Прием"Тонкие и толстые вопросы"
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Муллаярова Сумая Талгатовна

Умеющие задавать вопросы умеют мыслить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Здравствуйте уважаемые жюри, уважаемые коллеги! Тема моего мастер -класса

Технология критического мышления

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Цель: ознакомить учителей начальных классов с технологией развития критического мышления(из опыта работы).

Задачи: 

● расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;

● показать приемы критического мышления в своей практической работе.

Практическая значимость: использование приёмов и стратегий технологии критического мышления дают возможность эффективно построить учебный процесс, повысить мотивацию обучающихся, активизировать мыслительную деятельность.

Ожидаемые результаты: коллеги будут знать приемы критического мышления;

уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету.

Целевая аудитория: учителя начальных классов

Материалы и оборудование, подготовка к занятию: презентация, текст «Лев и собачка»,  карточки для практической работы,

Инструменты для рисования: карандаши, ручки, фломастеры

«Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы», — писал американский психолог Элисон Кинг.

     Большое значение в технологии развития критического мышления отво-дится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.    

   «Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором

«тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»),

а «толстый» (проблемный) требует  несколько ответов, глубокого осмыс-ления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации,

Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:

Как вы думаете коллеги по- вашему это какие  цели?

  • обучает  ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
  • отрабатывает умение формулировать вопросы;
  • воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.

Придуманный ребёнком вопрос позволяет сделать вывод об уровне развития:

Что к нему относится?

  • умения погружаться в текст;
  • способности анализировать информацию в контексте личного опыта;
  • навыка работать в малых и больших группах, выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения.
  •  способности анализировать информацию в контексте личного опыта;

Прием «Тонкие и толстые вопросы» для меня лично является эффективным на всех уроках.

Предлагается таблица вопросов и им необходимо вписать вопросы  в таблицу.

Таблица вопросов

Тонкие вопросы                                                                   Толстые вопросы

  • кто...                                                              дайте объяснение, почему...
  • что...                                                              почему вы думаете…
  • когда...                                                           почему вы считаете…
  • может...                                                          в чем разница…
  • будет...                                                           предположите, что будет, если…
  • мог ли...                                                          что, если…
  • как звали...                                      
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...

После составления таблицы ученики работают в парах, микрогруппах, задавая вопросы друг другу, выбирают самые интересные, которые можно задать всему классу.

Задания .     А теперь я вам задаю несколько готовых вопросов, а вы поробуйте их различать.

Кто посадил репку?                

Где пишется приставка в слове?

Верно ли , что планет 9 ?

Почему день и ночь сменяются?

В чём отличие приставки от предлога?

Что необходимо изменить, чтобы задача решалась…( :, х,+,-)

Предположите. Что было бы, если третья дочь не прибежала к матери?

На уроках литературного чтения  ответы на тонкие вопросы – опора на текст, ответы на толстые вопросы – постижение тайн текста.

Текст

Лев и собачка.

    В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

   Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

   Лев тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

   Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

   Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

   С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

   Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

    Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

   Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

    Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.

     На шестой день лев умер.

Вопросы  прикрепляют на доске

Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.

      Умение  правильно задавать вопросы и отвечать на них развивает интеллект ученика, помогает дальнейшему самообразованию. Учит вести спор, с аргументами отстаивать позицию. Текст, рассматриваемый с точки зрения «тонких и толстых» вопросов, легче запоминается и воспроизводится. Школьники обучаются самостоятельной работе над содержанием статьи, произведения. Чтение становится вдумчивым, осознанным.

видео


 Развитие   мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Хочу закончить свое выступление  словами Дж. Тэрбер.

Мысль в подарок.:«Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы» .

Тонкие

Кто автор рассказа?

Где происходит действие произведения? (в Лондоне)

Съел ли лев собачку? (нет)

Что сделал лев, когда хозяин зоопарка дал ему другую собачку? (разорвал ее)

 Как долго лев и собачка прожили вместе? (год)

 Что сделал лев, когда ему бросили мясо? (поел и оставил кусок собачке)

Где посетитель нашел собачку ? (на улице)

Как собачка попала в клетку ко Льву?

Перечислите героев рассказа.

Толстые

Почему Льву стало так плохо, когда собачка умерла?

Почему Лев не принял иную собачку и разорвал сразу разорвал её?

Что было бы  если собачка не умерла бы?

Чему нас учит этот рассказ?

Какая пословица подходит к данному рассказу?

Каково ваше отношение к  поступку того человека?

Что  грустного в рассказе?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология критического мышления Приём « Тонкие и толстые вопросы »

Слайд 2

Приём «Тонкие и толстые вопросы» Цель : ознакомить учителей начальных классов с технологией развития критического мышления(из опыта работы). Задачи: ● расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления; ● показать приемы критического мышления в своей практической работе. Практическая значимость: использование приёмов и стратегий технологии критического мышления дают возможность эффективно построить учебный процесс, повысить мотивацию обучающихся, активизировать мыслительную деятельность. Ожидаемые результаты: коллеги будут знать приемы критического мышления; уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету. Целевая аудитория: учителя начальных классов Материалы и оборудование, подготовка к занятию: презентация, текст «Лев и собачка», карточки для практической работы, Инструменты для рисования: карандаши, ручки, фломастеры

Слайд 3

« Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы». Элисон Кинг

Слайд 4

Приём направлен на реализацию трёх целей обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными; отрабатывает умение формулировать вопросы; воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему .

Слайд 5

Сформулированный ребёнком вопрос позволяет сделать вывод об уровне развития: умения погружаться в текст; способности анализировать информацию в контексте личного опыта; навыка работать в малых и больших группах, выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения ;

Слайд 6

Таблица вопросов Тонкие вопросы к то ... что ... когда ... может ... будет ... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно ... Толстые вопросы дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите , что будет, если... что , если...

Слайд 7

Мысль в подарок « Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы» Дж . Тэрбер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прием .Вопросы толстые и тонкие.

Педагоги всех уровней отмечают, что учащиеся и студенты не умеют задавать вопросы. Точнее, вопросы, задаваемые учащимися, являются односложными, в лучшем случае опирающимися только на факты. Но ведь н...

Технологиии критического мышления. Тонкие и толстые вопросы.

Технологии критического мышления. Толстые и тонкие вопросы....

Прием ТРКМ "Толстые - тонкие вопросы"

Прием ТРКМ "Толстые - тонкие вопросы"...

Технологии критического мышления. Прием "Толстые и тонкие вопросы"

Технологии критического мышления. Прием "Толстые и тонкие вопросы. Выступление....

Тонкие и толстые вопросы..Способ взаимоопроса.

Тонкие и толстые вопросы Способ взаимоопроса...

Использование приема постановки «толстых» и «тонких» вопросов при работе с учебным научно-познавательным текстом

Статья об использовании одной из технологий критического мышления при работе с учебными текстами на уроках окружающего мира, ОРКСэ, и т.д....

Прием "Толстые и тонкие вопросы" на уроках литературного чтения

Прием можно применять на уроках литературного чтения.русского языка,окружающего мира...