урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Кудачинова Инна Сергеевна

Слушание  музыкального произведения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokolov_mikitov_23.11.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 23.11.2018 г       ФИО учителя: Кудачинова Инна Сергеевна

Класс: 2 «Г»                 

Технологическая карта урока.

Предмет: Литературное  чтение.

Целевой блок

Тема урока:

И.Соколов-Микитов «Зима в лесу».

Цель урока:

Знакомство с содержанием  произведения И.Соколова-Микитова «Зима в лесу».

Задачи:

   1. Знакомить  обучающихся с содержанием  произведения  И.Соколова-Микитова «Зима в лесу».

  2. Развивать навыки выразительного чтения.

  3. Знакомить обучающихся с жизнью диких животных в лесу зимой.

  4. Формировать осмысленное чтение.

  5. Развивать внимание, мышление и память у  обучающихся.

  6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

 1.   Уметь отвечать на вопросы по содержанию текста.

 2.   Анализировать прочитанное.

 3.   Называть автора и заглавие произведения, прочитанного в классе.

 4.   Выражать эмоции и настроение в процессе чтения.

Личностные УУД: 

  1. Проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.
  2. Применяют правила делового сотрудничества.
  3. Сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека.

Метапредметные  УУД:

Регулятивные:

    Анализировать собственную работу:

 -  соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Коммуникативные: 

  1. Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета.
  2. Передавать внешние характеристики объекта, используя выразительные средства языка.

Познавательные:

 Общеучебные :

  1.  Осознание цели и ситуации устного общения.
  2.  Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.
  3.  Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Логические:

  1. Выделение существенной информации из текста.
  2. Построение рассуждений.

Инструментальный блок

Тип урока:

 Урок введения нового знания и формирования УУД. Урок закрепления знаний. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок контроля и коррекции знаний. Интегрированный урок.

Формы, приёмы и методы

Комбинированный урок с использованием ИКТ.

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый,  использование  ИКТ. Приемы поощрения, пояснения.

Образовательные ресурсы:

Учебник «Литературное чтение 2 класс», УМК «Начальная школа XXI века.

Дополнительная литература: книги И.Соколова-Микитова, ТСО (компьютер), портрет писателя И.Соколова-Микитова.

Выставка произведений писателя.  Иллюстрации к уроку.

                                                                  План урока.

1. Организация начала урока.1-3 мин.

            2. Актуализация знаний. 5-7 мин. Проверка домашнего задания.

            3. Определение темы урока. Постановка учебной задачи. 10-15 мин.

            4. Физминутка 3-4 мин

            5.«Открытие» новых знаний. 20 мин.

            Работа по учебнику.

            6. Итог урока. Рефлексия.3-5 мин.

                                                              Ход урока:

Организация начала урока.

Учитель:

Построение, приветствие, организация рабочего места.

Здравствуйте, ребята!

Актуализация знаний.

Учитель:

Обучающиеся читают

Какой большой новый раздел мы начали на прошлом уроке? (Зима)

− Вспомните, чему вы научились на прошлом уроке.

Проверка домашнего задания.

Речевая разминка

Учитель

-Прочитайте, как вы думаете, что это такое? (скороговорка)

Белый снег, белый мел

Белый заяц тоже бел

А вот белка не бела –

Белой даже не была.

Сообщение темы урока. Постановка учебной цели.

Учитель:

Обучающиеся:

Учитель:

Обучающиеся принимают участие в игре.

Учитель:

 Слушание  музыкального произведения

Закройте глаза и представьте себе такую картину:

Серебрятся на солнце сугробы. Всеми цветами радуги сверкает снег. Хороша природа в таком убранстве, спит она под белыми снежными шапками.

А теперь можно открыть глаза.

О каком времени года идет речь?

О зиме (Иллюстрации).

Правильно. Ребята, а вот и сама Зима пожаловала к нам на урок.

Зима (аудиозапись).

Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,

Где много разных сказочных чудес,

Где замела метелица дороги,

Где косолапый мишка спит в берлоге,

Где в ледяном дворце живу сама

Красавица, Волшебница-Зима.

Ребята, Зима будет наблюдать за вашей работой на уроке и не просто наблюдать, а оценивать вашу работу. Наша гостья  предлагает нам сыграть с ней в игру «Волшебный сундучок».

Условия игры.

На доске размещен набор слов, относящихся к разным  временам года. Нужно выбрать те слова, которые относятся к зимнему времени года, и положить в волшебный сундучок.

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.

Физминутка.

Учитель вместе с детьми:

Ребята, Волшебница-Зима желает вам быть всегда здоровыми и предлагает  немного размяться.

Пускай снегами все заносит,
(руки через стороны вверх, опустили)
Пускай лютуют холода,
(руки на пояс, повороты туловища влево-вправо)
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда
(левой рукой плавное движение вверх-вниз, правая на поясе)
Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном.
(правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе)
А Дед Мороз свои картинки
Рисует на стекле ночном.
(плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой)

Открытие новых знаний.

Учитель:

Обучающиеся:

Учитель:

Обучающиеся:

Учитель:

Произвольные ответы детей.

Учитель:

Обучающиеся:

Учитель:

Обучающиеся:

Учитель:

Обучающиеся:

Учитель:

Обучающиеся:

Учитель:

Обучающиеся:

Учитель:

Слушание музыки.

Ребята, наша гостья предлагает нам  познакомиться  с произведением И.Соколова-Микитова «Зима в лесу».

Портрет писателя.

Краткая биографическая справка об И.Соколове-Микитове.

И.Соколов-Микитов (1892-1975)

Родился в простой семье. Мальчик получил хорошее домашнее образование, в семье большое внимание уделялось художественным произведениям. Мальчик с детства любил читать, был очень внимательным и любознательным ребенком. И.Соколов-Микитов очень любил природу, был путешественником, он побывал не только во многих местах в нашей стране и за границей, но и был участником полярных экспедиций, которые потом красочно описал в детском журнале «Юный натуралист».

 Выставка произведений писателя.

Основной темой в творчестве писателя была природа. И сейчас, ребята, мы  убедимся в этом, познакомившись с произведением «Зима в лесу».

Чтобы лучше понять писателя, его замысел произведения, предлагаю послушать этот рассказ в исполнении народного артиста Олега Табакова (аудиозапись).

О ком рассказал автор в своем рассказе?

О заяце-беляке, белке, хорьке, медведе, лисе, тетереве.

Сколько смысловых частей в рассказе?

Три.

Как автор описывает лес? Найдите в тексте.

Кому плохо в осеннем лесу и почему? Прочитайте.

Чему обрадовались зайцы-беляки?

Как можно озаглавить 1-ю часть?

Первый снег.

Зачем отправился охотник в лес? Найдите в тексте.

Что в лесу увидел охотник?

Следы.

Как мы можем озаглавить 2-ю часть?

Следы на снегу.

Словарная работа со словом пороша.

Кому лучше всех зимой в лесу? Прочитайте.

Как медведь готовился к зиме? Как чувствует себя медведь в берлоге?

Как можно озаглавить 3-ю часть?

Медвежья квартира.

Молодцы, ребята, мы с вами разобрали этот рассказ.

Я думаю, Зимушка-Зима, тебе понравилось, как работают наши ребята.

А знаете, ребята, многие писатели, поэты, художники, композиторы изображали в своих произведениях картины природы. Картины художников мы с вами видели, рассказ читали.

Ребята, а какой у нас сейчас месяц на календаре?

Ноябрь.

Ребята, и хотя ноябрь считается у нас поздним осенним месяцем, но во многих регионах нашей страны и за рубежом Зима уже вступила в свои права. Наша гостья рекомендует вам   послушать, как изобразил ноябрь композитор Петр Ильич Чайковский. Мы послушаем с вами «Времена года». Петр Ильич Чайковский назвал это произведение  «На Тройке» (иллюстрация).

"На тройке". Ноябрь. Тройка - так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием. В России любили быструю езду на тройках, об этом сложено немало народных песен.  Ноябрь в России - это хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем полном обличье. “Стоят морозы, но солнце еще немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами”, - писал Чайковский. Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Но потом вновь возвращается первая мелодия.

Слушание музыки (аудиозапись).

Итог урока. Рефлексия.

Учитель:

Обучающиеся:

Учитель:

Обучающиеся: Учитель: Обучающиеся:

Учитель:

Обучающиеся:

Учитель:

Обучающиеся:

Учитель:

Ребята, я думаю,  вы обратили внимание, как появилась на нашем уроке наша  уважаемая гостья. Она пришла не одна, а со своими подружками Снежинками. И каждая Снежинка приготовила свой вопрос для вас. Давайте-ка посмотрим, о чем хотят спросить у вас Зима и Снежинки.

С каким произведением вы познакомились  на уроке?

«Зима в лесу».

Кто автор этого произведения?

И.Соколов-Микитов.

Понравилась ли вам музыка, которую вы слушали на уроке?

Даааа..

Кто автор музыкального произведения?

П.И.Чайковский

Как называется это произведение?

«На тройке».

Ребята, нашей Волшебнице-Зиме очень понравилось, как работали вы. Волшебница-Зима приготовила вам свои подарки, это закладки для ваших книг. Эти закладки будут напоминать вам о том, что совсем скоро наступит зима – прекрасное время года, а там – и любимый праздник детей – Новый год. (Выставление оценок за урок).

Ребята, но это еще не все. Волшебница-Зима приготовила нам домашнее задание из самого настоящего зимнего домика.

(Задание на дом).

Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали.

На этом наш урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...