Открытый урок в 3 классе по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Михалёва Татьяна Николаевна

Открытый урок в 3 классе по литературному чтению "Собирай по ягодке - наберешь кузовок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ открытого урка по литературному чтению в 3 классе.

Уважаемые, коллеги, вы просмотрели урок целью которого было формировать читательскую компетенцию  учащихся средствами технологии продуктивного чтения.

Мы работали с сплошным и не сплошными текстами

Задачи, которые решались на этом уроке- открытие автора, его оценки на происходящие события, воспитание в детях любви к труду, и конечно совершенствование навыков осознанного правильного чтения.

На первом этапе я применила прем который называется «яркое пятно»

Он позволил актуализировать знания детей и эмоционально включить их  в прочтение нового текста.

Данный урок был построен по технологии продуктивного чтения, которая включает в себя 3 этапа работы с текстом.

- до чтения

- во время чтения

-после чтения

На первом этапе я применила прием- антиципация: прогнозирование содержания текста по заглавию, по иллюстрации.

На втором этапе шел диалог с автором, в ходе которого дети погружались  текст.

На третьем этапе создали не сплошной текст в виде схемы, где дети поработали отдельными группами. Информацию, которую они вычитали помогла и определить главную мысль произведения. Работа в группах на этом этапе способствовала развитию лидерских качеств, приобретению детьми коммуникативных умений.

А также использовала и другие  методы и приёмы обучения:

  • проблемно-поисковый;
  • информационный;
  • словесный;

Прием «Написание синквейна»

Я на уроке формировала 4 группы умений и метапредметное понятие трудолюбие.

Чередование видов деятельности, своевременное проведение физминуток, специально подобранных к теме урока, способствовало сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Во время рефлексии дети оценили свое эмоциональное состояние и рассказали может быть как они позиционируют себя  с героем этого произведения. Использованы различные виды контроля: ученик – ученик (при групповой форме и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель.

Дети работали активно.

На мой взгляд цели и задачи были реализованы



Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока Литературное чтение в 3 классе

Учителя начальных классов

Михалевой Татьяны Николаевны

Тема урока

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – насобираешь кузовок».

Место урока в разделе

раздел «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Тип урока

открытие новых знаний.

Форма организации учебной работы

: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технология: 

Продуктивное чтение

Цели урока

познакомиться с произведением Б. В. Шергина «Собирай по ягодке - наберешь и кузовок». Совершенствовать технику чтения, развивать речь, учить мыслить, рассуждать. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, любовь к знаниям.

Задачи урока

1. Образовательная: формировать умения работать с текстом произведения; читательский опыт детей через самостоятельное чтение, выборочное чтение, анализ произведения.

2. Развивающая: развивать навыки правильного, выразительного, осознанного чтения, навыки анализа, обобщения, сравнения, классификации.

3. Воспитательная: воспитывать художественный вкус, чувства сопереживания, сочувствия, доброты.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающийся познакомится с биографией автора Б.В. Шергина, с его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Познавательные УУД

Обучающийся получит возможность научиться выделять необходимую информацию в тексте; определять тему и главную мысль текста; работать с маркированными в тексте строчками.

Регулятивные УУД

Обучающийся получит возможность научиться выделять и осознавать то, что уже усвоено на уроке, и то ещё необходимо усвоить.

Коммуникативные УУД

Обучающийся получит возможность научиться строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; использовать интонационную выразительность речи.

Обучающийся получит возможность использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ

Учебник.

Карточки с пословицами, корзинки. ягоды для рефлексии, карточки с названиями пословиц, корзинки.

Компьютер, проектор.

Межпредметные связи

Физкультура.

Организация пространства

Парты расставлены традиционно в три ряда.

Ход урока:

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

I. Мотивация к учебной деятельности

Настроить учащихся на рабочий лад, определить понятия чему ребёнок хочет научиться, что он может и зачем ему это  нужно.

 Здравствуйте ребята. Меня зовут Татьяна Николаевна. Урок сегодня проведу у вас я.

-Я очень люблю уроки литературного чтения.

А вы их любите?

- А за что вы их любите? Можно узнать?

- А чего вы ждете от сегодняшнего урока литературного чтения? Начните свой ответ со слов:

Сегодня на уроке мне хотелось бы..

(Слайд 1)

Ребята, а вот чтобы все у нас получилось на уроке, что нам необходимо?

- А слушать товарищей нам нужно?

- Ребята, мы настроили себя на деловой лад, пусть все у нас с вами получится.

Проверяют свою готовность к уроку, учатся налаживать эмоциональный контакт  друг с другом и с учителем.

 Отвечают

Коммуникативные:

Взаимодействие с учителем и одноклассниками.

Личностные: самоопределение к деятельности, настрой на урок.

II. Актуализация знаний и постановка темы урока

Работа с заголовком

Знакомство с автором

Работа с иллюстрациями

Работа со словарными словами

III . Реализация поставленных целей и задач

Первичное чтение

Проверка первичного восприятия

Физминутка

Повтрное чтение

 Групповая работа

Работа после чтения

Анализ произведения

Итог урока

Рефлексия

Включение учащихся в учебную деятельность

Формирование умения предугадывания содержания текста

Познакомиться с биографией писателя Б.В.Шергина.

Организация первичного знакомства с текстом (лучше читать  учителю или хорошо читающим детям)

Первичный анализ текста

Психологическая разгрузка

Создание мотива для перечитывания

Проверить внимание и восприятие текста детьми. Учить детей строить логическую цепочку.

Организация коммуникативного взаимодействия для определения содержания произведения

Учиться оценивать свою работу.

- Ребята, у вас на столах лежат необычные ягодки с пословицами.

-Прочитайте их, пожалуйста.

- О чем они?

-Настя, прочитай свою пословицу,

-Саша прочитай свою.

- Ребята, а как вы думаете, почему я начала урок с пословиц о труде?

- Давайте откроем учебник на стр. 124 и прочитаем название  рассказа.

- Какое необычное название нашего рассказа!

-Что это?

- Как вы понимаете ее?

- Верно! Только упорный и кропотливый труд может привести к ожидаемому результату.

- Ребята, а как вы понимаете слово кузовок?

- Конечно. Кузовок – это это старинный крестьянский предмет домашнего обихода, предназначенный для сбора садовых ягод и грибов

(Слайд 2)

-Вы можете предположить по названию рассказа, о чем он?

Ребята, а кто является автором нашего рассказа?(Слайд 3)

Рассказ об авторе ( 1 мин)

- Небольшой рассказ об авторе нам приготовила….

- Б.В.Шергин – русский писатель. Родился в 1896г, в г.Архангельске. Там же провел детство и юность. Отец будущего писателя был кораблестроителем. Маму свою Борис называл «хранительницей слова» - за то, что она рассказывала ему былины. Борис Викторович с детских лет хорошо рисовал.  

Борис Викторович Шергин – удивительный писатель, знаток старины: былин, сказок, песен, рассказов на темы русских пословиц. Его рассказы словно пересыпаны пословицами и поговорками. Читать их одно удовольствие. Писатель очень тонко чувствует красоту, как старинного русского языка, так и современного. 

Все произведения Шергина учат нас добру и справедливости, трудолюбию.

- Спасибо.

Ребята, а вы уже догадались кто является главным героем и о чем именно пойдет речь в рассказе?

А как мы это можем узнать?

- Правильно, но прежде чем мы начнем читать наш рассказ, давайте рассмотрим иллюстрации в учебнике.

-Откройте стр 124

- Кто изображен на первом рисунке?

Что они делают?

-Предположите, о чем они могут беседовать?

-Верно.

-А теперь откройте учебник на стр. 127.

- Кто изображен на ней?

-Чем они заняты?

- Хорошее предположение.

А именно о чем этот рассказ. Мы узнаем после прочтения.

Но сначала мы поработаем со словами, которые возможно будут вам непонятны: (слайд 4)

красовито

Паркечик

Незалежливый

Работа во время чтения ( 15 мин)

Академия-высшее учреждение.

Вылощил волчьим зубом –натёр до блеска.

Паркетчик – мастер, который составляет из дощечек узоры.

Штукатурное – мастер, работающий с известковым раствором о время ремонта или строительства.

Малярное –маляр-рабочий, занимающийся окраской зданий

- По  ходу чтения мы с вами будем вступать в диалог с автором, будем задавать вопросы и сами искать на них ответы

- Читать начну я, а вы следите глазками, чтобы потом продолжить чтение.

- Итак Б.В. Шергин «Собирай по ягодке, наберешь кузовок»

(читаю до слов «Это особое дело»)

-А вы можете предположить каким делом занималась бабушка?

Читает ученик до слов ( Митя рассказал о своей работе)

Ребята, а какой вопрос можно задать автору?

( Чтение до слов Митя радовался)

-ребята, давайте предположим чему же Митя радовался)

(Чтение до слов «Слушай меня Митя»)

- Ребята, какой же совет мастер мог дать Мите? Предположите.

-Давайте проверим ваши догадки.

(Чтение до слов в твоем вкусе)

-Ребята, как вы думаете последовал Митя совету мастера?

-Предположите как он справился с работой.

( чтение до конца)

- Понравился ли вам рассказ Шергина?

- Оправдались ли ваши предположения?

- Какой совет дал мастер Мите?( найдите его в тексте)

-Прав ли он оказался?

- Как вы думаете, какой урок извлек для себя Митя?

-Ребята. В тексте нам встретились пословицы, и фразеологизмы,  давайте найдем их и прочитаем

- Как вы понимаете эти пословицы и фразеологизмы?

- Молодцы, ребята. Вы очень внимательны.

-История с Митей закончилась, но не закончилась наша с вами работа.

-мы с вами немножечко устали, давайте встанем, отдохнем:

Физминутка ( 1 мин)

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. (дети водят хоровод, взявшись за руки)
Спелых ягод наберем, наберем. (идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды)
Солнышко высоко, (встают лицом в круг, тянутся руками вверх)
А в лесу тропинка. (наклоняются и пытаются достать пол)
Сладкая ты моя, (идут по кругу, взявшись за руки)
Ягодка-малинка.

- У Мити все получилось. А изменилось ли его отношение к делу?

_ Мне очень интересно проследить как же менялось его отношение к труду.

- А вам интересно.

- Сейчас мы с вами будем настоящими исследователями.

 - И для работы вам понадобятся тексты и фломастеры, которые лежат у вас на партах. Мы будем работать в группах.

 Первая группа Должна найти и подчеркнуть в тексте, как Митя работал, до того как мастер дал ему совет.

Вторая группа должна найти и подчеркнуть, как Митя стал выполнять работу после совета мастера

Третья группа должна подчеркнуть какой результат получился у Мити в первой части,

Четвертая группа, какой результат получился во второй части.

Пятая группа будет выполнять творческое задание ( Склеить дощечку)

Ребята, определитесь кто будет зачитывать ответы.

( 2 мнуты)

-Ребята, давайте проверим что у нас получилось.

- Ребята, давайте проследим изменилось ли отношение Мити к работе?

- Ребята, мы с вами составили схему, а схема – это текст. Как любой текст наша схема должна иметь заглавие.

- как бы назвали нашу схему?

А что ему помогло добиться хорошего результата?

-Ребята, а с вами могла произойти такая история?

Какой же урок дает нам автор?

(Каждое дело нужно доводить до конца)

Ребята, вы замечательные изыскатели.

- А что вы узнали о себе?

-Сегодня на уроке я познакомился

- Я понял

- Мне было трудно

(слайд)

- Вы наверное обратили внимание как я оформила доску.

- Это год в Росси объявлен годом театра,

Ребята, а что нужно чтобы попасть в театр?

- Сегодня вы поработали очень хорошо

- Каждая работа должна быть вознаграждена.

- И я хотела бы подарить вам билеты на следующий урок, на котором мы с вами будем настоящими актерами театра.

 для этого вы дома должны приготовить пересказ текста.

Все работали отлично.

- На доске прикреплены две корзинки со смайликами. Оцените свою работу на этом уроке и прикрепите свою ягодку в ту корзинку, которая соответствует вашей работе на уроке.

Дети читают пословицы.

- отвечают

Дети читают

Читают

Дети высказывают свое мнение

Ответы детей

Отвечают

Читает ученица, остальные слушают

Прочитав рассказ

Предполагают

Работают со словарными словами

Слушают  и читают  текста

Учащиеся высказывают свои предположения. Ни одна из версий не отстраняется от рассмотрения, для того, чтобы выяснить кто же всё-таки оказался прав.

Отвечают

Повторяют за учителем

Высказывают свое мнение

Работают в группе.

Зачитывают ответы

Дают свои ответы

В виде театра

Отвечают( Билеты)

Дети крепят ягоды под соответствующим смайликом

Регулятивные:

Умение анализировать задание и выполнить необходимое соотношение.

Познавательные: применение знаний при выполнении задания

Коммуникативные:

Умение работать в соответствии с поставленной задачей. Формулировка ответа на поставленный вопрос.

Регулятивные:

Умение предугадывать содержание произведения по заглавию, опорным словам.

Осуществлять взаимоконтроль

Коммуникативные:

Уметь формулировать свой ответ; осуществление рефлексии своей деятельности.

Познавательные:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные:

Выполнение учебных действий

Познавательные:

Осознанно воспринимать полученную информацию.

Регулятивные:

Умение предугадывать содержание произведения Осуществлять взаимоконтроль,

Умение строить последовательную цепочку рассуждений.

Коммуникативные:

Уметь формулировать свой ответ; осуществление рефлексии своей деятельности.

Познавательные:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Личностные:

Уметь анализировать поступки и делать из них выводы. Умение анализировать чтение своего одноклассника.

Познавательные:

Умение работать с текстом, его содержанием. Находить необходимые отрывки для ответа на вопрос.

Коммуникативные:

Умение договариваться, слушать и слышать друг друга

Личностные:

Уметь анализировать поступки и делать из них выводы. Умение анализировать чтение своего одноклассника.

Познавательные:

Умение работать с текстом, его содержанием. Находить необходимые отрывки для ответа на вопрос.

Коммуникативные:

Умение договариваться, слушать и слышать друг друга


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения в 3 классе

Слайд 2

Сегодня на уроке мне хотелось бы…

Слайд 3

«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Слайд 4

Кузовок – это старинный крестьянский предмет домашнего обихода, предназначенный для сбора садовых ягод и грибов

Слайд 5

Б.Шергин Борис Викторович Шергин – удивительный писатель, знаток старины: былин, сказок, песен, рассказов на темы русских пословиц. Его рассказы словно пересыпаны пословицами и поговорками. Читать их одно удовольствие. Писатель очень тонко чувствует красоту, как старинного русского языка, так и современного. Все произведения Шергина учат нас добру и справедливости, трудолюбию.

Слайд 8

Первая группа Найти и подчеркнуть в тексте, как Митя работал в первой части Вторая группа Найти и подчеркнуть в тексте, как Митя работал во второй части Третья группа Найти и подчеркнуть, какой результат получился у Мити в первой части Четвертая группа Найти и подчеркнуть, какой результат получился у Мити во второй части.

Слайд 9

Утром проснется рано и до полдня валяется в постели. В воображении своем видит работу законченной, любуется ею, всплескивает руками от радости: одеваясь, танцует и поет. На минуту присядет к столу, подберет нужные дощечки, но радость подмывает его . За неделю работа не подвинулась ни на полмизинца Митя прилежно, как ученик, начал выполнять урок, данный мастером. Митя сначала не верил, что при такой малой норме успеет кончить работу в срок. Пригоняет пластинки одну к другой тщательно -комар носа не подточит. Тихо подвигалась ладонь по доске, и вслед за движением художной руки доска превращалась в цветущий сад. За сутки раньше срока Митя закончил работу

Слайд 10

Главная мысль произведения Л юбую работы можно выполнить имея терпение и доводить до конца

Слайд 11

Синквейн На первой строчке записывается одно слово – существительное . На второй строчке надо написать два прилагательных На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна . На четвертой строчке размещается фраза, с помощью которой ученик выражает свое отношение к теме. Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме

Слайд 12

Рефлексия Продолжите фразу : Сегодня я понял….. Мне захотелось… Мне было трудно….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Открытый урок с презентацией по литературному чтению. В. Драгунский "Тайное становится явным"

Тема: «Первичное знакомство с произведением В.Ю.Драгунского   «Тайное становится явным» Цели урока: - познакомить детей с произведением В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» - совер...

БИНАРНЫЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК. 2 КЛАСС (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ /АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)

Данный урок представляет собой интеграцию различных предметов, с целью наиболее полноценного усвоения учебного материала.В такой яркой, неординарной форме проведения урока сокрыты большие потенциальны...

Открытый урок в 3 классе по литературному чтению

Материал для открытого урока по литературному чтению....

Открытый урок с презентацией по литературному чтению 4 класс. Тема: П.П. Бажов " Серебряное копытце".

Открытый урок с презентацией по литературному чтению 4 класс. Тема: П.П. Бажов " Серебряное копытце"....

конспект урока 3 класс по литературному чтению "Сивка - Бурка"

конспект урока 3 класс по литературному чтению "Сивка - Бурка"...