В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
user_file_565313bec0b8c.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения 3-Б класс Урок № 51 Дата: 18.01.21
Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»
Тип урока: усвоение новых знаний
Цели:
Обучающие: подвести обучающихся к пониманию содержания и основной мысли произведения посредством анализа содержания сказки, освоение позиции читателя-исследователя; исследование внутреннего мира героя и автора произведения.
Развивающие: способствовать развитию навыков анализа художественного текста, внимательного отношения к слову, обогащению словарного запаса детей, умений работать с текстом, формировать систему читательских умений.
Воспитывающие: содействовать воспитанию нравственных качеств на примере произведения В. М. Гаршина.
Оборудование: учебник “Литературное чтение”, презентация
Планируемые результаты и формирование УУД.
Личностные. Обучающиеся научатся осознавать и определять свои эмоции;
ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. Метапредметные. Обучающиеся будут стремиться адекватно оценивать результаты своей деятельности, активно использовать речь для решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения , извлекать и перерабатывать информацию, пользоваться словарями, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы.
Предметные. Обучающиеся обогатят словарный запас, осознанно, правильно, выразительно будут читать вслух; самостоятельно находить ключевые слова; формулировать основную мысль текста; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям.
Ход урока
- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.
Проверьте глазами все ли готово у вас к уроку.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников
- Чем для нас интересны произведения этого писателя?
(В его произведениях, герои и события учат нас чему-то, но не говорят об этом прямо, а намекают, чтобы мы сами сделали вывод)
- назовите произведение В.М.Гаршина, с которым вы познакомились дома. («Лягушка – путешественница)
- Определите жанр и тему произведения? ( литературная сказка о животных, анималистическая)
- В произведении Гаршин «зашифровал» свое видение на мир, отношение к герою, а мы- читатели , постараемся воспринять и понять этот мир.
- какие задачи будем решать при исследовании текста?
( увидеть: героя, его поступки и их мотив, отношение автора к герою)
- как вы предлагаете поработать?
(высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения, учитывать мнение одноклассников, работать парами, оценить свою работу на уроке)
- Какие чувства испытали вы после прочтения произведения? Почему?
3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения
Беседа по произведению.
- - Какие автор использует выражения и слова, чтобы показать своё отношение к лягушке на протяжении всей сказки? Одинаково ли он к ней относится?
- Для ответа на этот вопрос, давайте ещё раз перечитаем первые четыре абзаца и найдём слова и выражения, которые использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке. (По ходу чтения работаем карандашом)
(Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается.)
- Докажите словами автора.
НАСЛАЖДАЛАСЬ КАКАЯ ПРЕКРАСНАЯ ВОСХИТИТЕЛЬНО
ПРИЯТНО НЕЖИЛАСЬ ПРИШЛА В ВОСТОРГ
- Вывод: ( именно эти выражения характеризуют доброжелательное отношение к героине).
- Характеристика лягушки.
Теперь давайте попробуем нарисовать портрет лягушки. Какой была лягушка?
Какие черты характера проявляет героиня?
УМНАЯ ГЛУПАЯ НАХОДЧИВАЯ
ХВАСТЛИВАЯ ЗАСТЕНЧИВАЯ СКРОМНАЯ
БОЛТЛИВАЯ МЕЧТАТЕЛЬНАЯ ЛЮБОПЫТНАЯ
Работа в парах.
Найдите в сказке подтверждение тому, что лягушка была:
1 пара "осторожная"
2 пара "изобретательная"
3 пара "смелая"
Вывод: (за эти качества: осторожность, любознательность, находчивость, смелость - лягушку можно похвалить, они вызывают у автора хорошее отношение к лягушке.)
- Ребята, а какое у вас навеяло сейчас настроение во время нашей работ?
(словарик настроений: веселое, шутливое, сосредоточенное, сказочное)
Музыкальная физкультминутка
- Выделение главной мысли произведения.
Итак, необыкновенная, замечательная лягушка стала путешественницей.
Она поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга.
– Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).
– Гаршин даёт нам новую характеристику лягушки. Какая она?(Хвастливая)
- Какой порок помешал ей довести до конца хорошо начатое дело, сбыться её мечте? (хвастовство)
– Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине ?
(да изменилось он говорит о лягушке с иронией, когда описывает её полета)
- У Гаршина в тексте есть особые слова, сочетания слов, которые помогают нам понять иронию, с которой автор относится к лягушке.
Постарайтесь их найти во время чтения. Чтение от слов: «Это я! Это я! И с эти криком…» до слов: «…на краю деревни».
ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ
БЕДНАЯ СПУТНИЦА
ДРЫГАЛА ВСЕМИ ЛАПАМИ
БУЛТЫХНУЛАСЬ В ВОДУ.
- За что автор наказал лягушку? (за хвастовство и тщеславие)
- Перестала хвастаться лягушка после падения? (Нет, она тут же нашла выход из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей, рассказчицей, но хвастаться не перестала).
- Определение проблемы произведения.
- Какая проблема лежит в основе сказки? (проблема хвастовства лежит в основе сказки В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница)
- Прочитайте выписанные черты характера лягушки.
- Разделите названные качества на положительные и отрицательные .
- Как же автор относится к своей героине? (Он видит в ней не только хвастовство, но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость,любознательность.
- Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории- поведения лягушки?
(образ лягушки из сказки Гаршина – это аллегория хвастовства и нескромности. Автор иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых)
- Итак вернемся к началу урока, какое видение на мир «зашифровал» автор.
( порок хвастовства, нескоромности) .
- Хвастовство и нескромность до добра не доведёт. Хвастунишки выглядят нелепо и смешно. Хвастовство - несчастье человека.
- Почему Гаршинской лягушке смерть не грозит?
(он решил только проучить её за хвастовство).
- Автор не негодует, не читает нравоучений, он уверяет своего читателя, т.е. нас, что эти черты истребляются смехом, иронией, а отнюдь не строгим порицанием.
- Как Вы думаете, в жизни бывают люди с такими человеческими пороками?
( автор с иронией осуждает людей, у которых есть такая черта характера . Говорит о людях умных, но хвастливых. )
5. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного
Составление синквейна про лягушку.
Тема, одно существительное (кто? что?) | ЛЯГУШКА |
Описание темы в двух словах прилагательных (какая?) | УМНАЯ, ХВАСТЛИВАЯ |
Описание действия в рамках темы, 3 глагола. ( что делает?) | ДУМАЛА, ЛЕТЕЛА, ХВАСТАЛАСЬ |
Предложение по теме. | СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК… |
Синоним из одного слова по теме | ХВАСТОВСТВО |
- Выразительное чтение. (озвучка фрагмента мультфильма)
6. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания
Хочется послушать ваше собственное мнение.
- какой совет вы дали бы нашей героине?
Информационные сообщения
Сказка "Лягушка-путешественница" создана на сюжетной основе рассказа своеобразного индийского учебника, призванного учить человека разумному поведению. Правда, главной героиней древнеиндийского сюжета является водоплавающая черепаха, а её спутниками два гуся. Все герои наделены именами, и сама ситуация путешествия имеет совершенно иную мотивацию: черепаха не хочет остаться умирать в пруду, который высыхает. В.М.Гаршин берёт за основу один только фрагмент: гуси несут на палке черепаху, и она, не удержавшись "от реплики" падает и разбивается.
2. Меня удивил ещё один факт. Лягушки - своеобразные чемпионы по прыжкам в длину: в случае опасности некоторые из них совершают трёхметровые прыжки. Лягушки не только плавают и скачут, они могут летать проворнее птиц. Так веслоногие лягушки, паря как белки-летяги, легко покрывают расстояние в 10-12 метров
Закончите фразы.
Я сегодня на уроке узнал _____________________
Самым интересным на уроке было ________________________
- где вы можете применить полученные знания?
(в общении с одноклассниками, друзьями нужно быть воспитанными, не зазнаваться, не хвастаться, всегда доводить дело до конца, верить в себя, добиваться успехов).
7. Домашнее задание. Читать произведение, отвечать на вопросы
8. Итог урока. Оценивание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: В.М.Гаршин " Лягушка- путешественница"
Конспект урока литературного чтения для 3 класса . Тема урока: В.М.Гаршин " Лягушка- путешественница" ...
Разработка урока по литературному чтению в 3 классе по сказке В.М.Гаршина "Лягушка-путешественница".
Разработка состоит из конспекта урока и презентации. Часть 2....
Урок чтения в 3 классе по В.Гаршину "Лягушка-путешественница"
Урок литературного чтения учит детей связно излагать свои мысли, развивать навык выразительного чтения, воспитывает интерес к урокам литературного чтения и негативное отношение к хвастовству.На ...
литературное чтение 4 класс В.Гаршин "Лягушка - путешественница"
В течение всего урока велась работа над развитием речи. Начиная с начала урока. На этапе сообщение темы и целей урока дети учатся самостоятельно ставить цели, обращат...
Гаршин "Лягушка-путешественница"
урок с применением ИКТ по системе УМК "Гармония"...
Урок по литературному чтению по технологии А.М.Кушнира на тему:"В. Гаршин « Лягушка – путешественница».
Открытый урок по литературному чтению, разработан в соответствии с требованиями природосообразной Технологии образного креативного чтения и письма А.М. Кушнира на тему:"Следование за звуковым ориентир...