Тема урока: Исполнитель алгоритмов Пожарный. УМК "Перспективная начальная школа"(конспект урока информатики)
презентация к уроку по информатике (3 класс) на тему

Сочнева Елена Александровна

Сам факт преподавания информатики учителями начальных классов можно рассматривать в качестве механизма переноса навыков анализа и создания схем из информатики на другие предметы. В результате изучения информатики в нач.школе оказывает положительное влияние на обучение учеников базовым учебным предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_informatiki_pozharnyy_3kl.doc693.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_3a_pozharnyy.ppt2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Исполнитель алгоритмов Пожарный.

Цели урока: формировать навыки составлять и исполнять алгоритмы

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с исполнителем алгоритмов «Пожарный»
  • познакомить  с системой команд исполнителя Пожарный

Развивающие:

  • развитие умения анализировать, делать выводы;
  • развитие внимания;
  • развитие познавательного интереса;
  • развитие алгоритмического стиля мышления;
  • развитие творческой активности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать умения слушать и слышать, смотреть и видеть, уважать себя и собеседника, вырабатывать единое мнение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование урока:

  • учебник «Информатика и ИКТ», 3 класс
  • компьютеры с ОС MS Windows;
  • обучающий диск «Информатика – 3 класс»;
  • программа «Пожарный»;
  • презентация

        Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Дорогие ребята!

По расписанью ровно в срок

Мы начинаем наш урок!

Ждут открытия всех вас.

За работу в добрый час!

2. Проверка домашнего задания

- Как всегда начнём с проверки домашнего задания.

- Что вам было задано на дом? ( упр.№40, стр.45) – Слайд 1

- Что нужно было сделать в задании?  (выполнить алгоритмы)

- Что такое алгоритм?  (пошаговое выполнение действий)

- Перед нами линейный алгоритм или алгоритм с ветвлением?

- Как называется то, что находится в ромбе?  (условие)

- Как называется то, что находится в параллелограммах  (других многоугольниках)? (высказывание)

- Какие бывают высказывания?  (истинные и ложные)

- Давайте проверим, какие названия птиц вы подписали под рисунками?

- Молодцы! Все справились с заданием.

3. Постановка целей и задач урока (виртуальное мини – путешествие).

- Ребята, а вы любите путешествовать?

- Сейчас я вам предлагаю отправиться в виртуальное мини – путешествие. Закройте глаза и  представьте,  что мы на весенней лесной полянке.

- Что мы там может увидеть  и какие звуки услышать?  Слайд - 2

- Откройте глазки. Опишите, что вы увидели и услышали?

- Похожа ли эта весна на ту, которую представили вы?

- Какие имена прилагательные вы можете подобрать к слову «весна»?

- А не показалась ли вам эта картинка на слайде знакомой?

- В какой местности или в каком посёлке мы может очутиться на  такой полянке?

(пос.Смольный)

С 1995 года Правительством РФ был создан на территории Ичалковского и Б-Игнатовского районов Национальный Парк «Смольный».  Эта территория охраняется законом, т.к. там находятся некоторые виды растений и животных, которые  занесены в Красную книгу Мордовии, а некоторые виды – в Красную книгу России.

- А для чего создаются Национальные парки?  (сохранить растительный и животный мир природы)

- Какая опасность ожидает весенний лес, если не соблюдать правил поведения в Национальном  парке? (пожар)

- Ребята, как я рада, что вы догадались! Ведь пожар – эта такая страшная беда для всего живого на земле. Поэтому я не случайно в эти жаркие весенние дни выбрала эту тему.

   Слайд (название темы урока)

- Именно при пожаре нужна чёткость и последовательность всех действий пожарного.

Мы этому сегодня поучимся.

- Кто такой пожарный?

- На этом уроке мы сами попробуем себя в роли исполнителя алгоритмов Пожарного.

На предыдущих уроках мы уже знакомились с  таким исполнителем алгоритмов как Чертёжник. Сегодня мы познакомимся еще с одним исполнителем алгоритмов Пожарный.

Откройте все тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока «Исполнитель алгоритмов Пожарный».

4. Изложение нового материала.

- Исполнитель алгоритмов Пожарный тушит горящий лес. У него есть план, на котором лес разбит на квадраты. Каждый пожар занимает один квадрат.

Давайте познакомимся  с таблицей,  на которой увидим основные команды Пожарного, краткую запись и действие исполнителя.  Слайд -3

Основные команды Пожарного

Команда

Краткая запись

Действие исполнителя

Набери воды

Н

Летит к водоему и полностью заполняет бак водой бак, который вмещает 800 литров

Лети (X,Y)

Л (X,Y)

Летит к квадрату с адресом (X,Y)

X – номер столбца,

Y – номер строки

Туши (L)

Т (L)

Выливает на пожар L литров воды

 -Обратите внимание на таблицу, на которой мы видим команды Пожарного.

- Как называется первая команда в таблице? (НАБЕРИ ВОДЫ)

- Что делает исполнитель, встретив в алгоритме эту команду? Прочтите. (Летит к водоёму и полностью заполняет водой бак, который вмещает 800 литров).

- Следует ли из прочитанного описания команды, что её можно использовать только, если бак пуст? (нет).

        - Что будет, если Пожарный встретит данную команду, когда в баке 300 литров воды? (Полетит к водоёму и дольёт воду до верху, т.е. наберёт ещё 500 литров воды.)

        - Прочтите другие записи таблицы. Что  обозначено буквой  L в команде ТУШИ? (Параметр команды.)

        - Сколько параметров у команды ЛЕТИ? (2)

        - Назовите их. (Номер столбца и номер строки квадрата, к которому летит исполнитель.)

        - Обратите внимание на столбец «Краткая запись». У кого из исполнителей вы могли использовать краткую запись команд при составлении алгоритма? (у Чертёжника.)

        - Ребята! Таблица называет не все команды Пожарного. Ещё он умеет выполнять команду присваивания значения переменной. С переменными он работает так же, как это делали Считайка и   Чертёжник.

        - Прочтите алгоритм «Пример» и ответьте на следующие вопросы:

        - Сколько литров вылил Пожарный, выполняя алгоритм «Пример»? (500.)

        - Где записано это число? (Это параметр команды  ТУШИ.)

( в алгоритме в команде,  параметр команды.)

        - Сколько воды осталось у Пожарного после выполнения алгоритма? (300.)

        - Как вы это узнали? (После выполнения первой команды НАБЕРИ ВОДЫ – в баке будет 800 литров; от 800 отнять 500, получится 300.)  Слайд -4

5. Первичное закрепление нового материала.

 Выполнение алгоритмов для исполнителя Пожарный – Задание №41, стр.47

-Прочтите команду  у левого поля. (ЛЕТИ (1, 3).)

- Пожарный подлетел к клетке. В каком столбце она находится? (В СТОЛБЦЕ НОМЕР 1.)

- В какой строке находится клетка? (В СТРОКЕ НОМЕР 3.)

- Отметьте клетку, над которой оказался Пожарный.

Отметьте квадрат справа, через несколько секунд проверим. (ЛЕТИ (3, 1).) Слайд- 5

                                                                         

Выполнение задания №42, стр.47

 - Если поняли команды Пожарного, то это задание выполняйте самостоятельно.

-Сколько литров осталось в баке? (300 л.)

6. Физкультминутка

- Давайте представим, что   мы снова на лесной полянке в Национальном парке. Отдохнём  и сделаем физкультминутку.

 

Утром стрекоза проснулась

Потянулась, улыбнулась.

Раз, росой она умылась,

Два, изящно покружилась,

Три, нагнулась и присела

На четыре – полетела.

У реки остановилась и

Тихонько опустилась.

- Молодцы! Тихо сели.

7. Подведение итогов урока.

Подведем итоги урока.

- Что нового  мы узнали на уроке?

- С каким исполнителем познакомились?

- Назовите основные команды Пожарного?

Вы были активны и внимательны. Оценки за урок я выставлю после выполнения задания №43, работы с программой «Пожарный» за компьютером.

 Домашнее задание с комментарием

№ 44, стр.48

- Вспомните об «устройстве» клумбы – часов. Число на клумбе называет время, когда открывается цветок, посаженный против этого числа.

- Какое время показывают часы?

Если вы забыли, что отличает сложное высказывание от простого или как определить истинность,  найдите  материал  в учебнике  и прочитайте.

Работа в группах

Одна группа учащихся садится за компьютеры, и работают с программой «Пожарный».(5-7 мин)

Другая – работает с учебниками и выполняет задание № 43

Ученики выполняют задание самостоятельно.

Учитель наблюдает, поздравляет тех, кто справился, и просит помочь тем, кто затрудняется.

Затем группы меняются местами.

С учащимися, которые работали за компьютерами, провести зарядку для глаз:

  • Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы. Затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз. Повторить на счет до 10.
  • Смотреть попеременно вправо – влево, вверх – вниз. Повторить 3-4 раза.
  • Переводить взгляд быстро по диагонали в разные стороны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л И Начало Конец Оперение птицы белое Австралийский лебедь Шея птицы черная Стерх Японский журавль И Л Начало Конец Оперение птицы белое Австралийский лебедь Шея птицы черная Стерх Японский журавль

Слайд 3

Исполнитель алгоритмов Пожарный

Слайд 5

Алгоритм «Пример» Начало Набери воды Х := 1 Y := 2 Лети (Х, Y ) Туши (500) Конец 3 2 1 1 2 3

Слайд 6

Команда Краткая запись Действие исполнителя Н абери воды Н Летит к водоему и полностью заполняет бак водой бак, который вмещает 800 литров Л ети ( X , Y) Л ( X , Y) Летит к квадрату с адресом ( X , Y ) X – номер столбца, Y – номер строки Т уши ( L) Т ( L) Выливает на пожар L литров воды

Слайд 7

№ 41 3 2 1 1 2 3 4 5 3 2 1 1 2 3 4 5 Лети (1, 3) Л (3, R) R := 1

Слайд 8

Начало Набери воды Лети (2, 2) Туши (200) Лети (4, 1) Туши (300) Конец 1 2 3 4 5 2 1 № 42

Слайд 9

№ 44, стр.48 Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздел:"Преподавание в начальной школе" Конспект урока математики во 2 классе:"Решение задач".а

Методическая разработка урока по математике на тему:" Решение задач при помощи краткой записи и  схематических рисунков" (Задачи на сложение и вычитание) . 2 класс....

Начальная школа. Конспект урока по русскому языку 4 класс .Тема «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными».

конспект урока по русскому языку  с использованием проблемной, игровой, здоровье-сберегающих технологий....

Методическая тема "Уроки этики и эстетики в начальной школе"

Представлено тематическое планирование по этике с 1 по 3 класс....

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята» ...

"Разработка для начальной школы». Конспект урока в 3 классе ФГОС

Этот  урок рекомендован для преподавателей физической культуры, работающих в малых спортивных залах. На видео обозначены названия заданий и чёткий порядок их исполнения.Обучающиеся выполняю...