«Буква «Д» и звуки, которые она обозначает». Лексическая тема: «Игрушки».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Приймачук Никита Андреевич

Конспект урока по предмету речь и альтернативная коммуникация по АООП для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_alternativnoe_chtenie.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Урок по предмету речь и альтернативная коммуникация

Класс: 3

Тема: «Буква «Д» и звуки, которые она обозначает». Лексическая тема: «Игрушки».

                                                                                                                        Учитель Приймачук  Н.А.

Тема: «Буква «Д» и звуки, которые она обозначает». Лексическая тема: «Игрушки».

Цель: изучить звуки  [д] и [д'], закрепить их правильное произношение.

Коррекционно-развивающая

Образовательная

Воспитательная

- выделение согласного из звукового ряда, в словах;

- выделение звуков [д] и [д'] из звучащей речи;

- закрепление правильного произношения звуков [д] и [д'];

- четкое произнесение звуков;

- развитие фонематического слуха;

- дифференциация звуков [д] и [д'];

- звуковой анализ слогов;

- знакомство с буквой «Д»;

- печатание буквы «Д»;

- чтение слогов с изученными буквами;

- обогащение словарного запаса;

- развитие связной речи;

- развитие функции словообразования.

- развитие умения слушать товарищей;

- развитие внимания, мышления, воображения, логики.

Оборудование: бумажные буквы, картинки (тюльпан, танк, топор, телега, дым, дерево, доктор, дом - домик, дым - дымок, дуб-дубок), буквенная касса, прописи, картинка леса.

Этап занятия. (Задачи).

Речь учителя

Предполагаемая речь учеников

Примечания, время (мин)

1.Организационный момент.

(приветствие)

А - руки вверх

У - руки вперед

И - руки в стороны

О - руки перед собой

Э - руки овалом сзади

Ы -  руки овалом спереди. (Активно работают губы.)

- Садитесь.

1

2. Дыхательная и артикуляторная гимнастика

(подготовка речевого аппарата)

- поочередно открывать и закрывать рот;

- сидя за столом, положить локти на стол, голову опустить на руки, прижав подбородок к ладоням. Медленно открывать и закрывать рот.

- поочередно касаться кончиком языка углов рта;

- поднимать язык к верхней губе и опускать на нижнюю;

- присасывать язык к верхнему небу;

- прищелкивать языком.

- надуть щеки и удерживать набранный воздух;

- дуть на ватку, лежащую на столе, чтобы она двигалась.

(выполняют упражнения)

5

3. Проверка домашнего задания

(актуализация знаний)

- Какую букву мы изучали на прошлом занятии?

- Какие звуки она обозначает?

- Какое было домашнее задание?

- Кто готов ее рассказать? (логопед спрашивает нескольких детей).

- букву «Т».

- [т] и [т']
- выучить чистоговорку.

таки-таки-тяк — ах, какой пустяк;

токи-токи-тек — котик наутек;

туки-туки-тюк — тепленький утюг;

тыки-тыки-тик — часики тик-тик.

4

4. Постановка цели занятия.

Мы сегодня познакомимся с согласным звуком, по своему звучанию он очень похож на звук, который мы изучали вчера. А также мы будем печатать букву.

1

5. Работа с картинками. Выделение звука.

(развитие фонематического слуха)

- Посмотрите на картинки (называет каждую картинку). Подумайте, какое слово лишнее (называет еще раз).

- Почему вы так решили.

- Произнесите этот звук несколько раз.

- Какой это звук?

- Почему вы так решили?

- Положите руку на горло, произнесите звук. Вы чувствуете вибрацию от голоса?

- Значит, какой еще этот звук?

- Молодцы.

- Посмотрите на картинки (четко называет картинки).

- Какой звук мы слышим в начале слова «доктор»?

- А в начале слова «дерево»?

- Чем отличается звучание звука [д] в слове «дерево»?

- лишнее слово «дым».

- т.к. это слово начинается со звука [д].

- [д-д-д-д-д-д]

- согласный.

- его нельзя пропеть.

- да.

- звонкий

- [д]

- [д']

- звук произноситься мягко.

На доске картинки: тюльпан, танк, топор, телега, дым.

На доске картинки: дерево и доктор.

5

6. Выделение изучаемого звука в ряде звуков, в звучащей речи.

(развитие фонематического слуха)

- Я буду произносить ряд слогов. Как только вы услышите звук [д], немедленно хлопайте в ладоши.

- [т'-л'-х-ф-д-м-т-д'-п-к-с-д-м'-с'-д'-д-д'-л-ф'-в-л-м-д]

- А сейчас вам необходимо услышать звук в стихотворении. Будьте внимательны.

Посадил я деревце

Я по тропочке бродил,

я дубочек посадил.

Подрастай, дубочек-детка,

зеленей быстрее, ветка!

Завтра птица прилетит

и на ветке посидит.

Ну-ка, ну-ка пой, пичуга,

моего дубка подруга!

Г. Виеру

(выполняют задания)

4

7. Физкультурная минутка.

(дыхательная и артикуляционная гимнастика, развитие координации движений)

- Встаньте, мы с вами сейчас отправимся в лесное путешествие.

«Весёлое лесное путешествие»

  Паровоз привез нас в лес.

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

(ходьба с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.

(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,

одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

Вот идет сердитый еж:

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

(низко наклониться, обхватив руками грудь -

свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Вот веселая пчела детям меда принесла.

З-з-з! З-з-з!

Села нам на локоток,

З-з-з! З-з-з!

Полетела на носок.

З-з-з! З-з-з!

(звук и взгляд направлять по тексту)

Пчёлку ослик испугал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

На весь лес он закричал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

(укрепление связок гортани, профилактика храпа)

Гуси по небу летят,

Гуси ослику гудят:

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

(медленная ходьба, руки-крылья

поднимать на вдохе, опускать со звуком)

Устали по лесу гулять? Нужно отдыхать,

Сесть и сладко позевать.

(дети садятся и несколько раз зевают,

стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)

На доске картинка леса.

5

8. Знакомство с буквой.

(развитие воображения)

 - Посмотрите, пока мы были в лесном путешествии, к нам пришла буква «Д». Как вы думаете, на что она похожа.

- В какой замок мы ее поселим?

- Почему вы так решили?

- на дом, на парусник и т.д.

- в синий

- так как буква обозначает согласный звук.

На доске висит бумажная буква «Д».

3

9.Печатание буквы.

- Откройте свои буквенные кассы. Найдите в них букву «Д». Проведите несколько раз по ней пальцем. Отложите на край стола кассы, сверху положите букву.

- Откройте прописи, напечатайте букву.

5

10. Составление и чтение слогов с буквой.

(чтение)

- Сейчас я вам дам сложное задание. Откройте буквенные кассы. Слушайте меня внимательно. Составьте слог, в котором первый звук [д'], а второй [е].

Составьте закрытый слог, в котором две буквы «Д» и «А».

- Что у вас получилось? Прочитайте?

- Молодцы.

- Дайте характеристику первому звуку в слоге «ДА».

(по аналогии слоги «ДИ», «ДУ», «ЭД»,  «ЯД»)

- составляют.

- «ДА».

- звук [д] – согласный, звонкий, твердый.

Логопед смотрит на работу каждого ребенка.

5

11.Словообразование

(развитие речи)

- Посмотрите на картинки. Прочитайте. Что объединяет все слова? (картинки подписаны, висят в ряд вертикально).

- На первой картинке нарисован дом, большой, жилой. А как вы назовете дом маленький, кукольный. Дом, только ласково (логопед прикрепляет напротив этого слова подписанную  картинку маленького домика).

- По аналогии сделайте следующие слова.

- дом, дым, дуб.

- все слова начинаются на звук [д].

- домок.

- дымок

- дубок

5

12. Итог урока и домашнее задание.

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Какая буква его обозначает?

- Дома найдите предметы, которые прячут в себе звук [д], на следующем занятии скажете, что это за предметы.

- [д]

- «Д»

2

Работа воспитателя: 

  1. следить за правильным произношением звука [д];
  2. подбирать картинки, где «спрятался» звук;
  3. печатать букву;
  4. артикуляционная гимнастика;
  5. воспроизведение звуковых рядов со согласными звуками [б], [п], [т], [д].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква П и звуки, которые она обозначает"

Урок разработан с применением игровых технологий, содержит работу в группах....

Урок обучения грамоте "Буква Д и звуки, которые она обозначает"

урок изучения нового материала -знакомство с новой буквой и звуками....

урок по теме "Знакомство с буквой "С" и звуками,которые она обозначает"

Конспект урока по предмету "Обучение чтению" может помочь в организации учебного процесса учителю начальных классов общеобразовательной школы, работающему по УМК "Школа России"...

Урок обучения грамоте на тему "Буква В и звуки, которые она обозначает. Катание на велосипеде"

Презентация к уроку в период обучения грамоте "Буква В и звуки, которые она обозначает. Катание на велосипеде. " Этот урок - урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия, где дети знакомят...

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Буква Ю и звуки, которые она обозначает. »

Цель: знакомство с новой йотированной буквой Ю.Задачи: познакомиться с буквой Ю, ю и со звуками; дать понятие, что буква ю обозначает два звука в начале слова и после гласного и один – посл...