Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]» конспект урока.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Раздобреева Елена Владимировна

Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_obucheniya_gramote_bukvah.docx45.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»

Программа: «Школа России»

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)  Класс:  1

УМК:  учебник «Азбука»,  В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М.В. Бойкина., М. Просвещение, 2013.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока:
создать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выделить звуки [x], [x’],  познакомить с буквами Х,х.

Задачи урока:

Личностные УУД: Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование уважительного отношения к иному мнению;  принятие и освоение социальной роли обучающегося развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование установки на мотивацию к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные УУД: 

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные: содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости; активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

План урока

Этап

Реализуемые принципы

Формируемые УУД

1.

Этап мотивации

(1-2 мин)

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Принцип целостного представления о мире

Принцип психологической комфортности.

Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

 самоопределение –  положительная мотивация учения

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.

 (3-4 мин)

Цель: подготовка мышления учащихся.

Принцип деятельности

Принцип целостного представления о мире

 Принцип преемственности. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения. Принцип творчества.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование установки на мотивацию к творческому труду, к работе на результат.

Познавательные:

(логические).

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

3.

Выявление места и причины затруднения

 (1-2 мин) 

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Принцип деятельности

Принцип целостного представления о мире

Принцип преемственности. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.

Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Познавательные: формулирование проблемы

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

4.

Этап построения проекта выхода из затруднения

(7-8 мин)

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Принцип деятельности

 Принцип целостного представления о мире

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.

6.

Этап реализации построенного проекта (7-8 мин) 

Цель: построение  учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Этап включения в систему знаний и повторения

(7-8 мин)

Принцип деятельности

Принцип целостного представления о мире

Принцип дифференциации и индивидуализации обучения. Принцип творчества.

Принцип психологической комфортности.

Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, умение ориентироваться в книге, работать по ней

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция,

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: самоопределение, осмысленное обучение

7.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи  (4-5 мин)

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Принцип деятельности

Принцип преемственности.

Принцип психологической комфортности.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;      

8.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

(4-5 мин)

Цель: достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Принцип деятельности

Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.

Принцип психологической комфортности.

 Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: смыслообразование

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

9.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

(2-3 мин)

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Принцип целостного представления о мире

Принцип преемственности.

Принцип психологической комфортности.

Познавательные: рефлексия

Личностные:

 нравственно-эстетическое оценивание – оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор; формирование уважительного отношения к иному мнению;  принятие и освоение социальной роли обучающегося развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

На уроке использовались технологии: Технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология поэтапного формирования умственных действий, технология коллективного взаимодействия, технология проблемного обучения

Оборудование урока: компьютер, мультимедиа проектор, учебник, ч.1, презентация,  электронное приложение к учебники, наглядные пособия.                    

       

           

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Этап мотивации

(1-2 мин)

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы? (Да)

Будем слушать, рассуждать

 И друг другу помогать.

-Хотите ли вы сегодня на уроке узнать что-то новое?

- Надо ли нам учиться читать?

- Зачем надо учиться читать?

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать,

Должен научиться.

Приветствуют друг друга и учителя.

Дети слушают учителя, включаются в активную работу.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные:

 самоопределение –  положительная мотивация учения

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.

 (3-4 мин)

Цель: подготовка мышления учащихся.

Ребята, когда мы читаем, мы видим букву, а что произносим?(звук)

-Давайте вспомним:

- На какие группы делятся звуки нашего языка?
- Чем отличаются гласные от согласных?
- На какие группы можно разделить согласные?
- Чем отличаются звонкие от глухих?  твёрдые от мягких?
-Молодцы, ребята!

 

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

Повторяют и систематизируют знания

Познавательные

(логические).

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

3.

Выявление места и причины затруднения

 (1-2 мин) 

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

В какой стране мы живем? (России)
- Наша страна очень гостеприимная. Издавна на Руси принято было встречать гостей хлебом и  солью. (На доске появляется изображение и слово хлеб)

- Раньше хлеб был одним из главных угощений. Как вы думайте почему? (трудно изготавливать)
- С чего начинается изготовление хлеба? (пашем землю,…) (Слайд 2)

Посмотрите на девиз нашего урока «Без труда хлеб не родится никогда»

 (слайд 3)

- Можем ли мы прочитать эту фразу?

- Почему?

Отвечают на вопросы учителя

я пока не могу прочитать этот девиз, т.к. мне встретилась незнакомая буква

Читают  высказывание, затруднение в чтении буквы х

Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Познавательные: формулирование проблемы

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

4.

Этап построения проекта выхода из затруднения

(7-8 мин)

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Каковы же задачи нашего урока:

Познакомиться с … (новой буквой и звуками.)

Научиться слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)

Научиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)

- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока? (Буква Х  и звуки [х], [х’])

- Это урок повторения или открытие новых знаний?

- Что или кто поможет нам в этом?

-Как мы будем открывать новые звуки и обозначающую их букву?

Составим план работы: (записать на доске)

1.Услышать звуки.

2.Дать характеристику звукам.

3.Знакомство с буквой.

4. Чтение слогов, слов, предложений.

Формулируют задачи

 

Формулируют тему урока

Отвечают на вопросы учителя

Составляют план работы совместно с учителем

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.

6.

Этап реализации построенного проекта (7-8 мин) 

Цель: построение  учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Этап включения в систему знаний и повторения

(7-8 мин)

Работа по плану.

1. Услышать звуки нам поможет игра «Доскажи словечко»

Хрюша сел на петуха.
Мы смеялись: ::!
(ха - ха - ха!)

Сочинять он стал стихи -
Мы смеялись ::!
(хи - хи - хи!)

-  Какие первые звуки вы слышали  в досказанных словах?

- Вспомните, как вы смеялись? Можно ли с ними играть в дразнилки?

2. Давайте дадим характеристику этим звукам?

Что мы делали на этом этапе?

ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный.

Игра  «Хлопаем-топаем» (учитель называет слова, учащиеся внимательно слушают и выполняют действия. Если звук мягкий – хлопают, если твердый- топают).

Поход, хитрец, успех, хомяк, схема, хихикать, хор, духи.

Работа со схемами. (слайд4)

Составьте схемы к словам: хлопушка, петухи (самопроверка, взаимопроверка)

Какую задачу выполняли?

Оцените свои успехи.

3. Знакомство с буквой

Учитель:

- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной (маленькой) и «Ха» - большой (заглавной).

(слайд 5)

- Зачем нужна заглавная буква?

ВЫВОД.

Имена собственные и начало предложений пишутся с большой

буквы, а остальные слова – с маленькой.

Найдите в учебнике буквы Х,х.

- На что похожа буква Ха? (на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик)

Загадаю вам загадку, выполняйте по порядку.

Загадка.

Вырыл дом подземный ловко,

Натаскал пшена в кладовку.

Вечно в сумке за щекой

Носит зернышки с собой.

Кто же он?- наверняка

Вы узнали…(хомяка)

 

Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5 –

Хочет хомка сильным стать.

Игра найди слова со звуками [х] и [х’]

Составление рассказа по картинкам (слайд 6)

Кто изображен на картинке, что он делает? Что выросло? Кто пришел в гости к хомяку, что он принес?Что подарил хомяк хорьку, как вы думаете, зачем?

 Просмотр мультфильма

Как вы думаете, чему еще мы  научимся на уроке? 

5. Чтение слогов, слов, предложений.

- Посмотрите на план урока.

-Что ещё мы должны научиться делать?

- Почитаем слоги на доске и в учебнике.

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы учителя

Дают характеристику звукам

Отвечают на вопросы

Делают вывод

Учащиеся внимательно слушают и выполняют действия, определяя место звука.

Составляют схемы к словам

Проверяют, исправляют

Отвечают на вопросы

Самооценка

 Формулируют вывод

Я умею слышать и отличать звуки х, х* от других.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Делают вывод

Учатся ориентироваться в учебнике

Отвечают на вопрос учителя, сравнивают

Выполняют действия

Отвечают на вопрос

Учащиеся рассматривают очертания букв, находят сходства с предметом (с ножницами)

Отгадывают загадку

Отвечают на вопросы учителя, составляют рассказ.

Отвечают на вопрос учителя

Формулируют  высказывают свои мысли

Отвечают на вопросы

Хором читают слоги на доске

Самостоятельно в учебнике

Повторяют за учителем, читают

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, умение ориентироваться в книге, работать по ней

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция,

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: самоопределение, осмысленное обучение

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывания

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала;
 осуществлять самоконтроль;

7.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи  (4-5 мин)

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Чтение столбиков слов и слогов с новыми звуками. (парная работа) с. 39

     

- Итак, а теперь вернёмся к девизу нашего урока. Кто теперь может его прочитать?

«Без труда хлеб не родится никогда»

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Решают типовые задания с проговариванием вслух в парах

Читают девиз

Учащиеся объясняют, как они понимают смысл высказывания, рассуждают, делают вывод

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;      

8.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

(4-5 мин)

Цель: достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Самостоятельно в парах прочитайте по выбору своему соседу столбики слов. (Самопроверка, коррекция)

Самостоятельная работа.

 Осуществляют самопроверку.

 Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: смыслообразование

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

9.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

(2-3 мин)

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Какие задачи ставили?

- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

Оцените свою работу по критериям.

Я знаю…  букву Х и её звуки [х] и [х’]

Я умею… слышать и отличать новые звуки от других.

Я умею…читать слоги, слова и предложения с буквой х.

Мне понравилось…

У меня  получилось…

Мне ещё надо поработать над…

(слайд 16)

Оценить смайликом настроения:

  • Кто всё усвоил, доволен собой, хорошее настроение.
  • испытывает затруднение.
  • ничего не понял, плохое настроение.

- Спасибо за урок!

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Оценивают свои знания по критериям

 С помощью смайликов оценивают свою работу на уроке

Познавательные: рефлексия

Личностные:

 нравственно-эстетическое оценивание – оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ и ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 1 классе Тема урока: Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`].

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и окружающего мира для 1 класса по программе "Школа России". Тема " Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г`]. На уроке учащиес...

Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´].

Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте соответствует ФГОС. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´]....

Технологическая карта литературное чтение 1 класс Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»

Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»Программа: «Школа России»Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)  Класс:  1УМК:  учебник «Азбука»,  В.Г. Горецкий, В.А. Кирю...

"Буква М.Звуки [М], [М’] ". Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

Урок обучения грамоте в форме путешествия по Буквограду....

Тема урока: Исполнитель алгоритмов Пожарный. УМК "Перспективная начальная школа"(конспект урока информатики)

Сам факт преподавания информатики учителями начальных классов можно рассматривать в качестве механизма переноса навыков анализа и создания схем из информатики на другие предметы. В результате изучения...

Литературное чтение. Тема урока: "Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки."

Задачи: дать первоначальное  представление о жанрах в литературе(рассказ, сказка, прибаутка, загадка) и об их отличительных признаках, развивать читательские умения.Формируемые УУД:  узнават...