Методическая разработка урока " Дедушка Мазай и зайцы"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Васильева Карина Игоревна

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе по теме:

«Дедушка Мазай и зайцы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Дедушка Мазай и зайцы»

Тема урока: «Дедушка Мазай и зайцы»

Класс: 3

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: познакомить с произведением Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», расширить представление детей о душевной щедрости человека на примере поступка главного героя с помощью системно - деятельностного метода

Планируемые результаты:

Личностные: умение проявлять творческое отношение к процессу обучения; умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев.

Метапредметные:

-познавательные: умение перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой опыт;

        -регулятивные: умение ставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты на работы;

        -коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.

Предметные: умение правильно, осознанно, выразительно читать.        

Оборудование: учебник «Литературное чтение», аудиозапись, картинка деда Мазая с зайцами, карточки со словами

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методические примечания

I.Организационный момент

- Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Сели правильно.

Проверяют наличие учебных вещей.

I I.Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Речевая разминка.

Прочитаем стихотворение Е. Евтушенко вместе, медленно.

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

- Прочитайте выразительно.

- Как вы понимаете эти строки?

- О каких зверях внутри нас говорит автор?

- Пусть стихотворение Е.Евтушенко будет эпиграфом к нашему уроку.

-Как Вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Определение темы и цели урока.

-Попробуем сформулировать тему урока.

- Откройте учебник на с. 170 и поставьте цель урока.

- Сегодня мы познакомимся с  произведением Н.А Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

- Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает.

О любви к природе и животным, о человеческих чувствах.

- Эпиграф – короткий текст, состоящий из крылатого высказывания или небольшой цитаты из какого-либо текста. Эпиграф помещается перед текстом произведения.

- Чтение литературного произведения о животных и бережном отношении к ним.

Чтение стихотворения про себя.

Выразительное чтение.

III. Мотивация познавательной деятельности.

-Ребята, сегодня на уроке мы будем использовать приём «Корзина идей», смысл такого приема следующий: мы собираем все факты, мнения, проблемы по теме нашего урока и сбрасываем все в «корзину идей» нарисованную на доске. Затем в ходе урока все эти разрозненные факты, проблемы и мнения мы будем собирать в логическую цепь.

- Рассмотрите книгу Н.А Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», определите, о чём она рассказывает.

- Давайте, вспомним алгоритм работы над новым произведением.

- В учебнике записан только отрывок этого произведения, поэтому я хочу вам рассказать предысторию этого произведения.

В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюблённый в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, её так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.А. Некрасову нравилась эта зелёная деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его неизменным спутником был дед Мазай. Мазай знал много забавных рассказов, и Николай Алексеевич любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошёл сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе  этого рассказа написал стихотворение, которое назвал  «Дедушка Мазай и зайцы».

Рассматривают книгу Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», предполагают, о чём пойдёт речь в стихотворении.

- Алгоритм работы над новым произведением:

  1. Прочитать (познакомиться).
  2. Словарная работа.
  3. Анализ произведения.
  4. Выразительное чтение.

 

Работа с книгой.

IV. Изучение нового материала

- Ребята, какая задача у нас стоит первая?

1. Чтение произведения  учителем.

-Ребята, понаблюдайте над своими чувствами и ответьте на вопрос: что Вас больше всего удивило, тронуло, рассмешило.

2. Словарная работа.( записывают в корзину идей»

-Т.к. стихотворение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Чтобы нам легче было понять суждение текста, давайте выполним словарную работу. Значение каких слов мы сможем определить в словаре учебника?

Попробуем определить значения следующих слов:

Багор – (шест с металлическим крюком и острием).

Аршин – (старая русская мера длины, равная 0,71 м).

Сажень – (старинная русская мера длины, равная трём аршинам).

Зипун – (крестьянский кафтан из грубого толстого сукна).

Силки – (петли для ловли птиц).

- Это произведение богато словами, которые можно понять логически. Я предлагаю Вам поработать в парах. Соедините  стрелками правильное значение слов.

тягота                            тяжесть, груз

потеха                            забава, веселье

лопочут ушами             шевелят ушами, выражая беспокойство

гуторить                         разговаривать

Анализ.

Приступаем к следующему шагу работы над текстом – к анализу.

- Определите тип текста.

- Что лежит в основе  текста-повествования?

- В чем отличие  стихотворение Н.А. Некрасова от других повествовательных текстов.

- Кто является рассказчиком в данном стихотворном произведении, а кто героями?

- Когда происходило действие?

- Почему зайцы попали в трудную ситуацию?

- Что такое половодье?

-Обратите внимание на картину Левитана «Весна. Большая вода» и назовите признаки половодья, изображённые на этой картине.

- На сколько бы частей разделили текст? Озаглавьте части.

- Попробуем разобрать каждую часть произведения.

1часть – осуждение.

- Почему мало дичи осталось в тех местах, где жил дедушка Мазай?

- Как он относился к животным? Зачитайте.

- В каких словах мы слышим большой упрек мужикам? С какой интонацией нужно читать эти слова?

- Что имел ввиду автор? О какой совести он говорит?

- Давайте посмотрим определение совести в толковом словаре.

Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Обратите внимание на слайд и найдите картинку, которая соответствует первой части стихотворного произведения. Зачитайте строки, которые относятся к  этой картинке.

Перечитайте первую часть.

- Какая часть самая важная, кульминационная в этом произведении?

- Почему дед Мазай на лодке отправился за дровами? Зачитайте эти строки.

- Найдите картинки, которые можно отнести ко второй части. Расположите их в правильном порядке по содержанию. Найдите строки, которые относятся к каждой картинке.

- Как вели себя зайца при виде Мазая? Почему они стали прыгать в лодку сами?

- С чем Мазай  сравнивает зайца, стоящего на пне? Почему Мазай назвал его «горемыка»?

- На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста? Жалко ли Вам ее? Опишите свои чувства?

- Как размещались зайцы на бревне? Почему Мазай побоялся взять их в лодку? Какой выход он нашёл?

- Какие чувства переполняли Мазая, когда он видел зайчат, жизнь которых зависела от него?

- Как отнеслись односельчане к находке Мазая?

-Как прочитать эти слова? Прочитайте.

- Почему они с насмешкой смотрели на то, как Мазай спасал зайцев?

- Как Вы думаете, стали бы они на месте Мазая спасать зайчат?

-Как себя повели зайцы, когда увидели берег?

-Почему?

- Им хотелось на свободу или вдруг почувствовали страх перед Мазаем?

- Какая картинка будет заключительной к нашему произведению?

Зачитайте строки.

- Ребята, а почему он так сказал, почему с Богом отправил? Что он этим хотел им пожелать?

- Что отличает Мазая от односельчан?

- Что Вы можете сказать о характере Мазая?

4. Работа в группах.

-Сейчас мы с Вами поработаем в группах.

 1 группа:

Вычеркните те слова, которые не относятся к Мазаю.

  Добрый, злой, заботливый, совестливый, любит природу и животных, бессердечный, жалостливый, безжалостливый, грубый, равнодушный, ленивый, трудолюбивый.

- 2 группа:

 Подчеркните слова обращения Мазая к зайцам Как он их назвал ласково.

Зайцы, бедным зверькам, команда косая, зайчики, зайцы мои, зайчишко, горемыка, купчиха, дурру, находку, плуты косые.

Проверка, анализ работы в группах.

- Какую задачу мы с Вами выполнили?

- Какую задачу нам предстоит решить?

- Нам предстоит выразительно прочитать текст. Выразительно – это как?

- Ребята, удалось ли нам разобрать нашу «Корзину идей»?

Чтение произведения.

Работают со словарём.

- Гинуть, сажень, зипун.

Работают в парах с раздаточным материалом.

- Мы прочитали текст-повествование. В основе повествования лежит событие, действуют реальные герои.- У Н.А.Некрасова повествование ведётся в стихотворной форме.

- Весной.

Деление текста на части.

  1. Осуждение.
  2. Спасение зайчат.
  3. Прощание.

Выборочное чтение.

- Осуждение, жалость.

Работают со словарём.

- 2 часть.

Выборочное чтение.

Работа с интерактивной доской. (Слайд)

- Дед Мазай был спокоен, разговаривал с ними. Зайцы чувствовали любовь и жалость Мазая.  Зайцы понимали, что утонут, у них не было другого выхода.

-  Жалость, любовь и желание помочь.

- Чтобы всё было хорошо у зайчат и с ними больше не приключилось беды.

- Характер.

- Характер Мазая отражается в поступках и в словах.

Работают  в группах.

- Проанализировали текст.

- Прочитать выразительно текст.- Громко, целыми словами, передавая интонацию.

- Да, удалось

Чтение произведения.

Работа со словарём.

Работа в парах.

Работа со словарём.

Работа с интерактивной доской.

Выборочное чтение.

Выборочное чтение.

Выборочное чтение.

Работа с интерактивной доской

Работа в группах.

V. Подведение итогов.

Рефлексия.

- Какая цель стояла перед нами?

- Достигли ли мы её?

- Какие чувства переполняли Вас на уроке?

- Как бы Вы поступили на месте Мазая?

- Случалось ли Вам спасать животных?

Чему Вас научил рассказ Мазая?

 Продолжите предложения:

 Сегодня на уроке я узнал…

Вывод:

Мы должны защищать животных. Они тоже чувствуют, любят и хотят жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения по теме: Н. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Разработан план-конспект урока по чтению в 4ом классе коррекционной школы VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)....

Презентация к уроку чтения Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Данная презентация разработана для урока чтения в 4ом классе коррекционной школы VIII вида для детей с особыми образовательными потребностями....

Урок по Литературному чтению для 4-го класса Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Урок Литературного чтения по программе 2100. Cодержит конспект урока, а также иллюстративный материал в формате MS Power Point...

Урок литературного слушания: Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»" (1-й класс)

Урок литературного слушания (1 класс) УМК "Начальная школа 21 века".Тема:Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»" ...

Презентация к уроку ИЗО: "Иллюстрирование стихотворения Н. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы""

Презентация поможет провести урок ИЗО в 3 классе по теме "Забота человека о животных. Иллюстрирование стихотворения Н. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"".В презентации содержатся иллюстрации художнико...

разработка урока литературного чтения в 3 классе "Дедушка Мазай и зайцы"

Разработка представляет собой презентацию и конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"...

Методические разработки. Урок литературного чтения. Тема урока: Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Урок литературного чтения   Тема: Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»УМК «Школа России» Класс: 3.Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова....