Урок по чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Мадяева Галина Александровна

Тема:  В.Ю. Драгунский «Главные реки»

Цель: формирование правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_chteniyu.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по чтению

Технология продуктивного чтения

Тема:  В.Ю. Драгунский «Главные реки»

Цель: формирование правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.

Познавательные УУД:

- развиваем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

- развиваем умение выявлять сущность, особенности объектов;

- развиваем умение на основе анализа объектов делать выводы;

- развиваем умение обобщать и классифицировать по признакам;

- развиваем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

-развиваем умение слушать и понимать других;

- развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- развиваем умение оформлять свои мысли в устной форме;

- развиваем умение работать в паре, в группе.

Регулятивные УУД:

- развиваем умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- развиваем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

- развиваем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

- развиваем мотивацию к обучению и целенаправленной  познавательной деятельности;

- развиваем умение оценивать свои поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Ход урока

1.Орг. момент.

- Сегодня на уроке я  покажу технологию продуктивного чтения, а ребята , надеюсь мне помогут. Мы ожидаем, что у нас всё получится.

2. Работа с текстом до чтения.

Цель: прогнозирование будущего чтения.

- Нас сегодня ждёт встреча. Как вы думаете с кем?

- С каким произведением? Сформулируйте тему урока.

- Прочитаем название «Главные реки».

- Предположите о чём или о ком  может быть текст по названию? (Может о реках, о путешествии, о чем-то главном.)

-Рассмотрим иллюстрации в учебнике.

- Можно на иллюстрации найти реки?  Что еще видите на иллюстрации?

 - Кого изобразил художник? Предположите содержание текста по иллюстрациям. Выделите героев текста.

- Как мы можем проверить предположения, что для этого мы должны сделать? Прочитать текст.

Этап завершается постановкой цели.

- Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения.

3. Работа с текстом во время чтения.

Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.

Комментированное чтение с остановками.

Словарная работа проводится по ходу чтения.

1-ю часть читает учитель.

- Какой возникает вопрос?  (Почему уроки нужно учить, почему герой об этом догадался только вчера?)  

- Возраст героя? От чьего лица ведётся повествование?

- Читаем как ответил герой.

- Предположите в какую историю он мог вляпаться? (Вляпаться – попасть.)

- А я, вместо того чтобы учиться, продолжите мысль … .

(Предположите, почему герой не успел выучить уроки?)

- Читаем ответ.

- Чем занимался мальчик?

- Какой возникает вопрос, почему герой забыл обо всём на свете? Читаем ответ.

- Представим эту ситуацию, что же произойдет на следующий день?

2-часть читают дети.

(Как на пожар - … .)

(Во всю прыть - очень быстро, на пределе своих возможностей.)

- Вопрос. У меня сразу испортилось настроение …, почему?

- Чтобы вы придумали на месте Дениса?

Посмотрим, что придумал герой.

(Крестьянин, на дровнях, рысью)

 - Почему Мишка отвернулся? ( Ему стало обидно, он хотел помочь, а Денис грубо ему ответил)  (Не срамись – не позорься .)

- О чём говорит его поза?

(Продекламировал – прочитал выразительно.)

- А что обозначает слово «кругозор»? Словарь.

(В «Словаре» Ожегова кругозор в прямом значении – Пространство, которое можно окинуть взором. Но здесь в переносном значении – объем знаний, интересов кого-либо.)

- Вот когда мне стало худо …, почему?

- Как вы думаете, что ждёт героя?

- Что увидели в конце?

- А вы знаете, как называется самая большая река в Америке? ( Самая длинная река Северной Америки – Миссисипи, на языке индейцев обозначает «Великая река»)

Физминутка

4. Работа с текстом после чтения.

Цель: достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение  читательских впечатлений до уровня законченной мысли.

- Совпали ли ваши предположения о содержании?

- Повествование ведётся от героя произведения Дениски.

- Объясните, почему именно такой приём выбрал автор?

(Жизнь воспринята глазами, умом и сердцем ребёнка.)

- К какому жанру относится это литературное произведение?

- Почему рассказ? ( Малое количество героев, одно событие, небольшой объем)

- К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение?

- Помогают ли герою подсказки друзей? Вот к каким нелепым ситуациям приводит медвежья услуга.

- Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось опаздывать или прийти с невыполненными уроками и вас обязательно спрашивали, или подсказки были не понятны для вас? Что вы испытывали в тот момент?

- Вернёмся к названию, про главные реки почти ничего не говорится, произведение получило такое название. Объясните, почему? (Именно эпизод с незнанием главной реки Америки помог сделать вывод Денису, что уроки необходимо учить всегда.)

- Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего? (Начало и конец произведения.)

- Как вы думаете над чем заставляет задуматься автор?

(Этот нелепый случай может заставить задуматься каждого ребёнка. Если не хочешь быть смешным и выглядеть в глазах своих товарищей – учи уроки ежедневно.)

5. Творческие задания

Работа в парах, в группах.

В парах: найти отрывок из текста, который подходит к первой иллюстрации.

1-я группа: найти пословицу, которая подходит к произведению.

Скучен день до вечера, когда делать нечего.

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Делу время – потехе час.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

2-я группа: выбрать информацию о качествах характера героя.

(Добрый, грубый, находчивый, трудолюбивый, любит читать, хочет быть взрослым, общительный, любознательный, весёлый, самостоятельный, злой.)

3-я группа: составить план рассказа, восстановить последовательность.

1) Вечером мне некогда было приготовить уроки, а утром я немного заспался.

2) На уроках мне удалось затаиться, и Раиса Ивановна вызвала меня к доске.

3) Раиса Ивановна потребовала, чтобы я прочёл стихи, а я их не знал.

4) Ребята стали мне подсказывать, но получилось ещё хуже.

5) Тогда Раиса Ивановна решила проверить мой кругозор и попросила назвать самую большую реку Америки.

6) Я дал слово учить уроки всегда.

4-я группа: составить эмоциональную партитуру.

Составьте необычный план рассказа не от содержания, а от настроения повествования.

Вступление – спокойное, умиротворённое.

Завязка – что-то настораживает, чувство тревоги, беспокойство.

Кульминация – неудоумение от злого поступка людей, осуждение.

Развязка – унылое опустошение в душе, грусть, сожаление.

Проверка заданий.

- Можно ли назвать это произведение юмористическим? Что смешного в этом рассказе? Обязательно ли смешное бывает весёлым и радостным?

- Для читателей это смешной рассказ, а для героя? Было ли жалко Дениску?

- Прочитав произведение, что вы узнали об авторе?

(Виктор Драгунский – детский писатель. Любимая тема писателя: дети. Его интересует состояние детской души, в своих рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя.)

Первые рассказы про Дениску Кораблёва появились в 1959 году. И до сих пор эти рассказы любят и дети, и взрослые. О приключениях вы можете узнать  из книги «Денискины рассказы» В.Ю.Драгунского. В ней 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской.

Драгунский обращался к взрослым: «Спешите приносить детям радость».

- О чём говорит это обращение?

- А теперь продолжите мысль

 Спешите приносить  …  .

6. Рефлексия.

- Продолжи фразу

Сегодня я понял … .

Мне захотелось … .

Мне было трудно … .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...