Конспект урока Л.Н. Толстой "Прыжок"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Елецкая Кристина Анатольевна

В конспекте представлен литературоведческий анализ произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._pryzhok.docx96.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению.

Толстой Л. Н. «Прыжок»

        Выполнила:

Елецкая Кристина

Тема урока: Толстой Лев Николаевич «Прыжок»

Класс: 3

УМК: Школа России

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого “Прыжок”; научить анализировать и оценивать прочитанное, понимать особенности художественного рассказа, его сюжета; совершенствовать технику чтения

Планируемые результаты:

Предметные: читать вслух осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному; анализировать литературный текст с опорой на вопросы учителя; характеризовать поведение действующих лиц произведения;

Личностные: развитие эмпатии и сопереживания

Метапредметные: формировать умение контролировать собственную деятельность; умения адекватно воспринимать оценки и отметки; умение взаимодействовать с учителем и со сверстниками в учебной деятельности; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Оборудование урока: учебник, интерактивная доска, экран (слайды с иллюстрациями)

Литературоведческий анализ произведения

  1. Время и обстоятельства написания произведения – 1880 год.  В ХIХ веке корабли совершали кругосветное путешествие в течение нескольких месяцев. Мачты таких кораблей достигали высоты 25 м, т.е. 8-ми этажного дома. Палубы были сделаны из твердых, как камень, пород дерева. 

2. Место произведения в творчестве писателя - Активно писать стал после женитьбы.      Много писал для детей. Одним из самых интересных и остросюжетных является короткий рассказ Льва Толстого "Прыжок". 

3. Литературный род - Драма

4. Жанр произведения – Художественный рассказ

5. Тема – рассказ о том, как капитан спас мальчика от падения с перекладины, благодаря решительности

6. Композиция

Вступление – «Один корабль…» до «…больше расходилась»

Завязка – «Она подпрыгнула…» до «…взобралась еще выше»

Развитие действия – «Так не уйдешь же ты от меня!..» до «…из рук веревку и мачту»

Кульминация – «Но мальчик очень раззадорился» до «…глянул вниз и зашатался»

Развязка – «В это время капитан корабля…»

7. Идея – Автор убежден в том, что решительность является положительным качеством, и помогает с честью и достоинством выходить из сложных ситуаций

8. Художественные особенности (тропы, фигуры, приемы) – метафора, сравнение, оценочная лексика, гипербола, эмоционально-экспрессивная лексика

I этап. Постановка цели и задач урока

ОДЗ: Сообщить тему и основные цели урока, создать положительную мотивацию, активизировать познавательную деятельность

Вид работы: беседа с учащимися

Учебная задача для учителя: Организовать подготовку учащихся к чтению текста, подвести к самостоятельному формулированию темы и целей урока.

Учебная задача для учащихся: Чтобы узнать, какое произведение мы будем сегодня с вами читать, вам нужно будет вспомнить изученные ранее произведения

Практическая задача: Рассмотрите внимательно произведения

Организация деятельности: Будем работать вместе, отвечайте на вопросы. Если у вас есть дополнение к ответу – поднимайте руку и дополняйте

Содержание:

На доске:  

  • “Лебеди”
  • “Зайцы”
  • “Лев и собачка”
  • “Прыжок”
  • “Сказка о царе Салтане...”
  • “Белка и волк”
  • “Ворона и Лисица”

Учитель: Какие произведения, по вашему мнению, лишние?

Учитель: Как вы думаете, почему?

Дети: “Сказку о царе Салтане” написал А.С. Пушкин

Дети: Басню “Ворона и лисица” написал И. А. Крылов

Дети: Остальные произведения написал Лев Николаевич Толстой

Учитель: Какое произведение осталось?

Дети: «Прыжок». Мы это произведение не изучали

Учитель: Именно, сегодня мы будем с вами знакомиться с еще одним произведением Льва Николаевича Толстого «Прыжок». Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока

Дети: Произведение Л.Н.Толстого «Прыжок»

Учитель: Молодцы, мы будем читать и анализировать произведение «Прыжок»

Учитель: Какие мы поставим перед собой цели?

Дети: Прочитать произведение

Дети: Выполнить анализ произведения

Учитель: Что мы должны выяснить?

Дети: Выяснить главную мысль в рассказе

Дети: Составить образы героев

Дети: Проанализировать их поступки

Учитель: Вы совершенно правы, именно этим мы и будет заниматься на уроке – научимся анализировать произведение, художественные образы.

Контрольно-регулировочный: 

Со стороны учителя:   Задает вопросы классу,  корректирует ответы

Со стороны учащихся:  Слушают отвечающего, дополняют ответы

Оценочно-результативный:   Хорошо, мы сформулировали тему и поставили перед собой цели, приступим к работе, но сначала проверим домашнее задание

II Этап: Проверка домашнего задания 
ОДЗ: проверить качество самостоятельной работы 
Вид работы: синквейн 
Учебная задача для учителя: организовать проверку домашнего задания 
Учебная задача для учащихся: Сейчас мы с вами проверим задание, которое вам было задано сделать дома, чтобы закрепить материал прошлого урока.
Организация деятельности: Сейчас работаем по цепочке, друг за другом. Все внимательно слушаем отвечающего, следим чтобы последовательность составления синквейна была правильной. Если кто-то не согласен - поднимает красную карточку и высказывает свое мнение.
Содержание: 
Учитель: На прошлом уроке у вас было домашнее задание составить синквейн к рассказу Л. Н. Толстого «Акула». Сейчас каждый представит свою работу классу. 
Дети: (представляют свои работы) 
Контрольно-регулировочный: 
Со стороны учителя: наблюдает за тем, чтобы все учащиеся принимали участие в проверке задания. 

Со стороны учащихся: Отвечаем по цепочке, не перебиваем ответы других и дополняем своими.

Оценочно-результативный:

Учитель: Хорошо, молодцы, видно, что дома работали.

III этап. Подготовка к восприятию рассказа «Прыжок» Н. Л. Толстого

ОДЗ: Ввести в круг описываемых событий, создать эмоциональный настрой на восприятие произведения.

Вид работы: Анализ иллюстраций.

Учебная задача для учителя: Подготовить учащихся к восприятию нового произведения с помощью иллюстрации, показанной на экране.

Учебная задача для учащихся: Чтобы понять, о чём говорится в рассказе, я вам предлагаю проанализировать иллюстрацию.

Практическая задача: Обратите внимание на иллюстрацию, показанную на экране.

Организация деятельности: Внимательно рассмотрите иллюстрацию и расскажите, что вы видите?

Содержание:

http://pal-gate0.com/data_images/56a85acc76893.jpg

Д: На иллюстрации изображен большой корабль, который причалил к берегу. Паруса не расправлены, значит, погода безветренная, тихая, ярко светит солнце.

Контрольно – регулировочный:

Со стороны учителя: Учитель корректирует ответы учащихся.

Со стороны учащихся: Ученики внимательно слушают ответы друг друга, если есть дополнения, поднимают руки и отвечают.

Оценочно – результативный: Хорошо, теперь, когда будем читать рассказ, вы без труда представите корабль.

Вид работы: Словарная работа.

Учебная задача для учителя: Познакомить учащихся с неизвестными словами, встречающимися в рассказе.

Учебная задача для учащихся: Прежде чем мы начнём работать с произведением, нам нужно выяснить лексическое значение неизвестных слов.

Практическая задача: Прочитайте слова, записанные на экране.

Организация деятельности: Сначала прочитаем слова и определим, что они обозначают, а потом проверим себя по словарю.

Содержание:

Аршин – старая русская мера длины, равная 71 см;

Мачта – вертикально стоящая конструкция на судне (корабле);

Каюта – это помещение на судне или корабле, оборудованное для проживания людей;

Задор – азарт;

Расходилась – разыгралась.

У: Кому знакомы все эти слова? Кто может дать этим словам определение?

Д: Аршин – это мера длины; мачта находится на корабле; в каюте, расположенной на корабле проживают люди; задор – это сильное увлечение.

Контрольно – регулировочный:

Со стороны учителя: Слушает, как учащиеся высказывают своё мнение по поводу обозначения слов.

Со стороны учащихся: Высказывают предположения обозначения слов, сверяют свои ответы со словарём.

IV этап. Первичное восприятие рассказа «Прыжок» Л. Н. Толстого

ОДЗ: Организовать целостное, нерасчлененное, эмоциональное восприятие художественного произведения.

Вид работы: Чтение учителем.

Учебная задача для учителя: Познакомить учащихся с новым произведением.

Учебная задача для учащихся: Сегодня на уроке познакомимся с новым произведением Льва Николаевича Толстого «Прыжок».

Практическая задача: Внимательно послушайте рассказ и ответьте на вопрос, какие чувства вы испытали при прослушивании рассказа?

Организация деятельности: Читать я буду в полной тишине, а вы закройте глаза и мысленно представьте ситуацию, о которой я буду вам читать.

Содержание:

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать. 
Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу.

Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.

— Так не уйдёшь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше.

Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха.

На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась.

От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек.

Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал:

- В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!

Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика.

Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

Д: При прослушивании рассказа, настроение и чувства менялись в зависимости от ситуаций, происходящих на корабле. Сначала всё было хорошо, все наслаждались погодой и обезьяной на корабле, всем было весело, как она корчилась, прыгала и делала смешные рожи. Но всё изменилось после того, как все заметили, что маленький мальчик очутился на палубе и мог в любой момент упасть и разбиться. Все очень испугались, ужас охватил наблюдающих за происходящим.

У: Что вы представили?

Д: Была очень жаркая погода, на палубе было много народа, маленький мальчик, сын капитана, попытался забрать свою шляпу у обезьяны. Он не заметил, как взобрался на мачту, а когда опомнился и посмотрел вниз, очень испугался. Вдруг он услышал крик: «Прыгай или застрелю». Мальчик прыгнул вводу, через несколько секунд матросы подняли его на палубу и он начал дышать. Все заметили, как капитан сразу же после этого, ушел к себе в каюту, чтобы никто не видел его слёз.

Контрольно – регулировочный:

Со стороны учителя: Следит, как учащиеся внимательно слушают рассказ, после прочтения задаёт учащимся вопросы.

Со стороны учащихся: Внимательно, слушают, как учитель читает рассказ, и отвечают на его вопросы.

Оценочно – результативный: Отлично, вы все смогли представить картину, происходящую на корабле.

V этап. Повторное чтение. Анализ

ОДЗ: Совершенствовать навык чтение через многократное перечитывание.  Формировать представление о единстве формы и содержания литературного произведения. 

Вид работы: техника чтения

Учебная задача для учителя: совершенствовать правильность чтения 

Учебная задача для учащихся: Сейчас мы с вами поработаем над правильностью чтения.

Практическая задача: Для этого найдем 3 абзац, его необходимо прочитать правильно.

Организация деятельности:  Читаем по одному. Следим за чтение и отмечаем карандашом, какие ошибки были допущены и где.  

Содержание:

Учитель: Прежде чем начать читать, выделим критерии, по которым мы будем отмечать правильно или неправильно прочитал ученик. Какие это критерии?

Дети:

  1. Не пропустил слоги, слова и буквы
  2. Не заменил слоги, слова и буквы
  3. Прочитал все предложения

Учитель: Хорошо. Наташа, начинаем читать. 

Контрольно-регулировочный:

Со стороны учителя: следит за активностью работы учащихся, помечает ошибки.

Со стороны учащихся: Учащиеся при анализе чтения помечают ошибки, затем обсуждают.

Оценочно-результативный:

Учитель: Ребята, нужно быть внимательнее при чтении. Если вы будете пропускать буквы, слоги, слова и целые предложения, вы потеряете смысл всего текста.

Вид работы: Беседа с выборочным чтением

Учебная задача для учителя: Учить детей анализировать художественное произведение с помощью наводящих вопросов. Совершенствовать беседу с выборочным чтением.

Учебная задача для учащихся: Мы будем учиться анализировать произведение.

Практическая задача: Для этого нам нужно будет перечитать каждый абзац, и отвечать на мои вопросы.

Организация деятельности: Работать будем все вместе, один ученик  отвечает, остальные работают с сигнальными карточками. Кто не согласен с мнением, поднимает красную карточку, кто согласен с мнением – зеленую. 

Содержание:

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, 1 абзац

Д:         Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

Учитель: Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? Какое настроение было у собравшихся на палубе, почему?

Дети: Это важно сообщить потому, чтобы мы понимали, что матросы и люди были расслаблены. Уставшие после кругосветного путешествия. Но в то же время они были очень счастливы, потому что возвращались домой.

Учитель: Могли ли люди предположить, что случится?

Дети: Нет, они забавлялись обезьянкой и были спокойны.

Учитель: Прочитайте слова, передающие поведение обезьяны.

Дети: «…вертелась, …забавлялась, …корчилась, …прыгала, …делала рожи, …передразнивала»

Учитель: Почему она так себя вела? Найдите и зачитайте.

Дети: «...она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.»

Учитель: Что значит, ещё больше расходилась?

Дети: Это значит то, что она еще больше игралась, прыгала и корчилась и т.д.

Учитель: Хорошо, теперь читаем 2 абзац.

Дети:         Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Учитель: Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?

Дети: Он сын капитана, ему 12 лет

Учитель: Почему именно эти сведения важны для автора, а, например, не имя героя, которое мы так и не узнали?

Дети: Может быть, автор нам этого говорит затем, чтобы мы поняли, что он сын самого капитана, что его все на корабле знают, что на нем лежит ответственность, он не может подвести отца 

Дети: Ему 12 лет, он уже считает себя взрослым, ему хочется показать себя с лучшей стороны

Учитель: Как подшутила обезьяна над сыном капитана?

Дети: Она сорвала у него шляпу, украла ее.

Учитель: Что значит: сорвала?

Дети: Быстро стянула/ забрала.

Учитель: Как ведут себя люди?

Дети: Смеются и продолжают забавляться.

Учитель: А какие чувства испытывает мальчик в этом абзаце? Подтвердите это словами из текста.

Дети: растерянность, он не знал смеяться ему или плакать, обиду.  «Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.»

Учитель: Молодцы, теперь читаем 3 абзац.

Дети:          Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.

Учитель: Почему мальчик полез за обезьяной? Что подтолкнуло его к этому?

Дети: Разобрал раздор, обезьяна постоянно провоцировала его своими действиями, да еще и матросы смеялись, что еще больше обижало мальчика.

Учитель: «делала ему рожи» как это?

Дети: делала смешные рожи, корчилась перед мальчиком.

Учитель: Каким нам показался мальчик?

Дети: Он хотел отстоять свое достоинство, желал доказать, что он сын капитана

Учитель: Теперь вместе читаем 4 и 5 абзац.

Дети:         — Так не уйдешь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха. Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет. Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

Учитель: «разобрал задор», «раззадорился», что помогают нам понять эти слова?

Дети: Что мальчик уже ничего не замечал и не думал о последствиях, а только хотел поскорее забрать у обезьяны свою шляпу.

Учитель: Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему?

Дети: Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться, слетев с перекладины.

Учитель: О чём могли подумать люди, наблюдавшие за этой картиной?

Дети: Наверное, люди начали осуждать себя за своё поведение, за то, что смеялся и тем самым подзадорил мальчика, подтолкнул его к такому поступку.

Учитель: Теперь перечитываем 6 абзац

Д:                 В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Учитель: Какой новый персонаж появляется в 6 абзаце?

Дети: Капитан.

Учитель: Что сделал капитан, увидев сына на мачте? Что происходит с мальчиком?

Дети: Капитан «вышел…, чтобы стрелять чаек», «увидел сына», «прицелился», «закричал: «Прыгай …в воду! Застрелю!»; Мальчик «шатался, но не понимал». 

Учитель:  Что заставило мальчика прыгнуть вниз?

Дети: Крик отца: «Прыгай, или застрелю! Раз, два, три!»; мальчик «размахнулся головой вниз и прыгнул»

Учитель: Что мы можем сказать о капитане?

Дети: Он чувствовал ответственность за сына

Дети: Он смог принять быстрое решение в трудную минуту

Учитель: Читаем 7 абзац, внимательно.

Дети:         Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Учитель: Что случилось с мальчиком?

Дети: Мальчик – «точно пушечное ядро, шлёпнулось тело мальчика в море» 

Учитель: Как называется это средство художественной выразительности?

Дети: Сравнение

Учитель: что помогает представить, это средство?

Дети: Помогает представить быстроту прыжка мальчика

Учитель: «секунд через сорок они - долги показались всем - вынырнуло тело мальчика». Почему эти 40 секунд показались долгими?

Дети: Потому что все очень переживали за жизнь мальчика.

Учитель: Как ведут себя матросы?

Дети: Быстро спрыгнули с корабля в море и вытащили его.

Учитель: Хорошо, теперь читаем заключительный абзац.

Дети:         Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.        

Учитель: Что произошло с капитаном, когда он все это увидел? Почему капитан плакал?

Дети: «вдруг закричал, как будто его что-то душило»

Учитель: Что же могло «душить» капитана?

Дети: Чувство тревоги за сына, страх

Учитель: Какие выводы исходя из этого мы можем сделать?

Дети: Он не хотел, чтобы кто-нибудь видел его слез

Дети: Он же был капитаном корабля, ему нужно было сохранить авторитет, он не мог поступить по-другому

Учитель: Мог бы капитан и вправду выстрелить в сына?

Дети: Нет.

Учитель: Похож ли мальчик на отца-капитана?

Дети: Мальчик хотел быть похожим на отца, он хотел показаться бесстрашным, но поступок был бездумным, рискованным

Учитель: Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа? 

Дети: Обезьяна не главный герой

Дети: Из-за нее мальчик оказался в этой ситуации

Контрольно-регулировочный:

Со стороны учителя: Учитель внимательно слушает ответы детей, корректирует их при необходимости

Со стороны учащихся: Учащиеся отвечают на вопросы учителя, подтверждая  свой ответ словами из текста.

Оценочно-результативный:

Учитель: Итак, абзац за абзацем мы проанализировали рассказ «Прыжок», не просто прочитали, а, работая с текстом рассказа, отразили все самое важное. Молодцы.

VI этап. Обобщение

ОДЗ: Подвести учащихся к формулированию основной мысли произведения.

Вид работы: Обобщающая беседа. 

Учебная задача для учителя: Обобщить результаты анализа литературного произведения. Подвести учащихся к осознанию и словесной формулировке идеи произведения.

Учебная задача для учащихся: Мы с вами будем учиться формулировать идею произведения.

Практическая задача: Для этого, вы ответите на мои вопросы и подумайте над идеей.

Организация деятельности: Работать будем все вместе, один ученик  отвечает, остальные внимательно слушают. Поднимайте руку, если у вас сложилось другое мнение.

Содержание:

Учитель: Ребята, а можно ли было избежать этой ситуации?

Дети: Да, если бы взрослые вовремя остановили мальчика, предусмотрели, что может получиться из этой, как им казалось, смешной ситуации. 

Учитель: Какова же идея рассказа? Ради чего автор рассказывает эту историю нам?

Дети: Не стоит поддаваться безрассудству из-за глупых насмешек окружающих.

Дети: этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья–та жизнь.

Дети: Жизнь мальчика зависела от решения отца. Если бы сын не прыгнул в воду, то он бы упал на палубу и мог бы разбиться.

Учитель: Так почему же Л.Н. Толстой дал своему произведению такое название « Прыжок»? Какую роль сыграл прыжок?

Дети: Прыжок -  был единственным спасением для мальчика. Он спас свою жизнь тем, что он прыгнул в воду.  Прыжок был правильным решением.

Контрольно-регулировочный:

Со стороны учителя: Учитель внимательно слушает ответы детей, следит за активностью учащихся.

Со стороны учащихся: Учащиеся отвечают на вопросы учителя, аргументируя свое мнение.

Оценочно-результативный:

У: Вы верно определили идею произведения. Вам оно понравилось?

Д: Да.

VII этап: Закрепление умения работать над произнесением отдельной реплики героя произведения

ОДЗ: Выявить правильность и глубину понимания рассказа

Вид работы: Чтение отдельной реплики героя произведения

Учебная задача для учителя: Организовать работу учащихся по формированию умения работать над произнесением отдельной реплики героя произведения с использованием не только интонации, но и пластики.

Учебная задача для учащихся: Сейчас мы еще раз вспомним содержание рассказа «Прыжок»

Практическая задача: Постараемся пересказать его близкими к тексту словами

Организация деятельности: Работать будем следующим образом, один ученик начинает пересказ, потом следующий продолжает. Все остальные слушают и дополняют.

Содержание:

У: Денис, расскажи нам, пожалуйста, о чём говорится в первой части рассказа.

Д: (рассказывает вступление - обрисовку места событий и действующих лиц)

У: Хорошо, спасибо. Продолжит Дарья.

Д: (рассказывает о завязке композиции рассказа, как озорная обезьяна отбирает у мальчика, сына капитана, шляпу и взбирается с ней по мачтам судна, как все смеются, как мальчишка уязвлен и раздосадован и как он начинает погоню за мартышкой, чтобы вернуть свою шляпу).

У: Кто – нибудь что-то добавит? (говорят некоторые пропущенные элементы рассказа). Продолжит Паша.

Д: (говорит о кульминационном моменте рассказа, что увлекшись игрой с обезьяной, сын капитана взбирается на самую высокую мачту судна, что он находится в серьезной опасности)

У: Паша всё сказал? (некоторые дети дополняют) Лиза дальше.

Д: (рассказывает о том, как решительными действиями капитан спасает жизнь своему сыну)

У: Всё совершенно верно. Может мы что-то упустили? Может кто-то хочет добавить?

Контрольно-регулировочный:

Со стороны учителя: учитель контролирует правильность ответа учащегося, наблюдает за тем, чтобы никто не мешал пересказу. Если после пересказа есть дополнения, спрашивает учащихся.

Со стороны учащихся: ученики внимательно слушают пересказ отвечающего, если есть что дополнить, поднимают руки и отвечают.

Оценочно – результативный:

У: Отлично. Я вижу, что вы усвоили рассказ. Сумели его прочувствовать и найти такие слова, которые при пересказе наиболее точно отражали суть всего рассказа.

VIII этап: Подведение итогов урока

ОДЗ: систематизировать знания учащихся

Учебная задача для учителя: подвести итоги урока по изученному рассказу, формировать познавательные умения обобщения и систематизации.

Учебная задача для учащихся: сейчас мы выслушаем впечатления каждого из вас от урока.

Содержание:

У: Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу из предложенных

(на доске)

- Мне захотелось...

- Я задумался...

- Я понял (а)...

- Я почувствовал (а)...

Д: (самостоятельно строят высказывание и озвучивают его классу)

Оценочно-результативный:

У: Замечательно. А сейчас сами оцените свою работу на уроке:

Отлично работал,  и многое понял – зеленая карточка.

Хорошо работал – желтая карточка.

Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – красная карточка.

Д: (поднимают соответствующую карточку)

Контрольно-регулировочный:

Со стороны учителя: наблюдает за тем, чтобы все учащиеся активно участвовали в высказывании своего впечатления от урока. Смотрит, чтобы каждый из детей поднял карточку.

Со стороны учащихся: при оценке своей работы поднимать карточку, соответствующую ее описанию. Внимательно слушать отвечающего, не перебивать.

IX этап: Домашнее задание

Учебная задача для учителя: Организовать работу учащихся по фиксированию задания в дневники.

Учебная задача для учащихся: Сейчас запишем задание к следующему уроку.

Организация деятельности: Откройте дневники и запишите задание.

Содержание:

У: К следующему уроку вы должны нарисовать рисунок и представить его классу. Рисунок этот должен точно отображать один из эпизодов рассказа, с которым мы сегодня познакомились. Проанализируйте выбранный эпизод и выделите в нем те моменты, детали, которые вы будете изображать. Задание понятно всем?

Д: Да.

У: Хорошо. Тогда спасибо за урок. Вы молодцы, все сегодня хорошо поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...