Конспект + презентация урока литературного чтения по теме: "Считалка, скороговорка или дразнилка?" 1 класс, ПНШ.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Шумилкина Дарья Геннадьевна

Цели деятельности учителя: Формирование у детей умения различать фольклорные жанры произведений.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать о малых фальклорных жанрах, их определения;
  • Уметь различать считалки, скороговорки, дразнилки.

Личностные:

  • оценивать свои достижения;
  • воспитывать интерес к изучению фольклорных  жанров;
  • осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 10. 04.2019                                                                                                       Учитель: Хайбулина Г.З.

Школа: №  95                                                                                                               Студент: 42 группы, Шумилкина Д.

Класс: 1- 4                                                                                                                       Методист: Батуева Л.И.



Конспект урока по литературному чтению
Тема: «Считалка, скороговорка или дразнилка?»

Цели деятельности учителя: Формирование у детей умения различать фольклорные жанры произведений.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать о малых фальклорных жанрах, их определения;
  • Уметь различать считалки, скороговорки, дразнилки.

Личностные:

  • оценивать свои достижения;
  • воспитывать интерес к изучению фольклорных  жанров;
  • осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

Тип урока: «открытие нового знания».

Оборудование: ПК, презентация, учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение», 1 класс.

Челябинск, 2019

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

-Здравствуйте, ребята!

Встали все у парт красиво,                                                                                                       Поздоровались учтиво.                                                                                                                                                                                                                                                               Тихо сели, спинки прямо.                                                                                            Все легонечко вздохнем                                                                                               И занятие начнем.                                                                                                       Улыбнитесь друг другу, хорошего вам настроения!

Ребята,  готовы продолжить  наше путешествие  вместе с Ученым котом, Машей и Мишей? Тогда в путь! (слайд 2)

- Здравствуйте!

Слушать учителя.

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный:

беседа

5

мин.

- Откройте учебник на стр.45, посмотрите,  куда мы пришли, и кто нас встречает? (слайд 3)

-  Как вы думаете, чем занимаются сказочные дети в лесной школе?

- Раньше они учились правильно вести себя в сказках, а сейчас в волшебном лесу открылась библиотека и все сказочные дети учатся читать.

- Мальвина спрашивает, чему вас учили  на Огородах Бабы Яги?  (слайд 4)

 - С какими обитателями огорода вы повстречались?  
- Давайте вспомним, с какими литературными жанрами они нас познакомили?

Отвечать на вопросы.

- С Репейником, Ромашками  и Одуванчиками.
- Докучная сказка, считалка, загадка, закличка, скороговорка.

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

Беседа

Наглядный:

презентация

4 мин.

- Итак, тема нашего урока: «Считалка, скороговорка или дразнилка?»  (слайд 5)

- Давайте сформулируем цели урока:  

- Молодцы!



- Нужно повторить…секреты считалок, скороговорок                                  

Хочу узнать…секреты дразнилок

 Хочу  научиться….различать считалки, скороговорки, дразнилки.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

Наглядный:

Презентация

Словесный:

Беседа

Наглядный:

Учебник

Словесный:

Диалог

14

мин.

- Что любят слушать Репейники?  Назовите законы докучной сказки. (Слайд 6)

- Докучная сказка - коротенький рассказ, без большого смысла, конец которого опять переходит в начало, и повторяется одно и то же. Каждая докучная сказка состоит из двух неравных частей: первая имитирует начало настоящей сказки, вторая  часть резко обрывает рассказ предложением рассказать ли тебе сказочку сначала?

- Что любят слушать Ромашки? Назовите секреты считалок. (слайд 7)

- Что любят слушать Одуванчики? Назовите секреты загадок.(слайд 8)

- Загадки любят и взрослые и дети. Загадки это игра и состязание, развлечение и учение.




- Что любят слушать подсолнухи? (слайд 9)

- Да, люди обращались к природе с уговорами и упрашиваниями. Давным-давно люди считали природу и её явления Божеством и свято верили в то, что она может выполнить их просьбы. Для этого они придумали заклички.

- Что любит слушать крапива? Секреты скороговорок?

- Слово «СКОРОГОВОРКА» составлено из двух слов:   СКОРО  и ГОВОРИТЬ. Скороговорку  надо произносить  быстро («скоро говорить»), не запинаясь;  это не только весёлое, но и полезное занятие, так как помогает исправить плохую дикцию (произношение).

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Сказочные дети приглашают вас отдохнуть (слайд 11,12,13)

Физкультминутка

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

-станет  талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево, вправо десять раз.

Вот  Дюймовочки слова:

-чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять.

Посмотрите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной шапочки совет:

Если будешь прыгать, бегать,

Поживешь ты много лет.

 Раз, два, три, четыре, пять.

Посмотрите-ка опять:

 Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

- Наличие повторов и хождение сюжета по кругу.

- Игра звуков и слов. Ритм. Выбор водящего. Счет и концовка указывает на того, кто выходит.

Секреты считалок.

- Зашифрованы числа: раз, двас, трибабас, пяток, шесток.

- Слова: Выйди вон! Тебе водить! Поди вон!

- Две части,  в первой части  содержится тайна ,секрет загадки, а во второй дается  «ниточка» к разгадке ,используется  прием олицетворения, чтобы разгадать загадку надо быть сообразительным и наблюдательным, уметь сравнивать.







- Игра звуков и слов, юмор, быстрое произношение труднопроизносимых слов.

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный:
Беседа

1

мин.

- Откройте уч. С46 (слайд 14)

- Мальвина спрашивает у Миши- может ли он по первой  строчке сказать, что это: скороговорка  или считалка? Миша говорит, что это дразнилка. Ребята, а вы знаете, что такое дразнилка? (слайд 15,16,17)

-Мой братишка заболел:                       -  Ябеда - корябеда,

Аппетиту нету –                                      Соленый  огурец,

Три кастрюли супу съел,                       На полу валяется,

 сто одну котлету!                                 Никто его не ест.


-Рева корова,

Дай молочка!

Сколько стоит?

-Три пятачка!

- Дразнилка-это чепуха, нелепица, перевертыш. Дразнилки высмеивают лень, жадность, обжорство, трусость и прочие дурные привычки детей.

Игра слов, смех, обида - секреты дразнилок.


- Маша говорит, что нужно выслушать текст до конца. А как думаете вы?

Чтение текста на стр.47(слайд 18)

Работа в  тетради стр.30 задание 2(слайд 19)

Открыть учебник.





Слушать учителя.















Читать.

Рвботать в тетради.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практическое:

Работа с учебником в тетради

13 мин.

- Сегодня к уроку я приготовила для вас тексты. Предлагаю вам выбрать считалки, скороговорки, дразнилки. Работаете в парах. Читайте тексты друг другу по очереди.

Слушать задание.
Работать в парах.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

VII. Включение в систему знаний

Словесный:

Беседа

1

мин.

- Итак, давайте послушаем, что у вас получилось. (Приложение)

Читать тексты.

.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

1 мин.

-Что нового вы узнали на уроке?
- Мы добились поставленных целей?
Я бы хотела услышать ваши отзывы об уроке. Выберите фразу и закончите её:

Я сегодня узнал…                                                                                                                 Мне было …

Больше всего мне понравилось…                                                                                     Что бы вы пожелали себе, одноклассникам…(слайд 22)

Отвечать на вопросы.

Выбрать фразу и закончить ее.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

-Мой братишка заболел: - Ябеда корябеда , Аппетиту нету – Соленый огурец, Три кастрюли супу съел, На полу валяется, сто одну котлету! Никто его не ест. -Рева корова, Дай молочка! Сколько стоит? -Три пятачка!

Слайд 3

- Я сегодня узнал… - Мне было … - Больше всего мне понравилось …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку литературного чтения В. Драгунский «Что любит Мишка». 4 класс

Разработка представляет собой конспект урока литературного чтения с презентацией для 4 классапо теме: В. Драгунский «Что любит Мишка» (программа «Школа 2100»). В ходе урока учащиеся вспомин...

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

Конспект интегрированного урока литературного чтения, русского языка и математики в 4 классе

Конспект интегрированного урока литературного чтения, русского языка и математики в 4 классе по программе "Школа России"...

Презентация и конспект к уроку литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце" 4 класс

Данная презентация и конспект урока  составлены к уроку литературного чтения в 4 классе на тему:"П.П.Бажов "Серебряное копытце" . Анализ сказки,Характеристика героев"...

Конспект к уроку литературного чтения "Стихотворение А.Л.Барто "Разлука"" (3 класс УМК "Школа России")

Ниже представлен конспект  к уроку литературного чтения "Стихотворение А.Л.Барто "Разлука""Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"....

Конспект + презентация урока литературного чтения по теме: "Стихи про девочек и мальчиков." 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: формирование навыков выразительного, правильного, осознанного чтения; совершенствования технику чтения.Планируемые результаты:Предметные:Знать и понимать смысл стихотворений...

Конспект + презентация урока литературного чтения по теме: "Фантазия в поэзии" 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с поэтическим взглядом – фантазией, с образами, созданными Б. Заходером и И. Токмаковой; способствование развитию наблюдател...