Главные вкладки

    План-конспект урока по учебнику Математика. 3 класс.Тема: «Единицы времени. Сутки»
    план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

    Гударева Ирина Викторовна

    План конспект урока математики по теме "Единицы времени" 3 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл matem.docx24.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока по учебнику «Математика. 3 класс»
    Автор: М.И. Моро
    Тема: «Единицы времени. Сутки»

    Составила Гударева Ирина Викторовна.

    Цели урока:
    сформировать представление о сутках, как единице времени, развивать умение наблюдать, рассуждать, прививать интерес к занятиям математикой,  учить детей ценить свое и чужое время, использовать знания, полученные на уроке во внеурочное время.
    Оборудование: 
    компьютер, слайды к уроку, макет часов, карточки для учеников с тестами,
    Тип урока:  урок открытия нового знания.
    Ход урока

    1. Мотивация к учебной деятельности. I. Организационный момент

      Прозвенел сейчас звонок,
      Начинается урок!
      Подравнялись, подтянулись,
      Сели тихо, улыбнулись.                  

     1  Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо:       « Вы талантливы , дети ! Когда-нибудь вы сами поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.»

    Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для  себя открытие, получить новые знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех . Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. В добрый путь за знаниями.

    2. Минутная разминка

    – Ребята, кто мне скажет какое сегодня число?

    – Что вы можете сказать о числе 16?

    (Число 16 – двузначное, записано с помощью двух различных цифр – 1 и 6, соседи 15 и 17.В числе 16 всего 16 единиц, из них 6 отдельных единиц и 1 десяток. Число можно заменить суммой разрядных слагаемых 10 и 6.)

    - Запишите число, классная работа.

    – Продолжим работать. Какие двузначные числа можно составить с помощью цифр 1 и 6?

    – Пропишите полученные числа. (11, 66, 16, 61).

    3. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

    Бой курантов. (Запись)

    - Что это было?

    2 октября 1918 года заговорили главные часы нашей страны – Кремлёвские куранты. Они расположены на Кремлёвской башне в Москве на Красной площади. Ежечасно торжественно и величаво раздаётся их бой. К нему прислушиваются люди всего мира. И нет ни одного человека, который бы не знал мелодичный и волнующий бой курантов, расположенных на Спасской башне Кремля.
    - Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? (О времени, о часах).

    2 Постановка учебной задачи

    А) Соедините стрелками примеры с одинаковыми ответами:
    5 * 6                              6 * 4                 24 – (М)
    42 : 7                           10 * 3                30 – (Я)
    3 * 8                             45 : 9                 5 – (В)
    40 : 8                            3 * 3                  9 – (Е)
    27 : 3                            48 : 8                6 – (Р)
    б.) Расположите цифры в порядке возрастания. Какое слово получилось?
    5  6   9  24  30

    В   Р   Е   М  Я

    Будем мы сейчас читать,
    И считать, и умножать.
    Увлекательно учиться
    «Время» будем изучать.
    в )  Загадки.
     
     - Во 2 классе мы узнали о некоторых единицах времени, чтобы вам легче было вспомнить, отгадайте их.
    1) Вышел старик – годовик, махнул рукавом, и полетели 12 птиц,
    у каждой птицы по 4 крыла,
    в каждом крыле по 7 перьев,
    Каждое перо с одной стороны черное, а с другой – белое

     (год, месяц, неделя, сутки)


    2) Мы запомнили все враз:
    60 минуток – это …(час)
    3) Я твержу сестре Анюте:
    60 секунд в … ( 1 минуте)
    2. Повторение соотношений между единицами времени
    год = 12 месяцев (повторение по порядку «цепочкой»), 365 или 366 дней
    месяц = 28(29), 30 или 31 день
    неделя = 7 дней (по порядку «цепочкой»)
    сутки = 24 часа

    2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

    а.)1 год =  … месяцев     
    1 год = … дней
    Сегодня мы будем говорить о единицах измерения времени.
    Отгадайте загадку:
    Чёрная корова повалит,
    Белая поднимет  (День и ночь).
    Есть такое выражение: «
    День да  ночь и сутки прочь».
    А что такое сутки?
    Человек ведет счет времени по часам. Первые часы были солнечными. Они были в виде палочки, прикрепленной вертикально на дне чаши. День разбивали на части по движению тени палочки на деления края чаши.  А как быть в пасмурную погоду?
    В Древнем Египте и Вавилоне изобрели водяные и песочные часы. На циферблате первых часов было 24 деления, а 500 лет тому назад Рудольф разделил циферблат на 12 частей.
    Но еще до нашей эры, со времен Аристотеля,  вводится деление суток на 24 часа. За начало суток ранее принимали полдень. А в наше время началом суток считается полночь. Когда начинаются  новые сутки? (0 часов 0 минут - полночь).
    Рассмотрите макет часов. Сколько цифр на часах?
    Сколько часов отсчитывает часовая стрелка, проходя один круг? Два круга?
    За сутки часовая стрелка дважды обходит циферблат.
     1 сутки = 24 часа
    За сутки, то есть 24 часа,   наша планета Земля успевает сделать один виток вокруг своей оси. (Показ слайда – вращение Земли вокруг своей оси).
    Час за часом - двадцать раз
    И четыре про запас –
    Сутки полные идут,
    День и ночь с собой ведут.

    Солнечные часы показывают солнечное время, а не местное, то есть, не учитывают деление Земли на часовые пояса. Кроме того, простейшие солнечные часы не учитывают летнего времени. Пользоваться солнечными часами можно только днём и при наличии Солнца.

    – Водяные часы

    Появились в Древнем Египте. По капелькам влага перетекала из одного сосуда в другой, и по тому, сколько воды вытекло, определяли, сколько времени «утекло». Древние египтяне делали это с помощью сосуда, на стенках которого были нанесены отметки, соответствующие часам. Вода вытекала из сосуда с определённой скоростью, и по мере снижения её уровня время можно было узнавать по нарезкам на стенках.

    – Песочные часы

    Первые песочные часы появились в Париже ( Франция). Время, за которое песок через горловину пересыпается в другой сосуд, может составлять от нескольких секунд, до нескольких часов.

    -В настоящее время мы пользуемся вот такими, привычными для нас, механическими часами: (Слайды)
    -наручные
    -настенные
    -карманные
    -напольные
    -настольные
    -морские
    -башенные
    -электронные
    -многофункциональные

     – вид часов и стрелок

    Маленькая стрелка часов – часовая. Она проходит от одной большой чёрточки до другой за один час. Большая стрелка – минутная. Она проходит от одной маленькой чёрточки до другой за 1 минуту.

    - А какая стрелка не всегда может встретиться в часах?


    б)- Задание на время. Кто быстрее?
    1 сут  3 ч = … ч                    1 сут 4 ч …  1 сут 6 ч
    2 сут 5 ч = … ч                     2 сут 5 ч … 1 сут 13ч

     в )   Задачи

    1. В Копенгагене ( столица Дании )можно взять на прокат бесплатно велосипед, опустив монетку в 20 крон. При вовращении велосипеда , монетка возвращается. Мальчик катался на велосипеде 4 часа, а девочка  в 2 раза меньше. Сколько времени каталась девочка? 2

    2. Марта посмотрела 16  минут представление, а Федерик только 4  минуты .На сколько больше посмотрела Марта? Во сколько раз Федерик посмотрел меньше? 12, 4

    3. Светлана читала книгу сказок. За 3 часа она прочитала 27 страниц. Сколько страниц она читала за час?  9

    4. Игорь читал за час 8 страниц. Сколько он прочитал за 4 часа?  36

    5. Время в Дании отстаёт от московского на 2 часа. Сколько времени в Дании , когда в Москве полдень?  10

     

    Проверка

    2          12             4           9          36        

    1. Физкультминутка.

     4 Устный счёт.

    1. Решите задачи
    • Люба выходит в школу в 8ч15мин. На дорогу уходит 5 минут. В какое время Люба приходит в школу? (8ч20мин)
    -Итак, в какое время Люба приходит в школу?
    -Укажите это время на моделях часов.


    * Начало урока в 8ч30мин. В какое время оканчивается этот урок, если он длится 40 минут?(9ч10мин)
    -В какое время оканчивается этот урок?
    -Укажите это время на моделях часов.


    • Урок окончился в 9ч10мин, перемена продолжалась 15 мин. Когда окончилась перемена? (9ч25мин)
    -Когда окончилась перемена?
    -Укажите это время на моделях часов.

    7. Первичное закрепление с комментированием. Работа с интерактивной дской.

    8 Работа с учебником.

    - Задача № 3. Прочитайте условие задачи.
    - Прочитайте вопрос задачи.
    - Какие единицы времени встретились в задаче?
    - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
    - Сколько часов в сутках?
    - Самостоятельно составьте краткую запись.
    - Решение задачи у доски.
    1.)4-3=1 (сут.) – было больше первое судно
    2.)1 сут.= 24 часа
    24 * 1 = 24 (ч) – было больше первое судно
    Ответ: на 24 часа
    Молодцы, если  справились  с заданием.

    9. Гимнастика для глаз.

    Рисуем глазами треугольник.

    Теперь его переверни

    Вершиной вниз.

    И вновь глазами по сторонам его веди.

    Нарисуй теперь квадрат.

    Получилось? Очень рад.

    Зажмурь глаза, открой

    И вот – работа нас зовёт вперёд!

    10.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (карточки)

    Тест   «Единицы измерения времени».

    1. Найди верное утверждение

    а.) 1час = 50 мин
    б.) 1 год = 12 месяцев
    в.) 1 сутки = 12 часов

    1. Найди ошибки, если  они есть:

    а.) самый короткий месяц – февраль;
    б.) декабрь – первый месяц в году;
    в.) Луна вращается вокруг Солнца за 1 месяц.
    3.  Самая крупная единица измерения времени из данных:
    а.) месяц;
    б.) час;
    в.) год.
    ( Проверка осуществляется по слайду).

    10. Включение в систему знаний и повторение.

    Работа по учебнику страница 88 № 1-5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    С какой единицей измерения времени мы познакомились на уроке?
    Сколько часов составляют 1 сутки?
    Когда вам могут пригодиться,  полученные сегодня знания?
    Что на уроке вызвало у вас затруднение?
    Какие трудности возникли при выполнении самостоятельной работы?
    Ребята , послушайте одну притчу.

    Шёл мудрец и встретил 3 работников.  « Что ты сегодня сделал ?-спросил он каждого.

    Первый ответил: «Я целый день носил ненавистные камни.»

    Второй ответил:  «Я немного устал,но добросовестно выполнял свою работу.»

    Третий сказал:  «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение.»
    - Кто из вас на уроке был 1 работником,2 и 3 ?

    Очень хорошо ,что работа на уроке принесла вам радость, вы открыли  новые знания.

    12. Домашнее задание. С.50 Тпо

    -Молодцы, ребята! Вы прекрасно поработали на уроке. За свою работу получили следующие отметки: …
    Мы знаем: время растяжимо.
    Оно зависит от того,
    Какого рода содержимым
    Вы наполняете его!
    - Не тратьте время даром и заполняйте его только полезным, значимым, добрым и поучительным содержимым!
    -На этом наш урок окончен. Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики по системе "Школа России" 4 класс, тема: "Таблица единиц времени"

    Урок построен в виде космического путешествия. Закрепление единиц времени происходит путём преодоления преград в "космическом пространстве". Разнообразны формы и методы урока, дефференцированы упражне...

    План-конспект внеурочного занятия «Веселый английский» 1 класс Тема: Моя семья

    Цель: создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в рабочий процесс...

    Урок математики в 3 классе. Тема "Календарь. Единицы времени". УМК "Школа России"

    Урок математики с применением обучающх структур по сингапурской методике....

    Конспект к уроку по математике 3 класс "Единицы времени. Сутки" Моро

    Конспект к уроку математики в 3 классе по теме "Единицы времени. Сутки" Моро. УМК "Школа России"...

    план-конспект по русскому языку в 3 классе. Тема: Имя существительное и его роль в речи.

    План- конспект по русскому языку. 3 класс. Тема: имя существительное и его роль в речи. Канакина В. П. часть 2....

    Урок русского языка. 3 класс. Тема: "Текст - единица языка и речи".

    Урок разработан для учащихся 3 класса. В нем представлен материал для работы по теме: "Текст - единица языка и речи". Можно ипользовать материал для парной и групповой работы с учащимися....

    Урок математики 4 класс. Тема "Таблица единиц времени"

    Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию. Урок построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения и психологических особенностей детей данного возраста. На ...