Азбука читателя
статья по чтению (3, 4 класс)

Азбука читателя" - серия видеороликов, снятых педагогом-библиотекарем и учащимися 3-4 классов. Данный проект является инновационной формой привлечения читательской аудитории и повышения интереса к жизни школьной библиотеки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_azbuka_chitatelya.docx14.32 КБ

Предварительный просмотр:

Должность “педагог-библиотекарь” появилась в школах относительно недавно. В его задачи входит не только обслуживание читателей школьной библиотеки, но и образовательно-просветительская работа с детьми. Для успешной реализации такой деятельности необходимо искать современные и действенные формы и методы продвижения чтения среди учащихся, развития информационной культуры школьников и привлечения читательской аудитории.

“Азбука читателя” - такое интересное словосочетание встретилось мне случайно на просторах Интернета. В опубликованной методической разработке библиотечного урока были собраны, объяснены и выстроены в алфавитном порядке ключевые понятия о работе библиотеки. Однако авторы смогли подобрать слова не на все буквы алфавита. 

Данная идея мне показалась достаточно интересной и в рамках образовательной программы “Информационная культура школьника”. Я решила развить эту идею и реализовать её в несколько ином формате. Совместно с учениками 3-4 классов мы запустили проект видео-азбуки, в которую было запланировано внести по одному слову на каждую возможную букву алфавита.

Действительно, если на букву А мы можем назвать “абонемент”, на Б - “библиотека”, то дальше начинаются сложности. Мы стараемся подбирать слова и понятия, напрямую имеющие отношение к библиотеке, книгам и чтению в целом.

Детей привлекает возможность поучаствовать в создании видеороликов. Вместе с этим они открывают для себя новые понятия и принципы функционирования библиотеки, повышают навыки выразительного чтения и работы с текстом, повышают уровень своей информационной культуры. 

Каждый ролик длится около двух минут и содержит в себе раскрытие одного понятия или термина на конкретную букву алфавита. Вместе с этим создается альбом с печатными страницами Азбуки читателя. Благодаря такой работе у обучающихся формируются базовые навыки ведения проектной деятельности. Каждый “Выпуск” Видео-азбуки - это настоящий проект, проходящий все этапы: от планирования до представления итогового продукта. Участники придумывают сюжет на заданную тему, занимаются поиском необходимого теоретического материала, выступают в роли актеров и принимают участие в публикации нового выпуска.

С технической точки зрения реализация данного проекта не требует специальных знаний по съемке и монтажу, так как используются простые общедоступные программы и приложения.

Видео снимается на камеру смартфона. Ролики монтируются при помощи программы Moveavi. Для создания печатных страниц Азбуки, которые также служат обложками видео, используется онлайн-сервисе Canva. 

Готовые видеоролики используются в качестве контента для сообществ школьной библиотеки в социальных сетях (Вконтакте, Инстаграм), в качестве презентационного материала на библиотечных уроках. Ролики выкладываются с периодичностью в неделю, в алфавитном порядке, представляя собой своеобразный обучающий курс.

Реализация проекта “Азбука читателя” помогает решению нескольких задач для развития навыков грамотного читателя и успешного пользователя информационным пространством. Дети, участвующие в проекте, учатся работать с текстами и информацией, развивают навыки чтения, а также устной речи и актёрского мастерства. Участники сообществ в социальных сетях, благодаря публикуемым роликам, узнают новые и интересные факты о библиотеке, рассказанные языком, понятным детям. 

Благодаря внедрению новой формы работы повышается привлекательность библиотеки для учащихся и родителей, повышается читательская активность и интерес школьного сообщества к жизни библиотеки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения "От благодарных читателей"

При подготовке к этому уроку учащимся было дано задание провести исследовательскую работу «Мой любимый литературный герой» по следующему плану: 1.Кто твой любимый герой? 2.Из какой он книги? 3.Что...

Формирование грамотного читателя в общеобразовательной программе "Школа - 2100"

Основной задачей преподавания литературы в школе является нравственно-эстетическое развитие учащихся, что связано с пробуждением интереса к серьезному чтению, расширение читательского кругозора, форми...

Рабочая программа кружка "Клуб юного читателя"

Программа рассчитана для 2 класса. Требования новых стандартов соблюдены....

папка юного читателя

паматка для дополнительного чтения...

Заповеди читателя

Рекомендации при работе с книгойКак работать над баснейКак работать над статьёй Памятка при решении задач Как работать над словомКак работать над текстом   Как готовить задание по ...

Урок литературного чтения "Как смотрят на мир писатель и читатель (по произведению Н. Носова "Клякса")"

Урок литературного чтения в 4 классе  по УМК "Гармония"Тема урока:«Как смотрят на мир писатель и читатель»Содержание урока:Н. Н. Носов «Клякса»Форма урока: Урок – мастерскаяЦели урока:...

«Прощание с Азбукой» и «Посвящение в читатели»

Сценарий праздника «Прощание с Азбукой» и «Посвящение в читатели»...