Аксаков Аленький цветочек
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек»

Цели: обучать начальным навыкам поиска и исследования информации: учить анализировать сказку, работать с текстом; обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь и уважение к родителям; развивать внимание, память, воображение, интерес к русской словесности; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Задачи урока:

  • Воспринимать на слух художественное произведение.
  • Формировать исследовательские навыки при определении истоков сказки, опираясь на дополнительную информацию.
  • Учить анализировать художественный текст, выделение в нём основной мысли.
  • Формировать интерес к творчеству русского писателя С.Т. Аксакова.
  • Осмысление правил взаимодействия в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_alenkiy_tsvetochek.ppt1.29 МБ
Файл urok_alenkiy_tsvetochek.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай.»

Слайд 3

Сказки Народные Литературные (авторские)

Слайд 4

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 – 1859) Умел читать с 4 лет, в 5 лет декламировал стихи и читал сказки в лицах. С 8 лет учился в гимназии. С 15 лет начал публиковать первые стихи, очерки. Организовал студенческий театр, ставил пьесы. Работал литературным критиком, переводчиком. Заветная мечта С.Т. Аксакова – книга для детей. «Детские годы Багрова внука»

Слайд 6

Правильный порядок событий. (ЭТАЛОН) 1. Жил-был купец, и было у него три дочери. 2. Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки 3. Нашел купец подарки для старших дочерей. 4. Встреча купца с чудищем лесным. 5. Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надобно. 6. Младшая дочь у чудища лесного. 7. Скучает Настенька по батюшке и сестрицам. 8. Превращение чудища в принца.



Предварительный просмотр:

Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек»

Цели: обучать начальным навыкам поиска и исследования информации: учить анализировать сказку, работать с текстом; обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь и уважение к родителям; развивать внимание, память, воображение, интерес к русской словесности; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Задачи урока:

  • Воспринимать на слух художественное произведение.
  • Формировать исследовательские навыки при определении истоков сказки, опираясь на дополнительную информацию.
  • Учить анализировать художественный текст, выделение в нём основной мысли.
  • Формировать интерес к творчеству русского писателя С.Т. Аксакова.
  • Осмысление правил взаимодействия в парах.

Ход урока

1. Проверка дом задания.

2. Актуализация знаний.

-Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир сказок.

Слайд 1

3. Речевая разминка. (ХОРОМ)

- “Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай.” 

- Объясните смысл этой пословицы.

- Вспомните пословицу с таким же смыслом. (Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок)

- Кому принадлежат эти слова? (А.С. Пушкину)

III. Работа по теме урока.

Слайд 2

По иллюстрации кто догадался  с каким произведением мы будем знакомиться? Кто назовет автора?

ИТАК Цель урока знакомство с новым произведением.

А чтобы вы хотели узнать на уроке?  Об авторе хотели узнать? Прочитать произведение?  Узнать кто главные герои? Какие поступки совершали? Составить план

-На какие две группы делятся все сказки? Слайд 3

- К какой группе относится сказка Аксакова, почему?

Слайд 4

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791г. (какой это век?) в городе Уфе. Сказку “Аленький цветочек” он услышал в детстве во время своей болезни. Маленький Аксаков страдал бессонницей. По совету тётушки позвали старую ключницу Пелагею, которая была мастерицей сказывать сказки. Вот она то и рассказала Сереже Аксакову сказку про цветочек аленький. Пелагея каждый день рассказывала мальчику какую-нибудь из своих многочисленных сказок.

С.Т. Аксаков вырос, стал писателем и, работая над книгой “Детские годы Багрова-внука” вспомнил  Пелагею, её замечательную сказку про “Аленький цветочек” и записал её по памяти. Впервые она была напечатана в 1858г. и с тех пор стала у детей любимой сказкой.

- Ребята, а какой писатель сочинял сказки, вспоминая услышанные в детстве? Петр Павлович Ершов, Конек-горбунок.

-Какие еще сведения вы узнали о писателе?

Слайд 5 Какие еще детские книги написаны Аксаковым? (рассказы о родной природе, детские годы Багрова-внука. Можем из названия и иллюстрации определить о чем эти произведения?

4. Словарная работа.

-В сказке “Аленький цветочек” много устаревших слов, почему? (автор писал её в 18 веке, Аксаков старался передать народность сказки)

- Наша словарная работа пройдет необычно. Сегодня я буду называть устаревшие слова и выражения, а вы будете их объяснять.

  • Заморский - находящийся за морем. За границей.
  • Не ведаю - не знаю.
  • Самоцветный - драгоценные или полудрагоценные камни.
  • Сажень - старая русская мера длины. 2м.13см.
  • Торная - о дороге, гладкая ровная.
  • Чертог- пышное великолепное здание или дворец.
  • Гвалт- крик, шум.
  • Яства сахарные – вкусная еда.
  • Опочивать легла – легла спать.

-А теперь поработаем со словариком.  Как называется словарь, в котором объясняется значение, толкование слова? (ТОЛКОВЫЙ).  Открываем стр 221 Читаем слово ПАРЧА, БУРМИЦКИЙ ЖЕМЧУГ,ТУВАЛЕТ,КАРМАЗИННОЕ СУКНО,ХОРОНИТЬ ПАЧЕЗЕНИЦЫ ОКА,ПРИГОРОК МУРАВЧАТЫЙ,ЗОЛОТО ЧЕРВОННОЕ, СЕРЕДОВИЧ,ЧЕЛЯДЬ,ЗЫЧНЫЙ.

5. Работа с текстом.

Внимательно следим за чтением  и отвечаем на вопрос. Какой урок  у этой сказки?

АУДИОЗАПИСЬ.

Какой урок? Чему учит сказка? (Держать слово, быть честным, не совершать плохих поступков).

6. Работа в парах.

- У вас на столе деформированный план сказки. Нужно восстановить правильный порядок событий. И  не забывайте пословицу “Семь раз отмерь, один раз отрежь”

Проверка по эталону слайд 6

1. Жил-был купец, и было у него три дочери.

2. Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки

3. Нашел купец подарки для старших дочерей.

4. Встреча купца с чудищем лесным.

5. Опечалился купец, возвращаться к “лесному зверю” надобно.

6. Младшая дочь у чудища лесного.

7. Скучает Настенька по батюшке и сестрицам.

8. Превращение чудища в принца.

7. Подведение итога урока.

- Можно ли эту сказку назвать волшебной? Почему?

8. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке.

X. Домашнее задание.  Стр. 193-200 выразительное чтение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация С.Т. Аксаков "Аленький цветочек"

Презентация может использоваться при изучении сказки Акксакова "Аленький цветочек"...

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек

1. Познакомить с творчеством  С.Т. Аксакова и его сказкой «Аленький цветочек». Учить работать с детской книгой.2. Развивать:а) умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, с...

открытый урок литературного чтения в 4-ом классе УМК"Школа России" С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогаща...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

материалы для проведения урока литературного чтения А.Аксаков "Аленький цветочек", 4 класс

Материалы включают в себя конспект урока, методические рекомендации, буклет, игру, презентацию к уроку...