Открытый урок по литературному чтению учителя начальных классов. 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Дашеева Жанна Владимировна

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Цель:

  • Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Мартышка и очки»

Задачи:

Образовательные:

  • Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;
  • Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Мартышка и очки»
  • Находить мораль в произведении;

Развивающие:

  • Развивать навыки беглого, выразительного чтения;
  • Развивать память внимание, речь учащихся;
  • Формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам;
  • Обогащать словарный запас учащихся;
  • Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к чтению;
  • Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;

Оборудование:

персональный компьютер, медиапроектор;

магнитная доска;

переносная магнитная доска.

Дидактический материал

  • Портрет И.А.Крылова;
  • Иллюстрации к басням И.А.Крылова;
  • Карточки с заданиями;
  • Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс (автор Л.Ф. Климанова, М., 2010); презентация

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_chteniyu.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

    Открытый урок по литературному чтению учителя начальных классов. 3 класс.

УМК «Школа России».

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Цель:

  • Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова

«Мартышка и очки»

Задачи:

Образовательные:

  • Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;
  • Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова

«Мартышка и очки»

  • Находить мораль в произведении;

Развивающие:

  • Развивать навыки беглого, выразительного чтения;
  • Развивать память внимание, речь учащихся;
  • Формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам;
  • Обогащать словарный запас учащихся;
  • Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к чтению;
  • Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;

Оборудование:

персональный компьютер, медиапроектор;

магнитная доска;

переносная магнитная доска.

Дидактический материал

  • Портрет И.А.Крылова;
  • Иллюстрации к басням И.А.Крылова;
  • Карточки с заданиями;

  • Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс (автор Л.Ф. Климанова, М., 2010); презентация

Ход урока.

1. Организационный момент (учащиеся хором говорят стихи).

Прозвенел для нас звонок.

Рот закрыли на замок.

Тихо сели,

Ноги вместе,

Книги, ручки – всё на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать –

И учиться лучше всех!

2. Проверка домашнего задания.  

- Начинаем урок литературного чтения. Дети, мы с вами изучили раздел «Поэтическая тетрадь».

-Соедините, пожалуйста, фамилию писателя и название его  произведения.(дети выходят к доске и переставляют карточки на магнитах)

Ф. И. Тютчев                                   «Встреча зимы»

А. А. Фет                                         «Весенняя гроза»

А. С. Пушкин                                 «Зреет рожь»

И. З. Суриков                                 «Зимний вечер»

-К какому литературному жанру относятся эти произведения? (стихотворения)

- Дети, скажите, пожалуйста,  какой большой раздел мы изучаем сейчас? (Великие русские писатели.)

- Ребята,  на прошлом уроке  мы закончили работу по сказке А. С. Пушкина.    

- Домашние задание вы выполняли в тетради. Давайте проверим его. Откройте тетради.  Прочитайте правильную последовательность событий в сказке. (Дети читают по очереди) Молодцы!

  1. Постановка цели.  Актуализация знаний.  

- Сегодня мы приступаем к работе над другим жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Разгадать  его  вам помогут  знания сказки  А. С. Пушкина «Сказка  о Царе Салтане…».(дети разгадывают кроссворд)

http://festival.1september.ru/articles/504337/img1.gif

 Кроссворд на доске.

-Ребята, слушаем первый вопрос.

Вопросы: 

1. Зверек, который жил в хрустальном домике под елью. ( Белка).

2. Жанр, художественной литературы к которому, относится это произведение Пушкина. (Сказка).

3. Имя царя (Салтан).

4. Как зовут  молодого князя (Гвидон).

5. Название острова, на котором находилось княжество Гвидона (Буян).

- Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать? (Басня).

  1. Выведение  темы  урока.  

   - Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с прекрасным миром басен.

  -  Ребята, а с  какими баснями мы познакомились в прошлом году? («Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак»)

 - А кто является автором  этих басен?(И. А. Крылов)

 -Сможите ли вы назвать  тему сегодняшнего урока?  (тема урока «Басни И. А. Крылова»)

-Правильно ребята ,знакомимся с новой басней И. А. Крылова «Мартышка и Очки»

( открыть доску)

- А познакомиться с басней Крылова-значит стать умнее, узнать что-то новое о себе и людях.

  -В соответствии с темой  поставьте себе задачи  на урок.    

На доске опорная запись:

1) Я узнаю…

2) Я научусь...

          (Задачи урока: узнать, что такое басня, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл.)

5.   Изучение нового материала. (учитель подходит к компьютеру)

1.)   Знакомство с биографией писателя.

- Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом».

( Слайд 1- портрет писателя)

- Посмотрите на портрет И.А.Крылова.

- Каким он вам представляется по характеру?(добрым, спокойным, мудрым)

- Да, ребята, мы видим открытое лицо,  добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду.

(Слайд 2- памятник писателю)

-   Ученики нашего класса подготовили  интересные  сведения  об этом удивительном человеке.

 (Своё сообщение читают заранее подготовленные ученики)

          И.А. Крылов родился в Москве в семье армейского офицера. Семья была бедной. Иван не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых тогда жила в Твери, довелось ему учиться "из милости". У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам, и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых.

          Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После смерти отца  у них ничего  не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Одиннадцатилетнему Ивану пришлось поступить на работу в Тверской  суд. Он разносил пакеты с документами, переписывал бумаги, чинил гусиные перья для письма. Да еще читал книги, которые остались после отца.

       Позже, в 1782 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет. Тридцать лет И.А. Крылов проработал библиотекарем в петербургской библиотеке. Он написал более 200 басен.

-Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни баснописца. Их заучивали наизусть, хохоча пересказывали друг другу и боевые генералы, и солдаты. И даже императоры Александр1 и Николай2 ими зачитывались.

2.)    Подготовка к восприятию нового произведения.

-Прежде чем познакомиться с новой басней Крылова,  давайте вспомним, что же мы знаем о басне? (выслушать детей)

(Слайд 3- определение басни)

- Кто главные герои басен?(животные)

-Чем обычно начинается или заканчивается басня?(моралью, поучением)

(Слайд 4 - определение морали)

3.)    Словарная работа.

- И.А.Крылов жил около 200 лет назад, многие слова, которые употреблены в басне, мы не употребляем в современной речи. Поэтому раскроем значение некоторых из этих слов, чтобы, читая басню, мы могли понять ее содержание и смысл.

(Слайд 5- объяснение слов)       (читаем хором)

  • Мартышка – маленькая обезьяна;
  • Дюжина – 12;
  • Полдюжины – 6;
  • Темя – верхняя часть головы;
  • Нанижет – наденет подряд на нитку, проволоку;
  • Невежда - необразованный человек;
  • К худу клонит – к  плохому клонит;
  • Познатней – побогаче, выше титулом;
  • Невежа – грубый, невоспитанный человек.

- Ребята, обратите внимание на слова невежда и невежа. Что они обозначают? А потом, читая басню, посмотрим какое из них встречается в ней.

4.)    Прогнозирование содержания.

- Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?(о мартышке)

- Поднимите руку, кто видел мартышку?

- Где вы ее видели?

- Расскажите о ее повадках.(любопытная, любит гримасничать, подвижная)

Физкультминутка.

                                                          Рано утром на полянке

Так резвились обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Все присели, снова встали

Вы резвиться не устали?

5.)    Чтение нового произведения.

- Откройте  учебник на стр. 134

-Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что делает мартышка?

-Я думаю, вам будет интересно послушать басню “Мартышка и очки” в исполнении профессионального актёра и понять, зачем Мартышке понадобились очки.

(Прослушивание  аудизаписи.)

 - Понравилось ли вам исполнение басни? (Очень понравилось, хотелось читать вместе с актером, очень ярко представилась мартышка, когда она вертела очки и так и сяк.)

- Так, зачем же Мартышке нужны были очки? (она стала плохо видеть)

6. Работа над содержанием басни.

  1. Чтение басни детьми.

    -Детки, сейчас вы сами  прочитайте басню самостоятельно в полголоса и ответьте на      вопрос: «Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?» (герои басни)

-Прочитайте выразительно те строки, в которых рассказывается о примерке очков.

- Какие слова помогают понять, то, что Мартышка не знает, как использовать очки?

  - Почему мартышка решила, что ее обманули?

 -Кто виноват в том, что очки не действовали?

- Что обычно делают с очками?

2. Работа над языком басни.

- Ребята,найдите  слова из басни, которые являются синонимами к словам: купить, обманули, бросила.

На доске:

купить -

обманули  -

бросила –

- В баснях  Крылова очень много крылатых выражений и сравнений.

- Как бы вы могли проще объяснить некоторые выражения, которые встречаются в нашей  басне?

- Эти выражения у вас на карточках. Прочитайте их, пожалуйста.

К старости слаба глазами стала.                    (стала плохо видеть)

Зло не так большой руки.                               (небольшое зло)

Очков с полдюжины она себе достала.        (купила 6 штук)

Очки не действуют никак .                            ( не помогают)

Слушает людских всех врак.                        ( слушает обман людей)

И проку на волос нет в них.                                      (нет пользы)

3.Разбор морали.

      - Ребята, прочитайте заключительную часть басни.

        -Как она называется? (мораль)

       - С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?  (с необразованностью)

      - Чему учит нас эта басня? (надо учиться, чтобы быть образованным, плохо быть невеждами)

      - Чтение басен  обогащает нас знанеием жизни, родного языка.И. А. Крылов помогал обнаружить недостатки, и часто показывал, как от них можно избавиться.

  1. Выразительное чтение басни по ролям.

        - У басен Крылова интересный сюжет, в нем много действия и диалогов. Басни Крылова  можно читать в лицах. Их можно представлять со сцены в театре. И сейчас мы будем читать басню по ролям.  Посмотрите, где слова автора, а где Мартышки. (чтение по ролям)

        -  Басни похожи на сказки. Характеры героев яркие, понятные. Басни интересно иллюстрировать и поэтому, я предлагаю вам творческое задание.Вы видете  иллюстрации к басням Крылова, выполненные художником. А мы сегодня с вами создадим свою выставку.

7. Итог урока.

-Ребята, вспомните, какие задачи мы поставили в начале урока.

- Что узнали на уроке? (ответы детей)

- Чему научились? (ответы детей)

-  Мне хочется пожелать вам, ребята, идти по жизни рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.

9. Домашнее задание.

Выразительно прочитать басню и подготовиться к инсценировке.

-Дети, переверните карточку и закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению. Урок был для меня:

Интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный.

10.  Оценки за урок.

- Спасибо, ребята, за урок. Вы молодцы! (выставить оценки самым активным, за чтение басни по ролям)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен «Девочка со спичками».

Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен  «Девочка со спичками».  К уроку есть презентация....

Открытый урок по литературному чтению в 4-м классе. "В.П.Астафьев. "Ода русскому огороду"(отрывок)"

Представленный урок помогает познакомить учащихся с биографией и творчеством В.П. Астафьева, воспитывать духовно-нравственные качества, любовь к природе, внимательное отношение к ней, чувство со...

Самоанализ открытого урока по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века» - В.Осеева "Сыновья"

Самоанализ открытого урока по литературному чтениюУМК «Начальная школа XXI века»...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 «Д» классе УМК «Начальная школа 21 века» Тема: Х.-К.Андерсен "Дикие лебеди". Учитель:Гущина Т.И.

Конспект  открытого  урока   по литературному чтению  в  4 «Д» классе УМК  «Начальная школа 21 века» Тема: Х.-К.Андерсен "Дикие лебеди".   Учитель:Гущина...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 «Д» классе УМК «Начальная школа 21 века» Тема: Х.-К.Андерсен "Дикие лебеди". Учитель:Гущина Т.И.

Конспект  открытого  урока   по литературному чтению  в  4 «Д» классе УМК  «Начальная школа 21 века» Тема: Х.-К.Андерсен "Дикие лебеди".   Учит...