Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Рукавичка" (1 класс Школа России)
план-конспект урока по чтению

Конспект урока по литературному чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 1                                                

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Русская народная Сказка «Рукавичка».

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления со спецификой жанра сказки, знакомство с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствования навыков чтения.

Планируемые результаты

Предметные:

знать особенности и структуру народной сказки,

уметь различать малые жанры фольклора, понимать содержание прочитанного, осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста.                                                                                                                                                                                                          

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;  онимать  причины  успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», учебник Литературное чтение: 1 кл.: Учебник:  В 1 ч./ Н.А.Чуракова.-М.: Академкнига\ Учебник, 2011.-Ч.2., презентация

Этап урока

Методы и приемы

Хронометр.

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

Парная  форма работы

Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок.

Фронтальная форма работы

-Я хочу начать урок с  изречения Д.Дидро-французкого писателя, философа:

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

-Как понимаете высказывание?

-На уроке литературного чтения мы будем читать и учиться мыслить.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Если люди не будут читать, то они перестанут мыслить, рассуждать, размышлять. Чтение книг расширяет кругозор.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

         

Наглядный: рассматривание иллюстрации

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

4-5мин

Фронтальная форма работы

- В начале урока литературного чтение выполним дыхательную гимнастику.

Упражнение 1.

Сели, спинки выпрямили, голову подняли, улыбнулись. Правую руку положили на верх живота. Вдохнули... Плавно, не спеша, выдохнули. Плечи неподвижны, «работают» живот и грудная клетка. Повторите 5–6 раз.

Упражнение 2.

Сели прямо, улыбнулись. Вдохнули. На выдохе считаем от 1 до 10. Слова произносим громко, четко, красиво.  Особо выделяем гласные звуки. Плечи неподвижны, «работают» живот и грудная клетка. Повторите 3–4 раза.

Повторение изученного

Фронтальная форма работы

Какую сказку мы изучили на уроке?

-Чему учат нас сказки?

- Кто автор сказки «Теремок»?

– Значит какая это сказка?

Вывод. Это сказка авторская.

-А если у сказки нет автора, то как такая сказка называется?

Выполняют гимнастику в соответствии с заданием

- сказка «Теремок»

- дружбе, взаимопомощи…

-  Е. Чарушин

- авторская

- Народная

П: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Практич.: заполнение таблицы

Словес.: подводящий диалог

4-5м

Фронтальная форма работы

- Теперь отгадайте загадку и узнайте, какую сказку мы будем изучать на данном уроке.

Едва повеяло зимой,

Они всегда с тобой.

Согреют две сестрички,

Зовут их ………..

- Как вы думаете, о чем будет сказка, которую мы будем читать?

-Откройте учебник на с.38.

-Прочитайте название сказки.

Есть ли автор у данной сказки?

-Как называется такая сказка?

- Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством народа.

-Какова тема нашего урока?

-А цель?

- Рукавички

- О рукавичках

- нет

- народная

Тема: русская народная Сказка «Рукавичка».

Цели: познакомиться с сказкой «рукавичка»

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Практич: слушание и чтение Т

Первичное знакомство с текстом.

Фронтальная форма работы

Кто читал эту сказку? На какую сказку она похожа?

-Прочитаем сказку «Рукавичка» и попробуем установить сходства и различия в сказках «Теремок» Е. Чарушина и народной сказке «Рукавичка»

Слушают образец чтения

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление

Практич: чтение Т, сам.работа с словами.

        Словарная работа.

Индивидуальная и фронтальная формы работы

- подумайте, какие слова вам непонятны.

- Объясните значение слова:

Бредет – идет медленно, с трудом.

Врассыпную – в разные стороны.

Обронил – уронил.

Ищут необходимую информацию.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Практич:  чтение и анализ Т

Чтение и первичный анализ.

Фронтальная форма работы

 Кто пришёл первым и поселился в рукавичке? Подтвердите свой ответ выдержкой из текста.

- С  чего  начинается   сюжет?

- Кто  первым  поселился  в  рукавичке?

- Как просился в рукавичку кабан?

-Кто пришёл за мышкой?

- Кто за кем появлялся в сказке?

- Кто был последним?

-Кто сломал «домик» зверей.

- Пустили ли звери в рукавичку медведя?

-Почему дед вернулся в лес?

- Давайте дадим характеристику каждому животному.

-Ребята, так много героев и все они очень разные. Как же они могли ужиться в таком маленькой рукавичке?

- Кто испугал зверей?

-Чему учит сказка «Рукавичка»?

-Что такое дружба?

В толковом  словаре С.И. Ожегова говорится, что

  Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

- Понравилась вам  сказка?  О  ком  она?

-  Докажите, что это  сказка?

- Чем похожа и чем отличается сказка от сказки «Теремок»?

- У вас на партах лежат листы бумаги, разделённые на 2 части, и карточки (разные по размерам) со словами  (героями сказок).

  1. я часть -  сказка «Теремок»,  

2-я часть – сказка «Рукавичка»)

-     Расположите  персонажей сказок  по  порядку  с помощью  карточек.  

Сказка  «Теремок»

Мышка

Лягушка

Заяц

Лисичка

Сказка  «Рукавичка»

 дед 

мышка         

лягушка   

зайка         

лисичка     

волк  

кабан    

медведь

 

Проверим, как  ребята   выполнили  задание.

Какой  вы  можете  сделать  вывод?  

Чтение сказки по цепочке

-Задайте  друг  другу  вопросы  по тексту.

 - Можно ли эту  сказку назвать  сказкой-цепочкой?

 Почему?

-Какие  ещё  сказки – цепочки вы знаете?

Анализируют язык произведения

Читают вслух

Описывают характер каждого героя

- наверно, они уступали друг другу, помогали и пр.

- медведь

- доброте, дружбе…

- о животных

- здесь оживают различные животные, могут разговаривать и выполнять человеческие действия

Заполняют таблицу

Герои  сказки  похожи, но  отличаются  количеством и  кличками

- да

- В ней действия повторяются

- «Теремок», «Колобок»

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: осмысленное чтение худож. текста

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: осмысленное чтение худож. текста

Физминутка

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: выборочное чтение, чтение в парах с анализом, поиск авторских оценок;

Словесный: обобщение по наблюдениям по тексту, выразительное чтение с взаимооценкой;

7-8мин

Повторное чтение и углубленный анализ.

Анализ образов и подготовка к выразительному чтению.

Фронтальная и парная формы работы.

Викторина: « Да или нет.»

1«Рукавичка» - русская народная сказка? ( Нет)

Идет дед с собачкой полем? (Нет.)

3.Первой увидела рукавичку лягушка-поскакушка? (Нет)

4. С мышкой и лягушкой поселился в «домике» зайчик?… (Да)

5.После волка там спрятался медведь? (Нет)

6 .Из-за медведя разорвалась рукавичка? (Да.)

7.Прибежала собачка и тоже влезла в рукавичку? (нет)

8.Звери ей обрадовались? (Нет.)

9.Дед пришёл и забрал рукавичку? (Да)

- Какие ответы у вас получились?

Сколько шибок вы совершили?

Выполняют задание самостоятельно

Осуществляют сампороверку.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: поиск и выделение необходимой информации

П: осознанное построение речевого высказывания

П: осмысленно читают худож Т

П: осуществляют синтез

VII. Включение в систему знаний, повторение

Частично-поисковый: чтение и анализ пословиц, соотнесение смысла скороговорки

4-6мин

Фронтальная и парная формы работы

- Теперь, мы поиграем в игру «Найди нужный сюжет в сказке». Я буду показывать вам иллюстрации к сказке, а вы должны соотнести момент из нее.

Учитель показывает   иллюстрации, дети зачитывают  нужный  сюжет  в  учебнике

- По каким признакам вам удалось это сделать?

- Играем в следующую игру «Найди пару»

- Давайте подберём вторые части имён.

Мышка                        

Лягушка                      

Зайчик                        

Лисичка                    

Волчок                    

Кабан                      

Медведюшка            

- Молодцы

Соотносят иллюстрацию и сюжет сказки

- по количеству героев в рукавичке

- нарушка

-побегайчик

- серый бачок

- поскребушка

- батюшка

-клыкан

- сестричка

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К: планирование учебного сотрудничества;

П: анализ объектов

VIII. Рефлексия деятельности

Практический: заполнение признаков басни в таблице;

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

2-4мин

- Какую сказку мы сегодня изучали?

- Что вам в ней запомнилось?

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Мы смогли ее достич?

Б. Деятельностная

-Что нового вы узнали?

-Что запомнили?

- Что смогли сделать?

В.Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе?

Спасибо за урок!

Воспроизводят сведения об особенностях произведения.

 Формулируют собственное понимание и навык произношения.

Смысл с собственным практическим опытом

Проводят самоанализ деятельности

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Малька провинилась" Школа России

Технологическая карта урока по литературному чтениюЦель: познакомить учащихся с писателем В. И. Беловым и его произведением «Малька провинилась».Планируемые результаты:предметные: научатся выделять в ...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Мышонок Пик" Школа России

Технологическая карта урокаЦель: познакомить с творчеством В.В. Бианки и с его произведением «Мышонок Пик»,  развивать навыки беглого,  выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте,...

Конспект урока по литературному чтению: "Отметки Риммы Лебедевой"(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по литературному чтению: "Отметки Риммы Лебедевой"(УМК "Школа России) 3 класс...