Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Седых Татьяна Владимировна

Конспект урока литературного чтиения в 3 классе на тему "В ожидании новогоднего чуда (стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет» и А. Барто «В защиту Деда Мороза)."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Тема: В ожидании новогоднего чуда (стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет» и А. Барто «В защиту Деда Мороза).

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ: относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 

УУД

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ –  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ –  Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану.

КОММУНИКАТИВНЫЕ - Развиваем умение слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Умение работать в паре и в группах.

ЛИЧНОСТНЫЕ: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.  Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ХОД  УРОКА:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Для чего нужно изучать литературное чтение?

Отвечают, настраиваются на работу.

2. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

1. Чтение наизусть стихотворений о зиме.

2. Прослушивание музыкальных иллюстраций. (Возможно исполнение стихов под музыку.) Ученики обмениваются впечатлениями о соответствии музыки характеру стихотворения К. Бальмонта.

2. Сообщение темы урока.

– Кто же будет героем новых стихотворений? Отгадайте загадку:

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос.

Красноносый, краснощёкий –

Наш любимый... (Дед Мороз)

– Прочитайте авторский текст на с. 55.

Отвечают подготовленное домашнее задание.

3. Развитие умений.

Работа со стихотворениями Ю. Мориц и А. Барто.

1. Работа с текстами до чтения.

– Прочитайте фамилии авторов. Известны ли они вам? По каким произведениям?

– Как называются стихи? Какое название более загадочное, таинственное?

– Что такое секрет? (Тайна.) А настоящий секрет? Умеете ли вы хранить секреты? Интересно, каким секретом поделится с нами Юнна Мориц?

2. Работа с текстами во время чтения.

1. Первичное чтение.

Стихотворение Ю. Мориц лучше прочитать учителю, выделяя логическим ударением подчёркнутые слова (учебники закрыты).

Юнна Мориц

НАСТОЯЩИЙ СЕКРЕТ

Наряжена ёлка, вздыхает пирог,

Звонок заиграл, и подпрыгнул щенок,

Я дёрнул замок – и к порогу прирос!

Я пикнуть словечко не мог, я молчал

И что-то невнятное в двери мычал:

Ещё бы! (Догадались? Закончите строчку…)

Явился живой Дед Мороз!

Я деда целую! И вдруг замечаю,

Что много чудесного есть в старике:

Во-первых, зачем-то старик – в парике,

И нос, во-вторых, у него – из картонки,

А в-третьих, кусачий и дерзкий щенок

У ног старика добродушно прилёг,

Что странно весьма для такой собачонки! (Догадались? (Да, похоже, старик не настоящий, более того – знакомый…)

Я вижу на валенке Деда Мороза

Заплату, которую бабушка Роза

Вчера нашивала на валенок брату. (Похоже, мальчик догадался. А вы? Кажется, мальчика ждёт разочарование…)

Ура! – закричать и подпрыгнуть пора,

Я знаю всю правду, поскольку вчера

Я отдал свой тапок на эту заплату! (Наоборот! Наш герой очень рад. Но почему? Вопрос этот ответа не требует.)

Но весело-весело мне и чудесно, (Догадались почему?)

Поэтому тайну ломать неуместно,

Неинтересно и даже нечестно!

Подарок я сделаю старшему брату:

Ни слова – про нос, про парик и заплату,

Его не узнают теперь нипочём!

Его принимают за Деда Мороза

И папа, и мама, и бабушка Роза,

И каждый мальчишка, на санках скользящий,

И дворник с лопатой, в сугробе стоящий,

И каждый, кто видит от снега блестящий

Вишнёвый мешок у него за плечом!

Он мне подарил телескоп (подзорную трубу) настоящий,

Потом наступил Новый год настоящий,

А значит, он был Дед Мороз настоящий,

И то, что он – старший мой брат настоящий,

Так это – мой первый секрет настоящий!

Вопрос после чтения:

– Почему мальчик не раскрыл тайну? (Он думал, что она известна только ему, что все остальные принимают старшего брата за настоящего Деда Мороза. И он счастлив, потому что и праздник, и подарки – всё настоящее!)

Стихотворение А. Барто дети читают самостоятельно про себя.

Вопрос после чтения:

– От кого же надо защищать Деда Мороза? (От тех, кто не верит в новогоднее чудо и лишает праздника и себя, и других…)

2. Беседа.

а)  Что объединяет эти два стихотворения? (Тема и сюжет.)

б)  Чем различаются отношения маленьких героев к Деду Морозу? (Герой Ю. Мориц догадывается, что Мороза играет его старший брат, но не раскрывает тайну. А герой А. Барто искренне верит в сказку и сердится на своего брата, который убеждает его в том, что Дед Мороз не существует.)

в)  Кто же герой стихотворения Ю. Мориц? Как вы догадались? (Маленький мальчик.)

г) – Как мальчик узнал правду про Деда Мороза? Обрадовало его это открытие?

д)  Что вы узнали о семье мальчика? (Это дружная семья, они внимательны друг к другу, умеют дарить настоящие подарки и верят в чудо.)

е)  Почему стихотворение так называется?

ж)  С какой интонацией вы его будете читать? (Восторженно, потом настороженно, потом весело, таинственно, радостно.)

3. Выразительное чтение стихотворения Ю. Мориц.

4. Продолжение беседы, подготовка к выразительному чтению стихотворения А. Барто.

– Какие три кадра диафильма вы представили?

1) Старший брат говорит младшему, а у того слёзы на глазах.

2) Приход Деда Мороза.

3) Старший брат шепчет младшему, а у того довольное лицо.

– Озвучьте их. (Чтение по ролям.)

– Теперь выбираем «артистов» и инсценируем стихотворение.

– Меняется ли интонация при чтении этого стихотворения? (Да. Скепсис в словах старшего брата, возмущение и настойчивость в словах младшего брата.)

Читают стихотворение.

Слушают аудиозапись.

Выполняют задания из обобщения по разделу.

Выполняют проверочную работу.

4. Итог. Рефлексия. Подготовка к домашнему заданию.

– На с. 57 авторы учебника пишут, что они специально поместили рядом два этих стихотворения. Как вы думаете, почему?

– Что нового вы узнали о себе после чтения этих стихотворений и

размышлений над ними?

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Домашнее  задание:

1. Выучить наизусть одно из стихотворений.

2. Сочинить стихи или загадку про Деда Мороза (по желанию).

3. Составить новогоднее поздравление кому-нибудь (другу, учителю, родителям) на ёлочной игрушке/аппликации (на шаре, конфете, снежинке).

4. Сделать выписки на страничку «Зима» в тетради.

Подводят итоги урока, оценивают собственную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...