Технологическая карта «В.Берестов «Лягушата», В.Лунин «Никого не обижай».
учебно-методический материал по чтению (1 класс)

Шуть Виктория Александровна

Технологическая карта «В.Берестов «Лягушата», В.Лунин «Никого не обижай».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berestov_lyagushata_i_dr.docx35.95 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема урока

«В.Берестов «Лягушата», В.Лунин «Никого не обижай» ».

Педагогическая цель

Создать условия для развития умения анализировать произведение и сравнивать тексты разных жанров; воспитывать любовь к животным.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты (предметные)

умение выразительно читать стихотворения; умение находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы.

Личностные результаты

умение оценивать свои эмоциональные реакции на поступки людей по отношению к растениям и животным; нравственное сознание и чувство сопереживания; бережное отношение к природе.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя т ориентиром на правильность их выполнения, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.

Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам, устанавливать причинно-следственную связь между поступками героев, понимать символы, знаки.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками в совместной деятельности; умение участвовать в диалоге, вырабатывать общую позицию по теме обсуждения.

Образовательные ресурсы

Учебник, презентация, карточки со словами для доски,  иллюстрация «Развитие лягушек»

Этапы урока. Цель.

Методы и приемы работы. Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая).

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация

начала урока

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

Фронтальная, индивидуальная,

Слово учителя. 1.Приветствие

  • Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Валерьевна. Сегодня урок литературного чтения  проведу у вас я.

Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя, друг друга.

Фронтальная, индивидуальная.

2.Эмоциональный настрой

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Создаёт эмоциональный настрой на изучение нового материала.

Эмоционально настраиваются на урок. Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок.

Фронтальная, индивидуальная. 3.Проверка готовности к уроку

  • Прежде чем мы начнём заниматься, сядьте ровно, руки положите перед собой, и не забывайте, что при ответе мы поднимаем руку.  Теперь проверьте  свои рабочие места, все ли необходимое у вас лежит на столах?

Помогает, проявляют готовность начать учебную деятельность

Проверяют готовность к уроку.

II. Постановка цели урока.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Фронтальная, индивидуальная.

Беседа.

  • Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком мы будем читать на уроке.

Скачет зверушка,                 Летом в болоте

Не рот, а ловушка.               Вы её найдете.

Попадут в ловушку              Зеленая квакушка.

И комар, и мушка.                Кто это? (Лягушка.)

  • Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями о лягушках. Послушайте стихотворение И. Токмаковой:

Чьи там крики у пруда:

- КВАеу, КВАеу нам сюда!

КВА-КВА-КВАеу, простоКВАши,

Надоела нам вода!

  • О  ком это стихотворение?
  • Какие звуки помогли вам ответить на этот вопрос?

Сообщает учащимся цель учебного занятия, создает проблемную ситуацию.

Внимательно слушают учителя.

Подходят к формулировке темы урока.

III. Изучение нового материала.

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный.

1.Речевая минутка.

  • Прочтите скороговорку сначала медленно, затем быстро и четко:

На лесной опушке                               Хватит квакать,

Собрались лягушки.                           Хватит хвастать!

Квакают хвастушки,                           Не хвастайте, квакушки!

Хвастают лягушки.                             Не квакайте, хвастушки!

(Слайд 1)

Формулирует задания, объясняет выполнение задания.

Внимательно слушают учителя.

2. Отработка навыка чтения.

3.Рассказ о писателе.

4.Чтение стихотворения В.Берестова «Лягушата».

  • Прочтите, сообразите, доскажите.

ГОЛОСА И ДВИЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

Заяц прыгает, а ласточка...

Червяк ползает, а рыба...

Лошадь бегает, а змея...

Гусеница ползет, а кузнечик...

Корова мычит, а лошадь...

Собака лает, а кошка...

Свинья хрюкает, а овца...

Курица кудахчет, а кукушка...

Мышь пищит, а лягушка...

Сорока стрекочет, а ворона...

Голубь воркует, а воробей...

  • Прочтите название стихотворения.
  • Кто его автор?
  • Валентин Дмитриевич Берестов (1928–1998). Все исследователи обязательно сообщают, что Валя Берестов научился читать в четыре года. Но почему-то никто не рассказывает, каким необыкновенным способом это произошло. Дело в том, что первым буквам (во всяком случае – двум первым буквам) мальчика научила слепая прабабушка. Она выписывала газету «Известия» и, не имея возможности читать, просила правнука пересказывать словами карикатуры, которые в газете помещались. «На иных карикатурах, какие я ей рассказывал, – вспоминал Валентин Дмитриевич, – средь бурного моря высился гордый утес с четырьмя буквами по крутому обрыву. «Три одинаковых буквы рядом? – спросила прабабушка. – Не иначе СССР!» Это и было первое слово, прочитанное будущим поэтом.
    Он родился в маленьком городе Мещовске, и на исходе жизни написал книгу, которая так и называлась – «Детство в маленьком городе». Там есть и замечательный папа – учитель истории, и совсем молодая мама, и бабушка, тайком от всех окрестившая внука, и единственная городская библиотека, где Валя Берестов, научившись читать, хохотал над книжками так громко, что его уводили на крыльцо под навес. Но мемуарный том кончается ранним детством, в нем нет рассказа про войну, которая забросила семью Берестовых в Ташкент и, в конечном счете, указала вдохновенному читателю путь в писатели.

В местном Дворце пионеров преподавала английский язык женщина по имени Надежда Яковлевна. Она заметила способности ребенка, давно писавшего стихи, и отвела его к своей знакомой – Анне Андреевне… Так Валентин Берестов впервые увидел Надежду Мандельштам и Анну Ахматову. А потом он познакомился с Чуковским, и это была уже не просто встреча, это была судьба.  (Слайд 2)

  • Рассмотрите иллюстрацию. Как выдумаете, о ком это стихотворение?
  • Прочтите слова на доске сначала по слогам, затем целыми словами:

го-ло-вас-ти-ка-ми – головастиками

хвос-ти-ка-ми – хвостиками

ля-гу-ша-та – лягушата

  • Кого называют головастиками?
  • Прочтите выразительно стихотворение, соблюдая знаки препинания.
  • Какие слова помогают «услышать», как квакают лягушки?
  • Какие слова помогают «увидеть», как скачут лягушки?
  • Можно ли из стихотворения узнать о превращении лягушек?
  • Можно ли это стихотворение назвать веселым?

Формулирует задания, объясняет выполнение задания.

Рассказывает об авторе. Читает выразительно стихотворение.

Внимательно слушают учителя.

Выполняют задания учителя.

Внимательно слушают учителя.

Выполняют задания учителя.

5. Работа в парах по выразительному чтению.

  • С какой интонацией надо читать это стихотворение?
  • Прочтите выразительно друг другу стихотворение, соблюдая знаки препинания.

Формулирует задания, объясняет выполнение задания.

Внимательно слушают учителя.

Выполняют задания учителя.

IV.Физкультминутка.

Цель:  предупреждение утомления и активизация для дальнейшей работы учащихся.

Фронтальный.

Словесный.

                  В дождь
                   Ботинки
                   Без калош –
                   Два веселых
                   Братца –
                   Вышли
                   Прогуляться.
                   А вернулись
                   Два уродца,
                   Две лягушки
                   Из болотца.
                       С. Прокофьева, Г. Сапгир

Проводит физкультминутку.

Показывает упражнения для выполнения

Выполняют упражнения.

V. Продолжение изучения нового материала.

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

Фронтальный.

Словесный.

Практический.

Беседа.

1. Чтение текста о лягушках на с. 69 учебника

  • Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
                       зе-лё-ну-ю – зелёную 
                       во-дя-ну-ю – водяную 
                       ко-рич-не-ву-ю – коричневую 
                      ма-лень-ку-ю – маленькую 
                       дре-вес-ни-цу – древесницу 
                       пре-тер-пе-ва-ет – претерпевает 
                      вы-луп-ля-ют-ся – вылупляются 
                       го-ло-вас-ти-ки – головастики 
                       по-лу-ча-ет-ся – получается 
    Учитель выразительно читает текст о лягушках.

Подробно объясняет ход выполнения упражнения.

Внимательно слушают учителя.

Выполняют задания учителя.

2. Анализ произведения.

  • Что нового вы узнали о лягушках?
  •  Какую пользу природе приносят лягушки?
  •  Какие виды лягушек перечислены в тексте?
  •  Где можно увидеть зелёную водяную лягушку?
  •  Где обитает коричневая лягушка?
  • Как рождаются лягушки?
  • Прочтите строки, где описываются превращения лягушек.
    Запись на доске:

                                
       РАЗВИТИЕ ЛЯГУШКИ

                   икра (яички) -> головастики -> лягушонок
  • Используя схему, расскажите о развитии лягушки.
  • Сравните стихотворение «Лягушата» с прочитанным текстом. Какая информация в них одинаковая?

Формулирует задание, контролирует его выполнение.

Внимательно слушают учителя.

Выполняют задания учителя.

3. Чтение стихотворения В. Лунина «Никого не обижай».

  • Прочтите название стихотворения.
  • Кто его автор?
  • Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем это произведение?
  •  Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
                    
       не о-би-жай – не обижай 
                
           тем-нень-ко-е – темненькое 
                  
         ска-чу-ще-го – скачущего 
                
           блес-тя-щу-ю – блестящую 
  • С какой просьбой обращается автор  к детям?
  • Каких животных он перечисляет?
  • Прочтите, как автор называет жучка? Кузнечика? Божью коровку? Крота?
  • С  какой  интонацией  надо  прочитать  последние  строки  стихотворения?

Формулирует задания, объясняет выполнение задания.

Внимательно слушают учителя.

Выполняют задания учителя.

VI. Подведение итогов урока.

Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния.

Фронтальная. Словесный.

Беседа

  • С какими произведениями мы познакомились на уроке?
  •  Что нового узнали о лягушках?
  • Какую пользу приносят лягушки?
  •  Какие правила поведения в природе мы должны выполнять?

Подводит итоги урока вместе с учащимися. Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Отвечают на вопросы учителя по теме урока, подводят итог урока.

Оценивают свою работу на уроке.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 1-4 классов "Никого не обижайте"

Социальная значимость праздника в том, что в ходе ее проведения происходит воспитание  и обучение нового поколения людей, способных к рациональному природопользованию, гармонизации взаимоотношени...

Технологическая карта урока по истории "Жизнь- отечеству, честь - никому!" 4 класс)

Тема: «Жизнь – отечеству, честь – никому!»Тип урока: комбинированныйЦели урока: 1. Сформировать представления учащихся о вкладе в развитии  науки и образования М. В. Ломоносовым и расширении терр...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«В.Лунин «Я и Вовка»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «В.Лунин «Я и Вовка»Цели урока: познакомить с произведением « Я и Вовка»Планируемые результатыПредметные: узнать о творчестве В. Лунина; познакомиться с...

Технологическая карта урока по литературному чтению, 1 класс, УМК "Планета Знаний", "Звучащий мир поэзии. Виктор Лунин «Жук», Новелла Матвеева «Молчание листика»".

Подробная техноллогическая карта урока литературного чтения, 1 класс, УМК "Планета Знаний"Тема: "Звучащий мир поэзии. Виктор Лунин «Жук», Новелла Матвеева «Молчание  листика»".Цель: Зна...

Технологическая карта урока. В.В.Лунин «Я и Вовка».

Тема урока:В.В.Лунин «Я и Вовка».Цели урока:продолжать знакомство учащихся с произведениями о дружбе; обучать правильному, выразительному чтению и      стихов; развивать речь,...

В.Берестов "Лягушата"

Презентация к уроку по литературному чтению для 1 класса...