Рабочая программа по литературе ( на родном ) языке
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс)

Балалаева Татьяна Сергеевна

Аннотация к программе. Календарно - тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_literature_na_rodnom_yazyke_1a_balalaeva.docx47.58 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация  г.Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 46»

Обсуждена                              Согласована                                  Утверждаю

на заседании   МО                  на совете МС                        директор школы

_________                              _________             ______Ринчиндоржиева Е.И.

Рабочая программа

« Литературное чтение

на       родном   ( русском) языке»

1 класс 

( 0,5 ч в неделю, 16 часов в год )

                                                                                              составлена

                                                                учителем начальных классов

                                                                                  первой категории

                                                                                       Балалаевой Т.С.

2020 – 2021уч. год

       Аннотация к рабочей программе по литературному чтению на родном (русском) языке

Предмет

Литературное чтение на родном языке

Класс

1 А

Учитель

Балалаева Татьяна Сергеевна

Срок реализации программы

2020 – 2021 уч.г

Место в учебном плане ОО

 Обязательная часть: __16___ ч

Итого: количество часов в неделю ___0,5__, в год ___16___

УМК

    Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 года и обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

1. Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Учебник. Литературное чтение 1 класс. - М.: Просвещение, 2019.

2. Бойкина М.В. Рабочая тетрадь к учебнику Климановой Л.Ф. Литературное чтение. 1 класс. - М.: Просвещение, 2020..

  При дистанционном обучении используются интерактивные образовательные онлайн - платформы :

1. Учи.ру ( https://uchi.ru/)  

2. Моя школа в онлайн.  https://cifra.school 

3. Знайка. Видеоуроки. https://znaika.ru/catalog/1-klass

4. Онлайн-платформа LECTA. https://lecta.rosuchebnik.ru/

Цели и задачи

Цель программы   – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Задачи программы:

 • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Общая характеристика учебного предмета

   Литературное чтение на родном языке обеспечивает:

- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Основные образовательные технологии

            При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: игровые, информационно-коммуникативные, проектные.

Уроки строятся на принципах деятельностного обучения и включают практическую работу, работу в группах и парах, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки. С первых уроков ученики используют приёмы само- и взаимопроверки.

        Неурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: урок-путешествие, викторина, урок-проект, игра-конкурс, дидактические и ролевые игры.  

.

        

Планируемые предметные результаты

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально«проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном языке» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказыватьсвоѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

   Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

–  ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

   Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

   Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном языке» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

заучивать наизусть небольшие стихотворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

различать рассказ и стихотворение.

       В МАОУ « СОШ № 46 » реализуется комплексная программа развития «Эколого-туристско-краеведческая деятельность как важнейшее средство образования и социализации школьников в условиях Байкальского региона» на 2019-2024 годы. 

       Ключевой идеей программы является создание инновационной модели образовательного учреждения как социально-ориентированной школы, содержание образовательного процесса которой направлено на формирование культуры социального взаимодействия, социального самоопределения личности и социальной ответственности, социальной мобильности и развития социальных качеств личности.

       Эколого-туристско-краеведческое направление отражается во всех предметных областях, во всех предметах, в том числе в предмете «Литературное чтение на родном языке» как в урочной, так и неурочной деятельности. На уроках литературного чтения на родном языке применяются следующие виды работ: использование фольклора народов Бурятии, использование текстов из произведений писателей и поэтов Бурятии, из произведений народных сказок, сказок народов, живущих в республике Бурятия.

       В целях удовлетворения социальных, творческих потребностей учащихся в рамках учебной программы по предмету «Литературное чтение на родном языке» (обеспечения формирования, главным образом, личностных и метапредметных результатов) 10-15 % выделяется на неурочные занятия.

       Изучение программного материала по родному языку возможно с использованием дистанционных форм обучения. Для организации обучения в рамках курса рекомендованы следующие интерактивные образовательные онлайн – платформы: Учи.ру ( https://uchi.ru/),     Моя школа в онлайн.  https://cifra.school,  Знайка. Видеоуроки. https://znaika.ru/catalog/1-klass

      Основными видами учебных занятий при дистанционном обучении могут быть: самостоятельное изучение учебного материала, консультация, практическое занятие, проектная деятельность, творческие задания.

Содержание учебного предмета

( 16 часов)

В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой.

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

   Раздел 1. Книги – мои друзья ( 3ч .)

Совершенствовать уровень читательской компетентности. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Читать  выразительно. Отвечать на вопросы, рассматривать выставку книг (сборники сказок, рассказов, загадок).

   Раздел 2. Устное народное творчество ( 3 ч.)

Познакомить с малым произведением устного народного творчества. Учить выразительно читать, понимать содержание. Читать сказку, отвечать на вопросы, пересказывать  сказку.

   Раздел 3. Здравствуй, сказка! (2 ч.)

Читать выразительно, отвечать на вопросы. Находить непонятные и незнакомые слова в сказке.

  Раздел 4.  О братьях наших меньших ( 3 ч.)

Читать произведение. Разыгрывать диалог по произведению И. Токмаковой «Лягушки». Отвечать на вопросы. Выразительно читать стихотворение. Составлять рассказ о котенке по произведению Е. Благининой «Котенок». Читать по ролям. Высказывать своё мнение.

   Раздел 5. Я и мои друзья ( 2ч. )

Обмениваться мнениями. Отвечать на вопросы, объяснять значения слов счастливый человек, дружба, друг. Читать стихотворение А. Барто «Сонечка», рассказ Э.Шима «Брат и младшая сестра».

Выразительно читать вслух и по слогам, целыми словами, обозначая интонационно конец предложения.

Объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание. Описывать характер героев. Сравнивать ситуации и поступки героев в текстах, давать оценку поступкам: хорошо, плохо, можно, нельзя.

   Раздел 6. Край родной ( 3ч .)

Рассказывать о своей малой Родине, рассматривать  иллюстрации к произведениям о Родине. Выразительно читать. Отвечать на вопросы.

Тематическое планирование

Раздел предмета

Название урока

кол-во

часов

дата проведения

по плану

по  факту

1

 Книги – мои друзья

С. Маршак «Новому читателю»

1

2

 Урок-путешествие «С. Михалков «Как бы жили мы без книг?»

1

3

 В. Осеева «Мама принесла Тане новую книгу»

1

4

Устное народное творчество

 Урок-исследование «Малые произведения устного народного творчества».  Бурятский фольклор.

1

5

 Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Сказки народов, живущих в республике Бурятия.

1

6

 ДО. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».  Сказки народов, живущих в республике Бурятия.

1

7

Здравствуй, сказка!

 С. Маршак «Курочка Ряба

и десять утят»

1

8

 Л. Пантелеев «Две лягушки»

1

9

О братьях наших меньших

 И. Токмакова «Лягушки»

1

10

 Е. Благинина «Котенок»

1

11

ДО.  И. Токмакова «Разговор синицы и дятла»

1

12

Я и мои друзья

 А. Барто «Сонечка»; Э. Шим «Брат и младшая сестра»

1

13

  Е. Пермяк «Самое страшное».

В.Осеева «Хорошее».

1

14

Край родной

 П. Воронько «Лучше нет родного края». А. Плещеев «Весна»

1

15

 Урок-путешествие «Стихотворение
В. Берестова «Моя Родина». Стихи о Родине бурятских поэтов.

1

16

Стихотворение
Михаила Матусовского

«С чего начинается Родина»

1

Учебно-методические материалы

  1. Г.Ф Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий  Учебник. Литературное чтение. 1 класс.  В 2 ч .Просвещение, 2019
  2. Методическое пособие. Литературное чтение. «Технологические карты» для 1 класса Просвещение ,2018
  1. Гостимская Е. С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. 1 класс. Дидактический материал. М.: 5 за знания, 2006. – 35 с.

                Электронно – образовательные ресурсы

       1.  Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart  /https://skysmart.ru/distant/

      2. Издательство «Просвещение»  https://media.prosv.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению на родном языке.

Рабочая программа по чтению на родном языке....

Урок по родному языку (русскому) 3класс ( на основе рабочей программы по учебному курсу «Родной язык» для 1-4 классов, «Школа России»).

Цели: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи.Планируемые результаты:предметные:распознавать местоимения среди других частей речи;определять лицо и число местоименийметапредметные:п...

Рабочая программа по литературе на родном русском 4 кл

Рабочая программа по литературе на родном русском 4 кл...

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...

Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа и КТП по литературному чтению на родном языке для 1 и 2 класса по программе "Школа России"...