По страницам сказок... Урок литературного чтения 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Сценарий урока по литературному чтению для 1 класса . УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_skazok_literaturnoe_chtenie.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

 МБОУ «ЦО№38»

«Путешествие по страницам любимых сказок»

Литературное чтение

1 «А»  класс

Учитель начальных классов

Пелипецки О.В.

                                           

2018-2019  г

Цели:

Образовательные: 

  • закрепить знания и способы учебной деятельности;
  • расширить читательский кругозор детей;

 Развивающие :

  • развивать  творческие способности, познавательный интерес, логическое мышление;
  • умение работать в группах;
  • учить  детей слушать рассказ и рассуждать, сопоставляя написанное с действительностью;

Воспитательные:

  • воспитывать чувство прекрасного, способствовать богатому восприятию мира, обогащать эмоции;
  • воспитывать в детях доброжелательность и дружелюбие.

I

Задачи:

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России.
  • Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи ;
  • Развитие коммуникативной речи.
  • Обобщить первые представления о народной и литературной сказках;
  • через элементы театрализации дать возможность детям выразить свои чувства, эмоции, фантазии

Формирование УУД

Личностные УУД: -

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

Познавательные УУД:                                                                   

Общеучебные универсальные действия:

  •  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; 
  • развивать умение выразительно читать, передавать настроение персонажа;
  • помочь ребенку в составлении продолжения сказки.
  • формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нем ответы на вопросы;
  • Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
  • Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
  • Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

  Универсальные логические действия:

  • приучать следить в сказке за развитием действия, готовиться к пересказу;
  • обращать внимание детей на речь персонажей, осмысливать их поступки;
  • учить наблюдать и объединять произведения по сходству главной мысли;
  •  построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

  • ориентация на партнера по общению;
  • умение слушать собеседника;
  • учет разных мнений и умение обосновать собственное;
  • умение договариваться, находить общее решение;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов - умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Оборудование:  ЭОР по теме «Путешествие по страницам любимых сказок»  , учебник «Литературное чтение», Л. Ф. Климанова, В. Г.Горецкий, Л. А. Виноградская  1 класс, волшебный мешочек с предметами, метла,  интерактивные доски для каждой команды, иллюстрации к сказкам, лук, платок, логическая задачка.

                       

Ход урока

  1. Организационный момент

Психологический настрой.
В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.

2.Актуализация опорных знаний

Сказка по лесу идёт -

Сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

 

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка-умница и прелесть,

С нами рядышком живёт..

Автор: Юнна Мориц

Ребята, сегодня я приглашаю вас в волшебное путешествие. Вы уже догадались куда? Конечно, в сказку. Я думаю, что все вы любите сказки. Ее населяют разные добрые и злые герои.  И нам прислали телеграммы сказочные  герои, я прочитаю  телеграммы, а вы угадайте от кого они. (Учитель зачитывает телеграммы. После того как дети отгадают автора телеграммы – на экране после щелчка  появляется изображение  этого героя.)

Телеграмма 1                            

Я желаю от души

Вам здоровья, малыши!

 Чтоб прививок не боялись,

 Ежедневно закалялись,

 Чтоб не мучил вас бронхит.

Добрый доктор... (Айболит).

 Телеграмма 2                            

Я желаю вам в подарок

Получить огромный торт,

Шоколад и печенье,

Мармелад и варенье,

Становиться толще, выше,

Жду от вас ответ на крыше. (Карлсон.)

Телеграмма 3                            

 Я хочу вам пожелать

Лишь пятерки получать,

Книжки добрые любить,

С математикой дружить.

От лица Пьеро, Мальвины

Ваш дружище... (Буратино)

- И последняя телеграмма. Странная она какая-то, недобрая. Ну-ка, ребята, определите, кто ее отправил, потому что она почему-то не подписана:

                               

 Телеграмма  3

                                 

Пусть для вас будущий год

Только гадости несет!

Получайте только двойки,

Очень редко можно - тройки,

Бейте окна и витрины,

Не ходите в магазины,

Затевайте больше драк.

Привет, Старуха... (Шапокляк).

Наверное, и ваши мамы, бабушки читали вам сказки о животных, о сказочных героях и разных существах? А вы, ребята, что можете сказать о сказке, какими красивыми словами её представить?

Сегодня мы с вами вспомним и поговорим о ваших любимых сказках. Я вам предлагаю отправиться в сказочное путешествие.

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

На пути нас ждут разные «сказочные» испытания.

Для того, чтобы успешно преодолеть все испытания, которые ждут нас по пути в страну сказок, необходимо разделиться на 3 команды.

«Сказочники»

«Фантазеры»

«Знатоки»

Обратите внимание, какие конкурсы нам приготовила мудрая сова ,  мы должны будем их пройти для того чтобы подвести итог по изученной теме и  внеклассному чтению.

     3. Основная часть.

Конкурс 1. Собери волшебные предметы.

Я предлагаю вам, отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, людей посмотреть, себя показать. Дорога нам предстоит дальняя. Нужно сумку собрать с вещами самыми необходимыми, сказочными.

Вы должны назвать волшебные свойства каждого предмета, который берём в дорогу.

(Команды участвуют по очереди)

шапка-невидимка, зеркальце, сосуд с живой водой, колечко, яблоко, клубочек, туфелька, цветок, золотой ключик

Конкурс 2. Дополни имя сказочного героя.

Сказочные герои часто носят длинные имена. У меня написана только часть имени. Давайте назовём полное имя героя.

Учитель называет одну часть имени командам по очереди, а они дополняют вторую.

Кощей…(Бессмертный)                                                  

 Елена…(Прекрасная)

Иван…(Царевич)                                                                

Василиса…. (Премудрая)

Финист…(Ясный Сокол)                                                        

 Змей…(Горыныч

Баба-…(Яга)                                                                        

 Крошечка…(Ховрошечка)

  Гуси-…(Лебеди)                                                                    

 Сивка….(Бурка)                                                                        

 Конёк…(Горбунок)

Заяц…(хвастун)                                                                    

Курочка - …(Ряба)

Конкурс 3. Инсценировка.

Детям нужно вспомнить слова героя сказки и инсценировать этот отрывок.

1. Позовите Сивку-Бурку словами из сказки. Как звали хозяина этой лошади? («Сивка-Бурка, вещая каурка, Встань передо мной, как лист перед травой!», Иванушка-Дурачок)

2. Какие слова приговаривала девочка медведю? Из какой она сказки? («Маша и медведь», «Не садись на пенек, не ешь пирожок…»)

3. Что приговаривала царица, глядя в волшебное зеркальце?

 "Свет мой, зеркальце! Скажи,

 Да всю правду доложи:

 Я ль на свете всех милее,

 Всех румяней и белее?"     

Царица из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"

Конкурс 4. Загадочный.

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети?

(Семеро козлят)

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден.

(Гадкий утенок)

 

Была она артисткой

Прекрасной, как звезда,

От злого Карабаса

Сбежала навсегда.

(Мальвина)

 

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

(Емеля )

 

Сладкий яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло вокруг, как днём.

(жар-птица)

 

 Над простым моим вопросом

Не потратишь много сил.

Кто мальчишку с длинным носом

Из полена смастерил?  (папа Карло)

Конкурс 5. Исправь ошибки.

Вчера к нам в гости без приглашения пришла колдунья – Безграмотность. Она перепутала все названия сказок. Давайте поможем героям сказок.

Каждой команде выдаются перепутанные названия сказок.

Дети исправляют ошибки всей командой. Задание одинаковое для всех.

Петушок Ряба – Курочка Ряба

Даша и медведь – Маша и медведь

Волк и семеро ягнят – Волк и семеро козлят

Петушок и гороховое зернышко – Петушок и бобовое зёрнышко

Утки-лебеди – Гуси-лебеди

Лисичка с кастрюлечкой – Лисичка со скалочкой

По рыбьему веленью – По щучьему веленью

У страха глаза огромные – У страха глаза велики

Конкурс 6. « Сказочная эстафета».

Герои сказок очень довольны вами и хотят с вами поиграть. Они придумали для вас сказочную эстафету.

1. Чиполино (почистить луковицу).

2. Баба-Яга (бег с метлой).

3. Шапка-невидимка (на ощупь, с завязанными глазами отгадать одного из игроков соперника).

4. Василиса Премудрая (решить задачку).

Физминутка

Конкурс 7. Конкурс капитанов: «Узнай сказку!»

Отрывок из сказки записан на карточках. .

Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. ( Царевна-лягушка. Русская народная сказка)

Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается... Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь. (По щучьему веленью. Русская народная сказка)

«Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда, сюда – нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что плохо будет от отца и матери…» (Гуси-лебеди. Русская народная сказка)

Конкурс 8. Представьте и нарисуйте, как выглядят следы:

1 команде - Бабы Яги,

2 команде – Кощея Бессмертного,

3 команде – Колобка.

4.Обобщение

     Блиц-турнир.

Как звали корову кота Матроскина?(Мурка)

Сколько раз старик бросал в море невод?(3)

Что потерял ослик Иа?

Девочка, у которой голубые волосы.

Как звали папу Буратино?

На каком поле и в какой стране Буратино закопал свои монеты?

Кто от всех болезней лечился сладостями?

Из чего сделана Снегурочка?

Какое яичко снесла Курочка Ряба?

Как звали девочку из сказки «Морозко»? Ответ: Настенька.

Сколько героев хотели съесть колобка? Ответ: Шесть.

Кто поймал щуку в сказке «По щучьему велению»? Ответ: Емеля.

Кто разломал теремок? Ответ: Медведь.

Кто прогнал лису из дома в сказке «Заюшкина избушка»? Ответ: Петушок.

Кто унес Иванушку? Ответ: Гуси-лебеди.

Кого лиса угощала кашей? Ответ: Журавля, «Лиса и журавль».

Кто помог спасти жизнь петушку в русской народной сказке     «Петушок и бобовое зернышко»? Ответ: Курочка.

Кто тянул репку последним? Ответ: Мышка.

Транспорт Бабы Яги.

Что купила на базаре Муха-Цокотуха?

Яблоки, дающие молодость (Молодильные)

Сколько человек тянуло репку? (Три)

5. Подведение итогов.

Вот и подходит к концу наше путешествие по сказкам.  Запомните , что книга – это друг , который помогает нам попасть в сказочную страну.

Рефлексия  .Продолжи фразу:

-Мне сегодня понравилось…

-Я хотел бы узнать больше…

-У меня возникли трудности…

 Сегодня вы показали себя настоящими знатоками сказок. Много сказок мы вспомнили. В разных сказках побывали. Что самое главное во всех сказках? (Добро побеждает зло.) Я вижу ваши радостные лица, а это значит, мы вместе с вами получили массу положительных эмоций и каждый из нас стал сегодня ещё добрее. Молодцы, ребята! Вы с честью выдержали все испытания, которые вам подготовила Мудрая сова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

"По страницам сказок" урок ИЗО 1 класс

Урок ИЗО 1 класс с технологической картой...

Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения , 3 класс, В.И. Даль "Девочка Снегурочка". Сравнение авторской и литературной сказок.

Данный урок разработан по технологии продуктивного чтения, технологии  развития  критического мышления через чтение и письмо,...