Анализ сказки А.С Пушкина
презентация к уроку по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История создания «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из наиболее известных сказок А. С. Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдино. В основу положена русская сказка, записанная в селе Михайловском. Сюжет сказки сильно перекликается с сюжетом сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм. Сказки братьев Гримм были опубликованы в 10-20-х годах XIX века, т.е. раньше, чем сказка Пушкина (1833г.). Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки. Но поэт создает свою неповторимую сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна.
Жизненные обстоятельства: Пушкин ехал в Болдино женихом. Решение жениться было продиктовано многими соображениями: любовь к Н.Гончаровой , но ещё усталость от холостой беспорядочной жизни, потребность в спокойствии, так же стремление к независимому и достойному существованию. Однако женитьбе мешали денежные трудности. Он поехал в Болдино, чтобы заложить деревню и через месяц вернуться в Москву. Пушкин приехал в Болдино в подавленном состоянии, так как перед отъездом поругался с будущей тещёй и в раздражении написал невесте письмо, в котором возвращал своё слово. Теперь он не знал — жених он или нет. Эпидемия холеры в Москве, которая не позволяла ему выехать из Болдино. Сочетание счастливого покоя и смертельной опасности характерная особенность болдинской осени Пушкина.
Сказка братьев Гримм Сказка Пушкина 1. Семь гномов 1 . Семь богатырей 2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу 2.Черница приходит один раз с яблочком 3. Принц случайно находит Белоснежку 3 . Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну , обращаясь к солнцу, месяцу, ветру 4. Жестокий финал: мачеху убивают 4 . Мачеха умирает от тоски и зависти 5. Сказка написана в прозе 5 . Написана в стихах, красивым литературным языком
Сказка предлагает перенестись в вымышленный мир (в сказке возможно всё, что невозможно в реальности-чудесные события, волшебные превращения, неожиданные перевоплощения). Но самая большая ценность сказки — это непременное торжество добра и справедливости в финале.
Вечная тема – любовь, дружба, человек и труд, взаимоотношения. В отличие от сказки братьев Гримм, сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта — она прославляет человеческую верность и любовь. Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – пушкинское “добавление” к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери царевны (“восхищенья не снесла”). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей, их сватовство, отсутствующие в сказке “Белоснежка”. Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко , погибающего ради своей хозяйки.
Кто в сказке в центре внимания автора? Почему ? Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра ? А кто воплощаёт силы зла ? Кто же помогал ей творить зло? Чернавка сама по себе злая или нет? Тогда почему она становится исполнительницей злой воли ? Откуда же в царице ненависть к царевне ? Вспомните: когда у царевны появилась мачеха ? Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери?
Когда же мачеха вспомнила о падчерице ? Откуда же эти замечательные качества у царевны ? Отчего умерла царица-мать? Можете ли вы назвать дату рождения царевны ? Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно» (тогда как за царевной давали «семь торговых городов /да сто сорок теремов »)? Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорить нём?
Чем стало для неё это зеркальце? Почему ? Почему только с зеркальцем царица была «добродушна, весела »? Может ли предмет(даже такой необычный, говорящий!), к примеру телевизор, компьютер,заменить живых людей ? Что же невольно укрепляло и развивало зеркальце в царице ? Какие же качества может породить в человеке гордыня? Почему?
Что стало следствием гнева царицы? Какое чувство толкнуло её на преступление Почему царица с её кознями и коварством оказалась бессильной перед кроткой царевной ? Вспомните причины смерти царицы-мачехи и родной матери царевны.
1. Зачин 2. Концовка 3.Повторы 4.Конфликт, разрешение конфликта 5. Волшебные силы или помощники 6. Путь героя 7.Магическое число 8.Эпитеты Сходство с русской сказкой
Пушкин использовал детали сюжета народной сказки, но ведут себя герои по-иному, и руководствуются не жесткими –предписанными правилами ( как должен поступить герой в сказке), их поступки основаны на их характерах, чувствах, принципах .
В произведении реальные жизненные проблемы переплетены со сказочным мотивом. Это лишний раз заставляет читателя задуматься над происходящим и возможно даже, поможет не повторять тех же ошибок, которые совершали герои. Конечно же, в истории счастливый конец, и добро опять взяло верх над злом и коварством. И это неспроста. Все сказки Пушкина учат созидать, и напоминают читателю, к чему может привести негативное отношение к окружающим, жадность и эгоизм. Зло всегда будет наказано, а справедливость непременно восторжествует. В конце сказки царевна становится женой королевича Елисея. Автор показывает, через что пришлось пройти молодым людям, чтобы быть вместе. Ведь не всегда в отношениях людей складывается все ровно и гладко. Иногда, чтобы проверить чувства и уважение друг к другу, судьба посылает паре нелегкие испытания. И только крепкие и настоящие взаимоотношения смогут выстоять перед натиском. В жизни не дается не посильных испытаний. И как бы порой не было тяжело и горестно, вера, дружба и любовь смогут сотворить настоящее чудо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 3 классов для обобщения знаний по произведениям Пушкина».
Цель: обобщить знания детей по произведениям А.С. Пушкина Задачи: - умение узнавать по цитатам из сказок произведения А.С. Пушкина - развитие внимания, памяти, мышления у учащихся - воспитание нр...
Кроссворд по сказкам А.С. Пушкина в рамках Недели памяти А.С. Пушкина.
Данная работа представляет собой кроссворд по сказкам великого писателя и поэта А.С. Пушкина, который можно использоватть на уроках литературного чтения в начальной школе....
Урок по литературному чтению 4 класс по учебнику Матвеевой по теме "Портрет и автопортрет. И.А.Ильин «Пушкин в жизни» (отрывок). А.С.Пушкин «Вы просите у меня мой портрет…».
Данный материал позволяет познакомиться с произведениями в сравнении, включает работу в группах....
ПОЛОЖЕНИЕ Об открытом школьном конкурсе чтецов, посвященный Дню памяти Александра Сергеевича Пушкина «Ах! Пушкин!»
1. Цель и задачи школьного конкурса чтецов.1.1. Целью школьного конкурса чтецов является популяризация творчества А.С. Пушкина, содействие раскрытию творческого потенциала учеников младшего школьного ...
Сценарий праздника, посвященный инсценировкам по сказкам А.С. Пушкина " Мой Пушкин".
Совместно с воспитателями, родителями и детьми 2, 3, 4 классов был подготовлен праздник, приуроченный к году литературы.Мы решили взять сказки Пушкина. т. к. в них много мудрого, ценного, понятно...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Урок-исследование по Пушкину. А.С. Пушкин "Зимний вечер"
Урок-исследование "Зимний вечер" А.С. Пушкин для 3 класса....