Технологическая карта урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Анна Владимировна Зубкова

Разработка урока пр программе" Начальная школа 21 век" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: формировать умение анализировать поступки героев

Планируемые результаты

Предметные  

Метапредметные

Личностные

Знать: особенности авторских и народных сказок

Уметь:

  • может выделить главную мысль сказки
  • может составить портрет сказочного героя

Познавательные: уметь выделять в тексте пословицы, использовать схемы, модели.

Регулятивные: составлять схематический план, формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты; ставят вопросы к тексту и отвечают на вопросы; умеют выражать свое отношение к прочитанному.

Осознание ответственности за поступки, этические  чувства.

Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

УУД

1.

Мотивация учебной деятельности

– Сегодня я хочу начать урок словами: «Что за прелесть эти сказки!»
– Мы с вами будем работать по сказке. А вот по какой, сейчас вы мне ответите, решив небольшой тест.

1. Назовите автора семи сказок:

И.А. Крылов 
Л.Н. Толстой
А.С. Пушкин
 
А.Е. Измайлов
В.А. Жуковский

2. Назовите сказку А.С. Пушкина

«Кот, петух и лиса»
«Кукушка и Петух»
«Сказка о золотом петушке»
«Петушок–золотой гребешок»
«Петух и собака»

3. Имя героя «Сказки о золотом петушке»:

Царь Салтан
Князь Гвидон
Царь Дадон
Царь Матвей
Царь Берендей

Отвечают на вопросы учителя.

1.А.С. Пушкин

2. Сказка о  золотом петушке

3.царь Дадон

Настроить учащихся на активную работу.

Организация внимания школьников. Формирование  целевых установок урока,

готовность слышать и воспринимать информацию. Готовность учащихся к активной познавательной деятельности.

2.

Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.

– Тема сегодняшнего урока…

– Посмотрите на портрет поэта. Обратите внимание на годы жизни его.
– Сколько лет прожил А.С. Пушкин?
– За 38 лет оставил такое наследие потомкам!

– Давайте вспомним, какие сказки мы уже прочитали за три прошедших года. Я показываю иллюстрацию, а вы говорите название сказки.

(На доске высвечиваются иллюстрации из сказок А. С. Пушкина, следом название сказки и год написания)

Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения,

представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся

- Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке»

- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,

«Сказка о попе и работнике его Балде»

«Сказка рыбаке и рыбке»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,

«Сказка о золотом петушке»,

3.

Открытие нового (знания, способа действия)

– Действительно, мы изучаем уже пятую сказку А.С. Пушкина. Но самой первой была «Сказка о медведихе», которую поэт так и не дописал. И есть еще одна сказка, которая называется «Жених».
– Молодцы! Хорошо знаете сказки Пушкина .Я буду рада если пройдут годы и вы прочитаете эти сказки уже своим

Формирование и развитие совместной познавательной деятельности по открытию нового.

4.

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Творческие задания

– Давайте вспомним начало сказки. Я предлагаю посмотреть сценку из этой сказки.

(Инсценировка начала сказки от начала сказки до слов:«Царь к окошку, – ан на спице, видит, бьется петушок, обратившись на восток»)

Кто главные герои сказки?

– Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?

– Докажите словами текста, что царь был задиристым.

– В каких словах выражается его грозность
– Почему соседи стали беспокоить старого царя? 

– В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.

– В чем ещё проявилась беспомощность Дадона?

– Почему вы считаете, что царь был жадным?

– Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.

–Докажите злость Дадона.

– А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? 

– Когда проявилась глупость царя?

– В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? 

– Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.

– Найдите в этом отрывке образное выражение, т.е. эпитет 

– Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? 

– О ком так в жизни говорят?

– Подходит это слово – эпитет к нашему герою?

– Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? 

– Добро и зло – это неделимые, вечные начала.

– Где проявилась своенравность царя? 

–Докажите словами текста

– Когда Дадон показал свою жестокость и самодурство?

– Посмотрите, какие качества царя мы выявили? 

– Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? 

– Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно?

– Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка? 

Петушок

– Докажите, что петушок был верным царю. 

– Сколько раз петушок выручал царя? 

– Когда петушок проявил справедливость?

– Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? 

- Царь Дадон и петушок

задиристый
грозный
беспомощный
жадный
злой
глупый
жестокий
своенравный
самодурный

- И соседям то и дело
Наносил обиды смело

- Смолоду был грозен он.

- Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.
Инда плакал царь

Дадон,
- Инда забывал и сон.

Вот он с просьбой о помоге
- Обратился к мудрецу.

Должен был он содержать
Многочисленную рать.

- Со злости
Инда плакал.

Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.

- Волю первую твою
Я исполню, как мою.

- Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет.

- Горы золота сулит.

- Славный

- О том, кто делает добрые, славные дела

- Сопоставить добро и зло

- В разговоре с мудрецом в конце сказки

- Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница! И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, к тоя?

- Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь…

Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!»

Царь хватил его его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон.

- Злые

- Петушок

 - Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки.

- Верный, справедливый

- Верный сторож как со сна.

- Три раза.

- Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя.И взвился…и в то же время
С колесницы пал Дадон! - Когда золотой петушок… клюнул

в темя.


Формирование умения обобщать знания.

5.

Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности.

– Смысл образа петушка сведен к какой народной поговорке?

– Как понимаете смысл этой поговорки? 

– Чему учит эта сказка? 

– У вас у каждого лежит вырезанный из бумаги петушок. Напишите, какие вы хотели бы сделать добрые дела в своей жизни.

– Итог урока хочу подвести вашими мыслями. (Зачитываются детские пожелания и вкладываю петушков в нарисованный замок.)
– Чему научила вас эта сказка?
– Закончить наш урок я хочу словами Пушкина

«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок»

- Не рой другому яму – сам туда попадешь.

Правда суда не боится.

По правде и сила.

Пока жареный петух в голову не клюнет…

- Когда кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать что-либо только по-своему, не считаясь со мнением других.

- Делать добро, не быть злыми, жестокими.

(У каждого ребенка лежит вырезанный из бумаги петушок.)

Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности.

6.

Домашнее задание

Выучить понравившийся отрывок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...