Методическая разработка урока " В.Ю.Драгунский "он живой и светится..."
план-конспект урока по чтению

Васильева Карина Игоревна

Методическая разработка урока литературного чтения по теме

«В. Ю. Драгунский «он живой и светится…»»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературного чтения по теме

«В. Ю. Драгунский «он живой и светится…»»

Тема урока: В. Ю. Драгунский «он живой и светится…»

Цели урока: познакомить учащихся с  творчеством В.Ю. Драгунского; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер при помощи деятельностного метода

Планируемые результаты:

Предметные:  научится прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведение; определять жанр произведения, видеть и понимать поступки героев.

Метапредметные:

Познавательные: уметь работать с учебной и дополнительной информацией, уметь находить ответы на вопросы в тексте

Регулятивные: формировать умения высказывать свои предположения на основе работы с текстом

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций

Личностные: Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. Воспитывать интерес к литературным произведениям, любовь к животным.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методические примечания, УУД

Организационный  момент

- Здравствуйте, ребята

Начнём урок с разминки,

У всех прямые спинки.

Глаза следят по сторонам:

То буква здесь, то буква там.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно

Приветствуют учителя

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Актуализация знаний.

1.   Портреты, каких писателей перед Вами?

 2. На какие две группы можно разделить этих писателей?

3.  Вспомните название раздела, над которым мы работаем.

4. О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел?

- Ребята, мы продолжаем с вами путешествие по разделу «Люби живое» и знакомимся с писателем писавшем о дружеских взаимоотношениях людей и животных.

1. А.Л.Барто,

К. И. Чуковский ,М.М.Пришвин,

 Б. С . Житков

2. Те, кто пишет о природе и тех, кто пишет о детях.

3. Люби живое.

4.  О животных,

о дружеских взаимоотношениях людей и животных,

-о бережном отношении к живой природе.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков

Постановка цели и задач урока..

Мотивация учебной деятельности

А знаете ли, вы, что существует насекомое, которое может помочь в трудную минуту?

Тема.http://s4.people.ozstatic.by/200/246/908/908246_0.jpg

        Сегодня мы познакомимся с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского «Он живой и светится» из сборника  «Денискины рассказы», в котором повествуется о таком насекомом.

 Нет. Да.

Показать коробочку « муляж жучка»

Регулятивные: целеполагание

Познавательные: общеучебные-самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;

Мотивация учебной деятельности учащихся

Беседа о светлячках.

           Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве на кустах крохотный фонарик, который горит ярким светом? Он может гореть долго, ровно, ярко..

- Кто же зажигает этот таинственный фонарик? - -

- Свет, излучаемый светлячками, не похож на солнечный .

-Почему не похож он на солнечный? Да дело в том, что свет светлячка холодный.

Светлячок светит, но не греет, он может давать только душевное тепло.

- Возникает вопрос. Совместимы ли понятия светлячок, маленькое насекомое и душевное тепло?

Это светляк – жук.

Солнце светит и греет. А светлячок только  светит.

http://svetliachok201111.narod.ru/olderfiles/1/cvetlyachok.jpg

душевное тепло

?http://svetliachok201111.narod.ru/olderfiles/1/cvetlyachok.jpg

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: логические-решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

 - Дети, как вы понимаете выражение «душевное тепло»?

-Давайте заполним таблицу словами, которые характеризуют  душевное тепло.

Для этого поработаем в группах. Выберите те, слова которые поясняют понятие Д. Т.

Заполнение таблицы.

Знаю.

Узнал.

Забота

Сердечность

Жадность

Ласка

Зависть

Добро

?

          Мы выбрали несколько слов, характеризующие душевное тепло, а их гораздо больше.

- Наша задача:

прочитать рассказ В. Ю. Драгунского «Он живой и светится»;

узнать как смог светлячок подарить  душевное тепло  Дениске;

 дополнить  таблицу словами поясняющими Д. Т..

теплые отношения, добрые встречи.

Работа в группах.

1-группа:забота, жадность, зависть, грубость.

2-группа:ласка, жадность, зависть, грубость.

3-группа:сердечность, жадность, зависть, грубость.

4-группа:добро, жадность, зависть, грубость.

Выбирают слова и записывают в таблице.

Познавательные:

поиск и решение проблемы

Открытие новых знаний.

Ауди ослушание. «Он живой и светится».

Слушают.

Первичное усвоение новых знаний

Словарная работа.

- Вам встретились в тексте слова, которые вам могут быть не понятны. Соотнесите слова с их лексическими значениями.

Работа в паре.

Брынза - сыр из овечьего молока.

Моментально - мгновенно, очень быстро.

Гватемала, Барбадос – названия государств.

Беседа по прочитанному.

- Странно поступил Дениска. Как он мог поменять дорогой самосвал на светлячка?

- А вы поменяли бы дорогой самосвал на светлячка.

Мнения у вас разные. Ребята, давайте прочитаем рассказ, чтобы разобраться, почему Дениска так поступил.

Для этого мы будем наблюдать, как менялось настроение его с помощью человечков.

Да. Нет.

http://goodimg.ru/img/risunok-malchika4.jpghttp://goodimg.ru/img/risunok-malchika4.jpg

http://goodimg.ru/img/risunok-malchika4.jpg

http://goodimg.ru/img/risunok-malchika4.jpg

Первичное закрепление.

Повторное чтение с выделением слов определяющих душевное состояние.

  Ребята, сейчас мы будем работать с вами про принципу приема «Чтение с остановками». Наша задача разбить текст на смысловые отрывки так, чтобы отрывок был логически законченным.

I отрывок.

1. Чтение отрывка.

2. Ребята, как вы думаете, какие чувства наполняли Дениску в это время?

        Его чувства изобразим на человечках и настроение запишем.

Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит .

- Скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно.

Учитель выставляет слова:

грустьhttp://goodimg.ru/img/risunok-malchika4.jpg

обида

Коммуникативные:

постановка вопроса, сбор информации, инициативное сотрудничество с учителем  и сверстниками, умение слышать и слушать.

 II отрывок.

 Давайте прислушаемся к разговору двух мальчиков и определим поменялось ли настроение.

 -Какое настроение стало у Дениски, когда пришел Мишка?

- Почему настроение не изменилось при встрече с другом?

Даже друг не смог изменить настроение Дениса.

злость безразличиеhttp://goodimg.ru/img/risunok-malchika4.jpg

III отрывок.

Изменилось ли настроение Дениски?

- Что испытывал Дениска, когда остался со своим светлячком?

-Давайте прочитаем, передав эти чувства.

удивлениеhttp://goodimg.ru/img/risunok-malchika4.jpg

восторг

восхищение 

IY отрывок

-Каким мы теперь видим Дениску?

-Какими словами автор передает отношение Дениски к насекомому?

- Прочитайте из текста. Как он их произносит? С каким чувством?

спокойствие

нежность

радость

счастье

Итог урока

Назовите автора рассказа «Он живой и светится».

Какова идея этого рассказа?

1.Драгунский.

2. Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные: смыслообразование

Домашнее задание.

- Ребята., а ведь светлячок совсем рядом с вами.

Наклонитесь и вы почувствуете его рукой.

Он принес для вас д/з :

составить паспорт произведения,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения в современной начальной школе в свете ФГОСа

Конспект урока литературного чтения в 3-ем классе (УМК «Школа 2100»)Тема урока: Бальмонт К.Д. «Снежинка»Тип урока: изучение нового материалаЦель урока: читательское освоение  обучающимися литерат...

Методическая разработка урока математики в начальной школе в свете требований новых Образовательных стандартов

Проект урока  математики во 2-ом классе, ОС «Школа 2100»Тема урока:  «Решение задач»Тип урока:  урок  рефлексии (урок повторения, закрепления знаний и выработки умений  решать...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Свет знания"

Данный материал представлен в виде технологической карты урока окружающего мира в 3 классе к учебнику А.А. Плешакова УМК "Перспектива". Основной целью урока является стимулирование учащ...

«Современный урок иностранного языка в свете требований ФГОС» Методическая разработка урока английского языка во 2 классе по теме « Семья»

Изучение иностранного языка в общеобразовательном учреждении начинается со 2 класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать...

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится"

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится" предназначена для использования на уроках чтения в начальных классах. урок построен в соотв...

Методическая разработка урока по окружающему миру 1 класс "Школа России" по теме: "Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?"

Цуканова Е.А.МОУ «СОШ №1»г. Валуйки Белгородской областиТема: Почему Солнце светит днем,а звезды ночьЮ?Цели: формировать представление о звездах, о том, что Солнце – ближайшая к...