Произведения К. Ушинского и Л. Толстого.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Нарыжных Татьяна Ивановна

Цель урока: знакомство со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки»; прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразитель ном чтении; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение.

Тип урока: Изучение нового.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proizvedeniya_ushinskogo_i_tolstogo.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Нарыжных Татьяны Ивановны

Тема: Произведения К. Ушинского и Л. Толстого.

Цель урока: знакомство со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки»; прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразитель ном чтении; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение.

Тип урока: Изучение нового.

Планируемые  результаты:

предметные

метапредметные  

личностные

Умение рассказывать сказки на основе картинного плана.

Умение называть главных героев сказок.

Умение определять главную мысль сказки.

Познавательные УУД: Анализ сказок.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного. Владеть монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные УУД: проверять себя и оценивать свои достижения. Корректировать свою работу на основе выполненной диагностики.

Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, участвовать в совместных делах, помогать сверстникам.

Оборудование: Слайдовая презентация, учебники.

Ход урока

Структурные

компоненты  урока

Время

Действия учителя по организации деятельности учащихся и формулировка заданий

Планируемые способы проверки и оценивания результатов

Мотивация к учебной деятельности

1 минута

-Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Я хочу, чтобы наш урок прошел светло и принес пользу.

Прошу сесть за парты тех детей, имя которых начинается с гласного звука, со звонкого согласного звука, с глухого согласного звука.

С каким настроением вы начинаете урок? Покажите.

(Использование рисунков-схем: солнышко, солнышко за тучкой, тучка)

Я вижу, что вы позитивно настроены на работу. Пожелаем всем нам удачи

Актуализация опорных знаний и способов действия.

5 минут

Итак, мы начинаем урок литературного чтения  с фонетической разминки, чтобы наш язычок всё правильно выговаривал.  Скороговорка «Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз» (далеко, ближе, близко) (одними губами, тихо, громко).

Вступительная беседа:

Сегодня у нас не совсем обычный урок.  Мы вспомним  много знакомых сказок и познакомимся с произведениями из старинных книг.

Ребята, скажите,  а где можно встретиться со сказкой?

(В книгах, в мультфильмах, кино)

Любите ли вы читать сказки? Почему?

(Сказки читать интересно. Там всё волшебное, происходят разные чудеса и приключения. Животные умеют разговаривать…)

А почему говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»?

(Потому, что сказка – это неправда,  в жизни этого не бывает. Но в ней есть народная мудрость, которая  учит нас быть дружными, добрыми, смелыми.)

Литературная викторина «Узнай сказку».

Ребята, а много сказок знаете вы?

Отгадайте, о какой сказке идёт речь?

1.«Кто-то за кого-то ухватился цепко,

Ох, никак не вытянуть,

Ох, засела  крепко.

Но ещё помощники скоро прибегут

Победит упрямицу дружный общий труд».

(«Репка»)

На партах лежат карточки с пословицами, в которых тоже заключена народная мудрость.

Найдите и прочитайте пословицы, которые относятся  к данной сказке.

( Вместе любое дело спорится . Без труда не выловить и рубку из пруда.)

2. «Колотил да колотил

По тарелке носом

Ничего не проглотил

И остался с носом» .

(«Лиса и журавль»)

Как вы понимаете значение выражения слов «остался с носом»?

(Остался ни с чем, нечего не получил)

Какая пословица соответствует сказке?

(Не почуй меня тем, что я не ем. Каков гость, таково и угощение.)

3.«Шел дед лесом, а за ним бежала собачка . Шел дед , шел да и обронил …»

(«Рукавичка»)

Какую пословицу можно подобрать ?

( В тесноте, да не в обиде)

4. Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушел.

(«Колобок»)

О чем говорит народная мудрость?

( Не верь речам, где мёду с лишком, не будь самоуверен слишком)

5. «Что за славный теремок?

Ах, какое чудо!

Кто тут в домике живет,

Дружно песенки поёт»?

(«Теремок»)

(В тесноте, да не в обиде)

О каких сказках шла речь? Перечислите их.

(«Репка», «Лиса и журавль», «Рукавичка», «Колобок», «Теремок»).

Закрепление и обобщение знаний.

Что объединяет эти сказки? Кто их написал? Сочинил?

(Это русские народные сказки)

Какие еще русские народные сказки вы знаете?

(«Царевна лягушка», «По щучьему велению», «Гуси – лебеди», «Снегурочка»)

А как называется сказки, написанные писателями?

(Авторские или литературные)

Каких писателей сказочников вы знаете?

(А.С.Пушкин, К.И.Жуковский, С.Я. Маршак,  Е.Чарушин.)

Сегодня мы с вами продолжим путешествие  по стране сказок.

Давайте вспомним другие русские народные и авторские сказки.

Как вы думает о каких сказках мы сегодня продолжим говорить? (об авторских)

Физкультминутка

1 минута

Первичное усвоение новых знаний

20 минут

Откройте учебник на странице 58. Кто автор первой сказки? (Константин Дмитриевич Ушинский)

Сегодня на занятии мы познакомимся с творчеством Константина Дмитриевича Ушинского.

Он родился в Туле в 1824 году. Его мать, Любовь Степановна, была образованная, одарённая женщина. Она стала первым учителем Кости Ушинского. По образованию К.Д. Ушинский был юристом. Но всю свою жизнь он посвятил педагогике – науке о воспитании детей. Он считал, что дети должны хорошо освоить родной язык, чувствовать и понимать народную мудрость. Поэтому он составил книги для детей: “Детский мир”, “Родное слово”

Они предназначались не только для школы, но и для семьи.  В этих книгах помещены сказки, песни, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, а также литературная проза и поэзия.

Время показало, что произведения  этого писателя по-прежнему любимы юными читателями. И сегодня мы с вами и познакомимся с одним из текстов из этих СТАРИННЫХ КНИГ.

Как называется произведение?

Вы знаете, кто такой гусь и журавль?

(Ответ: птица)

Гусь - Это водоплавающая птица, много времени проводят в озере или на реке. Они не только умеют плавать, но и ходят по земле. Умеют быстро бегать, при этом громко хлопают крыльями и пронзительно кричат. У него довольно длинная шея. Зачем? Для того, чтобы опустить голову в воду и клювом достать какой- ни будь корм со дна.

Журавль - Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 155 см, а размах крыльев 150-240 см, а вес 2-11 кг.. Самый маленький журавль- красавка, самый крупный- австралийский

Как вы думаете о чем будет данное произведение.

Первичное чтение сказки учителем.

Подтвердилось ли ваше предположение?

Понравилась ли вам произведение?

Сколько действующих лиц в басне?

Назовите героев.

(Ответ: гусь , журавль)

Что заставило вас улыбнуться? (ответы)

Мы с вами прочитали произведение, можете ли вы сейчас назвать, к какому оно жанру относится?

Почему вы так думаете? (это сказка, животные разговаривают)

Какую важную мысль автор сообщает читателям? (Лучше знать что –  ни будь одно хорошо, чем всё, да плохо. Не надо хвастаться.)

Какими словами гусь восхищался собой? («Какая я, право, удивительная птица! И  хожу-то я по земле, и плаваю по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!»)

Почему журавль назвал гуся « глупой птицей»?

Как нужно читать слова гуся – громко или тихо? Почему?

Повторное чтение учащимися: Фронтальное чтение.

Беседа по содержанию:

Кто из героев вызывает у вас уважение?

Кто нет? (Ответы детей)

-Как называет себя гусь? Прочитайте.(Какая я , право , удивительная птица!)

Как вы понимаете слово ПРАВО? (сторона направления)

А в сказке, что значит право? (правда, в самом деле, действительно)

А почему гусь думает о себе, что он удивительный? Прочитайте.

Как вы думаете, каким тоном говорил о себе гусь? (гордо, важно, высокомерно)

Действительно ли гусь такая необыкновенная птица?

С кем сравнивает себя гусь? Прочитайте

С царем) А кто такой царь?

Царь – это человек, который в давние времена руководил народом.

А гусь себя считает царем над кем? (над птицами)

-Каким показан гусь? Выберите подходящие слова

 (высокомерный, умный, важный, хвастливый, злой, глупый, )- Как гуся называет журавль? Найдите строки в тексте.

Прямой ты, гусь, глупая птица!

Давайте определим значение слова прямой. Прямой-ровный, без изгибов.

В данном предложении это слово имеет не прямое, а переносное значение и обозначает ((Глупый – бестолковый, лишённый ума)

- Почему журавль считает гуся «глупой птицей»? Прочитайте

А каким показан журавль? (справедливым, честный, безобидный, умным)-

Какой совет журавль даёт гусю? Прочитайте

В басне это называется мораль.

Имеет ли эта пословица отношение к людям?

Какие недостатки высмеиваются в этой басне? (гордость, высокомерие)

Какому человеку можно дать этот совет? (Хвастуну)

- Чему хотел научить автор своих маленьких читателей? (Ответы детей)

(Не надо хвастаться. Хвастовство сродни глупости). Все правильно, молодцы.

Вот мы с вами прочли и поговорили о произведении Ушинского. А теперь я предлагаю вам заполнить следующую схему. Я хочу посмотреть, как вы запомнили произведение и как вы запомнили, каким был гусь в сказке. Внимательно ли вы слушали и меня и одноклассников.  Схема называется фишбом. А почему она так называется?

Главный вопрос пишется в части, где голова рыбы. Какой вопрос написан?  Какой   гусь в сказке?

Положительные черты мы пишем в правой стороне, а отрицательные в левой.

Приступайте к работе. Время на выполнение 5 минут.

Следующую сказку написал Лев Николаевич Толстой. А что вы знаете об этом писателе?

(ЧТЕНИЕ сказки учащимися)

На что жаловались зайцы?

Как они преодолели свой страх?

(ЧТЕНИЕ по цепочке)

Чему научила вас эта сказка?

Итог урока

2 минуты

О чем говорили на уроке?

(О русских народных и авторских сказках)

С какими авторами мы сегодня познакомились?

Рефлексия

1 минуты

Что особенно понравилось на уроке?

Какое настроение у вас в конце урока?

Всем спасибо за старанье,

За задор, за прочность знаний

И за сказок всех познанье..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Методическая разработка занятия по чтению произведения"Умная галка" Л.Н.Толстого

Данная методическая разработка подготовлена для проведения занятия с детьми 1 класса VIII варианта по чтению...

Проверочная по произведениям К. Ушинского "Четыре желания", "Чужое яичко"

Данный материал поможет определить степень готовности учеников класса к уроку внеклассного чтения по произведениям К. Ушинского...

План-конспект урока по произведению "Золотой ключик"А.Н. Толстого

Урок интегрированный с ИЗО. Направлен на развитие творческих способностей учащихся, формирование умения сравнивать художественный текст с его кинематографическим воплощением....

Технологическая карта урока литерного чтения на тему «Произведения К. Ушинского и Л. Толстого» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя:  знакомство со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки»; развитие умения определять характер героев сказки, ...

Конспект урока литературного чтения «Произведения К.Ушинского, Л.Толстого», 1 класс, "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Произведения К.Ушинского, Л.толстого»                      Цели    ...

Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д.Ушинского и других на выбор. В. В. Бианки "Музыкант".

Технологическая карта урока по чтению, 2 класс. Познакомить учащихся с рассказом «Музыкант». Формирование умения давать оценку поступкам героев;  определять в тексте тему и ...