Конспект урока внеклассного чтения "Читаем писателей Корякии"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Судочакова Мария Николаевна

Конспект внеклассного чтения "Читаем писателей Корякии" (к 90-летию образования Корякского автономного округа) по теме "Лиса в сказках"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitaem_pisateley_koryakii._konspekt.docx145.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карагинская основная школа»

Конспект по внеклассному  чтению

в 3 классе

по теме: «Читаем писателей Корякии»

(к 90-летию образования Корякского Автономного округа)

Разработчик: Судочакова М.Н.,

учитель нач.классов

с. Карага

Декабрь, 2020

Тема: Лиса в народных сказках                           

Класс: 3 класс

Учитель: Судочакова М.Н.

Цели: познакомить учащихся с корякской народной сказкой «Хитрая лиса», обобщить знания о  народных сказках о животных, уметь анализировать персонажей сказок.  

Задачи урока:

  • Выявить черты характера лисы в сказках
  • Уметь сопоставлять героев сказок
  • Определить характер лисы в природе

  • развивать память, внимание; обогащать словарный запас.
  • стимулировать желание читать народные сказки.
  • сформировать представление о том, что народная сказка отражает быт и традиции народа.

Ход урока:

  1. Оргмомент

- Ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о сказках и об одном сказочном персонаже. А о ком именно, вы узнаете в ходе нашей беседы.

2. Повторение

Читая сказки, вы проникаете  в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса.

-Кто сочиняет сказки?

-Как называются сказки, которые сочинил народ? (народные)

-А как называются сказки, которые сочинили поэты и писатели? (авторские)

- Какие виды сказок вы знаете?

- Чем отличаются сказки от других произведений?

- В каких сказках встречаются животные?

-Чем отличаются сказки о животных от других сказок?

- Вспомним прочитанные сказки, где встречается лиса. Из каких сказок эти иллюстрации?

          

  1.         Из каких произведений эти строки:

- «А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбу и сама ушла»;        (Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»)        

3.Актуализация  знаний                

Сейчас я прочитаю отрывок еще одной сказки. А вы попробуйте догадаться, какой народ сочинил эту сказку.

- «Тут поднялись наверх все тюлени, моржи и киты и легли на воду в ряд до самого берега. А лиса по их спинам, как по мосту, побежала». (подсказка: народ который сочинил эту сказку живет рядом с морем, с нерпами, горбушами, корюшкой, навагой и т.д)        (Корякская народная сказка «Хитрая лиса»)        

А у корякского народа сказки есть? Читали? Назовите их.

Сообщение про коряков

4. Сообщение темы и задачи урока

- Разгадывая ребус , узнаем главного героя нашего урока.

                16

  1. - Правильно. Мы будем говорить о лисичке – сестричке.

А отчество у лисы есть в сказках? Слышали?

сообщение «Лиса Патрикеевна»

5.Речевая разминка

Сегодня мы будем часто изменять форму слова лиса. Потренируемся в этом с помощью чистоговорки:

Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).
Се-се-се – много сказок о … (лисе).
Ис-ис-ис –  в лесу есть много … (лис) и т.д.                 

6.Работа по теме урока

Всем уже ясно, что главной героиней нашего сегодняшнего урока будет лиса.

И на уроке мы познакомимся с корякской народной сказкой «Хитрая лиса».

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА

(Корякская народная сказка «Хитрая лиса»)

- К какому виду можно отнести сказку «Хитрая лиса»? (сказка о животных)

- Где происходят события, описанные в сказке? (в море)

- Кто главный герой? (лиса)

- А почему лиса оказалась в середине моря?

- Кого она встретила  в море? О чем говорили тюлень и лиса?

- Что делает лиса, чтобы достичь своих целей? (идет на хитрость)

Какая лиса в народных сказках? Отличается ли лиса в корякской сказке от лис  в других народных сказках? (хитрая, проворная)

-Делает ли лиса добро кому – либо?

-Если никому не делает добра,  её можно назвать умной?(она умная, но хитрая. А хитрость – это ум без добра.

- Однако, образ лисы в сказках не всегда соответствует поведению лисы в природе. И об этом нам расскажет

Сообщение о лисе

7.Физкультминутка

Следующее задание, которое вам предстоит выполнить, заключается в том, что вам нужно будет заполнить таблицу по плану, сравнив лису в русской народной сказке и корякской народной сказке.

План сравнения

Русская народная сказка

«Лисичка-

сестричка и волк»

Корякская народная сказка «Хитрая Лиса»

Название народа

русские

коряки

Условия жизни народа

лес, степь, река, умеренный климат

горы, тундра,

море,

суровые зимы,

короткое лето

Характер главного героя

хитрая,

обманщица, расчётливая,

подлая,

умная

хитрая,

обманщица, расчётливая,

подлая,

умная

Пословица к сказке

Хитрый думает одно, говорит другое, делает третье.

Хитёр как яёл, труслив как милют.

8. Продолжение работы по теме урока

-Ребята, мы с вами просмотрели мультфильм по мотивам корякской народной сказки «Хитрая лиса».  Я хочу вам сказать, что у этой сказки есть продолжение, но его вам пока не расскажу. А предлагаю вам стать сказочниками и сочинить продолжение этой сказки.

Не забывайте, что в продолжение сказки мы должны показать хитрость лисы.

(ответы детей)

- чтение фрагмента  сказки (концовка).

9.Рефлексия.                                                                         

«Лесенка успеха»

     всё получилось!

  участвовал в открытии нового

              было неинтересно и трудно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения "Писатели Зауралья"

Тема: Писатели Зауралья. Цель: Образовательная: Учить видеть и понимать за строками стихов чувства  и настроение их авторов. Поддерживать стремление и интерес к изучению стиховорных текстов на ...

Конспект урока "Великие русские писатели. Вводный урок по содержанию раздела. "

Предмет: Литературное чтениеКласс: 4Тема урока: Великие русские писатели. Вводный урок по содержанию раздела.Цели урока: познакомить обучающихся с новым разделом;Планируемые результаты:• Предмет...

Конспект урока "Закрепление раздела “Писатели детям”" (УМК "Школа России", 2 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока "Великие русские писатели" 3 класс

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские пистаели". Материал обобщает полученные в 3 классе знания о великих русских писателях....

конспект урока по теме "Писатели - детям", 2 класс

Данный материал можно использовать при обобщении раздела "Писатели-детям!...

Конспект урока "Особый почерк писателя Д.Н Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка)", по системе Занкова, 3 класс

Цель урока: формировать умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста....