Презентация и конспект к уроку литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце" 4 класс
презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему

Новикова Ольга Сергеевна

Данная презентация и конспект урока  составлены к уроку литературного чтения в 4 классе на тему:"П.П.Бажов "Серебряное копытце" . Анализ сказки,Характеристика героев"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель МБОУ « Луговской СОШ» Новикова Ольга Сергеевна Урок л итературного чтения в 4 классе.

Слайд 2

Тема урока: Павел П етрович Бажов «Серебряное копытце »

Слайд 3

«Добро существует там, где его постоянно творят» ( восточная мудрость )

Слайд 4

Павел Петрович Бажов

Слайд 5

Ключ к тесту ( 1-б, 2 – в, 3 – а, 4 – б, 5- а, 6 – в,7 – а ) Без ошибок - « 5» 1-2 ошибки - « 4» 3-4 ошибки - «3

Слайд 6

Кквн , Дрнк , Мрнк , кзл ???

Слайд 7

«Тот козёл особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце.»

Слайд 8

Подумайте: Рассказ? Сказка?

Слайд 9

Рассказ Сказ Сказка Повествование , описывающее реальный жизненный случай, эпизод из жизни г ероев. Волшебство , фантастический в ымысел. Литературный жанр, описывающий реальную жизнь героев, в которой происходят необыкновенные , фантастические , волшебные события.

Слайд 10

Характеристика героев.

Слайд 11

Особенный козлик… В той местности, которая описана в сказе, дикими козликами называли косуль и оленей, так как и те, и другие имели рога.

Слайд 12

Подумайте: Косуля ? Олень?

Слайд 13

Кто такой Серебряное копытце? Сибирская косуля Благородный олень Размер: маленький олень Рожки: не более 2-3 отростков Сбрасывает рога осенью Размер: средний и крупный олень Рога: от 5 и более отростков Всю зиму ходит в рогах, сбрасывает рога весной

Слайд 14

Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть серебряное копытце ? Герои были бедными ,надеялись продать драгоценные камни , и зажить богато? Может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо. или

Слайд 15

Те самые хризолиты… Необработанный хризолит Хризолиты, после огранки Обработанные хризолиты в ювелирных изделиях

Слайд 16

Пословицы 1.Семь раз отмерь – один раз отрежь. 2. Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются. 3. Родина – мать, умей за нее постоять.

Слайд 17

Синквейн 1.Даренка 2. Маленькая добрая 3. Ж ивет, помогает, радуется 4. Смогла увидеть Серебряное копытце. 5.Девочка 1. Кокованя 2. Б ородатый добродушный 3. З аботится, бродит, охотится 4. Мечтал увидеть Серебряное копытце 5.Охотник

Слайд 18

Домашнее задание -Написать сочинение, как сложилась судьба понравившегося героя.

Слайд 19

Интернет ресурсы https://www.google.ru/search?q=картинка+ручка+и+тетрадь https://www.google.ru/search?q=картинки+хризолита&newwindow https://www.google.ru/search?q=портрет+павла+бажова&newwindow https://www.google.ru/search?q=иллюстрации+к+книге+серебряное+копытце&newwindow



Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Автор: Новикова Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Луговская  СОШ» п.Луговое Гурьевского городского округа  Калининградской области

Класс:    4 «А»

Дата проведения:  29.11.2017


Тема: П.П.Бажов. «Серебряное копытце. Анализ сказки, характеристика героев» ( продолжение)

Цели.

  • обучение умению характеризовать поступки и качества героев;
  • развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст,
  • формирование навыка анализа художественного произведения;
  • развитие навыка работы в группах;
  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств.
  • Знакомство с новым литературным жанром «Сказ»

Ход урока

I.Орг .момент

II. Мотивационно-ориентированная часть:

«Добро существует там, где его постоянно творят» (восточная мудрость)

-Как вы понимаете эти слова?

-В некотором царстве, в некотором государстве жил добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно добрые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. Люди его очень любили и с гордостью произносили его имя.

IV.Постановка учебной задачи

— Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы с вами продолжим работу над творчеством

П.П. Бажова и его произведением «Серебряное копытце».

Проверка домашнего задания

-Расскажите , что запомнили из биографии П.П. Бажова(по предложению)

-Дома вы перечитали произведение П.П. Бажова «Серебряное копытце». Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст.

-У вас на партах тесты, ответьте на вопросы

                                                     Тест

  1. Сколько лет было Даренке?


а)8

б)6

в) 7


2. Какого цвета была Муренка?
а) серая

б) белая

в) бурая 


3. Из скольких веточек были рога у козлика?
а) 5

б) 2

в) 6


4. На какой ноге у козлика серебряное копытце?
а) левая передняя

б) правая передняя

в) обе передние ноги


5. Какое полное имя было у Даренки?
а) Дарья Григорьевна

б) Даренка Григорьевна

в) Даша Георгиевна


6. Сколько мешков сухарей взял с собой в балаган Кокованя?
а) 5

б) 3

 в) 2


7. Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном ложке?
а) зеленые

б) фиолетовые

в) голубые

Ключ к тесту

( 1-б, 2 – в,   3 – а,  4 – б,  5- а,  6 – в,  7 – а)  

Без ошибок   -  «5»

  1. ошибки  -   «4»

3-4 ошибки  -   «3

2.Целеполагание

-Угадайте слова, добавив пропущенные буквы:

 

Кквн, Дрнк, Мрнк, кзл

-Что связывает все эти слова? (Это герои сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»)

-Если мы назвали героев, то чем будем заниматься на уроке? (Давать характеристику героям, описывать их).

-Прочитайте предложение, записанное на доске.

«Тот козёл особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце.» 

Чтение:

-про себя, медленно, скороговоркой, с вопросительной интонацией,

выделите букву О.

- Почему при чтении я попросила вас выделить букву О? (На Урале окают)

- Какое отношение имеет Урал к теме нашего урока? (Бажов родом с Урала)

       3. Работа с жанром «сказ»

- Ребята, как вы думаете, в каком жанре написано произведение «Серебряное копытце» - это рассказ или сказка?

рассказ  +   сказка  =  ?

- Что общего в этих словах?

Это сказ. А теперь посмотрим по словарю, что такое сказ.

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, сочетающий точные зарисовки народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

- А сейчас я хочу проверить, как вы поняли главную особенность сказа как жанра.

-Где происходят события?

- Вы отметили, что герои и реальные и волшебные, докажите.

Характеристика главных героев (работа в парах)

1.Назовите главных героев сказа

 У вас во 2 задании перепуталась характеристика главных героев и я не могу ничего разобрать. Помогите мне. 1 варианту надо выбрать описание Коковани, а другой Дарёнки.

(карточка № 1)

Кокованя и Даренка(Летом промывал пески, махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, добывал золото, зимой охотился, ласковая, хозяйственная ,похлёбку да кашу варила, совершает добрый поступок, смелая и весёлая, вежливый, мудрый, внимательный, любит кошку)

а)Кокованя (Летом промывал пески, добывал золото, зимой охотился, совершает добрый поступок, вежливый, мудрый, внимательный).

б)Дарёнка (Махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, сиротка, ласковая, хозяйственная, в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, смелая и весёлая, любит кошку).

- Что общего вы заметили в их описании? (Доброта, ласка, трудолюбие, мечта, любовь к природе, одиночество.)

Оба героя добрые, трудолюбивые, ласковые, ценят красоту, природу – именно эти качества и объединяют Даренку и Кокованю .Они одинокие и оба нуждаются в любви, в заботе, внимании. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью.

У каждого человека должна быть семья родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.

Работа в парах.

-Восстановите текст. Взаимопроверка.

Так и стали жить вместе, дед ____________________________ Дарёнка да кошка Мурёнка.

Жили — ___________ , добра много не наживали, а на житьё не плакались,

и у всякого дело было. Кокованя с утра на ____________ уходил, Дарёнка в избе _____________, похлёбку да ___________- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила –

мышей ____________ . К вечеру соберутся, и ______________ им.

Так и стали жить вместе, дед Кокованя сиротка Дарёнка да кошка Мурёнка.

Жили — поживали , добра много не наживали, а на житьё не плакались,

и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила –

мышей ловила . К вечеру соберутся, и весело им.

2.Найдите и прочитайте описание Мурёнки стр.181

3.-А теперь попробуйте описать козлика стр.184 чтение по ролям

Козлик этот____________.

У него на правой _____________ ноге копытце. Ростом он не выше __________, ножки __________, головка ____________. А рожки у козлика ___________, пять веточек. Шерстка у него летом _____________, а зимой __________. Кормится ________________________________________________________.

Козлик этот особенный.

У него на правой передней ноге копытце. Ростом он не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая. А рожки у козлика отменные, пять веточек. Шерстка у него летом буренькая, а зимой серенькая. Кормится травой да листиком, да сеном зимой в стожках подъедает.

4.Идея произведения

-Как автор относится к своим героям? В чем это проявляется?( Любит их, гордится ими. Он называет их ласково. Показывает их добрые поступки, отношения).

 -Ценность каких качеств Павел Бажов хотел донести до читателей?

( Доброта, любовь к природе, бережное отношение к семье и др.)

 Ответив на вопрос «Что хотел сказать нам Бажов своим произведением?» мы определим идею текста:

а) человек должен любить животных;

б) очень важно быть скромным

в) трудолюбие, бескорыстие и доброта всегда будут вознаграждены

5.Обобщение

Герои сказа заслужили чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела. Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камушек. Ребята, мы тоже с вами может совершить чудо. Хотите? Я раздаю вам камушки,а чтобы они засверкали, вы должны написать то положительное качество своей души, которого у вас много и вам не жаль им поделиться с ближним.

Смотрите, чтобы никто не остался без вашего внимания. Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

На этом уроке вы трудились не только головой, но и сердцем.

Только чистым душою людям открываются настоящие чудеса.

Будьте и Вы такими – верьте в свою мечту и она обязательно сбудется!

Синквейн

Я предлагаю в паре вам написать синквейн на тему «Любимый герой сказа»

Козлик         

•  Особенный, волшебный

•  Скачет, прыгает, копытцем бьёт

•  Из-под копыт драгоценности сыплет

•  Счастье

Кокованя

бородатый добродушный

бродит охотится заботится

Мечтал увидеть Серебряное копытце

Охотник

Даренка

Маленькая добрая

проказничает, веселится, радуется 

Увидеть Серебряное копытце смогла. Озорница

Д/З

-Урок я закончу вопросом: Какова дальнейшая судьба этих героев?

-Предлагаю вам д.з.: изобразить понравившегося героя и написать, как сложилась его судьба.

4.Работа над сказом (продолжение)

- Какие припасы взяли с собой в лес Кокованя и Даренка?

-Чему удивлялись соседи?

-Почему собаки подняли лай, когда девочка с дедушкой шли из завода?

-Почему Даренка не смогла поймать кошку?

- А теперь самый главный вопрос, на который вам нужно ответить

-Почему именно Коковане и Даренке удалось увидеть Серебряное копытце?

Задание

— Прочитайте и выберите пословицу, в которой заключена идея произведения.

1.Семь раз отмерь – один раз отрежь.

2. Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

3. Родина – мать, умей за нее постоять.



Предварительный просмотр:

                                                     Тест

  1. Сколько лет было Даренке?
    а)8

б)6

в) 7
2. Какого цвета была Муренка?
а) серая

б) белая

в) бурая 
3. Из скольких веточек были рога у козлика?
а) 5

б) 2

в) 6
4. На какой ноге у козлика серебряное копытце?
а) левая передняя

б) правая передняя

в) обе передние ноги
5. Какое полное имя было у Даренки?
а) Дарья Григорьевна

б) Даренка Григорьевна

в) Даша Георгиевна
6. Сколько мешков сухарей взял с собой в балаган Кокованя?
а) 5

б) 3

 в) 2
7. Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном ложке?
а) зеленые

б) фиолетовые

в) голубые

Оценка_______________________________-

2 задание

Кокованя и Даренка(Летом промывал пески, махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, добывал золото, зимой охотился, ласковая, хозяйственная ,похлёбку да кашу варила, совершает добрый поступок, смелая и весёлая, вежливый, мудрый, внимательный, любит кошку)

Оценка_______________________________-

3 задание

Так и стали жить вместе, дед ____________________________ Дарёнка да кошка Мурёнка.

Жили — ___________ , добра много не наживали, а на житьё не плакались,

и у всякого дело было. Кокованя с утра на ____________ уходил, Дарёнка в избе _____________, похлёбку да ___________- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила –

мышей ____________ . К вечеру соберутся, и ______________ им.

Оценка_____________________

4 задание

Козлик этот____________.

У него на правой _____________ ноге копытце. Ростом он не выше __________, ножки __________, головка ____________. А рожки у козлика ___________, пять веточек. Шерстка у него летом _____________, а зимой __________. Кормится ________________________________________________________.

Оценка_____________________

5 задание

-Прочитайте и выберите пословицу, в которой заключена идея произведения.

1.Семь раз отмерь – один раз отрежь.

2. Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

3. Родина – мать, умей за нее постоять.

-Что хотел сказать нам Бажов своим произведением?

а) человек должен любить животных;

б) очень важно быть скромным

в) трудолюбие, бескорыстие и доброта всегда будут вознаграждены.

6.Синквейн на тему «Любимый герой сказа»

1 слово – понятие или тема (существит.).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме.

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

1.

2.

3.

4.

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока литературного чтения(программа ПНШ) во 2 классе по теме "Хокку. Секрет коротких японских стихотворений" учителя Остренко Л.П.

Тема урока:  «Секреты японских стихов. Хокку.»Тип урока: урок-исследованиеЦель урока:  формировать умение видеть «красоту в простом»Задачи урока: дать представление о жанре хокку; форми...

Презентация к уроку литературного чтения .М.Пляцковский Помощник. 1 класс

  Сделать урок эмоционально насыщенным, полноценным, наиболее наглядным помогает мультимедийная  презентация...

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

Презентация и конспект к уроку литературного чтения по теме «Зачем поют колыбельные песни», 2 класс (Образовательная система «Школа 2100»).

Данный конспект предназначен для урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100», авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) по теме «Зачем поют колыбельные песни». Основн...

Конспект и презентация урока литературного чтения по теме "Считалочка" 1 класс

урок ОНЗ с использованием технологии деятельностного метода по Петерсон Л.Г. (групповые технологии), ИКТ технологии, игровой технологии, здоровье сберегающей технологии. Использование "Сингапурских" т...

Презентация для ученика пропустившего урок литературного чтения "Городок в табакерке" 4 класс

Данный вид работы позволит ученику заполнить пробелы в знаниях во время болезни или пропуска урока....

Презентация и конспект к уроку литературного чтения, 3 класс. Средства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова "Славная осень!

Литературное чтение3 классСредства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова «Славная осень»Автор: Горачева Марьям Вагсевна...