План-конспект урока по учебнику Математика. 3 класс.Тема: «Единицы времени. Сутки»
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Гударева Ирина Викторовна

План конспект урока математики по теме "Единицы времени" 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по учебнику «Математика. 3 класс»
Автор: М.И. Моро
Тема: «Единицы времени. Сутки»

Составила Гударева Ирина Викторовна.

Цели урока:
сформировать представление о сутках, как единице времени, развивать умение наблюдать, рассуждать, прививать интерес к занятиям математикой,  учить детей ценить свое и чужое время, использовать знания, полученные на уроке во внеурочное время.
Оборудование: 
компьютер, слайды к уроку, макет часов, карточки для учеников с тестами,
Тип урока:  урок открытия нового знания.
Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности. I. Организационный момент

    Прозвенел сейчас звонок,
    Начинается урок!
    Подравнялись, подтянулись,
    Сели тихо, улыбнулись.                  

 1  Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо:       « Вы талантливы , дети ! Когда-нибудь вы сами поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.»

Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для  себя открытие, получить новые знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех . Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. В добрый путь за знаниями.

2. Минутная разминка

– Ребята, кто мне скажет какое сегодня число?

– Что вы можете сказать о числе 16?

(Число 16 – двузначное, записано с помощью двух различных цифр – 1 и 6, соседи 15 и 17.В числе 16 всего 16 единиц, из них 6 отдельных единиц и 1 десяток. Число можно заменить суммой разрядных слагаемых 10 и 6.)

- Запишите число, классная работа.

– Продолжим работать. Какие двузначные числа можно составить с помощью цифр 1 и 6?

– Пропишите полученные числа. (11, 66, 16, 61).

3. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Бой курантов. (Запись)

- Что это было?

2 октября 1918 года заговорили главные часы нашей страны – Кремлёвские куранты. Они расположены на Кремлёвской башне в Москве на Красной площади. Ежечасно торжественно и величаво раздаётся их бой. К нему прислушиваются люди всего мира. И нет ни одного человека, который бы не знал мелодичный и волнующий бой курантов, расположенных на Спасской башне Кремля.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? (О времени, о часах).

2 Постановка учебной задачи

А) Соедините стрелками примеры с одинаковыми ответами:
5 * 6                              6 * 4                 24 – (М)
42 : 7                           10 * 3                30 – (Я)
3 * 8                             45 : 9                 5 – (В)
40 : 8                            3 * 3                  9 – (Е)
27 : 3                            48 : 8                6 – (Р)
б.) Расположите цифры в порядке возрастания. Какое слово получилось?
5  6   9  24  30

В   Р   Е   М  Я

Будем мы сейчас читать,
И считать, и умножать.
Увлекательно учиться
«Время» будем изучать.
в )  Загадки.
 
 - Во 2 классе мы узнали о некоторых единицах времени, чтобы вам легче было вспомнить, отгадайте их.
1) Вышел старик – годовик, махнул рукавом, и полетели 12 птиц,
у каждой птицы по 4 крыла,
в каждом крыле по 7 перьев,
Каждое перо с одной стороны черное, а с другой – белое

 (год, месяц, неделя, сутки)


2) Мы запомнили все враз:
60 минуток – это …(час)
3) Я твержу сестре Анюте:
60 секунд в … ( 1 минуте)
2. Повторение соотношений между единицами времени
год = 12 месяцев (повторение по порядку «цепочкой»), 365 или 366 дней
месяц = 28(29), 30 или 31 день
неделя = 7 дней (по порядку «цепочкой»)
сутки = 24 часа

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

а.)1 год =  … месяцев     
1 год = … дней
Сегодня мы будем говорить о единицах измерения времени.
Отгадайте загадку:
Чёрная корова повалит,
Белая поднимет  (День и ночь).
Есть такое выражение: «
День да  ночь и сутки прочь».
А что такое сутки?
Человек ведет счет времени по часам. Первые часы были солнечными. Они были в виде палочки, прикрепленной вертикально на дне чаши. День разбивали на части по движению тени палочки на деления края чаши.  А как быть в пасмурную погоду?
В Древнем Египте и Вавилоне изобрели водяные и песочные часы. На циферблате первых часов было 24 деления, а 500 лет тому назад Рудольф разделил циферблат на 12 частей.
Но еще до нашей эры, со времен Аристотеля,  вводится деление суток на 24 часа. За начало суток ранее принимали полдень. А в наше время началом суток считается полночь. Когда начинаются  новые сутки? (0 часов 0 минут - полночь).
Рассмотрите макет часов. Сколько цифр на часах?
Сколько часов отсчитывает часовая стрелка, проходя один круг? Два круга?
За сутки часовая стрелка дважды обходит циферблат.
 1 сутки = 24 часа
За сутки, то есть 24 часа,   наша планета Земля успевает сделать один виток вокруг своей оси. (Показ слайда – вращение Земли вокруг своей оси).
Час за часом - двадцать раз
И четыре про запас –
Сутки полные идут,
День и ночь с собой ведут.

Солнечные часы показывают солнечное время, а не местное, то есть, не учитывают деление Земли на часовые пояса. Кроме того, простейшие солнечные часы не учитывают летнего времени. Пользоваться солнечными часами можно только днём и при наличии Солнца.

– Водяные часы

Появились в Древнем Египте. По капелькам влага перетекала из одного сосуда в другой, и по тому, сколько воды вытекло, определяли, сколько времени «утекло». Древние египтяне делали это с помощью сосуда, на стенках которого были нанесены отметки, соответствующие часам. Вода вытекала из сосуда с определённой скоростью, и по мере снижения её уровня время можно было узнавать по нарезкам на стенках.

– Песочные часы

Первые песочные часы появились в Париже ( Франция). Время, за которое песок через горловину пересыпается в другой сосуд, может составлять от нескольких секунд, до нескольких часов.

-В настоящее время мы пользуемся вот такими, привычными для нас, механическими часами: (Слайды)
-наручные
-настенные
-карманные
-напольные
-настольные
-морские
-башенные
-электронные
-многофункциональные

 – вид часов и стрелок

Маленькая стрелка часов – часовая. Она проходит от одной большой чёрточки до другой за один час. Большая стрелка – минутная. Она проходит от одной маленькой чёрточки до другой за 1 минуту.

- А какая стрелка не всегда может встретиться в часах?


б)- Задание на время. Кто быстрее?
1 сут  3 ч = … ч                    1 сут 4 ч …  1 сут 6 ч
2 сут 5 ч = … ч                     2 сут 5 ч … 1 сут 13ч

 в )   Задачи

1. В Копенгагене ( столица Дании )можно взять на прокат бесплатно велосипед, опустив монетку в 20 крон. При вовращении велосипеда , монетка возвращается. Мальчик катался на велосипеде 4 часа, а девочка  в 2 раза меньше. Сколько времени каталась девочка? 2

2. Марта посмотрела 16  минут представление, а Федерик только 4  минуты .На сколько больше посмотрела Марта? Во сколько раз Федерик посмотрел меньше? 12, 4

3. Светлана читала книгу сказок. За 3 часа она прочитала 27 страниц. Сколько страниц она читала за час?  9

4. Игорь читал за час 8 страниц. Сколько он прочитал за 4 часа?  36

5. Время в Дании отстаёт от московского на 2 часа. Сколько времени в Дании , когда в Москве полдень?  10

 

Проверка

2          12             4           9          36        

  1. Физкультминутка.

 4 Устный счёт.

1. Решите задачи
• Люба выходит в школу в 8ч15мин. На дорогу уходит 5 минут. В какое время Люба приходит в школу? (8ч20мин)
-Итак, в какое время Люба приходит в школу?
-Укажите это время на моделях часов.


* Начало урока в 8ч30мин. В какое время оканчивается этот урок, если он длится 40 минут?(9ч10мин)
-В какое время оканчивается этот урок?
-Укажите это время на моделях часов.


• Урок окончился в 9ч10мин, перемена продолжалась 15 мин. Когда окончилась перемена? (9ч25мин)
-Когда окончилась перемена?
-Укажите это время на моделях часов.

7. Первичное закрепление с комментированием. Работа с интерактивной дской.

8 Работа с учебником.

- Задача № 3. Прочитайте условие задачи.
- Прочитайте вопрос задачи.
- Какие единицы времени встретились в задаче?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Сколько часов в сутках?
- Самостоятельно составьте краткую запись.
- Решение задачи у доски.
1.)4-3=1 (сут.) – было больше первое судно
2.)1 сут.= 24 часа
24 * 1 = 24 (ч) – было больше первое судно
Ответ: на 24 часа
Молодцы, если  справились  с заданием.

9. Гимнастика для глаз.

Рисуем глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами по сторонам его веди.

Нарисуй теперь квадрат.

Получилось? Очень рад.

Зажмурь глаза, открой

И вот – работа нас зовёт вперёд!

10.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (карточки)

Тест   «Единицы измерения времени».

  1. Найди верное утверждение

а.) 1час = 50 мин
б.) 1 год = 12 месяцев
в.) 1 сутки = 12 часов

  1. Найди ошибки, если  они есть:

а.) самый короткий месяц – февраль;
б.) декабрь – первый месяц в году;
в.) Луна вращается вокруг Солнца за 1 месяц.
3.  Самая крупная единица измерения времени из данных:
а.) месяц;
б.) час;
в.) год.
( Проверка осуществляется по слайду).

10. Включение в систему знаний и повторение.

Работа по учебнику страница 88 № 1-5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

С какой единицей измерения времени мы познакомились на уроке?
Сколько часов составляют 1 сутки?
Когда вам могут пригодиться,  полученные сегодня знания?
Что на уроке вызвало у вас затруднение?
Какие трудности возникли при выполнении самостоятельной работы?
Ребята , послушайте одну притчу.

Шёл мудрец и встретил 3 работников.  « Что ты сегодня сделал ?-спросил он каждого.

Первый ответил: «Я целый день носил ненавистные камни.»

Второй ответил:  «Я немного устал,но добросовестно выполнял свою работу.»

Третий сказал:  «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение.»
- Кто из вас на уроке был 1 работником,2 и 3 ?

Очень хорошо ,что работа на уроке принесла вам радость, вы открыли  новые знания.

12. Домашнее задание. С.50 Тпо

-Молодцы, ребята! Вы прекрасно поработали на уроке. За свою работу получили следующие отметки: …
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его!
- Не тратьте время даром и заполняйте его только полезным, значимым, добрым и поучительным содержимым!
-На этом наш урок окончен. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по системе "Школа России" 4 класс, тема: "Таблица единиц времени"

Урок построен в виде космического путешествия. Закрепление единиц времени происходит путём преодоления преград в "космическом пространстве". Разнообразны формы и методы урока, дефференцированы упражне...

Урок математики в 3 классе. Тема "Календарь. Единицы времени". УМК "Школа России"

Урок математики с применением обучающх структур по сингапурской методике....

Конспект к уроку по математике 3 класс "Единицы времени. Сутки" Моро

Конспект к уроку математики в 3 классе по теме "Единицы времени. Сутки" Моро. УМК "Школа России"...

Урок русского языка. 3 класс. Тема: "Текст - единица языка и речи".

Урок разработан для учащихся 3 класса. В нем представлен материал для работы по теме: "Текст - единица языка и речи". Можно ипользовать материал для парной и групповой работы с учащимися....

Урок математики 4 класс. Тема "Таблица единиц времени"

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию. Урок построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения и психологических особенностей детей данного возраста. На ...

Технологическая карта урока математики в 4 классе. тема: "Таблица единиц времени". Дата публикации: 15.01.2020

Цель деятельности учителяСпособствовать развитию умений составлять сводную таблицу единиц времени, называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие, решать текстовые задачи, решать з...

Конспект урока по математике в 4 классе. Тема "Время. Единицы времени"

Конспект урока по математике в 4 классе. Тема "Время. Единицы времени" с презентацией...