как помогает передать настроение?

После 4 строфы . Как выглядит комната в это утро?

Какие звуки повторяются т помогают «услышать», как трещит печь?

- Прочитайте самые красивые строчки, на ваш взгляд.

-Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? 

Читают самостоятельно

В первом шестистишии главный герой восхищается красотой зимы. Он приходит, чтобы разбудить возлюбленную и показать ей, как прекрасен зимний мир за окном.

Вторая строфа вспоминает вечер, когда за окном была буря, а возлюбленная сидела в печали, и нынешним состоянием природы. 

2 строфа — тревога, тоска, печаль; последняя строчка — удивленно 

В третьей строфе показано прекрасное зимнее утро, которое поэт описывает самым восхищенным способом,

3 строфа -восторг, восхищение красотой природы

а в четвертой лирический герой возвращается в комнату, где очень тепло, и можно наслаждаться тем, как весело трещат поленья в камине.

4 строфа —, спокойно, мечтательно


Но последняя строфа вновь возвращает читателя на улицу: Пушкин приглашает его на зимнюю прогулку в санях, чтобы вволю налюбоваться окружающей красотой.
5 строфа —предвкушение, приятных впечатлений

Находят строки в строфе. (тр, т, ч)

Выбирают и читают строчки

(Преобладают счастье, восторг. Он восхищается контрастными проявлениями природы)

Итог урока

- Кто выйдет и прочитает у доски стихотворение выразительно, соблюдая правила препинания?

- Какая тема урока была?

- О каком авторе сегодня шла речь?

 -Какое стихотворение мы сегодня отрабатывали?

Выходят к доске и читают стихотворение выразительно

Отвечают на вопросы

Рефлексия


6. «Три лица».

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

Если весёлое лицо, то всё понравилось и всё было понятно.
Если нейтральное лицо, то что-то было непонятно или не понравилось.
Грустное лицо, то на уроке было не интересно и не понятно.

Анализируют и поднимают руки

Домашнее задание

Выразительное чтение с.88-89

Записывают в дневник задание


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изображение зимнего пейзажа по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро».

- учить рисовать зимний пейзаж, используя линейную и воздушную перспективу; - учить сопоставлять словесные, музыкальные и живописные образы через работу над    репродукциями ...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему " А С Пушкин Зимнее утро"

Урок в рамках системно -деятельнстного  подхода. Включены все виды универсальных учебных действий Основная деятельностная технология- коммуникативная. Включены приемы теории развития критического...

технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 3 классе по теме: А.С.Пушкин "Зимнее утро"

В работе представлена разработанная технологияечкая карта, презентация и самоанализ урока....

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "А.С.Пушкин Зимнее утро" УМК "Школа России"

Технологическая карта открытого урока литературного чтения в 3 классе...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....