Конспект урока по литературному чтению по сказке "Лисичка-сестричка и волк"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Два конспекта уроков по сказке "Лисичка-сестричка и волк"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_vvodnyy.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

           Деятельность обучающегося

Форма контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Организационный момент

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее-

Начнем скорей урок!

Слушают учителя. Повторяют хором.

Настраиваются на урок.

Наблюдение.

Постановка учебной задачи

- Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям.  К какому жанру литературы они относятся?

- Чем отличается сказка от других жанров литературы?  

- Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки?

- Назовите авторские сказки.

- Назовите народные сказки.

- Отгадайте загадку, и вы узнаете имя героя сказки, о котором мы будем вести речь.

Знают всё о ней соседи,
Ведь живут в одном лесу.
Знают волки и медведи
Про обманщицу … (лису).

 Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок.

Проведём небольшую викторину. Подсказка: во всех сказках главная героиня – лиса.

1) Идёт лисичка-сестричка.

Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт?

2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали!

3) Лиса влезла на чердак и до половины мёд-то и поела. Опять воротилась и легла, а медведь-то её и спрашивает: кума, а кума, как назвали-то?

4) Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

5) Заяц побежал к лисе. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться.

Медведь говорит: Я полезу на сосну.

А мне что же делать? – спрашивает волк. Спрячь меня, Михайло Иванович, куда-нибудь! Медведь завалил волка сухими листьями, а сам влез на сосну.

6) А лисичка собрала всю разбросанную рыбку в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней Серый Волк.

Сейчас вы познакомитесь ещё с одной сказкой, героями которой будут лиса и волк. Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».

-Ка вы понимаете слова: «свернуться калачиком»?

 - Найдите значение слов в словаре: СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ, ПРОРУБЬ, КОРОМЫСЛО, НАХОДЧИВЫ.

Вспоминают названия русских народных сказок. Отвечают на вопросы.

Отгадывают загадку.

Отгадывают сказки.

Высказывают свои предложения, работают со словарем.

Учатся сравнивать, делать выводы. Группируют сказки.

Настраиваются на изучение нового материала.

Актуализируют свой жизненный опыт.

Отрабатывают чтение сложных слов.

Фронтальная.

Наблюдение.

Фронтальная.

Групповая.

Физкультминутка

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

А впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.

Волк вот рыщет быстро в поле,
Очень грозен он на воле.

Подражаем мы волчишке

Непоседы-ребятишки.
Но закончилась игра
И учиться нам пора.

Выполняют:

- Хлопки над головой

- Бег на цыпочках.

- Подражают волку.

         - Садятся за парты.

Осуществляют профилактику утомления.

Наблюдение.

Изучение нового материала

А сейчас мы с вами прослушаем первую часть этой сказки в исполнении замечательной актрисы Т. Пельтцер.

Вы прослушали первую часть сказки, скажите можете ли вы пересказать ее?

Пересказывает учитель, используя первый критерий таблицы (последовательность), но нарушая ее.

Задает вопрос:

-Правильно ли было пересказано?

Разбираем по таблице: критерии оценки (в приложении), знакомимся с первым критерием.

Пересказывает учитель второй раз, используя второй критерий таблицы(правдивость), но тоже нарушая ее.

Задает вопрос:

-Правильным ли в этот раз был пересказ?

Разбираем по таблице: критерии оценки (в приложении), знакомимся со вторым критерием.

Пересказывает учитель третий раз, используя третий критерий таблицы (культура речи), но тоже нарушая ее.

Задает вопрос:

- Правильным ли в этот раз был пересказ?

Разбираем по таблице: критерии оценки (в приложении), знакомимся с третьим критерием.

Слушают аудио - запись. Отвечают на вопрос.

Слушают пересказ.

Отвечают.

Слушают пересказ. Отвечают на вопросы.

Слушают пересказ. Отвечают на вопросы.

Воспринимают монолог актера.

Отрабатывают критерий.

Отрабатывают критерий.

Отрабатывают критерии.

Наблюдение.

Фронтальная.

Фронтальная.

Фронтальная.

Обобщение изученного

Учитель читает повторно сказку и задает вопрос:

- Расскажите, что делала лисичка, чтобы добыть рыбку?

Слушают учителя. Отвечают на вопрос.

Воспроизводят последовательность действий персонажей в конкретной ситуации.

Фронтальная.

Итог урока. Рефлексия

- У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся лисичка и плачущий волк. Если вам было интересно на уроке, то покажите лисичку, а если неинтересно- то волка.

 Прозвенел для нас звонок.

Всем спасибо за урок!  

Показывают карточки с изображением животных.

Учатся оценивать свое состояние.

Индивидуальное.

Урок 1. «Лисичка- сестричка и волк» (русская народная сказка).

Педагогические цели: Систематизировать знания, обучающихся по теме «Русские народные сказки»; создать условия для развития умений пересказывать сказку «Лисичка- сестричка и волк»; работать с толковым словарем.

Тип урока: Вводный урок. Урок по ознакомлению с новым материалом.

Планируемые образовательные результаты: 

Предметные: обучающиеся научатся находить нужные фрагменты текста; работать с текстом; воспроизводить последовательность событий, определять основные качества героев.

Метапредметные:

 Регулятивные: обучающиеся научатся определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; оценивать процесс и результат деятельности;

Познавательные: обучающиеся научатся осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме творческого характера; заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; работать с источниками информации;

Коммуникативные: обучающиеся научатся принимать различные позиции во взаимодействии; адекватно оценивать себя, работу других учеников.

Личностные: демонстрируют интерес к чтению произведений устного народного творчества.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, проблемно- поисковый.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Образовательный ресурс: учебник (стр.66-67). Карточки с таблицами, изображение животных, конспект урока, аудиосказка.

Урок 2. «Лисичка- сестричка и волк» (русская народная сказка).

Педагогические цели: Систематизировать знания, обучающихся по теме «Русские народные сказки»; создать условия для развития умений пересказывать сказку «Лисичка- сестричка и волк»; работать с толковым словарем.

Тип урока: Урок по ознакомлению с новым материалом.

Планируемые образовательные результаты: 

Предметные: обучающиеся научатся находить нужные фрагменты текста; работать с текстом; воспроизводить последовательность событий, определять основные качества героев.

Метапредметные:

 Регулятивные: обучающиеся научатся определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; оценивать процесс и результат деятельности;

Познавательные: обучающиеся научатся осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме творческого характера; заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; работать с источниками информации;

Коммуникативные: обучающиеся научатся принимать различные позиции во взаимодействии; адекватно оценивать себя, работу других учеников.

Личностные: демонстрируют интерес к чтению произведений устного народного творчества.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, проблемно- поисковый.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, в паре.

Образовательный ресурс: учебник (стр.68-71). Карточки с таблицами, изображение животных, конспект урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

           Деятельность обучающегося

Форма контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнем урок, друзья.

-Улыбаемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

Слушают учителя.

Настраиваются на урок.

Наблюдение.

Постановка учебной задачи

-Почему сказку «Лисичка – сестричка и волк» называют народной?

-Какие еще бывают сказки?

-Какие сказки появились раньше?

-Как дошли до наших дней народные сказки?

-Чем отличаются сказки от других литературных произведений- рассказов, повестей и т.д.?

-Докажите, что сказка «Лисичка- сестричка и волк» - это сказка о животных.

-Сегодня мы дочитаем сказку «Лисичка – сестричка и волк».

Систематизируют знания.

Открывают учебник.

Учатся сравнивать, делать выводы.

Актуализируют свой жизненный опыт.

Фронтальная.

Наблюдение.

Изучение нового материала

-Найдите значения слов в словаре: «прорубь», «коромысло», «находчивый».

Читает учитель вторую часть сказки.

-В парах потренируйтесь пересказать текст сказки, используя таблицы.

Осуществляют поиск в словаре.

Слушают учителя.

Пересказывают сказку по критериям в парах.

Отрабатывают умение работать со словарем.

Воспринимают монолог.

Работают с критериями и оценивают друг друга.

Фронтальная.

Наблюдение.

Парная.

Физкультминутка

Проводит физкультминутку.

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг- прыг- прыг!

Кто к зарядке не привык?

Вот лиса идет по лесу.

Кто ж там скачет интересно?

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос.

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе?

Тренировки помогают!

И зайчишки убегают.

Вот голодная лисичка

Грустно смотрит в небеса.

Тяжело вздыхает,

Садится,отдыхает.

Повторяют движения за учителем.

Осуществляют профилактику утомления.

Наблюдение.

Обобщение изученного

Следит за соблюдением интонации, помогает детям вовремя читать слова своего персонажа.

-С какой сказкой вы познакомились на уроке?

-О ком эта сказка?

-Чему учит эта сказка?

Читают по ролям (сказка читается несколько раз разными учениками).

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.

Учатся читать по ролям, осуществляют взаимоконтроль.

Анализируют.

Индивидуальная.

Фронтальная.

Итог урока. Рефлексия

-В жизни бывают люди хитрые, изворотливые, как лиса, а бывают доверчивые, глупые, как волк. Я желаю вам быть умными, сообразительными, как лиса, и добрыми, как волк. Любая сказка учит нас общению, доброте, умению выходить из сложной ситуации.

-Какие личные качества ученика вам помогали сегодня на уроке?

-Выразите ваше отношение к уроку.

- У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся лисичка и плачущий волк. Если вам было интересно на уроке, то покажите лисичку, а если неинтересно- то волка.

 Прозвенел для нас звонок.

Всем спасибо за урок!  

Высказывают свое мнение. Говорят, что им понравилось на уроке, что было интересно, где возникала трудность и как они с ней справились. Называют личные качества, которые помогли им работать на уроке. Выражают свое отношение к уроку.

Соотносят жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.

Индивидуальная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению (презентация) 3 класс "Иван-Царевич и Серый волк"

На данном уроке учащиеся закрепляют умение характеризовать литературные сказки, высказывать своё мнение о героях и их поступках. Красочная презентация поможет обобщить знания детей о сказках....

Конспект урока по Литературному чтению Тема: Рудольф Эрих Распе. ВОЛК НАИЗНАНКУ. (Отрывок из книги «Приключения барона Мюнхгаузена»)

Целевая установка урока: ·        Познакомить учащихся с фрагментом книги Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»;·        раз...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению «Школа России» 1 классТема урока: «И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк».

Цель урока: познакомить с юмористическими произведениями.Планируемые результаты:Предметные:-умение читать по ролям и пересказывать по опорным словам; умениевыразительно читать целыми словами.Личностны...