"Считалка, скороговорка или дразнилка?", 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект урока по литературному чтению "Считалка, скороговорка  или   дразнилка?", 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schitalka_skorogovorka_ili_draznilka.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Считалка, скороговорка  или   дразнилка?

Цели: Познакомить с малыми жанрами: считалка, скороговорка и дразнилка. Научить различать малые жанры фольклора: считалку, скороговорку и дразнилку.

Задачи урока:

- находить в фольклорных произведениях жанровые признаки считалок, скороговорок, дразнилок;

- формировать умение отвечать на вопросы по тексту, давать развернутые ответы на вопросы; искать и выделять необходимую информацию;

-воспитать  любовь к литературному чтению.

познавательные УУД - обобщить знания учащихся о малых фольклорных жанрах, развивать умение различать считалки, скороговорки, дразнилки;  - развивать навыки чтения путём постоянного перечитывания текстов по разным основаниям;

 работать над формированием внимательного отношения к слову, учить детей сравнивать несколько коротких текстов;  

Личностные УУД - воспитывать интерес к изучению фольклорных  жанров.  

Регулятивные УУД – учить детей ставить перед собой цели, анализировать эмоциональное состояние полученные от успешной (неуспешной) деятельности

Коммуникативные УУД

- обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи;

- учить ориентироваться в учебнике, тетради;

- учить детей работать самостоятельно, в парах.

Ход урока

Этапы занятия

Содержание занятия, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Приветствие и знакомство

Здравствуйте, ребята! Встаньте все ровно возле своих парт. Садитесь.

Всем, всем - добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Приготовьте свои ушки и глазки,

Чтобы они могли всё видеть,

Слышать и запоминать.

Приветствуют руководителя. Знакомятся с учителем

Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя

Личностные: освоить роли ученика, формирование интереса к учению.

Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться.

2. Проверка готовности к уроку

Проверьте готовность к уроку.

У вас на столах должны лежать учебники.

Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

-Ребята,  готовы продолжить  наше путешествие  вместе с Ученым котом, Машей и Мишей? Тогда в путь!

Познавательные: отвечать на простейшие вопросы учителя

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке

1.Подведение к теме урока

-Откройте учебник на стр.45 ,посмотрите,  куда мы пришли, и кто нас встречает?

Как вы думаете, чем занимаются сказочные дети в лесной школе?

Раньше они учились правильно вести себя в сказках, а сейчас в волшебном лесу открылась библиотека и все сказочные дети учатся читать.

-Мальвина спрашивает, чему вас учили  на Огородах Бабы Яги?

- С какими обитателями огорода вы повстречались?

- Давайте вспомним, с какими литературными жанрами они нас познакомили? (Докучная сказка, считалка, загадка, закличка, скороговорка).

- Определите тему урока.

Итак, тема нашего урока: Считалка, скороговорка или дразнилка?

Давайте сформулируем цели урока:   

  • Нужно повторить…секреты считалок, скороговорок                                  
  • Хочу узнать…секреты дразнилок

 Хочу  научиться… различать считалки, скороговорки, дразнилки

Открывают учебник на стр.48

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока.

Формулируют цели урока.

Личностные: оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя

Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке

2.

-Что любят слушать Репейники?  Назовите законы докучной сказки. 

Докучная сказка - коротенький рассказ, без большого смысла, конец которого опять переходит в начало, и повторяется одно и то же. Каждая докучная сказка состоит из двух неравных частей: первая имитирует начало настоящей сказки, вторая  часть резко обрывает рассказ предложением рассказать ли тебе сказочку сначала?

- Что любят слушать Ромашки?

Назовите секреты считалок

Секреты считалок.

  1. Зашифрованы числа: раз, двас, трибабас, пяток, шесток.
  2. Слова: Выйди вон! Тебе водить! Поди вон!

- Что любят слушать Одуванчики? Назовите секреты загадок.

Загадки любят и взрослые и дети. Загадки это игра и состязание, развлечение и учение

(Две части,  в первой части содержится тайна, секрет загадки, а во второй дается «ниточка» к разгадке ,используется  прием олицетворения, чтобы разгадать загадку надо быть сообразительным и наблюдательным, уметь сравнивать)

 - Что любят слушать подсолнухи?

Да, люди обращались к природе с уговорами и упрашиваниями. Давным-давно люди считали природу и её явления Божеством и свято верили в то, что она может выполнить их просьбы. Для этого они придумали заклички.

- Что любит слушать крапИва? Секреты скороговорок

Игра звуков и слов, юмор, быстрое произношение труднопроизносимых слов.

 Слово «СКОРОГОВОРКА» составлено из двух слов: СКОРО и ГОВОРИТЬ. Скороговорку  надо произносить  быстро («скоро говорить»), не запинаясь;  это не только весёлое, но и полезное занятие, так как помогает исправить плохую дикцию (произношение). 

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Сказочные дети приглашают вас отдохнуть.

Отвечают на вопросы.

Слушают и запоминают.

Личностные: оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Познавательные: ориентироваться в учебнике определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

Коммуникативные: участвовать в диалоге с учителем;

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

Слушать и понимать речь других

Познавательные:

-Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

-Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

6. Проведение динамической паузы

Давайте немножко отдохнем и проведем физ. минутку.

Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимаем

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись и остановились

А теперь тихо, но быстро садитесь, а я посмотрю какой ряд сел тише.

Мальвина спрашивает у Миши: может ли он по первой  строчке сказать, что это: скороговорка  или считалка? Миша говорит, что это дразнилка. Ребята, а вы знаете, что такое дразнилка? (слайд 15,16,17)

-Мой братишка заболел:                       -  Ябеда - корябеда,

Аппетиту нету –                                      Соленый  огурец,

Три кастрюли супу съел,                       На полу валяется,

Сто одну котлету!                                   Никто его не ест.

-Рева корова,

Дай молочка!

Сколько стоит?

-Три пятачка!

Дразнилка-это чепуха, нелепица, перевертыш. Дразнилки высмеивают лень, жадность, обжорство, трусость и прочие дурные привычки детей.

У: Маша говорит, что нужно выслушать текст до конца. А как думаете вы?

-Давайте прочитаем с вами стихотворение на стр.47

-Так что же это ребята, скороговорка или считалка или дразнилка?

-Верно, молодцы.

-Я вижу, вы усвоили тему урока.

-Теперь давайте с вами почитаем немножко необычное стихотворение на стр.48.

-Поставьте указательный пальчик на первую строку.

-Ребята, что это за произведение?

-Какой прием использовал автор при написании стихотворения? (Звукописи).

-Кто автор этого произведения? (Тим Собакин)

-А вы знаете почему именно такой псевдоним у автора? (Нет)

Тогда слушайте, я сейчас вам расскажу.

Тим Собакин. Настоящее имя Андрей Викторович Иванов. У Андрея Иванова очень много псевдонимов. (Тихон Хоботов, и Терентий Псов, и Савва Бакин, Ника Босмит).  Их появление писатель объяснял так: «Когда я почувствовал, что не сегодня-завтра мои стихи могут опубликовать, задумался над псевдонимом. Но ничего путного мне в голову не приходило. И вот 1 мая 1983 года случайно увидел по телевизору детский фильм. По рассказам Гайдара. Там в конце мальчик стоит перед эскадроном, худенький такой... А командир торжественно: «За проявленное мужество и героизм объявляю благодарность Григорию... фамилия-то у тебя как?» Тот отвечает: «Да Собакины мы...» — «...Григорию Собакину». И я сразу понял: это мое. Особенно когда мама напомнила, что я в год Собаки родился. К тому же люблю этих верных существ, которые не предают.

- Ну что же, Я надеюсь, что  вы запомните, откуда  появился этот псевдоним.

Выполняют физминутку.

Отвечаю на вопросы.

слушают и запоминают биографию.

Регулятивные:

-Определять цель

выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя

Итог урока

Рефлексия

Наш урок подходит к концу.

Вы все видите у себя на партах 2 смайлика. Весёлого и грустного.

Дети, если вам понравился урок, и вы научились пересказывать текст, поднимите весёлый смайлик. А если кому-то было тяжело работать на уроке, поднимите грустный смайлик.

Всем спасибо за урок. До свидания!

Оценивают работу на уроке.

-Прощаются с учителем.

Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: прощаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие работы (считалки) учеников 3 класса, представленные в рамках проекта «Когда мои друзья со мной» на конкурс «Игра без обид»

Считалки, придуманные детьми на конкурс "Игра без обид". Материал имеет практическую значимость на уроках литературного чтения по теме "Устное народное творчество" и во внеклассной работе....

Литературное чтение 2 класс "Считалки и небылицы"

Литературное чтение 2 класс по УМК Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.  "Считалки и небылицы"...

Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Считалки. Сказки. Присказки." 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Считалки. Сказки. Присказки." 1 класс...

Скороговорки, считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества 2 класс

Скороговорки, считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества 2 класс...

Конспект + презентация урока литературного чтения по теме: "Считалка, скороговорка или дразнилка?" 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Формирование у детей умения различать фольклорные жанры произведений.Планируемые результаты:Предметные:Знать о малых фальклорных жанрах, их определения;Уметь различать счита...

Считалки. Развитие речи. Занятие внеурочной деятельности. 1 класс

Считалки. Развитие речи. Занятие внеурочной деятельности. 1 класс...