Викторина "По сказочным тропинкам"
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Бурмистрова Светлана Ивановна

Викторина "По сказочным тропинкам" предназначена для обучающихся 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki_viktorina_moya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина "По сказочным тропинкам"

Цель мероприятия:

Формирование интереса учащихся к литературным произведениям.  

Задачи:

- формировать у детей умение соблюдать правила коллективной игры; 

- воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь, искать выход из проблемных ситуаций;

- вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы, слушать ответы других, не перебивать говорящего); создавать мотивации к чтению

- развивать интерес и любознательность учащихся;

- через элементы театрализации дать возможность детям выразить свои чувства, эмоции, фантазии.

1.Орг. момент

В некотором царстве, в некотором государстве, в некоторой области, в некотором городе стоит у дороги теремок, теремок. Он ни низок, ни высок, ни высок. И трудятся в этом теремке замечательные люди – педагоги, и учатся в этом теремке не менее замечательные дети!

Что сейчас я вам сейчас рассказывала? Правильно сказку. Сегодня мы с вами будем говорить о сказках.  Сказка – это произведение о вымышленных героях, событиях с участием волшебных фантастических сил, часто выдумка, неправда. Поднимите руку, кто любит сказки? Еще бы, в них столько разных чудес! Хотя некоторые из этих чудес уже стали былью. Например ,ковер-самолет или сапоги-скороходы. Раньше люди путешествовали очень медленно и придумали такие чудеса. А сейчас? Что заменяет нам ковер-самолет? Правильно самолеты и вертолеты. А сапоги-скороходы? Да, у нас есть машины и поезда, а также другой транспорт. А помните яблочко, которое каталось по тарелочке и показывало разные чудеса? Что сейчас его заменяет, что мы смотрим? Да, телевизор. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но почему же мы все равно так любим сказки? Почему их до сих пор сочиняют? Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. Сказка родилась с человеком. И, пока живет человек, жива и сказка.  Как вы уже поняли, сказки можно рассказывать обо все на свете, используя особый язык, интонации, жесты. А вы знаете, что сказки появились очень давно? Они создавались самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал ее слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то свое. Если сказка оказывалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной. Имя ее автора не запоминалось. В сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливость, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка — ложь, да в ней…." Продолжите (намек, добрым молодцам урок).

— Какие бывают сказки? (Литературные и народные) Сказки бывают волшебные, о животных и бывтовые.

— А как различить литературную сказку и народную?

 Все вы хорошо знакомы с русскими народными сказками.

Что в сказках необычного?

– В сказках животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои.

В мире много сказок:
Грустных и смешных, 
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться.
Наша сказка впереди
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем сказке “заходи”. 

-Ребята, сегодня мы проведём с вами весёлую игру, где вы должны будете вспомнить сказочных героев – как их звали, где они жили и в какие приключения попадали.

На пути нас ждут разные «сказочные» испытания.

Для того, чтобы успешно преодолеть все испытания, которые ждут нас по пути в страну сказок, необходимо разделиться на 2 команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон .В конце викторины мы подсчитаем количество жетонов и определим победителя. 

2. Раунд 1«Разминка» В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете. Сначала 1ряд, затем 2 ряд.

  1. На сметане мешён
    На окошке стужён.
    У него румяный бок,
    Кто же это? (Колобок) Сл.1-2
  2. Девочка добрая в сказке жила,
    К бабушке по лесу в гости пошла.
    Мама красивую шапочку сшила
    И пирожков дать с собой не забыла.
    Что же за девочка-лапочка.
    Как зовут её? … (Красная Шапочка) Сл.3-4
  3. Друг за друга по цепочке
    Ухватились все так прочно!
    Но ещё помощники скоро прибегут,
    Победит упрямицу дружный общий труд.
    Как засела крепко! Кто же это? … (Репка) Сл.5-6
  4. Человек немолодой
    С преогромной бородой.
    Обижает Буратино,
    Артемона и Мальвину.
    Вообще для всех людей
    Он отъявленный злодей.
    Знает кто-нибудь из вас,
    Кто же это? (Карабас) Сл.7-8
  5. Я мальчишка деревянный,
    Вот и ключик золотой!
    Артемон, Пьеро, Мальвина –
    Дружат все они со мной.
    Всюду нос сую я длинный,
    Моё имя … (Буратино) Сл.9-10
  6. В шляпе синенькой мальчишка
    Из известной детской книжки.
    Он глупышка и зазнайка,
    А зовут его … (Незнайка) Сл.11-12
  7.  И на мачеху стирала
    И горох перебирала
    По ночам при свечке,
    А спала у печки.
    Хороша, как солнышко.
    Кто же это? … (Золушка) Сл.13-14
  8. Он весел и не злобен,
    Этот милый чудачёк.
    С ним мальчик Робин
    И приятель Пятачок.
    Для него прогулка – праздник
    И на мёд особый нюх.
    Этот плюшевый проказник
    Медвежонок … (Вини-Пух) Сл 15-16
  9.  Трое их живёт в избушке,
    В ней три стула и три кружки,
    Три кроватки, три подушки.
    Угадайте без подсказки
    Кто герои этой сказки? (Три медведя) Сл 17-18
  10.  В лесу тёмном на опушке,
    Жили дружно все в избушке.
    Маму дети поджидали,
    В домик волка не пускали.
    Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)Сл19-20

 Раунд 2«Волшебные предметы»

Предметы волшебные в сказках бывают,

Героев желанья они исполняют:

Ковер-самолет - над миром подняться,

Чудесный горшок - сладкой кашей питаться.

А ну-ка попробуй и ты, мой дружок,

Волшебных предметов набрать кузовок.

Вспоминай, не зевай, Те предметы называй.

По предмету угадайте героя.

На картинках нарисованы волшебные предметы, угадайте по предмету героя.

Ступа и метла.  (Баба-яга) Сл. 21

Золотой ключик   (Буратино) Сл. 22

Кому принадлежала эта красная шапочка? (Красной Шапочке) Сл. 23

Кому принадлежала хрустальная туфелька? (Золушке) Сл. 24

Раунд 3 "Дополни имя сказочного героя"

Сказочные герои часто носят длинные имена. У меня написана только часть имени. Давайте назовём полное имя героя. 

Учитель называет одну часть имени командам по очереди, а они дополняют вторую.

Кощей… (Бессмертный)

Баба- …(Яга)

Гуси-…(Лебеди)

Курочка- …(Ряба) 

Раунд 4 "Кто отправил телеграмму?"

   -К нам пришли телеграммы, все они срочные, правда сказочные герои, которые их отправили в спешке забыли указать свои имена. Я прочту, а вы постарайтесь угадать от кого они.

1)«От бабушки ушел, от дедушки ушел

    Скоро буду у вас» (Колобок) Сл. 25

2)«Спасите, нас съел серый волк»   (Семеро козлят) Сл. 26

1)«Простое яичко снесла»  (Курочка ряба) Сл. 27

2) «Ключ достал. Скоро буду»  (Буратино) Сл. 28

    1)«Дорогие гости, помогите!

    Паука-злодея зарубите!» (Муха-Цокотуха) Сл.29

  2)«Очень расстроена.

   Нечаянно разбила золотое яичко.» (Мышка) Сл.30

Раунд 5"Исправь ошибки"

Вчера к нам в гости без приглашения пришла колдунья – Безграмотность. Она перепутала все названия сказок. Давайте поможем героям сказок.

Каждой команде называю перепутанные названия сказок. Ваша задача исправить.

Петушок Ряба – Курочка Ряба Сл. 31

Даша и медведь – Маша и медведь Сл. 32

Волк и семеро ягнят – Волк и семеро козлят Сл. 33

Утки-лебеди – Гуси-лебеди Сл. 34

Физминутка

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево — вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!

Раунд 6"Доскажи словечко"

Игра «Доскажи словечко».

Загадаю вам, ребятки,

Очень трудные загадки.

Отгадаешь, не зевай,

Дружно хором отвечай!

   

1)Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор… (Айболит). Сл.35

1)Всех он любит неизменно,

Кто б к нему ни приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена… (Крокодил). Сл.36

1)Любит мёд, друзей встречает

И ворчалки сочиняет.

А ещё пыхтелки, кричалки, сопелки…Ух!

Забавный медвежонок… (Винни-Пух). Сл. 37

 

2)У отца был мальчик странный,

Симпатичный, деревянный,

И любил папаша сына –

Шалунишку… (Буратино). Сл. 38

 

1)Она легко, как по канату,

Пройдёт по тоненькой верёвочке.

Она жила в цветке когда-то.

Ну, а зовут её… (Дюймовочка). Сл 39

2)Враг людей и враг зверей.

Злой разбойник…(Бармалей). Сл.40

Раунд 7 «Загадочный»

 Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.

1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля) Сл. 41


2. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга) Сл.42

3. Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?Сл. 43

4. Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах. Сл.44

Раунд 8. «Угадай-ка сказку»

Вам надо посмотреть на иллюстрацию к сказке  и угадать , что это за сказка.

Сл.45 «Маша и медведь»

Сл.46 «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Сл. 47 «Лиса и журавль»

Сл.48 «Царевна-лягушка»

Раунд 9 "Блиц-турнир"

Девочка, у которой голубые волосы.(Мальвина)

Из чего сделана Снегурочка?(Из снега)

Кто поймал щуку в сказке «По щучьему велению»? Ответ: Емеля.

Кто разломал теремок? Ответ: Медведь.

Кто унес Иванушку? Ответ: Гуси-лебеди.

Кто тянул репку последним? Ответ: Мышка.

 Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник сказок, и в путь! Сл.49.

 Понравилось ли вам путешествие по сказкам? (Ответ детей)

 А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)

 А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)

Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых. Ребята, сегодня вы показали себя настоящими знатоками сказок. Я вижу ваши радостные лица, а это значит, мы вместе с вами получили массу положительных эмоций. А из этого следует, что каждый из нас стал сегодня ещё добрее и грамотнее.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По сказочным тропинкам"внеклассное занятие по русским народным сказкам

Разработка внеклассного занятия по русским народным сказкам...

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: Обобщение по разделу «Сказочные человечки» «Наши любимые герои – сказочные человечки»

Урок литературного чтения во 2   классеТема: Обобщение по разделу «Сказочные человечки»«Наши любимые герои – сказочные человечки»Задача: Обобщить знания учащихся о признаках повести-ск...

Урок с презентацией. Обучение грамоте. "Сказочные предметы и сказочные животные.Предложение.Текст."

Цели урока:- формировать умения работать со словами (группировать, строить предложения, связные тексты);- обогащать словарный запас;- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя...

Конспект занятия для детей средней группы «По сказочным тропинкам»

Цель:развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.Задачи:закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования;учить детей отвечать п...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Сказочные тропинки"

Программа поможет учителям начальных классов и воспитателям ГПД познакомить детей с волшебным миром сказок....

Квест - игра "Сказочные тропинки".

Сценарий игры - путешествия для учащихся начальной школы.  Перед началом игры учащиеся и родители собираются в классе,  где команды получают маршрутные листы. Необходимо пройти 7 станций, ре...

Интегрированный урок по физической культуре и литературе в 4 классе "Тропами сказочных героев"

Интегрированный урок по физической культуре в 4 классе "Тропами сказочных героев"...