Конспект урока "Знакомство с учебником "
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Пильникова Галина Степановна

Конспект урока Тема: "Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_uchebnikom_1_klass.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника.»

Цели деятельности учителя: -познакомить учащихся с новым учебником литературного чтения, с системой условных обозначений, с содержанием учебника, со словарем;

-развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты:

  • Предметные: 

-знать, как выглядит учебник по литературному чтению и условные обозначения;

-ориентироваться в условных обозначениях,

-находить их на страницах учебника, правильно толковать;

-ориентироваться в разделах и рубриках учебника, знать, где находится «Словарь»

  • Личностные:

-осознавать ценность учебной книги для своего образования,

-бережно относиться к ней,

- демонстрировать умения правильно листать  страницы,

-убирать книгу в портфель и доставать из портфеля,

-пользоваться закладкой,

-выбирать обложку для учебника.

  • Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 класс, в 2 частях, под редакцией Л.Ф. Климановой; рабочая тетрадь, образцы обложек для учебников, образцы закладок.


Этап урока
Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный – слово учителя

1 мин

Здравствуйте, ребята! Подравняйтесь, настройтесь на работу на уроке. Садитесь.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Каждый день- всегда, везде.

На занятиях, в игре.

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Приветствовать учителя

Настраиваться на работу

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

Мотивационный

Словесный

2 мин

Ребята, в зависимости от того, какое у вас настроение покажите соответствующий смайлик.

Анализировать свое настроение

Р: понимать требования учителя

Постановка учебной задачи

Практический – чтение стихотворений

Словесный – строят речевое высказывание

5 мин

5 мин

-Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Первый раз в первый класс

Вот осень на дворе.

Птицы к югу полетели.

Значит, время детворе

Книжки, складывать в портфели.

В первый раз заходят в класс

Первоклашки-новоселы.

Оторвать не могут глаз

От просторной светлой школы.

Все за парты. Вот тетрадь.

Взяли в руки ручки смело…

Хватит бегать и играть,

Мы займемся взрослым делом!

Пусть нас спросят у доски-

Всем мы с гордостью ответим:

МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ,

А НЕ МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ!

Т.Бокова

-Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.

-Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (дети делятся своими впечатлениями.)

-Прочитайте с интонацией удивления, раздражения, восхищения, с веселой интонацией.

Выразительное чтение.

-А сейчас прочитаем выразительно стихотворение.

Кто чему научится

Чему первым делом

Научится кошка?

-Хватать!

Чему первым делом

Научится птица?

-Летать!

Чему первым делом

Научится школьник?

-Читать!

В.Берестов

-Автор считает, что школьник научится читать. Но вы уже научились читать, знаете все буквы. Как вы знаете, что значит уметь читать?

-Чему мы будем учиться на уроках? (работать по учебнику, выразительно читать стихотворения и рассказы, ..).

Читать самостоятельно стихотворение

Читать в медленном темпе

Анализировать чтение

Обсуждать возникающие чувства при чтении

Выразительно читать стихотворение

Поддерживать учебный диалог

Формулировать цели урока

К: слушать и понимать речь других

Р:понимать, что такое цели изучения раздела и где в учебнике они зафиксированы

Р: принимать и сохранять учебную задачу

Решение частных задач

Словесный – слово учителя

физминутка

5 мин

1 мин

Знакомство с новым учебником.

-А теперь мы с вами отправимся в замечательную страну, которая называется…. Определите сами ее название, прочитав запись: ЕИНЕТЧ ЕОНРУТАРЕТИЛ (литературное чтение).

-Да, страна называется «Литературное чтение».

-Прочитайте на доске стихотворение.

Обращение писателя к читателям

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

С.Михалков

-Почему автор призывает вас читать? Что значит набираться ума? (узнаём много полезной информации из книг).

-У вас на столах новые красочные учебники. Что нужно для того, чтобы они надолго остались в таком состоянии? (ученики вспоминают правила обращения с книгой.)

- Как называется наш учебник? (литературное чтение)

-Почему две книги? (учебник состоит из двух частей)

-Как вы думаете, почему у него две части? (чтобы легче было носить + рабочая тетрадь)

-Что нарисовано на обложке учебника и почему? (отправляемся в увлекательное плавание, путешествие, ..)

-А сейчас мы с вами встанем и немного разомнемся

Поддерживать учебный диалог

Определять название учебника

Читать стихотворение

Рассуждать

Вспоминать правила обращения с книгой

Анализировать внешний вид учебника

К: слушать и понимать речь других

К: знать ранее изученные правила

Решение частных задач

Словесный – отвечают на вопросы

Практический –изучение учебника

Словесный – ответы на вопросы

Наглядный – рассматривают картинки

Словесный – отвечают на вопросы

10 мин

10 мин

-Ребята, вы до конца этого учебного года будете изучать учебник «Литературное чтение» и работать в специальной тетради,  которая называется «Рабочая тетрадь».

-Рассмотрите сначала учебник, задумайтесь, почему так называется наш новый учебный предмет? И что мы будем на нём изучать. (дети листают учебники и делают выводы)

-А теперь перелистайте «Рабочую тетрадь», рассмотрите её внимательно и ответьте, чему вы будете по ней учится. (ответы детей.)

-Как вы думаете, почему так важно изучать литературу? (благодаря литературе мы узнаем много нового, интересного, можем прочитать о том, чего никогда не видели своими глазами, а также мы совершенствуем свои умения читать правильно, выразительно и пр.)

-Правильно, ребята. Но еще благодаря литературе вы будете учится рассуждать о том, почему герои произведений, попадая в разные ситуации, ведут себя по-разному, вы будете учиться слышать автора произведения, понимать его точку зрения, задумываться над сложными вопросами, которые он задает в своих произведениях. А еще вы будете учиться понимать художественное слово, а это одна из самых трудных задач на уроках литературного чтения.

-Ну, а сегодня, ребята, основной задачей урока будет знакомство с учебником. Это поможет вам легко находить нужные рубрики и разделы, ориентироваться в условных обозначениях. (кратко задачи на слайде).

-Ребята откройте с.2 части 1 учебника «Литературное чтение» Под красной чертой расположены фамилии авторов учебника, прочитайте их.

-Видите, как мало людей трудились над тем, чтобы вам было интересно учиться, чтобы вы полюбили литературу и стали настоящими читателями.

-А может быть, с кем-то из авторов вы уже встречались и немного знакомы? Где вы уже видели эти фамилии? (В «Азбуке».)

-Хорошо, заметьте, что количество авторов в учебнике по

 Литературному чтению увеличилось, значит, понадобилось много усилий, чтобы вас научить грамотно читать. Среди авторов учебника много ученых, людей, которые все свою жизнь посвятили созданию учебников для маленьких школьников, поэтому мы должны быть благодарны им за такой труд и, конечно, бережно относится к учебникам.

Работа над условными обозначениями:

-Вслед за фамилиями авторов вы найдете надпись «Условные обозначения». Вам уже знакомо понятие «условные обозначения», давайте вспомним, что это такое. (это значки, которые указывают, что нужно делать.)

-Правильно. Посмотрите, как называется первый значок. Как вы будете выполнять его указание? (2,3 и 4 так же).

-Откройте часть 2 учебника. Посмотрите, изменились ли значки? (нет, они остались прежними, значит, нам легко будет по ним ориентироваться и во второй части учебника.)

-А теперь найдите на страница учебника такие значки и назовите, где они встретились, на что указывают.

Работа над структурой учебника:

-Ребята, сейчас перед вами стоит трудная задача- понять, как устроен учебник, какие в нем есть разделы и рубрики, для чего они включены в учебник. Откройте часть 1 учебника на стр.3, прочитайте заголовок. Как вы думаете, что может иметь такое название-раздел, рубрика, произведение или что-то другое? (предположения)

-Правильно, это название раздела, или темы, как иногда говорят. А теперь откройте часть 1 учебника на стр. 79. Какой заголовок дан здесь? Прочитайте, какие темы входят в содержание учебника.  На каких станицах они расположены? Найдите их в учебнике. О чём, по вашему мнению, пойдет речь в каждом разделе?

-А теперь сравните страничку с заголовком «Жили-были буквы» и страничку с заголовком «Сказки, загадки, небылицы». Что еще, кроме названия раздела, есть на этих страницах?

-Правильно, ребята, здесь еще есть предложения, в которых отражены результаты изучения темы, т.е. цели, которые указывают, что вы узнаете при чтении произведений по данной теме и чему научитесь. Это очень важно, т.к. если человек не знает, что он будет делать, не представляет свой результат, то ему трудно добиваться каких-либо успехов в учебе. Поэтому авторы помогли и сформулировали то, что вы должны освоить, в данном разделе. Посмотрите начало разных разделов в обеих частях  учебника.  Везде ли заданы цели их изучения? (дети листают учебники)

-Как быстро найти тот или иной раздел? Где можно увидеть, на какой странице начинается раздел? (в содержании.)

-Откройте стр. 79 части 2 учебника. Какой раздел учебника вы еще не рассмотрели? (словарь)

-Для чего даются словари в учебниках, в каких случаях мы можем к ним обратиться?  (в произведениях даны слова, значения которых можно посмотреть в словаре)

Работа по формированию бережного отношения к учебнику и «Рабочей тетради»

-Вспомните еще раз, какую ценность для вас представляют книги. А учебные книги представляют для людей какую- либо ценность?

-Чтобы книги долго хранились и люди долги могли пользоваться ими, как необходимо к ним относится? (ответы детей).

-Давайте покажем, как нужно правильно перелистывать страницы учебника и «Рабочей тетради». Послушаем, какой ряд это делает тише.

-А как правильно убирать в портфель «Рабочую тетрадь» и учебник, как правильно доставать?  Покажите, пожалуйста. Послушаем, какой ряд это делает тише, аккуратнее.

-Кто из вас догадается, что нужно , чтобы обложка не испачкалась, не помялась? (надеть дополнительную обложку.)

-Какие виды обложек вы знаете? (ответы)

-А что нужно сделать, чтобы быстро найти ту или иную страницу в учебнике, чтобы не перелистывать все  страницы и не искать долго страницу, на которой остановился? (сделать закладку)

-Посмотрите на экран перед вами разные виды обложек и закладок, которые подойдут для ваших учебников и рабочих тетрадей.

-Молодцы, я надеюсь, что вы будете аккуратно относиться к своим учебникам и «Рабочей тетради».

Отвечать на вопросы, формулировать выводы

Осмысленно анализировать учебник

анализировать

прочитанное

Знакомится с авторами учебника

Работать над условными обозначениями

Работать над структурой учебника

Работать в учебнике на странице 79

Знакомится с целями разделов

Рассуждать для чего нужен словарь

Работать над формированием бережного отношения к учебнику и рабочей тетради

Показывать как правильно обращаться с учебником

Рассматривать виды обложек и закладок

П: формулировать ответы и выводы

П: осмысленно читают текст

К: аргументировать свое мнение

П: осознанно строить ответ в устной форме

К: учитывать мнения своих одноклассников

П: анализируют объекты

К: аргументировать собственное мнение

П: строить речевые высказывания в устной форме.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Домашнее задание

1 мин

  Дома постарайтесь подобрать для учебников и рабочей тетради обложки и закладки. А завтра мы с вами посмотрим, у кого это получилось. А еще дома родителям покажите и расскажите, что и где находится в учебнике. Все, что вы узнали на уроке.

Записывать задание на дом

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Рефлексия

По содержанию

Словесный – ответы на вопросы

2 мин

-С каким новым учебным предметом и учебником вы сегодня познакомились? (литературное чтение)

-Что нового узнали на уроке? (ответы детей)

-о чем всегда нужно помнить? (где и что находится, как обращаться с учебниками, и т.д.)

Подводить итоги урока

Р: осуществляют итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по учебнику «Окружающий мир» 3 класс по А.А Плешакову

Тема: «Закаливание организма. Здоровый образ жизни (ЗОЖ)»    Цель урока: Актуализация опорных знаний об устройстве организма человека, о закаливании своего организма; Сод...

План-конспект урока по учебнику Математика. 3 класс.Тема: «Единицы времени. Сутки»

План конспект урока математики по теме "Единицы времени" 3 класс....

конспект урока по учебнику коми языка "Войт" для 4 класса

Конспект урока для 4 класса по коми языку. Учебник "Войт" Е.Н.Вязовой и А.В.Сизовой...

План – конспект урока по учебнику «Английский в фокусе». 2 класс "В ванной"

План – конспект урока по учебнику «Английский в фокусе». 2 классАвторы: Н.И.Быкова, Дж.Дули, М.Д.Поспелова, В.Эванс.Учитель: Свительская Т.П.Тема раздела«Мой дом, моя крепость»Тема урока«В ванной»Тип ...

План – конспект урока по учебнику «Английский в фокусе». 2 класс «Это мой день рождения»

План – конспект урока по учебнику «Английский в фокусе». 2 классАвторы: Н.И.Быкова, Дж.Дули, М.Д.Поспелова, В.Эванс.Учитель: Свительская Т.П.Тема раздела«Праздники»Тема урока«Это мой день рождения»Тип...

Конспект урока по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»

Тема: Значение воды на Земле.Цель: Знать о значении воды для живой природы; об основных путях загрязнения природной воды и о последствиях такого загрязнения.Уметь: Анализировать, обобщать, делать выво...

Shopping for food конспект урока к учебнику М.З.Биболетова 4 класс

Методическая разработка к уроку английского языка в 4 классе по теме Shopping (учебник М.З.Биболетова)...