конспект урока по литературному чтению 1 класс "Буква Чч"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Блажко Елена Сергеевна

конспект урока по литературному чтению 1 класс "Буква Чч" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока чтения 1 класс22.25 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: «ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ
Ч, ч»

Цель: познакомить с буквой Ч, ч и звуком, который она обозначает.

Задачи: научить читать плавно и осознанно; способствовать развитию фонематического слуха; воспитывать бережное отношение ко времени.

УУД: П: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; уяснение особенностей звука [ч’]; логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление анализа предложений на наличие в них слов с сочетаниями ча – чу. Р:умеют ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; выстраивать последовательность необходимых операций; сопоставлять свою работу с представленным образцом; вносить необходимые коррективы. К: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи.  Л:понимают значение границ собственного знания и незнания; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в чтении.

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

Он дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на целом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не тигрёнок, не лисица,

Не котёнок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка.

Он зовётся… (Чебурашка). СЛАЙД 1

Звучит  песня  из  м/ф  «Приключения  крокодила Гены и Чебурашки» (сл. Э. Успенского, муз. В. Шаинского).

– Чебурашка приглашает нас в гости к Мудрой Черепахе на праздник «День рождения буквы». Определите, у какой буквы сегодня день рождения.

СЛАЙД  2 На доске  картинки: чайник, чашки, чай, печенье, чипсы.

– Назовите предметы. Какой звук повторяется?

II. Сообщение темы урока. Работа по теме урока.

– Сегодня вы узнаете секрет нового звука.

-Какого? Так чем будем заниматься на уроке?

-Какие задачи перед собой поставим?

ФИЗМИНУТКА слайд 3

Чебурашка хочет познакомить вас с хозяйкой. Вы научитесь произносить её любимую скороговорку: «Черепаха не скучая час сидит за чашкой чая». СЛАЙД 4

– Сколько раз встретился звук [ч’]? В каких словах?

Чтобы звуком управлять,

О нём всё точно надо знать.

– Отгадайте, что это:

В брюхе баня, в носу решето, на голове пупок,

всего одна рука и та на спине. (Чайник.)

1. Звукобуквенный анализ слов «чайник» и «спички». СЛАЙД 5

– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. Определите, какой звук [ч’] – твердый или мягкий? Попробуйте найти его пару. (Звук [ч’] – всегда мягкий согласный, у него нет твердой пары.)

Ростом спичка – невеличка,

Не смотрите, что мала,

Эта маленькая спичка

Может сделать много зла.

Крепко помните, друзья,

Что с огнём шалить нельзя! (спичка)

2. Знакомство с новой буквой.

– Рассмотрите в «Букваре» стр 129 образцы печатной буквы Ч. На что похожа эта буква?

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

                В. Степанов

Работа с фишками.

– Замените фишки в схемах слов буквами. Обратите внимание на вторую букву в слове чайник. Запомните правило: в буквосочетании ча всегда пишется буква а.

– Вопрос от Мудрой Черепахи: для чего нам нужны буквы? (Ответы детей.)

3. Чтение слогов, слов и предложений по «Букварю». Составление словосочетаний.

– В каких случаях согласный произносится мягко? Прочитайте слоги. СЛАЙД 6

– Прочитайте остальные слоги. Сделайте вывод. (Звук [ч’] всегда мягкий.)

– Найдите слова, записанные в два столбца. Прочитайте левый столбец слов; правый столбец.

– Прочитайте слова по строкам. Почему получилась чепуха? Соедините слова этих столбцов так, чтобы получились правильные сочетания.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ слайд 7

4. Работа по «Букварю». Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы. СЛАЙД 8

– Прочитайте слова на стр 130, полученные в результате замены одной буквы. Почему от слова «ручка» отходят три стрелочки?

– Придумайте три предложения, употребив в каждом из них слово в разных значениях.

– Попробуйте подобрать свои многозначные слова. Иллюстрация поможет вам. (Лист, иголка.)СЛАЙД 9

На доске – звуковая схема слова «ключ».СЛАЙД 10

– Отгадайте по схеме, какой подарок приготовила для нас Мудрая Черепаха. Объясните значения этого слова.

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

– Вот как богат и разнообразен наш родной русский язык.

5. Работа по развитию речи.

На руке и на стене,

И на башне в вышине,

Ходят с боем и без боя,

Всем нужны, и нам с тобою.

                    (Часы.)

– Какие бывают часы? (Механические, электронные, башенные, наручные, напольные, настенные, вокзальные.) СЛАЙД 11

Учитель показывает изображение Кремлёвских курантов.

– Эти часы известны на весь мир. Бьют куранты через каждые 15 минут. Их перезвон слышит вся страна.

– Расскажите, что можно узнать, если посмотреть на часы? Как движутся стрелки часов? Что написано на циферблате?

Букве Ч – моё почтенье.

Чтенье – лучшее ученье.

6. Чтение стихотворения В. Орлова «Часы».

– Что значит выражение «часы стоят»? «часы спешат»? «часы идут, но немножко отстают»?

– Что имели в виду мальчики, когда сказали: «Часы стоят на месте»? Что было странным?

– Кого напоминают часы в этом стихотворении? (Живое существо.)

Историческая справка. (Рассказ учителя сопровождается показом) СЛАЙД 12

С давних пор человек ведет счет времени по часам. Первые часы были солнечными. Вместо циферблата – расчерченная площадка под открытым небом. Вместо стрелок – тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнышко, ходит по площадке тень и показывает время. К сожалению, такие часы «работали» только днем и только в солнечную погоду.

Водяные часы могут показывать время не только в солнечный день, но и в ненастье. От них пошла поговорка «С той поры много воды утекло».

«Течет время» и в песочных часах. Вернее, течет песок, которым измеряют время.

И восковая свеча – тоже часы. Свечка снизу доверху разрисована черно-белыми полосками. Сколько полосок растаяло, столько прошло часов.

Позднее, в XIII веке, появились механические, а в XIV веке – пружинные часы. Сегодня широко используются электронные.

А ученые уже изобрели и атомные часы, которые показывают самое точное время.

III. Итог урока.

– Народная мудрость гласит: «Делу – время, потехе – час». СЛАЙД 13

-Как вы это понимаете?

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

И раньше чем звенит звонок,

За парту в школе сесть.

                        С. Баруздин

-Попробуйте сделать вывод (к своему и чужому времени нужно относиться бережно, потому что время бежит только вперёд и никогда не возвращается назад).

– Какие звуки обозначает буква Ч? (Один, всегда мягкий, глухой согласный звук [ч’].)

Рефлексия. (светофоры)

-Что понравилось на уроке?

-Что вызвало затруднение?

-Кто считает, что сегодня работал активно и у него все получилось, покажите зеленый цвет.

- Кто считает, что сегодня работал мало, но на следующем уроке исправится – покажите желтый.

-А кто затрудняется оценить себя- поднимите белый.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа им.А.С.Пушкина

конспект открытого урока

«Обучение грамоте» 1 класс

по теме: «Знакомство с буквой Ч (ч)».

Составила: Блажко Е.С.

п.Зимовники

2019 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...