Технологическая карта урока Гаршин
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Технологическая карта урока составлена для урока литературного чтения 4 класс. Данный урок составлен по УМК Школа России. Урок является уроком изучения нового. Выбранная форма урока позволяет  развивать у учащихся умение работать с текстом, развивать устную речь, умение парной работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16 с углубленным изучение отдельных предметов имени Владимира Петровича Шевалева»

«В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Составитель:учитель начальных классов

Пакалева Е.М.

г. Каменска-Уральского

2017 г.


Пояснительная записка

Технологическая карта урока составлена для урока литературного чтения 4 класс. Данный урок составлен по УМК Школа России. Урок является уроком изучения нового. Выбранная форма урока позволяет  развивать у учащихся умение работать с текстом, развивать устную речь, умение парной работы.


Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Место урока в системе уроков по данной теме: урок изучение нового

Тема: «В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».  УМК Школа России.

Цели: учить вдумчивому осознанному чтению; учить находить в тексте ответы на вопросы; развивать умение рассуждать об идейном замысле на основе литературного материала; развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное; развивать связную речь, умение давать полные ответы; расширять словарный запас; способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу); развивать творческие способности; умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

способствовать формированию умения  раскрывать и сравнивать образы героев, делать выводы, приводить примеры из жизни.

Метапредметные:

умение слышать, слушать и понимать участника диалога, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Личностные:

воспитать позитивное отношение к живой природе, формировать единое понятие добра и зла, умение высказать свою точку зрения и выслушать чужую.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы и методы

1.  Вызов  

- Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

- Знакомство с биографией В.М.Гаршина.

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге. Детство у него не было счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным ребёнком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!

Художник Илья Ефимович Репин просил Гаршина позировать ему, когда работал над известной картиной «Иван Грозный и сын его Иван». С Гаршина он написал царевича, убитого тяжёлым посохом царя. Так же писатель позировал художнику для картины «Не ждали». Посмотрите на эти картины, найдите сходство.

Этот человек прожил небольшую, но очень интересную жизнь. Писателя не стало, когда ему исполнилось всего 33 года. Однако он не только остро чувствовал противодействие добра и зла, справедливости и несправедливости, но и смог оставить свои ощущения в виде рассказов и прекрасных сказок. Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле...». Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов писателя, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьезны. Ведь сегодня мы говорим о художнике слова, который подарил нам прекрасную по форме и глубокую по мысли «Сказку о жабе и розе».

- Знакомство с историей создания сказки.

Однажды Всеволод Михайлович Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского. В доме был гость - композитор Антон Григорьевич Рубинштейн. Рубинштейн сидел за роялем и играл. Музыка была прекрасна. Прямо против Музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула Гаршина на мысль написать сказку о жабе и розе. Писатель слушал музыку, а в голове его уже складывались трогательные слова этой сказки.

Мы сегодня не просто будем говорить о содержании сказки, но попытаемся понять причину поступков персонажей, почувствовать движение души героев, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из нее уроки мудрости и нравственности.

- Давайте поразмышляем: Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь в произведении?  О чем будет произведение?

- Почему автор выбрал для заголовка слова «Жаба», «роза»?

- Давайте поработаем с этими словами. Работая в парах и используя алгоритм работы, составьте синквейн данных понятий.

- Какая пара желает представить результаты работы?

- Для того, чтобы подтвердить наши предположения, познакомимся с текстом сказки.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Ответы учащихся

Составляют синквейн

Роза

Прекрасная, розовая

Цветет, пахнет, радует

Расцвела прекрасная роза

Цветок

Жаба

Противная, мерзкая

Квакает, прыгает, отталкивает

На болоте жила жаба

Неприятность

Обсуждение заголовка

Синквейн

2. Осмысление содержаниия

Чтение по цепочке.

- 1 часть «Жили на свете…»

- Мы познакомились с первой частью текста, давайте остановимся и обсудим. В рабочей тетради поставьте цифру 1, первая часть, оставьте место для того, чтобы ее озаглавить, ниже в ходе нашего разговора делайте пометки о содержании части, героях.

- Где происходят события, описанные в сказке. Какие это пространства?

- Каким был этот цветник?

- Что придавало цветнику красоту?

- Как среди этой красоты выглядела роза?

- Как чувствовала себя роза в этом цветнике?

- Каким изобразил Гаршин майское утро?

- Оживает природа, казалось бы все хорошо, тогда почему же плачет роза?

- А что особенного  было в поступке розы? О чем могла молиться роза?

- Какой персонаж в сказочной истории изображает зло? Какой показана жаба?

- А о чем мечтала жаба?

- Подумайте, как можно озаглавить эту часть?

- Запишите наиболее удачное, на ваш взгляд, название части.

2 часть «В цветнике, где роза росла...»

Чтение хорошо читающими учениками.

- Остановимся, обсудим прочитанное.

- Перенесёмся в другое пространство – дом.

- Каким мы увидели мальчика?

- Как вы понимаете слово кроткий?

- Какое чувство вызывает мальчик у вас?

- Почему мальчик перестал посещать цветник?

- Кто помогал мальчику? Заботился о нем?

- Как вы думаете, почему сестра помогала мальчику?

- Озаглавьте часть.

- Запишите наиболее удачное, на ваш взгляд, название части.

- Сегодня мы начали знакомство с удивительным произведение Гаршина В.М., на следующем уроке мы продолжим. Опираясь на полученные на уроке знания, дома вам необходимо составить синквейн «роза», «жаба». На следующем уроке обсудим, изменилось ли ваше представление об этих героях.

Ответы учащихся

Делают пометки в тетради

Ответы учащихся

Записывают заголовок в тетрадь

Ответы учащихся

Записывают заголовок в тетрадь

Чтение с остановками

2 урок

Осмысление содержания

- Начнем с проверки домашнего задания. Прочитайте, какие синквейны у вас получились.

- Продолжим знакомство с произведением.

3 часть «Роза ничего этого не знала…»

Чтение подготовленными учениками.

- Что почувствовала жаба, увидев прекрасный цветок? 

-  Какие слова выбрала жаба для выражения своих чувств?

- Отчего роза содрогнулась?

- Кому завидовала роза?

- О чем молилась роза?

- Как автор показывает розу? Почему роза «бледное создание»?

- На какого героя похожа роза в своем состоянии?

- Жаба представляется нам настойчивой или скорее злой?

- «Роза поняла, что погибает…» - о чем говорит эта фраза?

- Подумайте, как можно озаглавить эту часть?

- Запишите наиболее удачное, на ваш взгляд, название части.

4 часть «Маленький хозяин уже давно…»

Чтение по цепочке.

- Что происходит с мальчиком?

- Он боялся умирать? Зачем ему была роза?

- Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным?

- Какой последний долг исполнила роза?

- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?

- Забыли ли розу после этого случая?

- Подумайте, как можно озаглавить эту часть?

- Запишите наиболее удачное, на ваш взгляд, название части.

Мы познакомились с произведением.

- Какое общее впечатление от прочитанного.

- Давайте, вернемся к заголовку: Что символизирует жаба? (зло, уродство.) Что символизирует роза? (доброту, красоту, душевную чистоту). Можно ли сказать, что жаба и роза противостоят друг другу? Кто одержал победу в этом поединке и почему? Можно ли сказать, что роза оставила значимый след? Почему?

- Чему учит нас рассказ? Что хотел сказать нам писатель, что донести.

- Таким образом, я хочу закончить словами самого В.М.Гаршина: «Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы».

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Записывают заголовок в тетрадь

Записывают заголовок в тетрадь

3. Рефлексия

Для того, чтобы лучше понять прочитанное предлагаю вам поработать дома со сравнительной таблицей, в которой вы сравните героев произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Формировать понятия «мир доброта»,  «мир зла»; способствовать формированию умения  раскрывать и сравнивать образы героев, делать выводы, приводить примеры из жизни....

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница"

Конспект урока. Тип урока: анализ изученного литературного произведения....

Технологическая карта урока по литературному чтению «М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Цель: анализ литературного произведения В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница»Задачи:формировать умение анализировать художественный текст;выделять в тексте основную мысль;отбирать опорные ...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: В. Гаршин "Лягушка-путешественница"

На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством В.М. Гаршина, научатся определять нравственный смысл сказки, сравнивать сюжет различных сказок о животных, отвечать на вопросы, выделять главную мыс...