Технологическая карта урока по литературному чтению "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница""
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Данный урок направлен на обогащение словарного запаса обучающихся 3 класса. 

С целью обогащения словарного запаса на этапе подготовки к первичному восприятию учащиеся подбирали синонимы к слову «путешественник». В конец данного этапа была включена словарная работа, где учащиеся определяли слова посредством их расшифровки. Учитывая возраст и умственные способности учащихся, были отобраны такие слова, как «скирда», «цеп», «паяц», «верста». Чтобы познакомить учащихся со словом «скирда», «цеп», «паяц» мы использовали метод объяснения значения с помощью показа изображения с комментированием. А чтобы объяснить значение слова «верста» мы использовали метод уточнения слова по толковому словарю С.И. Ожегова.

Также, на этапе анализа произведения были уточнены значения выражений «захватило дух», «присутствие духа», «закричала во все горло».

С целью активизации словаря также были даны следующие задания: «Какие слова и выражения использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке в начале сказки и в конце?», «Составьте синквейн о лягушке».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_lyagushka-puteshestvennitsa_1.docx102.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Тема урока: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Тип урока: освоение новых знаний

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина).

Тема раздела

«Литературные сказки»

Цель

Познакомить учащихся с произведением В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Личностные ууд:

развитие положительной учебной мотивации,

развитие интереса к чтению;

нравственно-этическое оценивание поступков героев, проявление эмпатии; эстетическое восприятие произведений искусства

Познавательные ууд:

осмысление учебного материала, текста произведения, обоснование мнения, формулирование выводов.

.Регулятивные ууд:

- определение и формулирование учебных задач и заданий урока; регуляция

своей деятельности; планирование, осуществление и контроль учебных действий оценивание учебных достижений.

Коммуникативные ууд:

участие в диалоге с другими участниками учебного процесса, создание речевых высказываний, выбор языковых средств, задавание вопросов, общение с учетом принятых правил речевого поведения, культуры речи, участие в учебном диалоге

Познакомиться с творчеством В. Гаршина. Научиться полноценно воспринимать художественный текст, уметь определять тему, главную мысль произведения.

Проверка домашнего задания

Подготовка учащихся кусвоению

Изучение нового материала

Первичная проверка усвоения знаний

Первичное закрепление знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов урока

Информация о домашнем задании

Проверка домашнего задания

Подготовка учащихся кусвоению

Изучение нового материала

Первичная проверка усвоения знаний

Первичное закрепление знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов урока

Информация о домашнем задании

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы, используемые для выделения слов

Формирование УУД

1

Организационный этап.

- Ребята, давайте начнем наш урок со стихотворения. Прочитаем его.

Читайте с увлечением и наслаждайтесь чтением!

Ищите, узнавайте и тайны открывайте!

- К чему нас призывает это стихотворение?

Приветствуют учителя.

Настраиваются на

учебную деятельность

Л развитие интереса к чтению

П осмысление учебного материала;

К участие в диалоге с другими участниками учебного процесса, создание речевых высказываний.

2

Подготовка к первичному восприятию.

- Ребята, как называется раздел, произведения которого мы сейчас читаем?

- Почему этот раздел так назван?

- Молодцы! Сегодня мы продолжим путешествие по разделу «Литературные сказки». Скажите, а какие ассоциации у вас вызывает слово «путешествие»? Подберите синонимы к слову «путешественник»?

- Наше путешествие продолжиться произведением В.М. Гаршина. Учитель показывает презентацию и рассказывает об авторе.

Всеволод Михайлович Гаршин- известный русский писатель, родился 2 февраля 1855 года в дворянской семье.

Благодаря тому, что его отец был военным, маленькому Всеволоду пришлось много путешествовать по разным уголкам России.

Трагическое событие произошло, когда ему было всего пять лет - родители разошлись, и он стал причиной семейных раздоров, что повлияло на его здоровье и личность. До 9 лет мальчик жил с отцом, а после мать забрала сына к себе, и отдала его в гимназию. Он учился хорошо и имел много друзей. Любил проводить лето на природе, наблюдая и изучая жизнь местных насекомых и животных.

Когда ему исполнилось 19 лет, Всеволод поступил в Горный институт. Однако, в литературе и искусстве он нашел больше интереса, чем в науке. Он начал публиковать свои очерки и статьи в литературных журналах.

В начале Русско-турецкой войны Всеволод Гаршин добровольцем отправился в армию. В одном из первых боев он был ранен в ногу, но после прохождения лечения в госпитале, получил офицерский чин. Гаршин вышел в отставку и вернулся к своей любимой литературной деятельности.

Он умер в 33 года.

В 1887 году была опубликована последняя его книга для детей - сказка "Лягушка-путешественница".

- Давайте обсудим.

– Когда родился? Что запомнили о семье писателя?

– Какие качества характера можете еще перечислить?

- Спасибо, ребята, вы очень внимательно слушали и, благодаря этому, многое узнали о писателе Всеволоде Гаршине.

- Какая сказка была опубликована последней?

- Верно, сегодня мы с вами и познакомимся с произведением «Лягушка-путешественница».

- Как вы думаете, о ком будет идти речь?

- Спасибо за ваши версии. Давайте определим задачи нашего урока. Выберите слова-помощники, которые помогут нам их сформулировать: выяснить, решить, прочитать, обсудить, написать, понять главную мысль.

- Ребята, эту удивительную сказку В.М. Гаршин написал в 1887 году, поэтому в ней нашли отражение слова того времени.

Словарная работа.

- Давайте посмотрим на доску и определим слова, с которыми нам предстоит познакомится.

- Кто может дать определение этому слову? На доске появляется изображение данного предмета.

Скирда- это плотно сложенное сено или солома, которой придана продолговатая форма, предназначенная для хранения под открытым небом.

- Определим следующее слово.

- Кто даст определение? На доске появляется изображение данного предмета.

Цеп- это ручное орудие для отделения зерна от колосьев.

- Определим следующее слово.

- Кто даст определение? На доске появляется изображение данного предмета.

Паяц- прежнее название клоуна.

- И расшифруем еще одно слово.

- Кто даст определение? На доске появляется изображение данного предмета.

Верста- мера для измерения расстояния.

Дети сообщают, что читают произведения раздела "Литературные сказки" и называют отличительные черты литературной сказки.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Дети слушают рассказ учителя и с помощью вопросов обсуждают услышанное.

С опорой на слова учащиеся определяют и формулируют задачи урока:

Учащиеся самостоятельно выделяют слова для словарной работы, знакомятся с их значением.

Л Развитие положительной учебной мотивации;

Посмысление учебного материала, обоснование мнения, формулирование выводов;

Р- определение и формулирование учебных задач урока; регуляциясвоей деятельности;

осуществление и контроль учебных действий;

К участие в диалоге с другими участниками учебного процесса, создание речевых высказываний, выбор языковых средств.

3

Первичное восприятие

Я прочитаю вам сказку, а вы внимательно слушайте. Учитель читает по книге.

Учащиеся слушают чтение сказки.

Л развитие положительной учебной мотивации;эстетическое восприятие произведений искусства

П осмысление текста произведения.

4

Проверка первичного восприятия

- Понравилась ли вам сказка? Чем? Кто ее герои? Как вы к ним относитесь?

Учащиеся делятся впечатлениями и дают эмоциональную оценку героям.

Л нравственно-этическое оценивание поступков героев, проявление эмпатии.

П осмысление текста произведения;

Р - осуществление и контроль учебных действий;

К участие в диалоге с другими участниками учебного процесса, создание речевых высказываний

5

Вторичное чтение с установкой

Прочитаем сказку и подумаем, почему мечта лягушки так и не сбылась.

Читают текст по цепочке, осмысливают его содержание

Л развитие интереса к чтению;

П осмысление текста произведения

Р - регуляция своей деятельности;осуществление и контроль учебных действий.

6

Анализ произведения

Беседа:

- Есть ли зачин у сказки? Похож ли он на народный?

- Почему лягушка решила лететь на юг?

- Что она придумала, чтобы полететь на юг? Найдите и прочитайте в тексте.

- Как вы думаете, почему утки согласились взять лягушку с собой?

- Что означает выражение «захватило дух»?

- Что она увидела, поднявшись в воздух?

- Что утки говорили о лягушке? Найдите и прочитайте в тексте.

- Лягушка имела «присутствие духа», что это значит?

- Почему лягушка упала в пруд?

- Какое выражение вместо «закричала очень громко» использует автор?

- Что она рассказала местным лягушкам? Найдите и прочитайте в тексте.

- Почему утки не вернулись за ней?

- Как автор относился к лягушке в начале сказки? Какие слова и выражения использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке.

- Как автор относился к героине в конце сказки? Какие слова и выражения использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке.

Учащиеся отвечают на вопросы с опорой на текст. Читают предложения. Слушают. Оценивают чтение. Высказывают свои предположения, формулируют собственное мнение.

Л развитие положительной учебной мотивации;нравственно-этическое оценивание поступков героев, проявление эмпатии.

Посмысление текста произведения

Р - регуляция своей деятельности, оценивание чтения одноклассников.

К участие в диалоге с другими участниками учебного процесса,

создание речевых высказываний, выбор языковых средств,общение с учетом принятых правил речевого поведения, культуры речи.

7

Творческая работа

Итак, ребята, я предлагаю вам поработать в парах и составить синквейн о лягушке.

Учащиеся работают в парах.

7

Обобщающая беседа

- Итак, мы прочитали и обсудили сказку «Лягушка-путешественница», а теперь давайте вернемся к вопросу: почему мечта лягушки так и не сбылась? Какова же главная мысль произведения?

Обсуждают проблемный вопрос урока, осознают и формулируют главную мысль произведения.

Л развитие положительной учебной мотивации;нравственно-этическое оценивание поступков героев.

П осмысление учебного материала, обоснование мнения, формулирование выводов;

К участие в диалоге с другими участниками учебного процесса, создание речевых высказываний, выбор языковых средств.

9

Рефлексия. Информация о домашнем задании.

– Что вам особенно понравилось на уроке?

– Что нового узнали?

– О чем хочется рассказать другим?

– Продолжите предложения.

Было интересно…

Мне захотелось…

Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию к сказке «Лягушка путешественница» и составить план пересказа.

Определяют и оценивают учебные достижения урока, слушают информацию о домашнем задании, задают вопросы.

Л развитие положительной учебной мотивации;

П осмысление учебного материала, обоснование мнения, формулирование выводов;

Роценивание учебных достижений.

К участие в диалоге с другими участниками учебного процесса, создание речевых высказываний, выбор языковых средств, задавание вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Тема урока: «ПРИРОДА – ЛЮБИМАЯ И ЖИВАЯ».

Предмет: литературное чтение. Начальные классы.Тип: урок "открытия"нового знанияЖанр урока: интегрированныйВид урока: урок-размышление...

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "Басня. знакомст во с новым литературным жанром"

Ø  Помочь школьникам на близком им материале (случаи из их жизни, в которых они сами винили обстоятельства в своих неудачах) лучше понять смысл басни Эзопа и специфику басни вообще.Ø  Обнару...

Технологическая карта урока по литературному чтению «Мурзилка» и «Весёлые картинки» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»; формирование умения анализировать ...