Анализ произведения "Девочка со спичками"
методическая разработка по чтению

Мазяркина Елена Владимировна
Анализ произведения "Девочка со спичками"

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. титульный лист

2. кратко об авторе. Биография. Ханс Кристиан Андерсен - датский писатель, прозаик и поэт, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых.

Г.-Х.Андерсен -датский писатель, один из немногих писателей мировой литературы, сумевший до конца отразить свои мысли , свое отношение к вещам, свое мировоззрение не в романах, драмах, а в сказках. По определению Андерсена «Девочка со спичками»-сказка. Сюжеты своих сказок он черпал не из книг, а из воспоминаний детства. Он вспоминал, что Дания- поэтическая страна, богатая народными сказками, старинными песнями, историческим прошлым. В детстве мальчик часто слушал сказки и истории из уст бедных старух. Потом открылась бесконечная творческая фантазия. Сказки Андерсена учат нас быть большим человеческим чувствам, учат и детей и взрослых, их знают и любят дети и взрослые всего мира. Мы тоже приобщимся сегодня к мировой литературе. Мать Андерсена выросла в нищете, и родители часто выгоняли ее из дома просить милостыню; она не могла решиться на это и целые дни просиживала под мостом у реки. Эта история и послужила основой для сюжета «Девочки со спичками».

3. наиболее известные произведения

4. краткое содержание

«Девочка со спичками» — это наверное самая грустная и печальная сказка великого датского сказочника Андерсена.

        Маленькая девочка в канун Нового года, когда все готовились в празднику, наряжали елку, накрывали праздничный стол, вынуждена была продавать серные спички на холодной улице. Мать и бабушка ее умерли, а отец плохо к ней относился и наказывал ее, если она не продаст спички. Девочка замерзала на холодной улице, она вдобавок потеряла башмаки, которые принадлежали ее матери и были ей велики.

        Замерзающая девочка решила погреться, зажигая спички. В искрах пламени она увидела праздничную красивую елку, зажаренного гуся и свою бабушку, которая взяла ее за руку и поднялась с ней высоко на небо. Это были прекрасные видения голодного и замерзающего ребёнка. Девочка умерла, но на ее губах была счастливая улыбка.

5. жанр и т.д

6. негативное влияние

7. сюжет

8. экспозиция

9. эпизоды

10. кульминация

11. развязка

12. главные герои. Девочка

13. бабушка

14. второстепенные герои. Отец

15. композиция

16. значение произведения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ханс Христиан Андерсен «Девочка со спичками» Мазяркина Е. В., МОУ «СОШ №9» г. о. Саранск

Слайд 2

Ханс Кристиан Андерсен - датский писатель, прозаик и поэт, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых.

Слайд 3

« Девочка со спичками »

Слайд 4

«Девочка со спичками» — это наверное самая грустная и печальная сказка великого датского сказочника Андерсена.

Слайд 5

Формат: Рассказ Жанр: Рождественская сказка Проблема произведения: Проблема отсутствия милосердия, жестокость, одиночество Средства раскрытия проблемы произведения: Средством раскрытия проблемы выступают отношения окружающих к ребенку, безразличие общества к проблемам детей.

Слайд 6

Негативное влияние произведения для младших школьников: Негативное влияние произведения обусловлено тем, что детский разум не готов в таком возрасте к восприятию насильственной смерти, которой погибла девочка, даже при том, что погибла она счастливой. Смерть в этом возрасте детям не понятна и чужда. Восприятие сказки может нести негативный, даже вредный характер, нарушая детскую психику. К тому же в произведении представлено абсолютное безразличие взрослых к серьёзным проблемам ребенка, его одиночеству и желанию прийти туда, где его ждут и любят. В этом случае, девочку ждут и любят, только уже «умершие» люди. Произведение несёт большую психологическую нагрузку, которую не каждый взрослый может выдержать и даже привести к суицидальным мыслям. Тема произведения: Одинокая несчастная доля ребёнка, детские страдания.

Слайд 7

Сюжет: Это бессмысленная и невероятная история несчастной девочки, ненужной ни воспитателям, ни обществу, для которой смерть является выходом. Действие сказки переносит читателя в Англию середины XIX века. После счастливого и беззаботного детства, девочка, которая ещё не вышла из нежного возраста окунается в мир жестокости и насилия, встречая на пути лишь безразличие и непонимание. Продавая спички на лютом морозе, она не теряет в горячем сердце доброту и милосердие к людям, даже при том, что не видит ответную реакцию. В душе девочки нет зла и обиды на этот мир, она просто хочет домой к любящим людям. Когда её настигает лютый мороз, единственным выходом для нее становится последняя коробка спичек. Но она использует ее не для согрева, не для спасения, а видя чудесные грёзы из детства, сжигает одну за другой «спасательные спички». В итоге, с последней спичкой, сердце её останавливается и она устремляется в мир её грёз.

Слайд 8

Экспозиция: Является фрагмент, заканчивающийся словами «...Как оно кратковременно!». В экспозиции мы видим описание жизни в провинции, описание природы и лугов. Завязка: Маленькая девочка брела по холодным улицам в надежде про-дать спички и выручить хоть сколько-нибудь грошей, но она не продала ни спички и боялась возвращаться домой.

Слайд 9

Эпизоды развития действия: 1.«Девочке почудилось, будто она сидит перед большой желез-ной печью с блестящими медными шариками...» 2.«Девочка увидела перед собой комнату, а в ней стол... , на столе...стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками!» (традиционное датское рождественское блюдо) 3.«Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской ел-кой.»

Слайд 10

Кульминация: «Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съежилась. Поджав под себя ножки.» «Девочка робко вытянула одну спичку и... чирк!»

Слайд 11

Развязка: Девочка встречается со своей любимой бабушкой. «Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они воз-неслись высоко-высоко - туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, они вознеслись к Богу.» Реальная развязка: «Морозным утром за выступом дома нашли девочку...она за-мерзла в последний вечер старого года.» Эпилог: Смерть девочки.

Слайд 12

Главные герои: Девочка со спичками с «горячим сердцем», но ледяными руками.

Слайд 13

Бабушка - единственная, кто любила девочку, была духом и вела девочку за собой.

Слайд 14

Второстепенные герои: Отец – жестокий, плохо относится к своей дочери.

Слайд 15

Композиция произведения не осложнена, повествование идёт линейно, сюжет произведения раскрывается постепенно.

Слайд 16

Этот рассказ производит сильно впечатление, вызывает множество эмоций, но из-за излишней жестокости не рекомендуется именно юным читателям, к которым он, собственно, и обращен — книга описывает лютую жестокость людей, безразличие, безнаказанность, смерть. Всё это вызывает отторжение не только у маленького читателя, но и у взрослых, вызывает сложные эмоции, которые дети, исходя из своего опыта не способны правильно воспринимать. Рассказ у детей вызовет лишь огорчение и стресс. Книга не рекомендуется младшим школьникам, но определенна полезна более взрослым осознанным читателям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спички-это не игрушки

Классный час о правилах пожарной безопасности...

Внеклассное мероприятие " Спички не тронь, в спичках- огонь!"

Внеклассное мероприятие по противопожарной безопасности для учеников 3 класса  выравнивания...

Внеклассное мероприятие "Спички не тронь, в спичках - огонь"

Мероприятие проходит во втором классе в форме беседы на классном часу ....

Внеклассное мероприятие "Спички не тронь, в спичках – огонь!"

Внеклассное мероприятие "Спички не тронь, в спичках огонь" проводится в начальной школе. Задачи:1. Развивать умение детей грамотно вести себя в случае пожара.2. Развивать основы навыков безопасности ж...

«Спички не тронь, в спичках огонь»

Сценарий тематического мероприятия  с детьми и родителями  по противопожарной безопасностиво второй младшей  группе ...