«Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Северинова Алена Витальевна

Литературное чтение 1 класс

Тема: «Согласные звуки [д][д’], буквы Д, д»

Тип  урока: открытие новых знаний

Цель: познакомить учащихся с новой буквой Д, д, обозначающей согласные звуки [ д] , [ д' ], выделять в речи согласные звуки [д], [д’]

Задачи:

Образовательные: овладение умением давать характеристику звукам, формирование навыка чтения слов, предложений с изученными буквами.

  Развивающие: развивать связную устную речь, память, навыки плавного слогового чтения с переходом к чтению целыми словами.   Обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные:  воспитывать положительному мотиву учения, усидчивости, чувству ответственности, трудолюбию, уважительному отношению к людям труда; повышать интерес к чтению.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: эмоционально-положительный настрой на урок, формулировать и удерживать  учебную задачу, извлекать  необходимую информацию из текста и  иллюстраций. 

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение), определять последовательность действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: задавать вопросы, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию, умение слушать и понимать других;

Предметные : дифференцировать звуки по твердости и мягкости  [д], [д’] на основе работы по звукобуквенным схемам, чтение слогов, слов и текстов.

Личностные: осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка для глаз, смена видов деятельности на уроке, работа в парах.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Ресурсы:

Основные

Учебник Азбука, проектор, презентация

Дополнительные

Раздаточный материал (карточки, схемы слов), карточки со словами для парной работы; буквы на магнитах, алгоритм исследования звука, алгоритм работы на уроке, листы рефлексии, иллюстрированные листы с печатной буквой Д.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon bukva_d.ppt1.4 МБ
Microsoft Office document icon konspekt.doc148 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Согласные звуки [ д ] , [ д ] . Буквы Д д»

Слайд 3

познакомиться с новыми звуками,охарактеризовать их, научиться читать слоги, слова с этими звуками, узнать какой буквой обозначаются эти звуки.

Слайд 4

[ д ] [ д '] согл., тв. мяг., звон., парн.

Слайд 5

Этот домик – буква Д В домике – окошко. Из трубы идёт дымок А в окошке - кошка . Д д

Слайд 6

познакомиться с новыми звуками,охарактеризовать их, научиться читать слоги, слова с этими звуками, узнать какой буквой обозначаются эти звуки.

Слайд 7

д а е д д о и д д у у д д и о д д ы д е

Слайд 8

Слайд 9

Молодцы!



Предварительный просмотр:

Литературное чтение 1 класс

Тема: «Согласные звуки [д][д’], буквы Д, д»

Тип  урока: открытие новых знаний

Цель: познакомить учащихся с новой буквой Д, д, обозначающей согласные звуки [ д] , [ д' ], выделять в речи согласные звуки [д], [д’]

Задачи:

Образовательные: овладение умением давать характеристику звукам, формирование навыка чтения слов, предложений с изученными буквами.

  Развивающие: развивать связную устную речь, память, навыки плавного слогового чтения с переходом к чтению целыми словами.   Обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные:  воспитывать положительному мотиву учения, усидчивости, чувству ответственности, трудолюбию, уважительному отношению к людям труда; повышать интерес к чтению.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: эмоционально-положительный настрой на урок, формулировать и удерживать  учебную задачу, извлекать  необходимую информацию из текста и  иллюстраций. 

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение), определять последовательность действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: задавать вопросы, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию, умение слушать и понимать других;

Предметные : дифференцировать звуки по твердости и мягкости  [д], [д’] на основе работы по звукобуквенным схемам, чтение слогов, слов и текстов.

Личностные: осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка для глаз, смена видов деятельности на уроке, работа в парах.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Ресурсы:

Основные

Учебник Азбука, проектор, презентация

Дополнительные

Раздаточный материал (карточки, схемы слов), карточки со словами для парной работы; буквы на магнитах, алгоритм исследования звука, алгоритм работы на уроке, листы рефлексии, иллюстрированные листы с печатной буквой Д.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы, приемы и методы

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Прозвенел звонок, начинается урок. Поздоровались с гостями, улыбнулись друг другу и с хорошим настроением приготовились к разгадыванию новых тайн урока литературного чтения

Настраиваются на работу

Применение ИКТ на протяжении всего урока.

  1. Актуализа-ция знаний
  1. подготовительная работа;

2) создание проблемной ситуации;

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в чудесный город  Буквоград.

-  Как вы думаете что это за город, кто там живет?

- Посмотрите пожалуйста на доску, ребята, что вы видите?

- а почему у нас 2 замка, и один красный, а другой синий?

- давайте поможем буквам найти свой дом.

- Молодцы ребята.

Учитель: Помогите мне закончить предложения.                                                        На слайде № 2  появляется картинка.

Тут наш... (дом).

Из трубы идёт ... (дым).

У дома  растёт… (дерево).

На дереве... (дупло).

У дупла сидит... (дятел).

К дому ведет ... (дорожка).

У дома стоит … (дед).

−       Повторите слова, которые вы добавили.

-Какие звуки чаще всего повторяются  в этих словах?  Кто знает  какой буквой эти звуки обозначаются?

Почему у вас возникли затруднения?

Отвечают на вопросы учителя

- в этом городе живут буквы

- буквы, замки

- один замок для гласных букв, а другой для согласных.

Анализировать звуковой состав слова

Сравнивать соотносить звук и соответствующую ему букву

- дом

- дым

-дерево

-дупло

- дятел

- дорожка

- дед

Исследовать ситуации, требующие сравнения звуков и букв, которыми они обозначаются

-  мы не знакомы с этой буквой, не знаем как правильно она называется

Слайд 1

  1. «Открытие» нового знания
  1. формулирование темы и цели урока;

Подумайте и предположите

-  Какая же тема нашего урока? (тема открывается на доске)

- Попробуем сформулировать цели урока. (Чему хотите научиться?) ( таблички с целями расположены на доске)

Кто ещё такую же цель поставил?

- Как вы думаете, что поможет нам в достижении этих целей?

А девиз наш таков: Мы дружные, мы умные, мы внимательные, мы старательные.

Мы хорошо учимся, всё у нас получится!

Прогнозировать результат своей работы

-  Звуки [д], [ д/ ] и новая буква.

Варианты ответов детей.

- познакомиться с новыми звуками, исследовать эти звуки, охарактеризовать их, научиться читать слоги, слова с этими звуками, узнать какой буквой обозначаются эти звуки.

-знания, учебник, учитель , дружная работа и т.д

Тема урока записана на доске

Слайд 2

Цели урока записаны

на табличках

Слайд 3

  1. знакомство со звуками д,  д’
  2. работа со схемами, исследование звуков

4)Моделирование

Работа в парах

Итак, мы определили с вами цель и для ее достижения выполним задание…

- Что изображено на доске?

- Что вы можете сказать об этих словах, не называя их?

Чтобы узнать, что это за слова, отгадайте загадки

Разгадывание  загадок.

Все деревья я лечу

По деревьям я стучу.

Их спасаю от врагов

Вредных, маленьких жуков…

Беседа о дятле

На каком дереве сидит дятел?(дуб)

Слово – звуковой анализ слов дятел, дуб-

Выберите схему, соответствующую слову дятел, дуб. Выделение новых звуков

-Давайте проведем исследование звука. Что нам  для этого понадобится? (алгоритм изучения звука - на доске появляется)

- ( исследование звука по алгоритму)

1)

2)

3)

4)

Вывод -  Дайте характеристику новым звукам

Игра «Твердый - мягкий» (учитель называет слова, а ученики показывают с помощью карточек какой звук: твердый – синий, мягкий - зеленый)

Слова: Дима, дым, дельфин, дочка, дежурный, дача, дерево, Даша, дыня и т.д

Какие еще цели мы ставили перед собой? (какой буквой обозначаются)

- Звуки д д’ обозначаются буквой Д. (карточка на слайде) Открывается тема урока.

- На что похожа?

Д – это домик аккуратный

С высокой крышею двускатной

Вот стоит дымок пуская,

Буква Д труба печная

Задание: складывание из счетных палочек буквы  Д или из пластилина.

Повторим правила работы в парах.

Исследовать звуки и давать им характеристику согласно составленному алгоритму.

- схемы слов

- дятел, дуб

-согласный, твёрдый, звонкий, парный

Обозначение изученных звуков буквой.

Создание ситуации успеха для каждого ученика

Схемы на доске

Алгоритм изучения звука

Слайд 4

Слайд 5

Физминутка

Видео

Повторяют движения

Видео

  1. Первичное закрепление

  1. чтение слогов;

- Какую цель ставили в начале урока? Достигли?

- Какой буквой обозначаются звуки д, д’?

- А ещё какие цели ставили? (цели записаны на доске).

Потренируемся читать слоги и слова с буквой Д.

чтение по одному, хором – текст на слайде

Слайд 6

2)чтение слов

Прочитаем слова и проанализируем.

Слайд 7

3) работа в парах;

Физминутка для глаз

-А сейчас мы проведём ещё одно небольшое исследование и узнаем  

-  От чего зависит мягкость и твердость звуков  д, д’.

Кто хочет потренироваться и научиться лучше распознавать звуки д, д’?

Продолжим работу в парах.

Задание: - Прочитайте слова на карточках у вас на столе. Проанализируйте внимательно слова, обозначьте в каких словах звук д– твердый, в каких – мягкий

Слова, в которых, звук д – твёрдый

обведите синим цветом, а слова, в которых  звук д’ – мягкий – зеленым цветом

Проверка. Чтение слов.

- Подумайте, от чего зависит мягкость и твердость согласных звуков д, д’?

  • е, и

- а, о, у , ы

Итак, проведя исследование, к какому выводу вы пришли?

дом, дрова, дед, Дима, еда, диван

ВЕТЕР

Ветер дует нам в лицо.

(Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо.

(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише…

(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше!

(Встают и глаза поднимают вверх.)

Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного)

Включаться в парную работу, связанную с общением.

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания

Анализировать влияние гласного звука на согласный

- от того какая буква стоит после них: появляется  схема

Работа в парах.

Задание на карточках.

Схема на доске

  1. Работа с текстом.

1)рассматривание иллюстрации

2)составление рассказов

3)словарная работа

4)чтение, анализ текста

5)озаглавливание

Какое слово рассыпалось?  Помогите собрать (водолазы)

Кто такие водолазы? Где работают водолазы?

Работа с Азбукой  с 104

Рассматривание иллюстрации «Клад найден»

- Кто хочет рассказать по иллюстрации? (выслушиваются несколько вариантов)

- Чтение слов, записанных на доске .

Анализ слов

По иллюстрации и  ключевым словам давайте попробуем определить

О чём будет текст? (выслушиваются варианты ответов -  предположения)

Давайте проверим предположение, прочитав  текст.

Чьи предположения подтвердились?

Повторное чтение текста с анализом.

Где работают водолазы?

Кем работают папы Нади и Димы?

Что они делали на дне реки?

Поставьте вопросы к предложениям  этого текста.

Выборочное чтение.

Озаглавливание текста.

Ориентироваться в учебнике. Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Описывать  свои наблюдения и переживания. Отвечать на вопросы. Читать выразительно текст: использовать интонацию

Слоги на доске.

Работа с учебником.

Итог урока.

Наш урок подходит к завершению.

Какая тема урока была?

Какие цели ставили? Чему научились?

Кто достиг поставленных целей?

Почему у нас все получилось?

Что помогло нам достичь поставленных целей?

Описывать  свои наблюдения и переживания

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

«Ромашка»                                                            - ребята, у каждого из вас на столе лежат лепестки ромашки,                                            Голубой – урок мне понравился, я много всего запомнил                                                      Белый – урок мне не понравился, ничего не запомнил

Давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке

Слайд 13

дом, дрова, дед, Дима, еда, диван

дом, дрова, дед, Дима, еда, диван

дом, дрова, дед, Дима, еда, диван

дом, дрова, дед, Дима, еда, диван

дом, дрова, дед, Дима, еда, диван

водолазы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»

Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100»....

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...

Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"

Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р.  Урок объяснения нового материала....