Стилистический анализ текста на уроке литературного чтения М.Ю. Лермонтов "Утёс"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Елецкая Кристина Анатольевна

Представлен фрагмент урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stilisticheskiy_analiz.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Стилистический анализ.

Этап: Повторное чтение. Анализ.

 «Утес» Михаил Юрьевич Лермонтов

ОДЗ:  Совершенствовать навык чтения через многократное перечитывание. Формировать представление о единстве формы и содержания литературного произведения.

Вид работы: Беседа с выборочным чтением

Учебная задача для учителя: Учить детей анализировать лирическое стихотворение, с помощью наводящих вопросов. Совершенствовать у учащихся беседу с выборочным чтением.

Учебная задача для учащихся: Мы будем учиться анализировать стихотворение.

Практическая задача: сейчас мы с вами еще раз прочитаем по строфам стихотворение и проанализируем его.

Организация деятельности: Один из вас прочитает нам стихотворение, вы внимательно слушайте.

Содержание:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Учитель: Какую вы картину представили, после прочтение первой строфы

Дети: Утес – великан, у которого на груди ночевала тучка. А утром она умчалась. Утро, лазурь.

У: Какие художественные образы представляет нам автор в этой строфе?

Д: Образ тучки и образ утеса – великана.

У: Проанализируем образ тучки. Какой вы ее себе представляете?

Д: Солнечная, светящаяся, легкая!

У: «Утром в путь она умчалась рано», что о тучке говорят эти строки?

Д: Тучка была беспечной, веселой, игривой и молодой.

У: Как вы думайте, какой автор использует прием?

Д: Метафора.

У: Давайте посмотрим еще раз, как автор характеризует образ тучки?

Д: Она веселая, озорная.

У: Подтвердите это строчками из стихотворения

Д: «умчалась, весело играя»

У: Верно. Давайте теперь разберем, какими еще приёмами пользовался автор при создании образа тучки. Когда мы говорили с вами о тучке, вы говорили, что она молодая, веселая, озорная, но ведь это человеческие качества, а тучка не является одушевленным предметом. Какие слова доказывают, что в стихотворении тучке присваиваются качества живого человека?

Д: Ночевала, умчалась, играя.

У: И почему автор так сказал о неживом предмете?

Д: Это специальный приём,  чтобы мы могли представить эту тучку как живую.

У: Верно. Кто-нибудь знает, как называется такой приём?

Д: Олицетворение

У: Какое настроение в этой строфе?

Д: Веселое, легкое, игривое, потому что тучка озорная, молодая, слова, характеризующие образ тучки, помогают нам почувствовать настроение

У: Автор наделяет тучку качествами, которые присущи людям и благодаря этому создает яркий художественный образ.

У: Ребята,  а сейчас я вам предлагаю провести небольшой эксперимент. Давайте заменим некоторые слова  в стихотворении и посмотрим, что у нас с вами выйдет, хорошо?

У: Как еще автор называет тучку?

Д: Золотая

У: Представьте, как выглядит «золотая тучка» и  можно ли каким-то другим словом заменить слово «золотая»?

Д:  Золотая – яркая, сияющая. И если заменить другим словом, яркость образа пропадет.

Давайте вместо слова «тучка» – поставим слово «туча», это ведь одно и тоже, верно? И еще заменим слово «умчалась». Каким, словом можно его заменить?

Д: Улетела, убежала, ушла

У: Отлично. Давайте подставим  «улетела» и сейчас я прочитаю, что у нас с вами получилось

Ночевала туча яркая

На груди утеса великана;

Утром в путь она улетела рано,

По лазури весело играя;

У: Что-то изменилось в настроении стихотворения?

Д: Да. Стало непонятно, что тучка маленькая, молодая  и озорная.

У: И  какой вывод мы можем сделать?

Д: Слова, которые выбрал автор, наиболее точно передают настроение этой части произведения.

У: А с каким образом мы еще не познакомились?

Д: С образом утеса.

У: Какой он?

Д: Великан! Огромный, большой. «утеса - великана»

У: Действительно. Подробнее про образ утеса мы поговорим во второй строфе.

У. Ребята, мы с вами представили картинку, которую рисует перед нами автор в первой строфе стихотворения, прочувствовали  настроение этого фрагмента, а теперь давайте прочитаем вторую строфу

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

У: Прочитав эти строки, какие чувства вы испытали?

Д: Печаль, тревогу, тоску.

У: Почему у вас сложилось такое впечатление?

Д: Старый утёс, одиноко он стоит и тихонько плачет, что он остался совсем один и ему очень грустно.  

У: Изменилось ли настроение, в сравнении с первой строфой?

Д: Да, настроение изменилось. Стало не такое игривое и легкое, потому что тучка умчалась, утес остался один, он тосковал.

У:  Сейчас мы с вами определили, что старый утес плачет, одиноко стоит, глубоко задумался. На самом ли деле утёс плакал и стоял задумавшись?

Д: Нет, все эти качества принадлежат человеку.

У: Следовательно, мы можем сделать вывод, что автор использует прием?

Д: Олицетворение.

У: Верно, с помощью такого приёма, как олицетворение, нам лучше удаётся представить образ, который описывает автор.

У: Так какое настроение у вас после прочтения стихотворения в целом?

Д: Грустное. Потому что, несмотря на то, что тучка озорная и игривая, она оставила великана в одиночестве, умчавшись, забыв о нем.

Контрольно-регулировочный:

Со стороны учителя: контролирует ответы учащихся. Смотрит за тем, чтобы работали все ученики.

Со стороны учащихся: слушают отвечающего, дополняют ответы одноклассников. 

Оценочно-результативный:

У: Вы молодцы! Мы вместе хорошо проанализировали лирическое стихотворение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

виды работ с текстом на уроках литературного чтения

В работе представлена подборка видов работ на уроках чтения и представлен словарь настроений , предназначенный обучающимся для составления устных высказываний о характере произведения, для характерист...

Виды работ над текстом на уроках литературного чтения

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже перво¬классники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чте¬ния считают одним из нелюбимых. ...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»

Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- ...

Смысловое чтение научно-популярных текстов на уроках литературного чтения», с.113

УДК 373.3 СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ©2020 Макарьева Л.Г., учитель начальных классов, Хрипченко М.А., учитель начальных классов, Государственное бюд...

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...