родная литература, 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

Рабочая программа (родная литература), 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_literat_4a_kl.docx36.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

" Коменская средняя общеобразовательная школа "

        

Рассмотрено:

на заседании педагогического совета

     Согласовано:

    Зам. директора по УВР

                                          Утверждаю:

 Директор " МОУ   " Коменская СОШ"          

Протокол №___

     ______________ О.В.Кузькина

____________ М.С. Гончарова

от «___»_________201__г.

    «____»___________201__г

Приказ №____ от «___»______________201__г

Рабочая программа

"Литературное чтение

на родном языке ( русском) "

4 кл.

на 2020 - 2021 учебный год

                                                                                                                 

                                                                                                                   Составитель : Балаганская Г.П.

                                                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                                                   первой квалификационной  

                                                                                                                    категории

2020г.

Пояснительная записка

Нормативную правовую основу рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение на русском родном языке» составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

        Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Уровень изучения предмета – базовый. Изучение предмета « Литературное чтение на родном языке ( русском)» ведется в 4 классе согласно федеральному учебному плану. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный  часа  в неделю, что составляет 34 учебных часов в год.

.  

Планируемые  результаты освоения учебного предмета

«Литературное чтение на родном языке (русском)»

Личностные  результаты:

принятие патриотических ценностей, ощущение себя гражданами  многонационального  государства России;

овладение знаниями о культуре русского народа, уважительное отношение к культурам  и традиционным религиям народов  России;

усвоение  основных  морально-нравственных норм русского  народа, умение соотносить их с морально-нравственными нормами других народов России;

уважительное  отношение  к  иному мнению,  истории и культуре других народов;

уважительное отношение к семейным ценностям, проявление доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других  людей.

Метапредметные  результаты:

активное использование речевых средств для решения коммуникативных  и  познавательных задач;

использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,  словарях, энциклопедиях;

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления  причинно-следственных  связей,  построения рассуждений;

умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать  свое мнение, аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты:

понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и  традиций многонациональной и мировой культуры;

формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности;

формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении;

овладение чтением вслух и про себя, приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием  элементарных  литературоведческих понятий;

использование разных видов  чтения:

- с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);

- с полным пониманием содержания (изучающее чтение);

- с извлечением необходимой, значимой информации (поисково-просмотровое чтение);

- умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.

-умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков  героев;

-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание учебного предмета учебного предмета

«Литературное чтение на русском родном языке»

Круг детского чтения в рабочей программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотивации к чтению и созданием условий для формирования смыслового чтения.  Тексты отобраны с учетом их доступности восприятию детей младшего школьного возраста. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова: от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырех лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений классической и современной отечественной литературы, включая писателей и поэтов родного края.

Практический компонент цели обучения чтению как опосредованной форме общения на родном языке предполагает развитие у учащихся умения читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации.

Однако при обучении чтению важно не только формирование у учащихся необходимых навыков и умений, обеспечивающих возможность чтения как опосредованного средства общения, но и привитие интереса к этому процессу.

Виды речевой и  читательской  деятельности: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения,  культура речевого общения.

Литературоведческая   пропедевтика:   различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приемов (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет и др.) и понимание причин их использования.

Элементы творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

        Круг чтения: произведения классиков и современников отечественной литературы  (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.П. Чехов, И.А. Бунин,  Н. Шмелёв, Л. Андреев, С.А. Есенин, А.А. Блок, Б.Л. Пастернак, И. Бродский,  М.М. Пришвин, К.Д. Паустовский,),  произведения детской современной литературы (С. Алексеев, Т. Пивоварова),  произведения писателей и поэтов родного края  (В.В. Бородаевский, Н.А. Артюхова,  К.Д. Воробьёв, Е.И. Носов, М.М. Колосов,  В.П. Детков, Ю.Н. Асмолов).

Преданья старины глубокой (8 часов)

Малые жанры устного народного творчества. Былины и летописи.  «Повесть временных лет». Сказание о вещем о Олеге”. А.С. Пушкин. Исторические рассказы  С. Алексеева. Рассказ о моём легендарном родственнике.

Проектные задания: «Сказочные символы в устном народном творчестве», «Легенды и предания моей семьи».

Лирика родной природы (6 часов)

Осень в природе и  поэзии среднерусской полосы.  Картины родной природы в произведениях М. М. Пришвина и  К.Д. Паустовского. Мир живой природы в произведениях М. Колосова «Ежишка»,                    Е. Носова «Тридцать зёрен».

Проектные задания: «Не навреди родной природе!», «А что такое Человек?», «Покормите птиц  зимой!».

Народные традиции и обычаи (9 часов) 

Праздник Новый год в традициях разных народов. Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе. Зима в природе и поэзии среднерусской полосы. Светлые праздники весны и их отражение в родной литературе. Масленица. Образ птицы в русском фольклоре и в поэзии. Народные праздники: Жаворонки.  Благовещение.

Проектные задания: «Растения в народных сказках в русской поэзии», «Птица счастья в народной фантазии и в поэзии».

К малой родине любовь (11 часов)

Белый гусь Е.И. Носова – символ самоотверженной отцовской любви. К.Д. Воробьёв - проблемный диалог по повести: «У кого поселяются аисты?»  Поэтическая гостиная «Среднерусская возвышенность – не возвышенно нельзя!»  

Проектные задания: «Моя малая родина», «Малая родина в произведения русских писателей».

Читательская конференция: «Что мы называем своей Родиной?».

Тематическое планирование учебного предмета

«Литературное чтение на родном языке (русском)»

 уроков

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Из них (формы контроля)

тв/р

проекты

1-8

Преданья старины глубокой

8

2

9-14

Лирика родной природы

6

1

15-23

Народные традиции и обычаи

9

1

2

24-34

К малой родине любовь

11

1

2

ИТОГО

34

2

7

Календарно -тематическое планирование учебного предмета

«Литературное чтение на родном языке (русском)»

№ урока

Наименование разделов и  тем уроков

Колич.

часов

Дата

план

факт

4 класс

Преданья старины глубокой (8 часа)

1-2

Малые жанры устного народного творчества.

2

06.09

13.09

3-4

Былины и летописи.  «Повесть временных лет». “Сказание о вещем о Олеге”. А.С. Пушкин.

2

20.09

27.09

5-6

Исторические рассказы  С. Алексеева. Рассказ о моём легендарном родственнике.

2

04.10

11.10

7

  Проектные задания “Сказочные символы в устном  

   народном творчестве”

1

18.10

8

 Проектное задание “Легенды и предания моей семьи”.

1

25.10

Лирика родной природы (6 часа)

9

Осень в природе и  поэзии среднерусской полосы (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.С. Есенин, И.А. Бунин).

1

15.11

10

Осень в природе и  поэзии  земляков (Кубанцова Лиза, Караева Юлия).

1

22.11

11-12

Картины родной природы в произведениях М. М. Пришвина и  К.Д. Паустовского.

2

29.11

06.12

13

Мир живой природы в произведениях М. Колосова «Ежишка»,  Е.Носова «Тридцать зёрен».

1

13.12

14

Проектные задания о  родной природе по мотивам произведений М. Колосова «Ежишка»,  Е.Носова «Тридцать зёрен».

1

20.12

Народные традиции и обычаи (9 часов)

15-16

Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе  (Н. Шмелёв, Л. Андреев, И. Бродский).

2

27.12

10.01

17-18

Зима в природе и поэзии русских поэтов (А.С. Пушкин, А.А. Блок,  А.А. Фет, Б.Л. Пастернак).

2

17.01

24.01

19

Зима в природе и поэзии земляков ( Митракова Алла, Устьянцева  Екатерина.

1

31.01

20

Светлые праздники весны и их отражение в родной литературе. Масленица.

1

7.02

21

Образ птицы в русском фольклоре и в поэзии.

Народные праздники: Жаворонки.  Благовещение. 

1

14.02

22

Сочинение-миниатюра «Весенняя песня».

1

21.02

23

Проектные задания «Птица счастья в народной фантазии и в поэзии»

1

28.02

К малой родине любовь (11 часов)

24-25

Белый гусь Е.И. Носова – символ самоотверженной отцовской любви.

2

06.03

13.03

26-27

 К.Д. Воробьёв. Проблемный диалог по повести: «У кого поселяются аисты?»

2

20.03

03.04

28-29

 Стихи любимых поэтов о Родине.

Мой край родной в  произведениях писателей и поэтов.

2

10.04

17.04

30-31

Рассказы о Великой Отечественной войне.

Алексеев С.

Стихи о войне ( А.Барто, В.Берестов, С.Маршак и др.)

2

24.04

08.05

32-33

Проектные задания «Малая родина в произведениях русских писателей».

2

15.05

22.05

34

 Что мы называем своей Родиной?  Урок – читательская конференция.

1

29.05

Итого

34 часа

Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса

Литература

  1. Полная хрестоматия для начальной школы, 4 класс / Жилинская А., - М: ЭКСМО, 2019.
  2. 3. Универсальная хрестоматия для начальной школы. 1-4 классы. / Жилинская А., - М: ЭКСМО, 2019.
  3. 4.Примерная рабочая программа Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение». 1-4 класс», предметная линия системы «Школа России». - М.; «Просвещение», 2019г.;

Информационные ресурсы

  1. http://uchebnik-tetrad.com/chtenie-literatura-uchebniki-rabochie-tetradi/polnaya-xrestomatiya-po-chteniyu-4-klass-chitat-onlajn Полная хрестоматия для начальной школы, 4 класс. – М.: «ЭКСМО», 2014
  2. https://www.litmir.me/br/?b=214804&p=1 ЛитМир - Электронная Библиотека > Коллектив авторов > Универсальная хрестоматия. 4 класс.
  3. http://www.shkola-abv.ru/katalog-prezentatsij/literaturnoe-chtenie/ - Школа АБВ

.Каталог информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»http://window.edu.ru/window/catalog 

6. Каталог Российского общеобразовательного портала

  1. http://www.school.edu.ru Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»
  2. http://catalog.iot.ru Каталог «Школьный Яндекс»
  3. http://school.yandex.ru Каталог детских ресурсов «Интернет для детей»
  4. http://shkola.lv – Портал бесплатного образования

Аппаратно - технические средства

  1. Персональный  компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Экран
  4. Принтер
  5.  Сканер
  6. Акустические колонки (на рабочем месте учителя)
  7. Доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад : « О реализации предметной области «Родной язык и родная литература» в начальной школе .»

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средст...

«Реализация межпредметных связей на уроках русского (родного) языка и родной литературы»

laquo;Реализация межпредметных связей на уроках русского (родного) языка и родной литературы» Цель мастер-класса: познакомить педагогов с методами и приёмами проведения интегрированного ур...

Рабочая программа_Родная литература на родном языке (русский)_3 класс

Рабочая программа по родной литературе  на родном языке (русском)  для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального о...

Рабочая программа Родной язык и родная литература 2-4 УМК школа России.

Рабочая программа Родной язык и родная литература 2-4 УМК школа России....