Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Шлейникова Екатерина Алексеевна

Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с биографией Е. Чарушина, его произведением; содействовать совершенствованию навыков чтения, развития устной речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 74

Тема

Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с биографией Е. Чарушина, его произведением; содействовать совершенствованию навыков чтения, развития устной речи учащихся

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

На основе названия текста определяют его содержание; читают текст самостоятельно; называют героев произведения; находят и называют понравившиеся слова из текста, воспринятого на слух; разыгрывают фрагмент текста по ролям

Личностные результаты

Воспринимают важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения.

Познавательные: общеучебные – используют сюжетные картинки, материал собственных наблюдений для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение предположений с содержанием текста, характеризуют героя.

Коммуникативные: выразительно читают текст и разыгрывают по ролям фрагмент

Основное содержание темы, понятия и термины

Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву "р"». Герои произведения. Чтение по ролям

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса
и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку литературного чтения.

Литературное чтение – прекрасный урок,                   Много полезного в каждой из строк,                                              Стих это будет, сказка, рассказ –                                            Вы учите их – они учат вас

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

II. Артикуляционная  гимнастика.

Фронтальная.

Словесный. Артикуляционная зарядка

1)Дыхательная гимнастика.

-Подготовим дыхательный аппарат к чтению

Голову поднимем выше и легко, легко подышим,

- спокойное дыхание (вдох через нос, выдох через рот);

- надуваем воздушный шар;

- дуем на кипящее молоко.

2)Речевая разминка.

(слайд 2)

-Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции

Ра-ра-ра - начинается игра.

Ры-ры-ры - у мальчиков шары.

Ро-ро-ро - у Раи новое ведро.

Ру-ру-ру - начинаем мы игру.

Выполняют упражнения

Чтение чистоговорки.

Готовят дыхательный аппарат к чтению

Выполняют упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции

Фронтальный. Правильное выполнение заданий

III. Повторение пройденного материала

Фронтальная. Словесный. Загадывание загадки. Беседа

Отгадайте загадку:

Буквы-значки, как бойцы на парад,

 В строгом порядке построены в ряд.

 Каждый в условленном месте стоит

 И называется ...(алфавит)

-Что такое алфавит? (расположение букв в определённом порядке)

-Сколько букв в русском алфавите?(33)

-Почему так назвали буквы, кот. стоят по порядку?

-Кто-то смотрел в словаре или интернете?( в греч. яз. первые две буквы наз. альфа и вита – толковый словарь Ожегова)

-Все знают алфавит? Проверим. Внимательно прочитайте алфавит. (слайд 3)

- Вставим пропущенные буквы

- Чтобы выполнить задание мне нужен помощник.

(слайд 4)

Слушание и отгадывание загадки

Выполняют задания учителя.

Работа отдельных учащихся с компьютером.

 Физкультминутка

Коллективная. Практический.

Немножко отдохнём и споём песенку – алфавит(слайд 4)

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение упражнений

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа

1) Введение в тему урока.

-Посмотрите на обложку книги. (слайд 5)

– Кто изображен на обложке?

– Кто такая ворона? Что вы знаете о ней?

- Прочитайте название книги. Как вы думаете, почему на обложке нарисовали ворону?

– В этом рассказе говорится как эта птица научила одного мальчика говорить звук [р]. Хотите узнать, как это получилось?

– Кто же написал этот интересный рассказ? Прочитайте. (Е. И. Чарушин) 

- -Сегодня мы поговорим о звуке [р] и букве эр, познакомимся с рассказом Е.Чарушина.

Рассматривают картинку. Называют птицу, рассказывают о ней.

Отвечают на вопросы учителя

Принимают учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Биография
Е. И. Чарушина

Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, показ портрета

Рассказ биографии Е. И. Чарушина с опорой на портрет(слайд 6-9)

1.Сведения из биографии Е.И. Чарушина.

-Что вам известно о жизни этого писателя?

-О чем пишет Е.И. Чарушин?

Е.И. Чарушин родился в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 г. Отец, Иван Аполлонович Чарушин, известный русский художник – архитектор, дал сыну первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна, хорошая музыкант, привила сыну вкус музыке, научила его понимать природу, животных.

Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богатой одаренной натуре. Вначале известность к нему пришла как к художнику – иллюстратору. Он иллюстрировал книги М. Пришвина, В. Бианки, С. Маршака, М. Горького. Позже он стал писать рассказы ( анималистический рассказ , animal – животное ) о животных, их повадках.

Слушают рассказ учителя, задают вопросы

Внимательно слушают и воспринимают рассказ, проявляют интерес и задают вопросы

Фронтальный. Наблюдение учителя

2. Первичное знакомство с рассказом (учебник,
с. 84–85)

Фронтальная. Словесный. Чтение рассказа подготовленными детьми, беседа

Чтение рассказа.

– Подумайте над вопросом:

Могла ли эта история произойти на самом деле?

Слушают рассказ, рассматривают предметную картинку, отвечают на вопрос

На основе названия текста определяют его содержание. Размышляют над вопросом, высказывают мнение

Фронтальный. Устные ответы

3. Первичное восприятие рассказа учащимися

Фронтальная. Словесный. Беседа

– С кем произошла история?

– Как звали мальчика?

– Что он не умел делать?

Отвечают на вопросы

Демонстрируют усвоение содержания услышанного рассказа.

Фронтальный. Устные ответы

4. Выборочное чтение рассказа учащимися. Беседа по тексту
(учебник, с. 84–85)

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа

– Прочитайте трудные слова, которые нам встретятся в тексте.

– Почему мальчик Женя обиделся на ребят? Перечитайте строки

– Какие слова предлагали ребята ему сказать?

– Как поступили ребята? Правильно или нет? Почему?

– Нужно ли смеяться? Как надо поступить?

– Какие чувства испытывал Женя?

– Кто же научил мальчика говорить букву Р?

– Как кричит ворона?

– Давайте прочитаем.

– Что произошло дальше? Какой был результат?

Читают на доске трудные слова из текста: 

не-вы-со-кой,

рас-ка-ты-ва-ет-ся,

об-ра-до-вал-ся,

вы-го-ва-ри-ва-ет-ся.

Читают рассказ и отвечают на вопросы

Учатся правильно читать произведение: называть автора, название произведения. В ходе выборочного чтения анализируют произведение, отвечают на вопросы, находят ответы в тексте рассказа. Называют героев рассказа.

Высказывают свое мнение. Пересказывают рассказ

Фронтальный. Чтение, устные ответы

 Физкультминутка

Коллективная. Практический.

– А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели вновь за дело

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение упражнений

VI. Закрепление знаний и способов действий.

1. Самостоятельная работа с текстом рассказа (учеб

ник, с. 84–85)

Индивидуальная работа. Словесный, практический. Чтение, беседа

– Найдите в тексте и прочитайте предложения, в которых рассказывается, как Женя учился говорить букву Р.

– Определите качества характера Жени.

– Найдите и назовите понра

вившиеся слова из текста

Ищут в тексте предложение, слова. Отвечают на вопросы

Учатся находить в тексте необходимую информацию. Харак

теризуют мальчика – героя рассказа.

Групповой, индивидуальный. Чтение предложения, слов; устные ответы

2. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу

Работа в парах. Словесный, практический. Чтение, беседа

Недаром говорится, что дело мастера боится.

(…Полчаса кричал Женя по вороньи… )

Вывод: трудом можно добиться успеха.

Повторное чтение названия рассказа.

-Как еще можно назвать рассказ?

(Как ворона научила Женю произносить звук [р], Трудная буква).

-Какие черты характера помогли Жене научиться говорить звук [р]? (Настойчивость, упорство).

Вывод: если потрудишься, постараешься, то всему научишься.

Читают на доске

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Читают название рассказа

Учатся объяснять пословицу, делать вывод.

Придумывают название рассказа.

Контролируют работу товарищей в группе, осуществляют взаимопроверку

 2. Инсценировка фрагмента текста

Групповая. Словесный, творческий.

Чтение, инсценировка

– Выберите возможный для чтения по ролям отрывок

текста.

– Разыграйте фрагмент текста по ролям

Выбирают фрагмент текста, распределяют

роли, инсценируют

Определяют фрагмент текста, подходящий для инсценировки, распределяют роли, инсценируют

Групповой. Инсценировка

3. Буква или звук?

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Чему научился Женя: говорить букву Р или произносить звук, который этой буквой обозначается?

– Как поступили ребята? Правильно или нет? Почему?

– Нужно ли смеяться? Как надо поступить?

– Какие чувства испытывал Женя?

– Кто же научил мальчика говорить букву р?

– Как кричит ворона?

– Давайте прочитаем.

– Что произошло дальше? Какой был результат?

– Научился произносить звук [р], звуки мы произносим и слышим

Различают букву Р 
и звук [р], аргументируют свой ответ.

Высказывают свое мнение. Пересказывают рассказ

Фронтальный. Устные ответы

 

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный.

Беседа

– С каким писателем мы познакомились?

– Как называется рассказ?

– А как бы ты оценили свою работу? Почему?

Дополните предложения…(слайд 10)

Самым интересным для меня было …, потому что …

Самым скучным для меня было …, потому что …

Теперь бы я ещё хотел узнать о …, потому что …

Я был бы рад …, потому что …

Мне понравилось …, потому что …

Мне не понравилось …, потому что …

Отвечают на вопросы учителя.

Дополняют предложения

Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке(показ смайликов)

Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Е.Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву "р". 1 класс

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе...

Презентация к уроку. Е.Чарушин "Как мальчик Женя научился говорить букву "Р"

Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе. (ФГОС)...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Чарушин "Как мальчик Женя научился говорить букву "р""

Представлен материал, который можно использовать на данном уроке с целью подготовки детей к интегрированной контрольной работе...

Тема: Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Урок обучения грамоте в 1 классе (послебукварный период)...