Конспект урока литературного чтения «Писатели о детях и для детей. О.Ф.Кургузов «Надоело летать» 2 класс УМК "Планета Знаний"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конспект урока по рассказу О.Кургузова "Надоело летать"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lit.chten_.2_klass.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок литературного чтения во 2в классе

к учебнику «Литературное чтение 2 класс» Э.Э.Кац, часть 2.

Тема: «Писатели о детях и для детей. О.Ф.Кургузов «Надоело летать».

Автор: Е.В. Шамаева, учитель МАОУ «Гимназия им. Н.В.Пушкова» г.о. Троицка.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Цели урока:

  1. Учить использовать различные источники информации для получения новых сведений и уточнения ранее имевшейся информации.
  2. Тренировать навык выразительного, правильного чтения.
  3. Формирование способности анализировать художественное произведение.

Ход урока

№ этапа

Название этапа и содержание работы

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1

Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, вспомните, чему мы учимся на уроках литературного чтения? ( Учимся правильно и выразительно читать, знакомимся с разными писателями и их произведениями, отвечаем на вопросы.)

-  А разве вы не умеете читать?

-  Всегда ли получается читать правильно и выразительно? Возникают ли затруднения при ответах  на вопросы? Есть ли чему ещё учиться?

-  Готовы ли вы совершенствовать умение читать, умение работать с литературным произведением?

-  Начнем работу.

 Познавательная мотивация.

Формирование умения актуализировать жизненный опыт. 

 

2

Актуализация  полученных знаний и фиксация затруднения.

  1. –Вспомните, с произведениями какого раздела, мы начали знакомство на уроках литературного чтения? (Писатели о детях и для детей.)

- Что объединяет произведения этого раздела? (Они о детях, об их мыслях, поступках, мечтах; они адресованы детям.)

-  Какие из прочитанных произведений вам запомнились? Чем? (Называют изученные произведения.)

2) – Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями о детях и для детей.

 Откройте учебник на с.87. Прочитайте название рассказа, который сегодня будем читать. («Надоело летать»). Кто его автор? (О.Ф.Кургузов).

 3) –Что вы знаете об этом авторе? (Вероятно, ученики не смогут рассказать о Кургузове)

- Как можно поступить, чтобы получить информацию о писателе и его творчестве? (Спросить у взрослых, сходить в библиотеку, обратиться к энциклопедии, воспользоваться Интернетом).

Учить аргументировать свою позицию.

 Формирование читательского интереса.

Работа с разными источниками информации.

 Умение находить сходство в прочитанных произведениях.

3

Открытие нового знания.

I. Сообщение о жизни и творчестве писателя   О.Ф.Кургузова.

- Давайте посмотрим, какая информация о Кургузове помещена в Интернете.

Краткая презентация жизни и творчества писателя.

Олег Флавьевич Кургузов родился в 1959 году в Московской области. Про школу говорил всегда с юмором. Говорил, что ходил не за знаниями – нравилось быть в коллективе, нравились девчонки в классе. Готовил себя в разведчики, но не сложилось. Его ждала иная судьба.

Учился в Московском университете, стал журналистом. Работал в разных газетах и журналах. Был одним из создателей детских журналов «Трамвай», «Куча-мала», «Улица Сезам».

Как детский писатель, создавал и весёлые произведения  (цикл рассказов «Рассказы маленького мальчика»), и познавательные («По следам Почемучки», «Про каплю Акву»). За книгу «Солнце на потолке» получил очень престижную международную премию имени Януша Корчака.

Олег Кургузов был большим писателем, даже гениальным. Но имя его мало кому известно. Он не стремился стать великим человеком, он хотел стать близким и понятным читателям. Все его произведения наполнены невероятным теплом и светом. Умер Олег Флавьевич 10 марта 2003 года, а его произведения будут читать еще долгие годы.

-Что интересного вы узнали о писателе?

II. Работа с текстом.

  1. Прогнозирование содержания рассказа.

- Прочитайте еще раз, с каким рассказом Кургузова мы познакомимся сегодня на уроке? («Надоело летать»). Попробуйте по заглавию определить, о чем будет этот рассказ.

- Каким еще источником информации мы можем воспользоваться для уточнения содержания этого произведения? (Иллюстрации.)

- Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, какие события будут происходить? Кто будет главным героем рассказа?

- Как выяснить, верны ли наши предположения? (Прочитать рассказ.)

2)Словарная работа.

- Перед чтением произведения необходимо выполнить задание «Словарной разминки». (Учащиеся читают задание).

- Может, кто-нибудь  сам объяснит значение данных слов? (Учащиеся на основе личного опыта объясняют значение слов «спиннинг» и «птеродактиль»).

-  Проверим по словарю. Какой словарь нам объясняет значение слова?

Работа с толковым словариком учебника.

3)Первичное восприятие произведения. Текст читает учитель.

- Понравился ли вам рассказ? Чем?

- Подтвердились ли наши предположения?

- Кто главные герои рассказа? ( Главные герои – папа и сын.)

- От чьего имени ведется повествование? (Автор рассказывает о себе, вспоминает свое детство.)

Положительная мотивация и познавательный интерес.

Развитие воображения, речи, обогащение словаря.

Поиск информации по словарю.

 

 Формирование умения прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать вслух осмысленно, выразительно, делать смысловые паузы, передавать нужную информацию.

4

Первичное закрепление.

  1. Вторичное чтение текста. (Дети читают вслух цепочкой).
  2. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение.

- Почему папа с сыном решили ползать?

- Что интересного они обнаружили под диваном?

- Вспомните, что такое спиннинг? Почему они о нем вспомнили? Подтвердите свой ответ словами из текста.

- Что испугало героев? Прочитайте.

- Что значит «амба»? А как объясняет значение этого слова автор? Почему?

- Как вы думаете, почему глаза папы, которые отражались в старом зеркале, были грустными, а глаза мальчика испуганными? Обсуди ответ с другом.

- Вспомните значение слова «птеродактиль». Похожи ли они на ползающих людей? Подумайте, почему это слово использует автор? Какой смысл он в него вкладывает?

3) Работа с иллюстрациями.

- Какие слова из текста могут стать подписями к иллюстрациям учебника? (Дети находят и зачитывают соответствующие рисункам фрагменты рассказа.)

Учитывать разные мнения, аргументировать свое.

 Работа в парах.

Развитие умения отвечать на вопросы, подтверждать собственное высказывание словами из текста.

Осмысленное выразительное чтение литературного произведения. Умение находить в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос.

5

Включение в систему знаний и повторение.

  1. Чтение рассказа (его части) по ролям в зависимости от количества оставшегося времени.

- Определите, какие роли необходимо распределить для чтения рассказа по ролям. (Автор, папа, сын).

-  Прочитайте еще раз первую часть рассказа, подготовьтесь читать вслух по ролям. (Чтение про себя.)

Чтение части рассказа по ролям.

  1. – Понравилась ли  игра, о которой рассказал писатель О.Ф.Кургузов? С кем бы ты хотел в неё поиграть?

Умение работать в группе.

Соотношение жизненных наблюдений с читательскими впечатлениями. Развитие умения работать с текстом.

Формирование умения читать по ролям художественное произведение.

6

Итог урока.

1) - Что нового узнали на уроке?

-   Чему учились?

2) Домашнее задание:

Упражняться в чтении рассказа по ролям.

Задание для самых любознательных:

- Выясните, какие еще произведения написаны Олегом Кургузовым о детях и для детей.

3) У вас на парте лежит смайлик для оценки своей работы на уроке. Оцените свой труд.

 Если вы активно работали, все у вас получалось, дорисуйте смайлику улыбку; если были затруднения – смайлик серьезный; если вы не принимали участия в работе на уроке, а лишь наблюдали за работой одноклассников – смайлик грустит. (На доске вывесить образец.)

Покажите ребятам своего смайлика.

Оценка и самооценка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», умк «Перспектива», 2 класс.

Урок литературного чтения во 2 классе, УМК «Перспектива»Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»....

Конспект урока литературного чтения. С.Я.Маршак Гроза днём, В лесу над росистой поляной. 3 класс.

Тема урока:  С.Я.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной».Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством С. Маршака; об­учать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мыш­ление...

Конспект урока литературного чтения : Г.Скребицкий «Весна – художник», П.Дудочкин «Почему хорошо на свете» 2 класс УМК «Начальная школа XXI век»

создать условия для формирования умений анализировать и передавать собственные переживания, понимать внутреннее состояние персонажа, формировать у учащихся нравственные понятия, обосновывать сделанные...

Конспект урока литературного чтения на тему: "В.И. Белов «Малька провинилась»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование знаний о жизни и творчестве В.И. Белова;развитие умения работать с текстом, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.Планируемые результатыПредметные:у...

Конспект урока литературного чтения «Знакомство с произведением В. Белова «Малька провинилась»» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование у учащихся умений работать с текстом, а также расширять словарный запас.Планируемые результаты:Предметные: знать биографию В. Белова;уметь характеризовать героев...

Конспект урока литературного чтения по теме: "Звукопись в поэзии и прозе. М.Горький «Воробьишко»" 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Формирование у детей умение обнаруживать присутствие звукописи в прозаическом тексте и понимать смысл использования этого литературного приема.Планируемые результаты:Предмет...