Урок обучения грамоте «Знакомство с буквой Ш (ш) и шахматами»
учебно-методический материал по чтению (1 класс)

Трофимова  Татьяна Дмитриевна

Интегрированный  урок  по обучению грамоте и знакомство с шахматами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1kl._znakomstvo_s_bukvoy_sh_shahmaty.docx433.62 КБ

Предварительный просмотр:

Трофимова Т.Д.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №7 г.Лениногорска РТ

  1. Интегрированный  урок  по обучению грамоте и знакомство с шахматами.

  1. УМК: «Начальная школа XXI  века» под редакцией Н. Ф Виноградовой

Учебный предмет: литературное чтение.  1 класс

Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: «Букварь» Л. Е. Журова,

А. О. Евдокимова

  1. Тема урока: «Знакомство с буквой Ш (ш) и шахматами»

  2. Цели урока:

организовать деятельность учащихся по изучению буквы Ш; отрабатывать умения определять ударный гласный в слове и правильно ставить ударение в словах, обогащать словарный запас учащихся; создать условия для формирования УУД:

1) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения,

2) регулятивных: планирование, контроль, коррекция деятельности, умение вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения, способность к мобилизации сил и энергии;

3)коммуникативных: оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета данного предмета;

4) личностных: – мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, внимательность, воспринимать речь учителя (одноклассников), выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность, применять правила делового сотрудничества, проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику.

  1. Тип урока:  открытие новых знаний

  2. Оборудование урока:

  1. Для фронтальной работы: образец  буквы, презентация «Знакомство с буквой Ш (ш) и шахматами».
  2. Для каждого ученика: фишки, учебник «Букварь», веер, листочки для написания буквы Ш, пластилин и дощечка, салфетка.
  3. Для парной или групповой работы: карточки с вопросами.

                                       Технологическая  карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Универсальные учебные действия

1. Организационный момент.

Подготовка класса к работе:

-Давайте улыбнёмся друг другу. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Научит самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, выявлять проблемы и искать способы их решения.

Хором:

-Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Я, ты, он, она -
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические- анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.

Повторение звуков, букв, изученных  на уроках чтения. Создание  ситуации затруднения.                

По иллюстрациям на слайдах выделяют первый звук, называют изученную букву и звук: (Дом -[д],  диван -[д'],  бык -  [б],  бегемот -  [б'], …. шар -[?].. Называют звук [ш]. Букву ш не изучали.

3.Постановка учебной задачи

Помогает определить тему урока и цели. Организует работу обучающихся.

Игра «Отвечать на вопросы словами на букву Ш»

Однажды букве Ш стали задавать вопросы, а она на них отвечала:

-Кем ты хочешь стать?

-Что ты носишь зимой?

-Твоя любимая цифра?

-Во что ты любишь играть?

-Что ты любишь кушать?

а)Определяют тему урока (Знакомство с буквой Ш) и цели (изучить звук  [ш] и научиться читать слоги и слова с буквой ш).

Дети подбирают слова на букву ш:

Шофёром

Шарф, шапку

Шесть

Шашки, шахматы

Шоколад 

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные : постановка вопросов;

Логические: формулирование проблемы

Регулятивные: планирование , прогнозирование;

Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации.

-Назовите слова, в которых живет буква Ш: в начале слова (шкаф, шарф, шар, школа). А в середине? (кашка, кошка). А в конце слова? (ковш)

По букварю с.125

Звуковой анализ слов «груша»,  «катушка» на основе моделей; чтение их по слогам и орфоэпически.

а)Подбирают слова с буквой ш. Читают слова кружка, ёж  и выясняют, что звуки -[ж]  и [ш]  парные.

б)Конструируют  букву ш из пластилина на дощечке.  Пишут  печатные буквы Ш (ш) на карточке.

в)Соотносят звуковую форму слов с буквенной. Заменяют фишки в моделях  слов буквами. Считают сколько всего букв в этих словах.

Чтение слогов по заданным схемам и столбиков слов с использование двух приёмов: чтение по слогам и орфоэпическое чтение. Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы.

жар – шар     каша - каска  

 Выяснение особенностей звука [ш] – согласный парный глухой, непарный твёрдый.  

- Какие еще парные согласные вы знаете?

Читают слоги:

ша-шо-шу-ше-ши.

Определяют, что звук [ш] не имеет мягкой пары.

Анализируя ситуацию, дети должны постараться  выполнить чтение по слогам, а затем орфоэпически.

Называют парные согласные:       Ж-Ш, Б-П, З-С, Г-К, В-Ф, Д-Т.

5. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

стр. 126

Игры  «Найди слово»

Поставить учебную задачу перед каждой группой.

Организовать проверку.

Работа в группах:

1 группа – найди слово в слове ( шарф, шутка, машина).

2 группа – Соедини слоги так, чтобы получились слова ( дру – жу, ды – шу, ле – жу, про – шу…)

3 группа – составить и прочитать слова, найти слово, в котором больше слогов, чем в других.

( Са –ша…    ма-лы-ши)

4 группа: - Прочитай новые слова, меняя одну букву.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

Личностные: самоопределение

                                                                Физминутка. (комплекс упражнений).

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуть, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организация деятельности по применению новых знаний.

Чтение заданий на доске и их выполнение:

Прочитай текст на стр.127 найди и подчеркни предложение, в котором рассказывается, что любила делать Пушинка.

Работа с текстом,  стр.127 – 128

«Что вы знаете о йогах»

Помоги учителю прочитать текст и придумай вопросы для одноклассников.

Работа с текстом

Читая текст, дети подчёркивают предложение: «Пушинка катала по комнате  бабушкины катушки».

Как называлась книга, которую мышонок нашёл в саду?

Какие картинки были в этой книге?

Какое решение принял Мыша?

Почему он решил подкинуть книгу коту?

Регулятивные: выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

7.Игровая деятельность. Живые шахматы

Учитель: Сегодня мы поиграем в игру «Живые шахматы». Узнаем названия фигур и их расположение на доске. С чего же мы начнём? Со знакомства с этой древней игрой. ШАХМАТЫ родились в одной прекрасной стране с названием Индия 2000 лет назад. Название этой игры очень загадочное, но в переводе на русский язык всё достаточно просто. «Шах» — это Король, а «Мат» — это конец. Вместе получается «Конец Королю». Индийский Шах-Падишах очень полюбил эту игру и играл в неё все дни и ночи напролёт. А когда к нему приезжали гости из других стран, шах обязательно дарил им шахматный набор.

Со временем шахматы разъехались по всему свету, и сейчас в эту замечательную игру играют во всех странах мира. Долго-долго путешествовали шахматы в Россию. Между Индией и Россией высокие горы и большие пустыни. Поэтому в нашу страну дорогим гостям шахматам пришлось плыть на кораблях-ладьях через моря-океаны.

Ученик 1: Перед вами шахматная доска. Это поле сражения, состоящее из белых и чёрных клеток. (Приложение 1). Всего на доске их 64 — 32 белых и 32 чёрных. По краям доски сверху и снизу латинские буквы, а справа и слева цифры.

Ученик 2: Как правильно поставить шахматную доску? Тебе надо запомнить одно важное правило: поле а1 должно находиться у того, кто играет белыми фигурами под левым локтем, оно всегда (!) чёрного цвета.

Ученик 3: В шахматы играют два соперника: один из них - белыми фигурами, второй - чёрными. У каждого из противников по 16 фигур - один король, один ферзь, по две ладьи, по два слона, по два коня да по восемь пешек.                          (Приложение 2)

Одновременно с рассказом учителя и выступлением детей, знающих и умеющих играть в шахматы, идёт демонстрация на экране изображений шахматных фигур.

Учитель: Давайте прочтём все названия шахматных фигур, постараемся их запомнить, разделим слова на слоги, поставим ударение.

Ко-роль     слон     ла-дья

Ферзь         конь     пе-шка

Ученик 4: Как располагаются фигуры на шахматной доске? Посмотрим на схему и внимательно изучим. (Приложение 3) Затем каждый получает фигурку и встаёт на своё поле. У нас на площадке расчерчена шахматная доска. Занимайте свои позиции. 

Каждый ученик участвует в игре, запоминает названия фигур и их расположение. Затем садятся все за парту, получают карточку (Приложение 4) и заполняют её буквами:   Кр-король, Ф-ферзь, С-слон, К-конь, Л-ладья, п-пешка.

8. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Что нового вы узнали на уроке?

Какое правило, мы с вами вывели?

Чему вы научились сегодня?

- Спасибо за работу. Мы сегодня очень хорошо потрудились.

Звук [ш] не имеет мягкой пары. Названия шахматных фигур и их расположение на доске.

Самооценка результатов деятельности с помощью смайликов.

Доволен своей работой на уроке – жёлтый весёлый смайлик.

Не доволен – зелёный грустный смайлик.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные:  смыслообразование

Литература:

1. "Шахматы для детей, родителей и учителей" Костров Всеволод и Давлетов Джалиль.

Приложение 1. Шахматная доска.

Шахматная доска

Приложение 2. Шахматные фигуры.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0bd5/00058a14-7f4199db/img6.jpg

Приложение 3. Расстановка фигур.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0a18/000092cf-1b412fdb/img14.jpg

Приложение 4.  Для индивидуальной работы (закрепления)

Шахматная доскаhttps://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0a18/000092cf-1b412fdb/img14.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Обучение грамоте "Знакомство с буквой "Ч,ч"

Данная презентация может быть использована на уроках обучения грамоте по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок обучения грамоте "Знакомство с буквой Сс"

Здесь размещены материал  урок русского языка в 1 классе...

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Х".

Предлагаю разработку урока обучения грамоте в 1-м классе, на котором учащиеся знакомятся с буквой "Х". Урок построен с использованием методики природосообразного развития....

Урок обучения грамоте "Знакомство с буквой Д, д"

Материал содержит конспект урока и презентацию....

Урок обучения грамоте "Знакомство с буквой У, у"("Начальная школа XXIвека")

Конспект урока с использованием интерактивной доски....

Урок обучения грамоте. Знакомство с буквой Р.

Урок обучения грамоте. Предназначен для учителей начальных классов, 1 класс. Урок разработан в сответствии с новыми стандартами. прописаны все УУД. Включена зрительная физминутка и электронный букварь...

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.УМК "Планета Знаний"...