Конспект урока чтения в 1 классе Звук [ц] и буквы «Ц», «ц».
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Мазяркина Елена Владимировна
Конспект урока чтения в 1 классе Звук [ц] и буквы «Ц», «ц».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ts_1_kurs_vpo.docx551.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения в 1 классе

Тема урока: Звук [ц] и буквы «Ц», «ц».

Цель урока: познакомить с согласным звуком [ц] и буквами Ц, ц;

Задачи урока:

учить чтению буквы, чтению слогов, слов с новой буквой;

воспитывать любовь к животным и растениям и бережное отношение к ним;

развивать речь, мышление, память, воображение.

Оборудование: буквенная лента, схемы слова, печатная и прописная буквы (карточка), слоговые карточки с буквой ц, лист для выщипывания буквы, проволока для конструирования, разрезная азбука алфавит, картинки с изображением кузнеца, полотенца, зайца, огурца, цыпленка, цепи, слоговая таблица, тетрадь для печатания букв, учебник.

Ход урока.

1. Повторение ранее изученного

1.1. Работа с буквенной лентой.

– Урок чтения мы начнем с работы с «буквенной лентой». Давайте повторим буквы, которые уже изучили. Я показываю буквы, а вы следите и называйте их. (а, о, у, ы, я, ё, ю, и, е)

– Какие буквы вы назвали? (Буквы гласных.)

– Как читаются буквы гласных? (Как называются, так и читаются.)

– Все ли буквы гласных читаются так, как называются? (Нет.)

– Какие буквы имеют два варианта чтения? (Все буквы гласных второго ряда.)

– Как читается буква я? ё? е? (Буква «я» читается так, как называется, или как соответствующий гласный звук [а].)

– Когда буква «я» читается так, как называется, а когда как соответствующий гласный звук [а]? (В начале слов, после букв гласных и разделительных знаков твердого и мягкого буква «я» читается как [йа], после букв согласных – как звук [а].)

– Назовите буквы (указкой показывает буквы согласных). Какие буквы вы назвали? (Буквы согласных звуков.)

– Как читаются буквы согласных звуков? (Буквы согласных звуков читаются твердо и мягко.)

– Читаем каждую букву твердо и мягко… Все ли буквы согласных можно читать и твердо, и мягко? (Нет.)

– Почему? (Есть буквы согласных, которые читаются только твердо или только мягко.)

– Назовите буквы согласных, которые читаются только мягко. (й, ч)

– Назовите буквы согласных, которые читаются только твердо. (ж, ш)

– Когда буквы согласных читаются твердо? (Когда после букв согласных стоят буквы гласных 1-го ряда или они находятся в конце слова.)

– Когда буквы согласных читаются мягко? (Если после них стоят буквы гласных 2-го ряда или буква мягкий знак.)

– Назовите букву, которая написана на белом фоне «буквенной ленты». (Буква мягкий знак.)

  • Что обозначает буква мягкий знак? Почему буквы согласных пишутся в два ряда? (Потому что буквы согласных верхнего ряда обозначают голос и шум одновременно, их называют звонкими. Звуки в нижнем ряду обозначают больше шума, их называют глухими.)
  • Прочитайте буквы, обозначающие звонкие звуки. (н, м, р, л, й, б, в, г, д, ж, з)
  • Прочитайте буквы, обозначающие глухие звуки. (п, к, т, ш, с, х, ч)
  • Прочитайте парные. (б – п, г – к, д – т, ж – ш, з – с)
  • Прочитай        те непарные звонкие. (н, м, л, р, й)
  • Прочитайте непарные глухие. (х, ч)

1.2. Работа со слоговыми таблицами

а) чтение слогов-слияниий (таблицы вывешивается на доску).

  • Прочитайте буквы гласных… Прочитайте буквы согласного [с] (показывает указкой).
  • Покажите на пальцах, сколько вариантов чтения имеет эта буква. (Два.)
  • Какие? (Вариант твердого чтения [с] и вариант мягкого чтения [с’].)
  • А сегодня мы познакомимся с новым звуком и новыми буквами.

б) составление слов из слогов

2. Работа со звуком [ц]

2.1. Слоговой анализ опорного слова «кузнец»

  • Как называется человек, который изображен на картинке? (Кузнец.)

(картинка с изображением кузнеца вывешивается на доску)

  • Произнесите слово «кузнец». Сколько слогов в слове «кузнец»? Произнося слово, хлопайте в ладоши. (Два.)
  • Произнесите первый слог. (куз-)
  • Из чего состоит первый слог? (Из слияния твердого согласного с гласным и звука [з] твердого вне слияния.)
  • Составьте схему первого слога.

  • Произнесите второй слог. (-нец)
  • Из чего состоит второй слог? (Из слияния мягкого согласного с гласным и [ц] вне слияния.)
  • Составьте схему второго слога.

  • Произнесите все слово «кузнец» и определите, какой слог ударный. (Второй.)
  • Почему второй? (Потому что произносится с большей силой голоса.)
  • Поставьте знак ударения (черта сверху) над вторым слогом в схеме.

2. Выделение, артикулирование и характеристика звука [ц]

Оформление доски

  • Произнесите слово «кузнец»… Произнесите в слове последний звук, определите, гласный он или согласный. (Согласный.)
  • Почему согласный? (Потому что при произнесении звука [ц] участвует язык, произносится больше с шумом.)

  • Произнесите звук [ц], определите, звонкий он или глухой. (Глухой.)
  • Почему глухой? (При произнесении больше шума.)

  • Каким является звук [ц] – твердым или мягким? Произнесите его. (Твердый.)

  • Посмотрите на схемы. Давайте дадим полную характеристику звуку [ц]. (Согласный, глухой, твердый.)

2.3. Упражнения в различении звука [ц]

а) соотнесение звука [ц] с его семантическим изображением

(учитель называет звук [ц], дети показывают карточку синего цвета)

б) нахождение звука в словах, подобранных учителем

  • Ребята, я буду называть слова, в которых буду прятать звук [ц], а вам нужно его отыскать. Хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите звук [ц]. (Слова: сабля, цапля, ножницы, насос, солнце, золото, кольцо, цветы.)

в) нахождение звука [ц] в словах по изображениям «Кто внимательнее»

  • Назовите, что изображено на картинках. (Курица, цапля, полотенце, скворечник, горчица, кольцо, капуста, яичница, кастрюля, мотоцикл, ящерица, заяц, звезды, пуговицы, овца, ножницы.) Я буду указывать на картинку. Если в названии рисунка есть звук [ц], покажите карточку синего цвета.

г) нахождение звука [ц] в своей собственной речи

  • Ребята, попробуйте сами спрятать звук [ц] в словах.

(учитель повторяет слова, названные учениками, интонацией выделяет звук [ц])

д) нахождение изученных звуков в словах текста

  • Запомните слова со звуком [ц], которые встретятся вам в сказке.

Цыпленок Цып.

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыше и ждал, когда же, наконец, остальные цыплята вылупятся.

– Мама, ты неправильно сидишь! Видишь – никто не вылупляется больше!

Курица так удивилась, что только глазами захлопала.

– Ну, ты посиди, – говорит Цып, – а я пойду прогуляюсь.

Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:

– Неправильно ты цветешь! Надо вниз цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.

Сказал и пошел дальше. Смотрит – гусеница ползет.

– Эй, гусеница, ты неправильно ползешь!

– А как же надо? – удивилась гусеница.

– Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет!

Сказал и пошел дальше. Смотрит – цапля лягушек ловит.

– Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо! – И как прыгнет в болото.

Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо – цапля его вытащила.

– Чтобы учить, – говорит цапля, – надо самому что-нибудь знать.

Понял, Цып?...

Г. Юдин

3. Работа с буквами

3.1. Знакомство с буквами

  • С каким звуком мы познакомились на уроке? (Со звуком [ц].)
  • Звук [ц] на письме обозначается буквой Ц ц.

C:\Users\user\Desktop\1475273_html_m24022d6.jpg

  • Сколько букв записано на карточке? (4)
  • Какие буквы записаны? (2 печатные и 2 прописные.)
  • Зачем нужны печатные буквы? (Чтобы печатать в газетах, журналах, книгах.)
  • Зачем нужны прописные буквы? (Чтобы писать в прописях, в тетрадях, письма друзьям.)
  • Какие печатные буквы вы видите на карточке? (Заглавную и строчную.)
  • Зачем нужна заглавная буква? (Чтобы выделять начало предложения, названия городов, деревень, фамилии и имена людей.)
  • Зачем нужна строчная буква? (Чтобы писать слова в середине предложения.)

3.2. Упражнения на закрепление формы буквы:

а) на что похожа: стихи, картинки

Стул чинил сегодня мастер.                                Вот какая буква Ц:

Клеил он его и красил.                                         С коготочком на конце.

Мастер стул перевернул –                                   Коготок-царапка,

Стал на Ц похожим стул.                                     Как кошачья лапка.

                               (Степанов)                                                     (А. Шибаев)

Буква Ц

Внизу крючок

Точно с краником бочок.

                                      (Е. Тарлапан)

                               Буква Ц.

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы Ц,

Есть слова, где Ц – в начале,

Где в середине, где в конце.

Цепь, цветок и цифра – тут

Ц в начале все прочтут.

А в словах отец, боец

Ц мы пишем под конец.

Цапля ходит по болоту,

Ждут в гнезде ее птенцы.

Цирк откроется в субботу,

Уж приехали борцы.

В цех явились на работу

Молодые кузнецы.

В каждой строчке буква Ц –

Словно камушек в кольце.

И на каждой есть странице,

На границе и в столице,

И в цыплятах на крыльце

Тоже есть две буквы Ц.

  • В алфавите есть у буквы Ц определенное место, она расположилась между буквами Х и Ч, 24 буква в алфавите – буква Ц. На буквенной ленте она имеет тоже свое место, расположена на синем фоне, так как эта буква согласного, в нижнем ряду, потому что глухой, при произнесении всегда больше шума. Звук [ц] непарный, всегда твердый.

Физкультминутка «Цапля».

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не пускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

(2 раза декламируется, в первый раз дети стоят на одной ноге, во второй – на дргой)

б) нахождение изучаемой буквы среди других букв

Цапля сторожем в болоте

На одной ноге стоит.

– Цыц, куда вы в грязь идете? –

Всем зверенышам кричит.

  • Найдите букву Ц.

в) конструирование или выщипывание

(из проволоки конструируется буква Ц, ц; из бумаги выщипывается буква Ц, ц под руководством учителя)

г) печатание

  • Сегодня мы научимся печатать буквы Ц и ц.

(печатание мокрой тряпкой на доске – учитель, дети цветной синей пастой в теради в крупную клетку: Ц – 3 раза, ц – 3 раза)

4. Обучение чтению

4.1. Чтение буквы

  • Какую букву мы печатали? (Ц, ц)
  • А сейчас мы научимся ее читать. Что значит прочитать букву? (Нужно узнать, какой звук она зашифровала.)
  • Какой звук зашифровала буква Ц? (Звук [ц] твердый.)
  • Что значит твердый звук [ц]? (Всегда будет твердо читаться, нет в русском языке мягкого звука [ц’].)

4.2. Обучение чтению слогов

а) по буквенной ленте

  • Покажите на пальцах, сколько вариантов чтения имеет буква Ц? (Один.)
  • Какой вариант чтения? (Всегда только твердо, и никогда мягко.)
  • Давайте подружим букву Ц с гласными. А поможет нам в этом буквенная лента. Посмотрите, к какому гласному я подношу букву, а вы назовите гласный звук и слог, который получается.

б) по слоговым карточкам

в) по слоговой таблице

(читать вперед, назад, постоянно увеличивая скорость чтения)

г) чтение с договариванием до целого слова

Игра «Слоговой аукцион».

  • Придумайте слова, оканчивающиеся на -ца (курица, единица, синица, овца, луковица); на -цо (кольцо, яйцо, крыльцо); на -цы (кузнецы, концы, птенцы, огурцы).

д) чтение слогов по учебнику в парах

е) выборочное чтение (проверка)

(учитель называет слова, учащиеся называют слог хором:

цапля – ца, кольцо – цо, птенцы – цы, синицу – цу, цех – це, цирк – ци)

4.3. Обучение чтению слов

а) первичное чтение слов с доски (слова напечатаны на доске)

  • Мы научились читать слоги, а теперь научимся читать слова.

(на доске столбики слов)

  • Как читается буква «ц» перед буквой «е»? (Твердо).
  • Где находится буква «ц» в напечатанных словах? (В начале, в середине и в конце слов).

б) выборочное чтение на основе графического анализа

- Прочитайте слова с буквой «ц» в слиянии с буквой гласного (вне слияния).

в) выборочное чтение на основе лексического анализа слова

- Прочитайте слова, которые  называют родственноков.

4.4. Обучение чтению текста

а) подготовка к чтению текста

- Посмотрите на страницу 174. Что изображенио на рисунке? (Арена цирка)

- Каких участников представления вы узнали? (Клоуны, жонглер, эквилибрист, наездница, дрессированные животные).

б) черновое чтение (с.175)

- Прочитайте предложения шепотом.

в) анализирующее чтение

(чтение текста по предложениям)

  • Прочитайте предложения о тех животных, которых вы видите на картинке.
  • Прочитайте предложения о животном, изображения которого нет на картинке.
  • Найдите предложение, передающее отношение автора к цирку. Обратите внимание на знак в конце предложения.

г) черновое  чтение (с.176)

- Переверните страницу, самостоятельно прочитайте стихотворение С. Я. Маршака.

д) проверка восприятия

- О каких дрессированных животных пишет Самуил Яковлевич? (Медведь, слон, морская черепаха).

е) анализирующее чтение

- Найдите предложение, в котором говорится о том, чему люди обучили медведя и морскую черепаху?

- Как назван слон в стихотворении?

- В чем заключается работа канатоходца и жонглера? Можно ли жонглировать и идти по канату одновременно? Прочитайте предложении о нем.

е) образцовое чтение

  • А теперь представьте, что вы пришли на экскурсию на телевидение, и вам разрешили прочитать текст для всей страны. Помните, что читать нужно быстро, ясно, четко. Кто хочет попробовать?

5. Упражнения в развитии речи и мышления.

5.1. составление слова из букв:

- Составьте слово из букв, напечатанных на доске: КЕЦВОТ (Цветок).

- Что называется словом «цветок». (Растение. Часть растения.)

5.2. Составление рассказа по сюжетной картинке

(картинка вывешивается на доску)

- Кого вы видите на картинке? (Двух девочек).

- Чем они заняты? (Ухаживают за клумбой с цветами).

- Составьте рассказ об этих девочках.

- Давайте послушаем, что у вас получилось. (Выслушивается несколько рассказов детей).

5.3. Разучивание стихотворения

- Послушайте стихотворение. (Чтение сильным учеником с доски).

Т. Собакин

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы.

- О чем это стихотворение? (О бережном отношении к природе).

- К чему призывает автор каждого из нас? ( Не рвать цветы).

- Что может исчезнуть из жизни, если мы сорвем все цветы? (Красота и доброта).

- Давайте хором прочитаем стихотворение и выучим его наизусть.

6. Языковая и орфографическая пропедевтика

  • Прочитайте предложение: Цыпленок Цып любит цветы.
  • Прочитайте слова, которые написаны с большой буквы. (Цыпленок – начало предложения, Цып – имя цыпленка.)
  • Прочитайте предложение.
  • Прочитайте предложение так, как будто вас оно удивило. (Цыпленок Цып любит цвет!)
  • Прочитайте предложение так, как будто вы не уверены и спрашиваете. (Цыпленок Цып любит цветы?)
  • Какие еще знакомые виды орфограмм вам встретились в этом предложении? (Слова пишутся раздельно, ставится знак конца предложения, слова «цыпленок» и «Цып» пишутся с буквой «ы»).
  • Найдите слова с безударными гласными звуками. (Цыпленок, любит, цветы).

7. Итого урока

  • Наш урок подошел к концу, давайте вспомним, с каким звуком мы познакомились на уроке. (Со звуком [ц].)
  • Охарактеризуйте этот звук. (Согласный, глухой, твердый, непарный.)
  • Сколько вариантов чтения имеет этот звук [ц]? (Всегда один.)
  • С какими буквами познакомились на уроке? (Большой маленькой печатными буквами «Ц», «ц».)
  • Молодцы, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....

Конспект урока чтения. 1 класс "Звуки [т]. [т’]. Буквы Т, т."

Вид урока: изучение нового материалаЦели урока:   1. Учить выделять звуки из слов, давать им характеристику, узнавать изученные   буквы; формировать навык чтения сочетаний бук...

Урок литературного чтения 1 класс Звуки б,бь, буквы б,Б.

Урок литературного чтения в 1классе по Программе "Школа России" Тип урока -знакомство с новыми знаниями.Урок составлен с использованием игровых технологий, индивидуальной и групповой работы, ИКТ. К ур...

Конспект урока чтения 1 класс Звуки [л], [л\']. Буквы Л л.

Цель: познакомить учащихся с согласными  звуками [л, л] и способом их обозначения на письме с помощью букв Л,л....

Конспект урока чтения 1 класс на тему "Звук и буква д"

Цель урока: познакомить учащихся со звуком и буквой д....

Конспект урока по развитие речи "«Звук [у] и буква «у». Письмо строчной буквы «у»" 1 класс , УМК "Перспектива"

Конспект урока по русскому языкуТема: «Звук [у] и буква «у». Письмо строчной буквы «у».Цели деятельности учителя: формирование умений распознавать звук [у] и соотве...

Конспект урока в 1 классе «Звуки [н] [н,], буквы Н, н. Предложение и слово.»

  Цель: познакомить учащихся с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [н], [н’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; учить акцентирова...