Технологическая карта урока литерного чтения на тему «Произведения К. Ушинского и Л. Толстого» 1 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Дудник Екатерина Александровна

Цели деятельности учителя:  знакомство со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки»; развитие умения определять характер героев сказки, ее главную мысль; развитие памяти, речи, мышления, воображения.

 

Планируемые результаты:

        Предметные:

  • знать: содержание произведений;
  • уметь: слушать и читать произведения К. Ушинского «Гусь и журавль» и Л. Толстого «Зайцы и лягушки», объяснять смысл названия произведений, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

        Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

 

Тип урока: «открытие нового знания»

 

Оборудование: УМК «Школа России». Литературное чтение 1 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений.  В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий. - М.: Просвещение, 2012. – 80 с., презентация Power Point 97-2003, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie._proizvedeniya_k._ushinskogo_i_l._tolstogo.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Цели деятельности учителя:  знакомство со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки»; развитие умения определять характер героев сказки, ее главную мысль; развитие памяти, речи, мышления, воображения.

Планируемые результаты:

        Предметные:

  • знать: содержание произведений;
  • уметь: слушать и читать произведения К. Ушинского «Гусь и журавль» и Л. Толстого «Зайцы и лягушки», объяснять смысл названия произведений, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

        Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: «открытие нового знания»

Оборудование: УМК «Школа России». Литературное чтение 1 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений.  В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий. - М.: Просвещение, 2012. – 80 с., презентация Power Point 97-2003, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1-2 мин

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели.

Настраиваются на работу.

Л: самоопределение к деятельности

II. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: презентация

Словесный:

учебный диалог

4-5 мин

- Давайте разомнем наш речевой аппарат перед уроком.

Дала Люся гуся Дусе 
Дуся без ума от гуся,
Без гуся скучает Люся
Не вернет ей Дуся гуся.

О ком говорится в скороговорке?

- Что сделала Люся?

- Прочитайте глазами про себя.

- Прочитайте медленно, быстро.

- Первый ряд читает шепотом.

- Второй ряд читает в пол голоса.

- Третий ряд читает громко четко произнося все звуки.

- Ребята, скажите, а где можно встретиться со сказкой?

- Любите ли вы читать сказки? Почему?

-А почему говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»? 

Читают скороговорку.

- В скороговорке говорится о гусе и девочках Люсе и Дусе.

- Дала гуся Дусе.

- Потому, что сказка – это неправда, в жизни этого не бывает. Но в ней есть народная мудрость, которая учит нас быть дружными, добрыми, смелыми)

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П:  анализ

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К: аргументирование своего мнения

III. Постановка учебной задачи

Наглядный: презентация

Словесный: учебный диалог

4-5 мин

- Что вы знаете о таких авторах, как К. Ушинский и Л. Толстой? – А с какими произведениями данных авторов вы уже знакомы?

Предположите, какая тема сегодняшнего урока?

Тема урока: «Произведения К. Ушинского и Л. Толстого»

- Какие цели вы поставите перед собой?

Цели: 1) познакомиться с произведениями К. Ушинского и Л. Толстого; 2) выделить главную мысль произведений.

Затрудняются ответить.

Формулируют тему и цели урока.

П: подведение под понятие

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

7-8 мин

- Итак, прежде чем преступить к прочтению первого произведения, я предлагаю вам поработать в группах. Вам нужно будет собрать из слов пословицу, на это задание вам минута.

«Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо».

- Объясните смысл данной пословицы.

-Объясните значение слова «худо»

- Случались ли у тебя подобные истории?

- Давайте посмотрим видеофрагмент данного произведения.

ФИЗМИНУТКА

 Работают в группах.

Разбирают пословицу.

Отвечают на вопросы.

Смотрят мультфильм произведения «Гусь и журавль»

П: поиск и выделение необходимой информации

К: учет разных мнений

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: осознание познавательной задачи

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: анализ сказки.

4-5 мин

- Какую важную мысль сообщает автор читателям?

- Как говорил про себя гусь?

- А что же ему сказал журавль?

- То, что хвастовство – это плохо.

Р: выполнение пробного учебного действия

К: согласованно выполнять совместную деятельность.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практ: чтение

4-5 мин

- Теперь в парах прочтите это произведение по ролям. Первый абзац читает 1 вариант, а второй и третий абзацы – 2 вариант.

Учитель ходит по классу, прослушивая и контролируя чтение учеников.

В парах читают произведение.

Р: выполнение пробного учебного действия

К: согласованно выполнять совместную деятельность. 

VII. Включение в систему знаний

Практический: чтение по цепочке.

7-8 мин

- Итак, с первым произведением мы познакомились, давайте познакомимся со вторым.

- Прочитайте название. – Как вы думаете, о чем пойдет речь в данном произведении?

- Я предлагаю вам перед прочтением, выяснить несколько фактов об этих животных.

- Первый вопрос: почему зайца называют косой?

- Знаете ли вы, что зрительный аппарат у зайца находится по бокам, что человеческому восприятию кажется косоглазием, а зайцу такая природная особенность помогает жить в природе, ведь чтобы рассмотреть местность, ему достаточно повернуть глаза, а не шею.

- Второй вопрос: что вы знаете о лягушках?

- А знали ли вы, что вместо того, чтобы пить воду, лягушка поглощает ее через кожу и половина воздуха, которым дышит лягушка, тоже проходит через кожу.

- Вот так вот, вот такие интересные факты. Теперь можно и  посмотреть мультфильм по произведению «Зайцы и лягушки».

Просмотр видеофрагмента

- Почему зайцы поскакали на озеро? Почему испугались лягушата?

- Что значит «лягушачье житье»?

- Чему учит это произведение?

Давайте прочтем это произведение по цепочке.

«Зайцы и лягушки»

Высказывают свои предположения, слушают рассказ учителя об интересных фактах.

Просмотр мультфильма.

- Чтобы топиться.

- То место, где живут лягушки.

- Что не стоит жаловаться на жизнь, у кого то она может быть еще хуже.

К: согласованно выполнять совместную деятельность.

VIII. Рефлексия по продукту деятельности

Словесный: учебный диалог

2-3 мин

- Чему учились?

- Что было трудно? Какое из произведений вам понравилось больше всего?

- Если вам понравилась ваша работа на уроке – поднимите зеленый карандаш.

 Если не совсем довольны своей работой – поднимите красный карандаш.

- Вы все сегодня хорошо потрудились. Скажите друг другу спасибо.

Вы сегодня молодцы!!!

Отвечают на вопросы и анализируют работу на уроке.

Оценивают свое настроение солнышками.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка

Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: В.В. Бианки "Мышонок Пик". 3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: В.В. Бианки "Мышонок Пик". 3 класс, УМК "Школа России", ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Закрепление". ("Школа России)

Целью данного урока литературного чтения является создание условий для закрепления знаний учащихся о согласных буквах Х, х; развития речи, памяти, логического мышления....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме М. Твен "Приключения Тома Сойера", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для углубления знаний о произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера», а также проведения вторичного анали...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Н.Н Носов «Телефон» для 3 класса УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Н.Н Носов «Телефон» для 3 класса УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Цветаева М.И. "Бежит тропинка с бугорка"", УМК "Школа России", 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: понимание информации, самоконтроль; формирование умения осознано, выразительно читать лирическое стихо...

Технологическая карта урока по литературе по теме «К.Д Ушинский «Слепая лошадь» (4 класс) , УМК Школа России

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формированиечитательской компетенции: понимание информации, самоконтрольЗадачи урокаДидактические:1)Познакомить с творчеством К.Д Ушинского2)...