Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "Б.С.Житков "Про обезьянку"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Сдобникова Руфь Витальевна

В конспекте данного урока отображены планируемые результаты к уроку, содержание деятельности учителя и обучающихся на уроке литературного чтения в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

 «Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)

Технологическая карта

урока по литературному чтению

                                                                                                                     

Выполнила:                                                                                                                                        

Студентка группы  ПНК – 3.2                                                                                                                        

Сдобникова Р. В.                                                                                                                                                      

Проверил                                                                                                              

Учитель: Михайловская И. И.

 

_______________

(подпись)                                                                                                               

Преподаватель: Крючко О. В.

____________

(подпись)

                                                                                                               

Отметка:________

Волгодонск,  2021

Технологическая карта урока

Дата проведения: 03.03.2021

Класс: 3 «А»

Образовательная программа: «Школа России»,

Тема: Б.С. Житков «Про обезьянку»

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые предметные результаты:

1. Овладение навыком выразительного чтения прозаического произведения

2. Формирование читательского кругозора

3. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественного текста, понимание смысла прочитанного

Цель: создание благоприятных условий для формирования познавательного интереса к жизни и творчеству Б. С. Житкова, к изучению его рассказа «Про обезьянку»

Задачи:

1. Образовательная: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Б.С. Житкова и его рассказом «Про обезьянку»; обучать составлению сжатого пересказа

2. Развивающая: развивать умение понимать глубину содержания произведения

3. Воспитательная: воспитывать гуманное отношение к животным

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные: умение строить устные и письменные высказывания с учетом учебной задачи, развитие эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, умение осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, осуществление смыслового чтения текста

Регулятивные: планировать свою деятельность, умение оценивать работу на уроке, умение принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные: умение слушать друг друга, высказывать свое мнение, обосновывая его, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Планируемые личностные результаты:

1. Интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе

2. Сохранение учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу

3. Формирование устойчивой учебно – познавательной мотивации учения

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная

Используемые ресурсы: учебник «Литературное чтение» для 3 класса, 2 часть под редакцией Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. 2 – е издание. – «Просвещение», 2015., компьютер, презентация, тестовые карточки


№ п/п

Этап урока,

 Цель этапа

Время

Деятельность

Формируемые УУД

Учителя

Обучающихся

1

Организационный

(2 мин)

Цель: создание эмоционального настроя на урок

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Руфь Витальевна, и этот урок литературного чтения проведу у Вас я.  Все меня видят?

- Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку, всё ли у Вас в порядке? На столах должны лежать учебник, пенал и дневник. Обратите внимание на свой внешний вид: причесаны, шнурки завязаны, одежда опрятная. Присаживайтесь, пожалуйста

- Учёба - очень интересный труд (слайд 1). Нам силу, радость знания несут. К тому же мы прекрасно понимаем: кто с детства трудности преодолевает - судьбой своей тот управляет. И тот, кто учится отлично в школе - характер закаляет свой и волю.

- Покажите, с каким настроением вы сегодня пришли в школу?

- Посмотрите, наше настроение бывает самым разным: и веселым, и грустным, и прекрасным.

- Вам, ребята, я желаю только хорошего, веселого настроения!

- Давайте этот день начнем с улыбки. Улыбнитесь мне, своему соседу, всем ребятам. Помните: чтоб хорошо учиться, нужно иметь хорошее настроение.

- Закончите предложение: «Я сегодня хотел идти в школу, потому что...» (слайд 2)

- А я сегодня очень хотела идти в школу для того, чтобы увидеть Вас – умных и добрых учеников.

- Начнем этот урок?

Приветствуют учителя

Проверяют свою готовность к уроку

Используя свою мимику, показывают свое настроение

Дарят свои улыбки всем вокруг

Я сегодня хотел идти в школу, потому что…

- Да, начнём

РУУД

КУУД

2

Проверка домашнего задания

(3 мин)

Цель: обеспечение закрепления пройденного материала

- Что Вы читали с Ириной Ивановной на прошлом уроке?

- Сейчас мы с помощью теста проверим, насколько хорошо Вы запомнили то, что прочитали (см. Приложение). На его выполнение Вам дается 1,5 минуты

- А теперь обменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте работы (слайд 3)

- Оцените карандашом проверенные Вами работы

- Передайте, пожалуйста, работы на первые парты

- «Мышонок Пик» Виталия Бианки

Выполняют задания на тестовых карточках

Осуществляют взаимопроверку выполненного задания

ПУУД

РУУД

3

Речевая разминка

(2 мин)

Цель: разогрев активных органов речи

- Ребята, чтобы хорошо работать на уроке,  читать так, чтобы всем было понятно, мы проведём небольшую речевую разминку (слайд 4)

1. Апельсины и бананы очень любят обезьяны.

Любят детки, любят мамы.

Могут съесть их килограммы

Любят папы-обезьяны апельсины и бананы.

- Ребята, о чем это стихотворение?

- Прочитайте с интонацией веселья, а сейчас попробуйте прочитать текст в темпе скороговорки.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- Прочитайте первую строчку стихотворения, логически выделяя поочередно каждое слово.

- Молодцы!

Выполняют речевую разминку

ПУУД

РУУД

4

Актуализация знаний и подведение к новой теме

(4 мин)

Цель: подготовка обучающихся к восприятию учебного материала и создание условий для формулирования детьми цели урока

- На доске (слайд 5) записано три ряда повторяющихся букв, среди которых размещаются буквы фамилии, имени, отчества писателя.

Ббоооррррииссс

Сстттееепппааннноооввввииичч

Жжжиииитткккооввв

- Кто догадался, ФИО какого писателя записано на слайде?

- Ребята, вам знаком этот автор? А какие его рассказы Вы знаете или читали?

- Сформулируйте цель урока

- Рассмотрите портрет писателя на доске (слайд 6)

   Борис Степанович Житков родился в Новгороде. Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте. Мать – пианистка. Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию.

   Во время обучения на судне он совершил кругосветное плавание. Самые яркие впечатления остались у Бориса Степановича на всю жизнь от экзотических пейзажей Африки, Индии, Цейлона, Китая, Японии (слайд 7).

   А в литературу Борис Житков вошёл неожиданно. Произошло это так…

   Поздней осенью, вернувшись из очередного путешествия, усталый Борис Степанович пришёл к своему другу детства - Корнею Ивановичу Чуковскому. Он пробыл у друга целый день, к вечеру его мрачное настроение понемногу рассеялось, он разговорился с детьми Корнея Ивановича и стал рассказывать им о морских путешествиях (слайд 8). Дети слушали его с открытыми ртами…

   Перед уходом Корней Иванович предложил другу: «Слушай, Борис, а почему бы тебе не стать литератором? Попробуй описать приключения, о которых ты сейчас говорил, и, я думаю, выйдет неплохая книжка!»

   Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей (слайд 9): «Про слона», «Про обезьяну», «Компас» и др. Борис Степанович писал о настоящей храбрости, о дружбе и товариществе, о массе интереснейших на свете вещей.

   Борис Житков был большим другом животных (слайд 10), прекрасно понимал их и очень любил. И животные это хорошо чувствовали своим безошибочным чутьем.

- Сегодня мы с Вами с одним из рассказов этого интересного писателя, а о ком будет рассказ, Вы сейчас узнаете…

- Я включу Вам фрагмент одной очень известной Вам песенки, а Вы попробуете догадаться, о ком же будет рассказ («В каждом маленьком ребёнке» из мультфильма «Осторожно, обезьянки»)

- Вы догадались, о ком же будет рассказ?

- Что Вы знаете об обезьянах? (что едят, где и как живут, что делают) Какие обезьянки были в мультфильме?

- Чтобы проверить, правильно ли Вы думаете, откройте учебник на стр. 83 и прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня будем работать.

- Сформулируйте тему нашего урока

- Верно

Называют лишние буквы и составляют фамилию, имя и отчество писателя

- Борис Степанович Житков

- Да, знаком (перечисляют прочитанные произведения автора)

- Познакомиться с жизнью и творчеством Б. С. Житкова

Слушают биографию писателя

Прослушивают фрагмент песни

- Рассказ будет об обезьянках (-ке)

Рассказывают известную им информацию об обезьянах

- «Про обезьянку»

- Тема нашего урока – рассказ Б. С. Житкова «Про обезьянку»

РУУД

ПУУД

КУУД

5

Динамическая пауза

(1 мин)

Цель: снятие эмоционального и физического напряжения

- Ребята, но прежде чем приступить к чтению произведения, давайте немного отдохнём:

Рано утром, на полянке,
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой топ-топ!
Правой ножкой топ-топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали.
Вы резвиться не устали?

Выполняют тематическую зарядку

РУУД

6

Работа по теме урока

(20 мин)

Цель: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения

Этап первичного чтения текста

Этап вторичного чтения текста

Словарная работа

- Перед началом чтения произведения прочтем трудные и устаревшие слова (слайд 11)

ЮхимЕнко – ударение в фамилии

Аршин - старая русская мера длины (70 см)

- А какова тогда длина полуаршина?

Шинель - пальто со складкой на спине

Давеча – недавно

Оплеуха – удар, подзатыльник

Чмокал – кушать, издавая неприличные звуки.

- Как нужно вести себя за столом?

Отдул -  проучил, наказал

Вавилоны - кривые линии.

За пазуху - под рубаху

Портсигар – коробочка для сигарет

Набрюшник под курткой – брюхо - это живот.

Сконфузился - застеснялся.

- Но если при чтении Вам будет непонятно значение того или иного слова, то можно поднять руку и спросить

- Рассмотрите предлагаемые к тексту иллюстрации. О чем будет рассказываться в произведении?

- А чтобы нам убедиться в ваших предположениях, давайте прочитаем рассказ. Сейчас Вы внимательно слушаете рассказ и следите пальцем по тексту

До стр. 84 читает учитель

1) От чьего имени ведется рассказ?

2) Кто такой ЮхимЕнко?

3) Почему Юхименко решил отдать свою обезьянку     (стр. 83, 1 абзац)

4) Как звали обезьянку?

5) Найдите и зачитайте описание Яшки                           (последний абзац стр. 83)

Чтение отдельными учениками

6) Какая любимая еда Яшки? (стр. 84)

7) Как вёл себя Яшка в новом доме (стр.85)

8) Как встретили обезьянку в семье?

9) Как решили оставить Яшку на ночь 

(страница 86, в конце)

10) Зачем его привязали?

Начало 89 страницы – гимнастика для глаз

- «Глядел, прищурясь» - покажите как это? Когда человек щурится?

- Чтобы наши глаза отдохнули, сделаем гимнастику для глаз «Рисование носом»

Упражнение «Рисование носом» предполагает, что школьник будет рисовать воображаемые рисунки, используя не взгляд, а кончик своего носа. Делать это можно и стоя, и сидя, и даже лежа, но лучше занять сидячее положение. Можно при этом закрыть глаза. В данном случае важно снять напряжение не только с глаз, но и с мышц шеи.

- Хорошо, читаем дальше! (до стр. 92)

11) Где переночевал Яшка?

12) Что мальчик сделал, когда пошел в школу? (стр. 88 в конце)

13) Почему он это сделал, как вы думаете?

14) Найдите на стр. 88 - 89 эпизоды, в которых автор рассказывает о проделках обезьянки

15) Что означает выражение «отец поймал и отдул Яшку»?

16) Как поссорился и помирился Яшка с отцом (стр. 90) Прочитайте этот момент

17) Что Яшка делал, когда хотел понравиться? (стр.91)

- Весь рассказ за урок мы прочитать не сможем, так что продолжим на следующем уроке.

- Длина полуаршина составляет 35 см

Ответы обучающихся

- О приключениях обезьянки

 

- От имени мальчика

- Товарищ рассказчика

- Отец велел

- Яшка

Зачитывают описание обезьянки

Читают рассказ по выбору учителя

- Конфеты и сахар

- Забился на буфет

- Девочкам понравилась, мама ничего не поняла, папе ничего сказал

- Привязали к столу

- Чтобы квартиру вверх дном не перевернул

Щурятся

- Человек щурится, когда устают глаза

Выполняют упражнение для расслабления глаз и шеи

- В кровати с мальчиком

- Привязал обезьянку к ручке двери

- Чтобы родители не ругались

Зачитывают отрывки из текста

- Отец наказал обезьянку

Зачитывают отрывок из текста

- Садился на плечо и копошился в голове

ПУУД

КУУД

РУУД

7

Закрепление нового материала

(4 мин)

Цель: анализ и обобщение прочитанного содержания произведения

- А теперь Вам нужно как можно быстрее отвечать на мои вопросы, чтобы получить хорошую оценку

- От чьего имени ведётся рассказ?

- Как попала обезьянка к мальчику? (прочитайте с соседом диалог ребят)

- Как звали обезьянку?

- Как произошло первое знакомство мальчика с Яшкой? Найдите и прочитайте отрывок о том, как выглядела обезьянка

- Сколько кусков сахара клали ей в чай?

- Как встретили обезьянку в семье мальчика?

- Удавалось ли новому хозяину справиться с ней?

- Платье какого цвета надели на Яшку для прогулки?

- Кого можно отнести к главным героям рассказа?

- Какие события в тексте Вам кажутся наиболее яркими?

- Можем ли мы разделить прочитанный текст на смысловые части, опираясь на наиболее яркие события?

Составление плана рассказа по карточкам

- Вынимайте из конвертов на столах карточки и расположите их по порядку содержания рассказа.

- Как можно назвать эти предложения? Что Вы сделали?

- Кто, на ваш взгляд, является самым интересным героем рассказа? На следующем уроке Вы продолжите читать этот рассказ и этот план поможет Вам …

- Опишите характер обезьянки Яшки по очереди на одном листе.

- Рассказ ведётся от имени мальчика.

- Подарил одноклассник Юхименко

Зачитывают диалог ребят по ролям

- Обезьянку звали Яшка.

 

Читают описание обезьянки

- 3 куска сахара клали обезьянке в чай.

- Обезьянку встретили в семье радостно.

- Не удавалось.

- Зелёного цвета было платья надето на Яшку. 

- Яшка, мальчик (автор), папа и мама

Перечисляют истории, произошедшие с Яшкой

- Да, можем

Распределяют этапы содержания рассказа

1. Появление обезьянки.

2. Знакомство с обезьянкой.

3. Первый день.

4. Ссора с папой.

5. Примирение.

6. Поведение с гостьей

- Мы составили план рассказа.

- Вспомнить содержание рассказа

- Обезьянка Яшка

По очереди пишут качества характера, поведения обезьянки Яшки

ПУУД

КУУД

РУУД

8

Рефлексия

(3 мин)

Цель: проверка достижения поставленной цели, оценка эмоционального состояния и активности каждого учащегося

- Правильно ли относились  к обезьянке в семье?

- Как правильно нужно было поступить мальчику при обращении с таким домашним питомцем?

- Хотелось бы вам иметь дома такую обезьянку?

- Как вы думаете, справились бы вы с ней?

- За что вы сегодня можете себя похвалить?

- Какая цель была поставлена в начала урока?

- Как вы думаете, достигли ли мы с Вами поставленной цели?

- Кто считает, что он хорошо поработал на уроке – поднимите две руки; кто считает, что он мог работать лучше – одну руку, а те, кто считает, что он недостаточно работал для того, чтобы получить оценку – не поднимайте рук

- Нет

- Нужно кормить полезной для животных едой, следить, чтобы животному было комфортно и т.д.

- Да/нет

Ответы обучающихся

Ответы обучающихся

- Познакомиться с жизнью и творчеством  Б. С. Житкова.

 - Да, достигли.

Осуществляют анализ собственной деятельности на уроке

ПУУД

КУУД

РУУД

9

Домашнее задание

(0,5 мин)

Цель: закрепление изученного в иной форме

- Открываем дневники, записываем домашнее задание: читать стр. 92 – 96 и нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку рассказа

- Спасибо за урок!

Открывают дневник и записывают домашнее задание

ПУУД

РУУД

1. Появление обезьянки.

2. Знакомство с обезьянкой.

ер

4. Ссора с папой.

5. Примирение.

6. Поведение с гостьей



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Руфь Витальевна

Слайд 2

«Тот, кто не желает учиться – никогда не станет настоящим человеком»

Слайд 3

«Я сегодня хотел идти в школу, потому что …»

Слайд 4

1 вариант В Б Г В Б 2 вариант Г А Б А Г

Слайд 5

Апельсины и бананы очень любят Любят детки, любят мамы – Могут съесть их килограммы. Любят папы – обезьяны апельсины и бананы. ОБЕЗЬЯНЫ

Слайд 6

Ббоооррррииссс Сстттееепппаанноооввввииичч Жжжиииитткккооввв

Слайд 7

Борис Степанович Житков

Слайд 10

Рассказ Б. С. Житкова «Про обезьянку» Тема урока: Задачи урока: 1) познакомиться с творчеством и жизнью Б. С. Житкова 2) познакомиться с рассказом Б. С. Житкова «Про обезьянку»

Слайд 11

Юхим Е нко – ударение в фамилии Аршин – устаревшая русская мера длины (70 см) Д а веча – недавно Оплеуха – подзатыльник, пощечина Отдул – проучил, наказал Вавил О ны – кривые линии

Слайд 12

Появление обезьянки Знакомство с обезьянкой Первый день Ссора с папой Примирение Поведение при гостье

Слайд 13

Домашнее задание 1. С. 92 – 96 (читать) 2. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку рассказа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "Б.Житков "Про обезьянку". Работа с текстом

Тема урока: Б. Житков «Про обезьянку». Работа с текстом.Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Житкова; - учить видеть и понимать поступки героев;- развивать умения работать с те...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "Б.Житков "Про обезьянку". Составление плана

Тема урока: Б.С. Житков «Про обезьянку»Цели:- продолжать знакомство учащихся с творчеством Б. С. Житкова и его произведением «Про обезьянку»- учить детей гуманному отношению к животным;Планируемые рез...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: Б. Житков «Про обезьянку».

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: Б. Житков «Про обезьянку»....