урок по литературному чтению 4 класс Л.Н. Толстой «MAMAN»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

На уроке литературного чтения изучаются отрывки из произведения  Л.Н.  Толстого  «Детство»,  расширяются    знания о писателе Л.Н. Толстом, его творчестве, ведется работа по формированию нравственных ценностей через анализ произведения и проектную деятельность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка урока221.88 КБ

Предварительный просмотр:

г. Нижний Новгород

МАОУ «Гимназия №53»

Урок литературного чтения

4 класс

Раздел «Мир детства»

Л.Н. Толстой «MAMAN»

Беленко Лидия Владимировна, учитель начальных классов

 2019г.

Аннотация: на уроке литературного чтения изучаются отрывки из произведения  Л.Н.  Толстого  «Детство»,  расширяются    знания о писателе Л.Н. Толстом, его творчестве, ведется работа по формированию нравственных ценностей через анализ произведения и проектную деятельность детей.

Л.Н. Толстой «MAMAN»

Тип урока:  комбинированный урок (открытие нового знания, решение учебной задачи через сопутствующее повторение).

Цель: создание условий для проявления познавательной активности учащихся, расширение образовательного пространства через знакомство с новыми фактами  биографии Л.Н.Толстого, его произведением «Детство» (отрывками) и системы нравственных ценностей через углубление  понятий «мама», «любовь к маме», «любовь к детям», «забота», «доброта», «милосердие», «нежность», создание условий для правильного представления и восприятия учащимися жизненных ценностных ориентиров.

Задачи:

  • расширять представление учащихся о таких ценностных ориентирах в жизни как любовь к маме, любовь к детям, забота, доброта, нежность, милосердие;
  • формировать представление о том, как относиться к близким людям;
  • развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
  • учить анализировать прочитанное произведение с целью выявления мотивов и причин поступков героев;
  • развивать умение аргументировать свою точку зрения;
  • продолжать обучение построению рассуждений;
  • формировать навыки конструктивного поведения в дружеском и учебном общении;
  • формировать универсальные учебные действия в соответствии с требованиями ФГОС.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • уважать и изучать культурное наследие русского народов;
  • понимать важность сознательного и обдуманного совершения поступков, переосмысление своего отношения  к близким людям;
  • ответственно относиться к порученному делу, поручению, заданию;
  • понимать чувства окружающих и выражать свои чувства, отношение к определённой ситуации в соответствии с моральными и этическими нормами;
  • ответственно относиться к порученному делу, поручению, заданию;

Предметные:

  • анализ художественного произведения;
  • расширение понятий «мама», «любовь к маме», «любовь к детям», «забота», «милосердие», «нежность»;
  • осознание понятий «мама», «любовь к маме», «любовь к детям», «забота», «милосердие», «доброта», «нежность» как духовно-нравственных ценностей человека;
  • систематизация изученного материала (закрепление знания определений  пословиц, синквейна)

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • определять тему и задачи урока;
  • планировать свою учебную деятельность;
  • осуществлять поиск информации;
  • прогнозировать результаты деятельности;
  • регулировать своё поведение  в соответствии с морально-этическими нормами и требованиями.

Познавательные УУД:

  • строить высказывания;
  • устанавливать закономерности;
  • ориентироваться в тексте, извлекать необходимую информацию и преобразовывать её в сообщение;
  • слушать и понимать окружающих;
  • обогащать свой словарный запас.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной речи;
  • формулировать своё мнение:
  • владеть диалоговой формой речи;
  • читать, слушать и понимать прочитанное;
  • высказывать и аргументировать свою точку зрения;
  • уметь задавать вопросы для уточнения непонятного материала;
  • соблюдать правила речевого этикета;
  • участвовать в работе группы.

Оборудование:

  • мультимедиа (компьютер, проектор, ноутбук, презентация, музыка);
  •    выставка книг Л.Н. Толстого;
  • создание «домашнего уголка» - стол, покрытый скатертью; самовар на столе;     чайный прибор; кресло, покрытое гобеленом;
  • пословицы о маме на листе в окружении фотографий цветов, выращенных в семьях;
  • коллаж «Нет милее дружка, чем родная матушки» (фотографии мам с детьми на фоне сердца в окружении маленьких сердец и цветов, на которых написаны синквейны о маме)

Дидактическое обеспечение:

  • толковые словари;
  • раздаточный материал – памятка «10 уроков жизни» Л.Н. Толстого и «Уроки жизни из нашего урока» в качестве «путеводителя» в    жизни;

Педагогические  технологии:

  • объяснительно – иллюстративного обучения;
  • словесной продуктивной и творческой деятельности;  
  • ИКТ-технология создания ленты времени;
  • ИКТ -технология - создание интерактивного задания в конструкторе       заданий;
  • ИКТ-технология создания облака слов;
  • технология сторителлинга;
  • информационно- коммуникативные технологии,
  • игровая технология;
  • проектная технология.

Стратегии:

  • коллаж «Нет милее дружка, чем родная матушки» (фотографии мам с детьми на фоне сердца в окружении маленьких сердец и цветов, на которых написаны синквейны о маме)
  • чтение с остановками.

Здравствуйте, дорогие гости, ребята! На улице весна, природа радует нас своим пробуждением. Желаю, чтобы наш урок подарил нам столько же тепла и света, сколько дарит их нам весеннее солнышко. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.(слайды1,2,3)

Нам надо определить тему, поставить цель и наметить задачи, которые помогут нам дойти до цели. А помогут на в этом следующие задания.

1.Учитель даёт задание (слайд 4):

  • индивидуальное – (технология «облако слов») - угадай автора по ключевым словам, что это за слова (2 чел.);

(автор Лев Николаевич Толстой – силуэт мужской, слова - это названия произведений Толстого Л.Н.)

  • фронтальная работа с классом - (технология «облако слов») -посмотрите на изображение со словами, какая ассоциация возникает у вас?;

(изображены руки, оберегающие сердце, на котором слово «жизнь», нам жизнь дают папа и мама, но  руки, нежные, женские, другие слова указывают на маму – «ласковая», «колыбельная» ). МАМА

2. Отгадайте загадку или договорите словечко, запишите его в сетку кроссворда, начиная с клетки с цифрой (слайды 5,6)

1) С ним делим хлеб и соль нередко.
Не страшно с ним идти в разведку. (
друг)

2)Из компании один

Очень славно пошутил,

Все схватились за живот,

Этим залился народ (смех)

3)Мы когда все вырастаем

Вспоминаем лишь одно

Как нам мама дорогая

Отдавала все…(тепло)

4)Детская игра, в которой игроки пытаются осалить (дотронуться) друг друг                                  (салки)

5)Детская игра, в которой водящий ищет всех игроков, которые в свою очередь очень хорошо спрятались. (прятки)

6)Все цветы поставим сразу        

Маме в  голубую…(вазу)

7)Мама в детстве заставляла

    Весь сначала скушать суп.

    Ну а их мне не давала,

    Чтоб не заболел мой зуб (сладости)

- Посмотрите, какое слово у нас получилось по вертикали? (Детство)

(Слова кроссворда - слова из детства).

         Итак, посмотрим на слова, которые мы нашли. Это ключевые слова для определения темы урока. (слайд 7)

Мир детства

Лев Николаевич Толстой

мама

детство

Определите тему урока по нашим трем выводам.

Уточню - мы будем знакомиться сегодня с отрывками из повести Толстого Л.Н. «Детство» - «MAMAN» и «Детство»(слайд 8)

         Какова же цель урока? Я вам помогу.

Какой раздел мы изучаем? Мы только начали изучать этот раздел? Как мы продолжим работать по этому разделу? (слайд 9)

Цель: расширение знаний о писателе Л.Н. Толстом,  его    творчестве, формирование нравственных ценностей через анализ произведения и проектную деятельность

         Наметим задачи – как мы будем расширять знания по теме и формировать ценности в жизни? (мозговой штурм)

Задачи:

  • выразительно читать и анализировать произведение

          Л.Н. Толстого;

  • развивать речь;
  • обогащать словарный запас;
  • высказывать свою точку зрения;
  • учиться сотрудничать;
  • защитить мини-проект

        Предлагаю на уроке поразмышлять (слайд 10):

  • Кем является для тебя мама?
  • Какими должны быть отношения между родителями и детьми?

       Это и поможет нам определить нравственные ценности, которые нам надо формировать у себя.

     Начнем наш путь к цели.

Аркаша передаст нам краткую биографию Льва Николаевича Толстого. (слай 11)

(ИКТ-технология создания ленты времени https://мwww.timetoast.com)

А.:

               Толстой Лев Николаевич, прозаик, драматург, публицист, родился 9 сентября 1828 г. в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Толстой рано осиротел. С Ясной Поляной, семейной усадьбой, связаны самые важные и дорогие воспоминания раннего детства Льва Толстого.

        В апреле 1851 года в Ясную Поляну приехал старший брат Толстого Николай. В то время он служил на Кавказе, где шла война. Лев Толстой решил присоединиться к брату и поступил на военную службу на Кавказе. В 1854 году Толстой участвовал в обороне Севастополя. Награжден орденом св. Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя»

          На Кавказе в 1852 г. родилась повесть «Детство». Работая над ней, писатель нашел источник вдохновения, который оставался важным для него до конца жизни: он использовал собственные воспоминания и опыт. Повесть получает одобрение Н. Некрасова и печатается в журнале «Современник». Позже там будут напечатаны повести «Отрочество» и «Юность»

            В ноябре 1856 года Лев Николаевич Толстой окончательно оставил военную службу.

            В 1859 году Толстой основал школы для крестьянских детей в Ясной Поляне и в окрестностях деревни.

            В 1862 году писатель начал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна» с книгами для чтения. Позднее написал «Азбуку» и «Новую азбуку» — с собственными рассказами и авторскими переложениями сказок и басен. В этом же году Лев Николаевич женился на Софье Берс. С ней писатель прожил 48 лет. За время брака у них родилось 13 детей. Софья стала секретарем, переписчицей и неофициальным редактором Льва Толстого.

           В 1863 г. начал писать роман «Война и мир». В 1869 г. Толстой завершил «Войну и мир». Книга имела огромный успех.

           В 1873 г. взялся за роман «Анна Каренина», который в 1877 г. Толстой закончил. Это был мрачный роман.

                Литературная и общественная деятельность Толстого стала известна и за рубежом. Писателя номинировали на Нобелевскую премию мира в 1901, 1902 и 1909 году и на Нобелевскую премию по литературе в 1902–1906 годах.

              Умер Лев Толстой 20 ноября 1910 года. Похоронили писателя в Ясной Поляне.

Дома вы читали статью в учебнике о Толстом. Дополните рассказ Аркаши.

  В нашем семейном уголке книги Толстого (выставка книг Л.Н.Толстого)

      (слайд 12) А теперь проверим себя, а знаем ли мы произведения Л.Н. Толстого. Лиза будет техническим исполнителем (на компьютере ученица вместе с детьми работает над заданием). Слушаем отрывок, определяем произведение, соединяем отрывок с названием произведения (ИКТ -технология - создание интерактивного задания в конструкторе заданий https://learningapps.org)   

  • «Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» - и в одну секунду матросы попрыгали в воду» («Акула»)
  • «Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха» («Прыжок»)
  • «-Куда ты собрался?

- В школу.

- Ты еще мал, не ходи.

И мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе он да бабушка на печке.» («Филипок»)

  • «В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собачками и кошками за корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть на зверей: он ухватил на улице собачонку и принес еев зверинец» («Лев и собачка»)
  • «Купила мама слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились»
  • «Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак» («Котенок»)
  • «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было.И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой» («Старый дед и внучек»)
  • «Я взял его щенком и сам выкормил. Когда я ехал служить на Кавказ, я не хотел брать его и ушел от него потихоньку, а его велел запереть. На первой станции я хотел уже садиться на другую перекладную, как вдруг увидал, что по дороге катится что-то черное и блестящее» («Булька»)

Молодцы! Справились с заданием.

         ( Слайд 13)  Откройте учебник на стр. 49. Прочитайте сноску, что такое повесть. Повесть «Детство» является первой книгой трилогии.  Вторая «Отрочество», третья – «Юность»

            (слайд 14)Посмотрите на слайд и ознакомьтесь с возрастными периодами нашей жизни.

Детство – это возраст от рождения до 10 лет.
Отрочество – это подростковый возраст
                        от 11 до 14 лет.
Юность - это возраст от 15 до 21 года.

У вас какой сейчас возрастной период?

       Вы дома выполнили словарную работу, листочки я соберу и оценю вашу работу. Что означает слово MAMAN? Почему Л.Н. Толстой употребляет слово «мама» на французский лад? (во времена Толстого Л.Н.  в высшем обществе, к которому Лев Николаевич относился, французский язык был международным языком).

     Читаем первый отрывок  «MAMAN».

 - Какую картину вы себе представили после прочтения отрывка?

 - Почему мама ничего и никого не замечала?

 - Что могло происходить в ее душе?

 - Какой вспоминает матушку герой? (добрая, любящая, с карими глазами, нежными руками) – прочитайте.

 - Каким чувством пронизаны эти воспоминания? (чувство огромной любви к маме).

       Продолжим читать  - стр. 50 (слайд15)

Текст прочитают по ролям Злата и Арсений. Слушайте и оцените их чтение.

 (выслушать оценку детей)

 - Почему Арсений читал и за автора, и за Николеньку?

 - Прочитайте 1-ый абзац. Как автор описывает детство?

 - Почему слово счастливая  автор написал 2 раза? (1- чтобы подчеркнуть, что детство -  счастливая пора; 2- чтобы растянуть эти вспоминания о детстве).

 - О чем этот отрывок в целом? (о воспоминаниях о детстве)

 - В чем ценность воспоминаний о детстве?

 (дают возможность вернуться в детство: освежают, возвышают, служат источником наслаждений – воспоминания из далекого детства вызывают много положительных эмоций, человек мысленно возвращается в страну детства, где он был по-настоящему счастлив)

 - А где же он был счастлив? (в семье)

- А какой образ возникает перед Николенькой, когда он вспоминает о детстве? (образ матери)

- Найдите в тексте слова, которыми Николенька называет свою маму.

 -  А как мама называет сына? (слайд 16)

 - Посмотрите на слова, сравните их. Что можно сказать по этим словам о взаимоотношениях мамы и сына?

 - Найдите в тексте слова, которые использует автор для описания рук, голоса и глаз матушки. (слайд 17)

Руки:

  • нежные
  • ласковые чудесные
  • ручка

Голос:

  • сладкий
  • приветливый
  • милый

Глаза:

  • карие
  • выражают заботу и любовь

   - Что испытывал Николенька, когда рядом находился с матерью, когда целовал мамины руки, слушал ее голос, смотрел в ее глаза?

  • любовь
  • нежность
  • восторг
  • благоговение

 - Автор поделился с нами самыми сокровенными воспоминаниями. Его герой Николенька был таким же ребенком, как и вы. А у вас есть воспоминания о маме?

Релаксация:

 - Закройте глаза, расслабьтесь, вспомните счастливые минуты, связанные с мамой.

 Звучит песня «Мама» в исполнении О. Газманова.  (слайд 18)

 Откройте глаза. Вы готовы поделиться своими воспоминаниями? Садитесь в кресло и вспоминайте…

(2 чел. – мальчик и девочка) (слайд 19)

Учитель (технология  сторителлинга) (слайд 20):

 - Когда я слушала отрывок из повести Л.Н. Толстого, слушала ваши воспоминания, я вспоминала и свою маму:

 -  ее нежные руки гладят меня по голове;

 - голос завораживает меня – он тихий, спокойный, убаюкивающий;

 -  взгляд теплый.

         Моя мама   - пример, какой должна быть мама: добрая, понимающая, любящая. Я стараюсь быть на нее похожей, ведь я тоже мама.

 - А у вас у каждого какая мама? Вика с ребятами представит работу своей творческой группы. Итак, защита мини-проекта о маме.  

Творческий отчет группы:

Злата.:

- На занятии кружка «Мастерская речевого творчества» мы задумались над вопросом «Кем является для нас мама? Какие у нас отношения с мамой?». Мы собрали фотографии с каждой нашей мамой и ее ребенком, то есть с нами. Уже на фотографиях мы видим, какие наши мамы красивые, добрые, любящие. Они нас обнимают, целуют, поддерживают во всем. Они нас любят! У них замечательные улыбки, светящиеся глаза. У наших мам сердце без границ, поэтому мы расположили фотографии на фоне огромного сердца, маминого, которого хватает на всю семью.

Вика.:

- Мы благодарны нашим мамам за то, что дали нам жизнь, за поддержку, заботу, за радость и счастье, которое они нам дарят, поэтому сделали наши маленькие сердечки и цветы и расположили их вокруг маминого сердца, словно мы его обнимаем.

Тима.:

- Цветы и сердечки наши не простые. Они со словами признательности. Все мы составили синквейны и посвятили их маме. Еще мы подобрали пословицы о маме. К нашей работе мы выбрали пословицу «Нет милее дружка, чем родная матушка», т.к. эта пословица говорит о дружбе детей и матери, что созвучно с нашей работой.  Дорогие гости! У вас у всех есть мама. Мы дарим вам наши пословицы о маме. Берегите своих матерей! (слайд 21)    

Учитель:

- Давайте подведем итоги.

  Большая часть жизни Толстого Л.Н. протекала в родовом имении Ясная Поляна. Любимыми занятиями Льва Николаевича были езда на лошади, прогулка на велосипеде, его можно было увидеть на берегу реки или просто прогуливающимся по дорожкам сада. В саду он любил сидеть на любимой скамейке. Давайте остановимся и мы у этой скамейки и послушаем уроки жизни, которые Лев Николаевич дал своему внуку.(слайд 22)

- Теперь мысленно присядем на эту скамейку, и мы и напишем свои уроки жизни из нашего урока. (у детей на партах листочки «Уроки жизни») (слайд 23)

Проверка:

Уроки жизни

Нужно всегда:

  • любить своих родителей,
  • заботиться о них,
  • не обижать и не огорчать,
  • помогать им и утешать в трудную минуту,
  • ценить и уважать  свою семью.

        Проверим, решены ли задачи, которые мы поставили перед собой в начале урока. (слайд 24)

 (дети комментируют выполнение задач и делают вывод о работе на уроке)

       Сегодня мы читали и пословицы о маме, которые созданы были много лет назад, и ознакомились с отрывками из повести Л.Н.Толстого «Детство», написанной в 19 веке, и услышали песню о маме, которую исполнил современный певец О.Газманов. какой можно сделать вывод? Мама была,  есть у всех, и о ней будут слагать новые и новые произведения.

Домашнее задание (слайд 25)

1. Стр. 49 -51 -  выразительное чтение;

 2. *Стр. 51 вопросы 2-3 ---------- на выбор

     *Стр. 51  - вопрос 4  -----------          

В конце урока звучит песня «Мама» в исполнении О.Газманова (продолжение) (слайды 26,27)

Литература и Интернет-ресурсы:

  • Э.Э. Кац «Литературное чтение. Учебник. 4 класс. Часть3.» Астрель, Москва, 2013.
  • www.edu.ru. Планета знаний «Литературное чтение» ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению "Акула" Л.Н.Толстой

Открытый урок по литературному чтению , 2 класс программа СРО Л.В.Занкова, подходит для всех УМК, исползуется технология продуктивного чтения...

Материал урока по литературному чтению по Л.Н. Толстому "Акула"

Материал представляет собой порядок проведения урока по литературному чтению по Л.Н. Толстому "Акула", целью которого является ознакомление с рассказом, обучение выразительному чтению, соста...

Конспект урока по литературному чтению Тема: Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

Урок нацелен на знакомствоспроизведением Л.Н.Толстого "Лев и собачка"...

Урок по литературному чтению. Тема: Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ?», «КУДА ДЕВАЕТСЯ ВОДА ИЗ МОРЯ?»

Изучение нового материала.– Знаете ли вы, отчего на небе бывают тучи, что такое туман, почему идет дождь, какой бывает роса?– На все эти вопросы нам помогут ответить рассказы Льва Толстого...

Конспект урока по литературному чтению "Акула. Л.Н.Толстой" в 3 классе

Конспект открытого урока по литературному чтению "Акула. Л.Н.Толстой" в 3 классе...

Конспект урока по литературному чтению Тема: Л.Н. Толстой «Акула».

Конспект урока по литературному чтению Тема: Л.Н. Толстой «Акула»....