Урок математики в 3 классе. Тема "Календарь. Единицы времени". УМК "Школа России"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Ахметзянова Резеда Рашатовна

Урок математики с применением обучающх структур по сингапурской методике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_3_klasse.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Единицы времени. Календарь. Год, месяц, неделя.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цель: способствовать развитию умений пользоваться табелем-календарём, определять по календарю количество дней в месяце, рассчитывать продолжение каникул.

Планируемые результаты.

Предметные. Познакомятся с табелем-календарём. Научатся: применять знания о единицах времени при выполнении практических заданий с опорой на календарь; решать текстовые задачи арифметическим способом.

Формирование УУД:

Познавательные: понимать базовые межпредметные  и предметные понятия (величина).

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; использовать математические термины, символы и знаки.

Коммуникативные: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу, обогащать связную речь.

Личностные: проявлять мотивацию учебной деятельности и личностного смысла изучения математики.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация по теме, карточки, карманные календари.

Обучающие структуры: ТЭЙК ОФ- ТАЧ  ДАУН, РЕЛЛИ РОБИН, МИКС ФРИЗ ГРУП , СИНГЛ РАУНД РОБИН

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Вы, хороший дружный класс?
- Да! Мы хороший дружный класс
  Всё получится у нас!

-Отлично! А теперь поприветствуйте друга : партнёры по плечу дайте пять друг другу; партнёры по лицу – ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

Итак, мы начинаем урок математики.

II. Актуализация знаний.

Слайд 1.
- Рассмотрите числа:
7м, 17см, 27кг, 37дм, 47ч.
-Что интересного в ряде чисел?
(Числа увеличиваются на 10; в разряде единиц у них – цифра 7, все числа именованные)

-Найдите сумму наибольшего и наименьшего чисел.
(Нельзя сложить, так как это значения разных величин).

- Единицы измерения каких величин здесь есть?
(Длины, площади, массы, времени)

-Время – это величина?
(Да, его можно измерить и результат измерения выразить числом.)

-Какие единицы измерения вы знаете?
(Час, минута, год, век, месяц, неделя)

Слайд 2.
- Расположите в порядке возрастания названия этих временных понятий.
(работа с партнёром по плечу)
-Чётные номера, выньте содержимое в конвертах.

День, неделя, месяц, год, век

(Проверка. Самооценивание.)

III. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, существуют помощники, которые помогают людям ориентироваться во времени. А какие они, узнаете, отгадав слово, которое спряталось за этими примерами.

Слайд 3.

7 х 9 =   А       36:4 =   Д
21 : 3 =  Р        7х8 =   Л
9х9 =   К          72:9 =  А
5х8 =   Е           0х56 = Ь
 

Расположите в порядке убывания. ( Модель ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН- «встать» - «сесть»)
(Проверка. Самооценивание).

Модель Сингл Раунд Робин
- Что такое календарь? (обсуждают в команде по 1 участнику). Спрашиваю по одному участнику.
- Назовите тему урока. Наша цель.
Слайд 4.

IV. Работа по теме урока.

Слайд 6.
- А сейчас обратимся к толковому словарю Ожегова. Прочитайте  что означает это слово.

Слайд 7-9.

-Измерять время людям помогали наблюдения за природой, Солнцем, Луной и звёздами.  В старину люди делали зарубки, отмечая дни. Этот способ был не очень удобен. Тогда был составлен календарь. Сначала был отрывной календарь. Гораздо позже был составлен табель-календарь.

Слайд 10.
- В наше время существует множество различных видов календарей: настольный, настенный, отрывной, карманный.
Но все они показывают год, месяцы, дни недели, даты.

Сегодня на уроке мы рассмотрим, как устроен табель-календарь  и научимся им пользоваться.

Практическая работа с табелем-календарём.

У каждого ученика карманный табель-календарь.

Работа с учебником с. 98 № 1.

(Учащиеся работают с календарем, отвечают на вопросы устно)

- Какой месяц самый короткий? (Февраль 28 дней. Но случается так, что раз в 4 года в феврале бывает 29 дней. Этот год считается високосным, например 2012 год.)

- Какой год будет следующим високосным? ( 2016)

Скажите, сколько времён года в году? ( 4)
Сколько месяцев осенью? Перечислите их.
Назовите весенние месяцы.
Сколько месяцев длятся летние каникулы? Назовите их.
На зимних месяцах хочу остановиться. Скажите какой месяц зиму начинает, а год кончает? (Декабрь)
Скажите про какой месяц говорят « Году начало – зиме середина» (Январь)

Почему одни цифры чёрные, а другие красные?

А сейчас мы свами сделаем узелок на память в виде памятки:

Единицы времени

     1 век = …. лет
    1 год =…. месяцев
    1 год= … дней
    1 месяц= …дней
    1 неделя =…дней
(Проверка по эталону. Самооценивание.)

Закрепление.

- Обсудите с партнёром по лицу задания. (Модель Релли Робин)

Найди верное утверждение
1) 1 час – 50 минут
2)
1 год – 12 месяцев
3) 1 век – 90 лет

Найди ошибки
1) февраль – самый короткий месяц в году
2
) декабрь – первый месяц в году
3) в январе – 31 день

Найди лишнее

Январь, май, сентябрь.
-
Поблагодарите своего партнёра за ответ.

Проверка. Опросить по одному участнику. Самооценивание.

V. Физминутка. ( Модель МИКС  ФРИЗ ГРУП)

( Включаю музыку, дети передвигаются по классу, когда музыка остановится, дети замирают и слушают вопрос. Ответ на вопрос будет, какое-то число.)

- Ребята, вы должны сгруппироваться, каким будет ответ. Есть условие: никто не должен озвучивать ответ! А теперь дружно встали, задвинули стулья, и под музыку передвигаемся по классу.

  • Сколько будет, если из числа учебных дней  в неделе вычесть 1? (5)
  • Сколько месяцев составляет 1/3 года? (4)
  • Каким  по счёту стоит месяц  октябрь? (10)

VI. Формирование умений и навыков.

Решение задачи.

_ Давайте теперь отправимся в любимое ваше время – каникулы.

Задача на слайде№ 13.

Зимние каникулы длятся 2 недели, а летние 3 месяца. На сколько дней больше летние каникулы?
Составим краткую запись к задаче. ( 1 ученик у доски).

Зимние кан. - ? 2 недели
Летние кан. - ? 3 месяца         На ? >

Давайте, используя СИНГЛ РАУНД РОБИН, обсудим в команде возможные варианты решения. 1 раз по кругу каждый участник предлагает пути решения задачи, т.е мы постараемся найти ответ на вопрос задачи в течение 2-х минут. Начинает участник № 4, потом № 3, №2,№1. У каждого из вас 30 секунд времени. (Ставлю таймер). Начали, время пошло.

- А теперь открыли тетради и запишите решение задачи.
(Ученики самостоятельно решают задачу.
Проверка. Самооценивание.)

-Расшифруйте запись ( задание в команде)

Q

G

Д

L

U

F

Y

N

D

Н

W

Е

S

Z

Q

В

R

I

Y

h

G

D

W

Н

I

S

W

И

Q

U

Z

G

N

L

К

Дневник.

- Как вы думаете, почему я зашифровала это слово?
(дневник – это личный календарь ученика, в котором тоже указываются месяца, дни недели, даты).
- Как нужно вести дневник?
- А что мы записываем в дневнике?

Домашнее задание. Составим календарь праздников. Каждому найти праздник и красочно оформить на альбомном листе.

Рефлексия. Итог.

Наш урок подходит к концу, и я хочу сказать….
- Мне больше всего удалось…
-Я могу себя похвалить…
- Я могу похвалить одноклассника … за…
- Меня удивило…
- На мой взгляд, мне не удалось…, потому что…

Оцените свою работу на уроке.
Спасибо за работу на уроке. Урок закончен.

Самоанализ урока.

Тема урока: Единицы времени. Календарь. Год, месяц, неделя.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цель: способствовать развитию умений пользоваться табелем-календарём, определять по календарю количество дней в месяце, рассчитывать продолжение каникул.

Данный урок – урок открытия новых знаний .Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Виды учебной деятельности: сочетание фронтальной,  индивидуальной, парной и групповой работы.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей третьеклассников.
При проведении урока был
а использована презентация, как компьютерная поддержка. При подведении итогов  и рефлексии был применен самоанализ деятельности  учеников. Урок был очень динамичный, один вид деятельности быстро сменялся другим, проведён в доброжелательной рабочей обстановке.

Урок  поставленной цели достиг.

На уроке были применены следующие обучающие структуры:

  1. Модель ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН -  на этапе актуализации знаний.
  2. РЕЛЛИ РОБИН – на этапе закрепления ( работа с партнёром по лицу)
  3. СИНГЛ РАУНД РОБИН – на этапе самоопределения к деятельности, на этапе формирования умений и навыков.
  4. МИКС ФРИЗ ГРУП – физминутка.

Эти структуры были проведены для развития коммуникации и сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по учебнику Математика. 3 класс.Тема: «Единицы времени. Сутки»

План конспект урока математики по теме "Единицы времени" 3 класс....

Урок математики по теме: "Таблица единиц времени" 4 класс

Обобщающий урок по теме «Единицы времени»...

Презентация к уроку математики по теме: "Таблица единиц времени"

Обобщающий урок по теме «Единицы времени»...

Конспект урока по математике 3 класс. Тема "Единицы времени. Сутки".

Урок математики в 3 классе. УМК "Школа России"...

урок математики в 4 кл Единицы времени

в архиве сценарий урока математики в 4 классе по теме "Единицы времени", презентация...

Конспект урока математики 4 класс "Таблица единиц времени"(обобщающий урок)

Конспект урока математики "Таблица единиц времени" (обобщающий урок)...

Конспект урока математики (4 класс). Тема: Единицы времени. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний о единицах времени, совершенствование вычислительных навыков и умения решать задачи.Планируемые результаты:Предметные: научатся пользоваться изученными един...