Технологическая карта Сказка К.И Чуковский 2 кл
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 «А» классе (УМК «Школа России») Студент: Ткаченко Елена Анатольевна Дата проведения: 24.03.2020 | |
Тема | К.И. Чуковский. Сказка «Путаница». Настроение стихотворения. |
Педагогическая цель | Познакомить детей со знаменитым детским писателем К.И. Чуковским, научить их читать выразительно и правильно, обучить их правильному и лаконичному ответу на уроке, познакомить их со сказкой «Путаница»; развивать память, внимание, логическое мышление; воспитывать чувство коллективизма и любовь к чтению. |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) | Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; читать по ролям; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; определять особенности юмористического произведения. |
Личностные результаты | Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности; имеют личностное отношение к полученным знаниям, желание и умение применять их на практике. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результат; учить целеполаганию как постановке учебной задачи. Познавательные: учить находить ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений. Способствовать умению строить речевые высказывания. Коммуникативные: учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника. |
Основные понятия и термины | Автор, стихотворение, рифма, герои стихотворения, юмор, юмористическое произведение. |
Методы, формы работы | Фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический. |
Образовательные ресурсы | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, литературное чтение В.Г. Горецкий (Ч.2, с. 6-10), изображение писателя К.И. Чуковский. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Приветствие Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку. | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. меня зовут Елена Анатольевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. - Проверьте вашу готовность к уроку. У вас на столах должен лежать учебник вторая часть, дневник, пенал. - Все готовы? - Молодцы! | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Речевая разминка Цель: подготовить артикуляционный аппарат к чтению. | Упр. в отработке дыхания | - Подготовимся к чтению, выполним упражнения для отработки дыхания. - Ребята давайте представим, что мы надуваем воздушный шарик. Медленно вдыхаем воздух, и начинаем выдыхать воздух с такой силой, как будто мы надуваем воздушный шарик. Повторим данное упражнение. | Подготавливает учащихся к выполнению упражнений для отработки дыхания. Следит за выполнением упражнения. | Выполняют упражнения для отработки дыхания. Повторяют за педагогом. |
Упр. в отработке дикции | - Ребята, давайте теперь выполним упражнение для того, чтобы подготовить речевой аппарат к чтению. На доске изображена скороговорка. С начало прочитаем в медленном темпе, постепенно будем читать с увеличением темпа голоса. Сл.1 - Галка села на забор, | Подготавливает учащихся к выполнению упражнения для отработки дыхания. Следит за выполнением упражнения. | Выполняют упражнения для отработки дикции. Повторяют за педагогом. | |
III. Проверка домашнего задания Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания. | Повторение ранее изученных знаний (викторина) | - Ребята, сейчас мы с вами проведём викторину. - Вам нужно отгадать отрывки произведений, которые я прочитаю. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! - Из какого произведения отрывок? («Айболит»). - Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с Комаром. А за нею Клоп, Клоп Сапогами топ, топ! («Муха-цокотуха»). - Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбегает умывальник И качает головой… («Мойдодыр»). - Молодцы ребята! Вы замечательно справились с этим заданием. А теперь послушайте следующее задание. Я буду вам, задавать вопросы, а вы на них должны ответить. Для того, чтобы ответить на вопрос вам нужно поднять руку, выкрикивать с места нельзя, так же слушайте внимательно отвечающего. - Кто справился со страшным Тараканищем? (воробей) - Кто спас Муху-Цокотуху? (комар) - Кого тянули из болота? (бегемота) - Что просили по телефону зайчатки? (перчатки) - Куда убежали Таня и Ваня? (в Африку) - Кто украл солнце? (крокодил) - Молодцы! Все прекрасно справились с заданиями. | Задаёт вопросы по произведениям. Корректирует ответы учащихся. Помогает учащимся если возникли вопросы. | Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают произведения К.И.Чуковского. |
IV. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Введение в тему урока | - Ребята, посмотрите на доску, кто на ней изображён? (уточка и кошечка) - Однажды встретились уточка и кошечка. - Они хотели поиграть вместе в футбол, но у них не получилось договориться между собой. - Как вы думаете почему у них не получилось договориться? (потому что они говорили не своими голосами) - Правильно. - Они говорили не своими голосами - Ребята, а может такое произойти в реальной жизни? (нет) - Почему? (потому что животные могут разговаривать и меняться голосами только в сказках) - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со стихотворением, в котором произошла такая же ситуация. - Посмотрите на доску, перед вами зашифровано название стихотворения. - Получилось так что буквы и цифры перепутались. - Вам необходимо найти и выписать те буквы, которые встречаются только один раз. 1Л4ПВ8У9ЕТ8СА7ЕНЛ2И5ЦВ3АС - Итак, кто же догадался какое слово было зашифровано? (слово путаница) - Правильно. - С автором стихотворения вы познакомились на прошлом уроке назовите его фамилию и имя? (Корней Иванович Чуковский) | Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности. | Самоопределение целеполагание. |
Определение темы и задач урока | - Как вы думаете какой будет тема нашего урока? (стихотворение «Путаница») - Правильно. - Сегодня мы продолжим работу по стихотворению «Путаница». - Вы знакомы с ним с раннего детства, его стихи, загадки и сказки читали вам, когда вы были маленькими. - Что вы знаете из жизни писателя? (ответы детей) - Каким он был человеком? (дети рассматривают портрет) - Сегодня мы прочитаем стихотворение К. Чуковского «Путаница». - На уроке мы познакомимся со стихотворением К. Чуковского «Путаница». | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи. | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач. | |
V. Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и усвоение изучаемого материала. | Подготовка к восприятию | - Одна из любимейших детских сказок детей – «Путаница». - В «Путанице» все поменялись голосами, пережив грозную, хоть и комическую катастрофу – море загорелось, затем все радостно вернулись к норме. | Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий. | Определяют основную и второстепенную информацию; структурирование знаний. |
Первичное восприятие текста | - Сейчас я вам буду читать стихотворение, но вы мне в этом поможете, поэтому слушайте внимательно и следите. - Во время чтения подчеркивайте те слова, которые покажутся вам непонятными. Ковш - округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего. Кадка - бочка с прямыми боками и одним дном. Ушат - небольшая деревянная кадка с ушами (ручками). | Дает целевую установку учащимся. | Отвечают на вопросы, слушают запись. | |
Проверка первичного восприятия | - Понравилось вам стихотворение? (ответы детей) - Что необычного в этом стихотворении? (животные разговаривают не своими голосами) - Что показалось самым смешным? (ответы детей) | Задает вопросы. | Отвечают на вопросы. | |
Повторное чтение и анализ произведения | - А сейчас мы ещё раз прочитаем стихотворение «Путаница» Корнея Ивановича Чуковского и приготовимся ответить на вопрос, почему стихотворение так называется? (ответы детей) - Похоже ли стихотворение на сказку? (ответы детей) - Назови персонажей сказки? (котята, утята, свинки, курочки, воробышки, медведь, кукушка, заинька, медвежата, ерши, жабы, лисички, мыши, кит, крокодил, лягушки, бабочка, гуси, лошади, мухи) - Кто из них самый серьезный? (заяц) - Как его называет автор? (заинька – паинька) - Почему так называет? (потому что заяц уговаривал неразумных зверей быть самими собой, но весёлые зверята его не слушали) - Какое настроение создаёт автор? (весёлое) - Да, действительно поэт создаёт своим стихотворением радостное, весёлое настроение, потому что после приключений для зверей всё закончилось хорошо «Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели, ушками захлопали, ножками затопали». - Чем «Путаница» похожа на небылицу? (ответы детей) Вывод: сказка «Путаница» Корнея Ивановича Чуковского – небылица, она написала в стиле колыбельной для малышей. Зверята вдруг захотели разговаривать по-другому, а не так, как их научила природа. Котята захотели хрюкать, утятам захотелось квакать, даже воробушек замычал, как корова. Лисички подожгли синее море. Крокодил тушил море пирогами, сушёными грибами. Но потушила море бабочка, помахав крылышками. | Слушает учащихся; проводит анализ стихотворения, задает вопросы учащимся. | Читают стихотворение; отвечают на поставленные учителем вопросы. | |
ФИЗМИНУТКА | - А теперь ребята давайте с вами немного отдохнём - Отложите ваши ручки и тетрадки. - Встаньте и выйдите из-за ваших парт, смотрите на меня и повторяйте движения. Влево наклонись, вправо наклонись, Вниз опустись, вверх поднимись И немножечко попрыгай. Влево, вправо наклонись И тихонечко садись. | Проводит профилактику утомления у детей. | Выполняют движения повторяя за учителем; проводят профилактику утомления. | |
Чтение по ролям | - Теперь читаем выразительно, стараясь передать настроение каждого героя. - Постарайтесь прочитать текст так, чтобы было понятно, кто как разговаривает. - Будем читать по ролям. - Один читает слова за автора, три человека слова за кошечку, три человека слова за утят, 3 человека слова свинку, 3 человека за уточку, 3 человека за курочку, 3 человека за воробушка, 1 человек за медведя, 1 человек за кукушку, 1 человек за заиньку-паиньку, 1 человек за кита, 3 человека за гусей, 3 человека за птиц, 3 человека за лошадей, 3 человека за мух и 3 человека за лягушат. - Что случилось с героями произведения? (они захотели разговаривать голосами других животных) - Почему им надоело говорить своими голосами? (наверное, они неразумные. От безделья. Пошалить захотелось) - Что им сказал зайка? Прочитайте. - О чем он их предупреждал? (Кому велено чирикать – Не мурлыкайте! Кому велено мурлыкать – Не чирикайте! Не бывать вороне коровою, Не летать лягушатам под облаком!) - К чему привела их шалость? (к пожару) - Как звери восприняли пожар? Испугались ли они? (да) - Смогли бы они потушить море? (нет) - Кто потушил море? Зачитайте. (Тут бабочка прилетала, Крылышками помахала, Стало море потухать – И потухло) - Как веселились звери? Прочитайте, как автор передал радость зверей? (Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели, Ушками захлопали, Ножками затопали) - Как вы думаете, какими словами можно закончить эту сказку? (звери не шалите!) | Проводит чтение по ролям. | Читают по ролям. | |
Творческое задание. Игра «Подберите рифмы» | - Ребята, как вы думаете легко ли бы писателем? (ответы детей) - Сейчас я вам предлагаю побыть не много в роли писателя. - Давайте с вами поиграем в игру «Подбери рифмы» - Работать вы будите в парах. (учитель раздаёт карточки) - Подберите рифмы к словам: - Пирожок - …. (творожок) - Котёнок - …. (мамонтёнок, утёнок) - Ушко - …. (подушка, лягушка, кружка, мушка) - Плюшка - … (подушка, мушка, кружка) - Птичка - … (синичка, спичка) - Улитка - … (калитка, нитка) - Теперь прочитаем то, что у вас получилось. | Создает речевую ситуацию, контролирует внимание и мыслительную деятельность. | Создают речевое высказывание, обмениваются мнениями, словесно выражают чувства. | |
VII. Итог урока Цель: обобщение и систематизация знаний; рефлексия и самооценка учебной деятельности. | Обобщающая беседа | - Подведём итоги сегодняшнего урока. - С каким стихотворением сегодня на уроке мы познакомились? (познакомились со стихотворением «Путаница») - Кто автор? (Корней Иванович Чуковский) - О чем заставил задуматься автор стихотворения? (ответы детей) - Чему можно поучиться у автора (у героя)? (ответы детей) | Проводит обобщающую беседу, выявляет полученные на уроке знания. | Отвечают на вопросы, демонстрируют уровень полученных знаний. |
Домашнее задание | - Теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание. - Дома вам необходимо выучить наизусть из стихотворения «Путаница» небольшой отрывок. | Задает домашнее задание. Комментирует задание. | Записывают задание в дневники. | |
Рефлексия | - Ребята, я предлагаю вам сейчас оценить свою работу на уроке, кто считает, что у него сегодня все получилось и он доволен своей работой, покажите мне свои ладошки, а кто считает, что у него сегодня не всё получилось и он не доволен своей работой, покажите обратную сторону ладошки. - Спасибо за работу, с вами было приятно работать! - До свидания! | Мобилизирует учащихся на рефлексию собственной деятельности на уроке. | Проводят самооценку собственной работы на уроке. |
Учитель: ________________
Методист: _______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока «Литературное чтение» в 3 классе по теме «Сказка – ложь, да в ней намек…» (Русская сказка «Кот и лиса») Количество уроков в теме – 2 часа.
1. Предметная: Знакомство с жанром « сказка», признаками сказки. Умение искать скрытый смысл. Работа с архаизмами. Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, поль...
Технологическая карта образовательного мероприятия по технологии АМО. Тема: Традиционные сказки о животных. Народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Урок плотный и насыщенный, но не в ущерб здоровью детей за счет равномерного распределения различных видов заданий и чередование мыслительной деятельности с разминкой, определение времени подачи...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Технологическая карта по литературному чтению во 2 классе. Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят»
Тема урока: Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят» Тип урока: Применение знаний и способов действий на практике Цель: способствовать расширению читательского опыта посредством чтен...
Технологическая карта урока "Что такое сказка? Русская народная сказка "Кот и лиса"
Технологическая карта педагогической мастерской поможет создать условия для активной познавательной деятельности учащихся при изучении русской народной сказки "Кот и лиса", познакомить со зн...
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...
технологическая карта "Сказка о жабе и розе"
laquo;В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»...