Конспект урока
план-конспект урока по математике (4 класс)

Татьяна Николаевна Ангархаева

Конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_m.v.lomonosov.docx29.64 КБ
Файл zadaniya.docx16.17 КБ
Файл m.v.lomonosov.pptx136.79 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Предмет: интегрированный урок математики и окружающего мира

Тема: «Он сам был первым нашим университетом (А.С.Пушкин)»

Цели: показать вклад М.В.Ломоносова в развитие русской науки и культуры; закрепить знание письменных и устных приемов умножения и деления.

Задачи: 1) образовательные: формировать умение решать уравнения и задачи изученных видов;

2) развивающие: способствовать развитию логического мышления, зрительной памяти, речи, внимания, любознательности, сообразительности;

3) воспитывающие: содействовать воспитанию интереса к учебе, формированию чувств патриотизма, уважения к научным деятелям.

Оборудование: таблица с ответами, карточки с уравнениями, примерами, мультимедийная компьютерная установка, портрет М.В.Ломоносова.

I

слайд темы урока

слайд к

эпиграфу

Ход урока:

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Николаевна.

Сегодня мы проведем интегрированный урок  математики и окружающего мира. Тема нашего урока «Он сам был первым нашим университетом». Эпиграфом урока  являются следующие строки:

                                      Везде исследуйте всечасно,

                                      Что есть велико и прекрасно,

                                      Чего еще не видел свет.

1 мин

II

запись на доске

Повторение пройденного (устный счет)

Решив примеры, мы узнаем, о ком пойдет речь на уроке.   Вы должны заменить  ответы буквами из таблицы. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны.

              43 – 127 × 0 = 43           Л

              81 × 1 – 0 × 32 = 81       О

              7 × 1 × 100 = 700           М

              82 – 37 ÷ 37 = 81            О      

              178 × (57 – 57) = 0         Н              

              900 × 9 ÷ 100 = 81         О

               18 × (53 – 52) = 18         С

    8100 ÷ (5300 – 5200) = 81        О    

              84 – 7 × 12 + 35 = 35      В

В

Л

М

Н

О

С

35

43

700

0

81

18

Какое слово получилось? Давайте прочитаем хором. (Ломоносов)

А может кто – то знает имя и отчество? Что вы знаете о нем?

Молодцы!

Сегодня мы узнаем об этом человеке. Его зовут Михаил Васильевич Ломоносов.

4 мин

III

слайд – портрет

слайд – карта России

слайд – северное сияние, айсберги

карточки с уравнениями

слайд о воспоми

нании

слайд о качестве личности

задача

с. 49  № 239

слайд академии

Изучение нового материала

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году. Его родина – Русский Север, край отважных, трудолюбивых и предприимчивых людей. Здесь, на изгибе реки Северная Двина, приблизительно в 80 км от Архангельска, в маленькой деревне Холмогоры родился будущий великий русский ученый.

(слайд, на котором изображена карта России, место рождения М.В.Ломоносова деревня Холмогоры)

Его мать, Алена Ивановна, была дочерью священника и умела немного читать. Его отец, Василий Дорофеевич, не знал грамоты, но среди односельчан был человеком уважаемым. Он первым построил  себе парусник и совершал на нем далекие плавания. Когда Михаилу исполнилось десять лет, отец стал брать его с собой на рыбные промыслы в море. Ко всему присматривался любознательный мальчик: величественная природа края, северные сияния, могучие айсберги Северного Ледовитого океана производили на него глубокое, неотразимое впечатление, волновали воображение, занимали ум.

Для крестьянского мальчика того времени Ломоносов рано научился читать. Его первым учителем стал помощник церкви. В двенадцать лет Михайло считался лучшим чтецом в местной церкви. Страстное желание учиться не давало ему покоя, и, наконец, он ушел пешком с рыбным обозом в Москву. Сколько лет ему было в то время, вы узнаете, решив уравнения и найдя сумму их ответов.

(Учитель раздает карточки с уравнениями разного уровня сложности)

Уровень 1) х + 170 = 174;   5 × х = 40;   630 ÷ х = 90

Уровень 2) 400 – х = 190 + 200;    х + 345 = 70 × 5;  

                    6 × х = 24

Уровень 3) 72 – х = 16 × 4;          х × 8 = 13 + 27

                    600 ÷ х = 1000 ÷ 10

Молодцы! Все получили ответ 19 и получаете жетоны.

В ту пору ему было девятнадцать лет. Представившись сыном холмогорского дворянина, он смог поступить в Славяно – греко – латинскую академию. Только здесь обучали латинскому языку – международному языку науки того времени. В академию поступали восьмилетние дети. В академии Ломоносову было нелегко: он сел за парту с детьми, которые его дразнили. Вспоминая то время, М.В.Ломоносов писал: «Имея один алтын (3 копейки)  в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, чем на денежку (полкопейки) хлебу и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет и наук не оставил». О каких качествах личности говорят эти фразы?

(выносливость, терпеливость, целеустремленность, экономность, трудолюбие, доброта)

Из слов М.В.Ломоносова видно, что ему приходилось быть бережливым, чему способствуют занятия математикой, в которых он преуспевал. Этому можете научиться и вы. Попробуйте решить задачу.

Фермеры продали государству 1364 т пшеницы, ржи – на 276 т меньше, чем пшеницы, а гречихи – в 8 раз меньше, чем продали ржи. Сколько тонн гречихи продали фермеры?

- О чем говорится в задаче? (о пшенице, гречихе и ржи)

- Что известно в задаче?

- Что нужно найти?

- Сразу можем ответить на вопрос задачи? (нет) Почему? (потому что, мы не знаем, сколько было ржи, гречихи)

- Что найдем сначала? (сколько было ржи) Как найдем? (из пшеницы вычтем 276)

- Что значит в 8 раз меньше, чем продали ржи?

(Выходит один ученик к доске и записывает краткую запись и решает)

Пшеница – 1364 т

Рожь - ? на 276 т <, чем пшеницы

Гречиха - ? в 8 раз <, чем рожь

  1. 1364 – 276 = 1088 (т) – ржи
  2. 1088 ÷ 8 = 136 (т) – гречихи

Ответ: 136 тонн гречихи продали фермеры.

Молодец! ….. получает жетон.

М.В.Ломоносов стойко переносил насмешки и лишения во время учебы. В первый год он закончил изучение наук, на которые другим обычно требовалось три года, но его ненасытный ум требовал больше, чем могла дать академия, и, неожиданно, в 1735 году в числе 12 лучших учеников академии его отправили на учебу в Петербург, а затем в Германию. Пять лет провел Ломоносов в Германии. По возвращении на родину он начал работать в Петербургской академии наук.                    

20 мин

5 мин

5 мин

карточки с примерами

проверка:

Талант М.В.Ломоносова раскрылся в разнообразных областях знаний. А в каких, вы узнаете, решив примеры. У вас на партах лежат карточки с заданиями.

(ученики работают в парах)

Ученики получают листочки с примерами на письменное  умножение и деление.

29 736 ÷ 56 = 531      136 000 ÷ 64 = 2125        27 612 ÷ 52 = 531

91 375 ÷ 43 = 2125     243 144 ÷72 = 3377      351 456 ÷84 = 4184

4507 × 18 = 81 126     1738 × 302 = 524 876     250 × 4 = 1000     378 × 51 = 19 278          50 × 20 = 1000                          

А теперь давайте проверим ваши ответы и узнаем,  какие же открытия сделал М.В.Ломоносов для России.

 531  1) Прославился как физик. Изучал теории света, возникновения теплоты, электричества, полярных сияний.

2125      2) Создал первую химическую лабораторию.

3377   3) Занимался геологией. Создал Минералогический музей. Обратился к жителям России с просьбой присылать ему различные камни.

81 126   4) Пытался проникнуть в тайны природы. С помощью изобретенных им приборов открыл атмосферу на планете Венера.

1000      5) Под его руководством построили фабрику цветного стекла, при помощи которого составлялась мозаика.

4184  6) Писал стихи. Был первым русским поэтом. Центральные герои его од – Петр I  и Россия.

524 876   7) Переводил труды иностранных ученых. Рассылал свои научные труды на латинском языке в академии и университеты многих стран Европы.

19 278  8) Создал первый русский университет в Москве, который сейчас носит его имя.

 Молодцы!

IV

слайд с эпиграфом

Итог урока

Сегодня мы с вами узнали о великом русском ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове. А сейчас ещё раз обратимся к словам Ломоносова (читает один ученик)

Везде исследуйте всечасно,

Что есть велико и прекрасно,

Чего еще не видел свет.

Что он хотел сказать  и как вы понимаете эти строки?

(что он был исследователем, химиком, физиком, геологом, математиком, поэтом)

Да! Михаил Васильевич Ломоносов действительно был исследователем, человеком великим и прекрасным, своими открытиями в разных областях науки стал известен всему свету.

 Почему А.С.Пушкин назвал М.В.Ломоносова нашим первым университетом?

(он создал первый русский университет в Москве, который носит его имя. Об этом человеке ещё глубже вы узнаете в старших классах, когда будете изучать физико – математические дисциплины)

3 мин

V

Домашнее задание: стр. 101 – 104 прочитать, стр.49 № 240, 241

1 мин

VI

Рефлексия

Чем вас увлек урок?

Какие задания показались наиболее интересными, какие были непонятными?

Какие качества личности ученого вам хотелось бы перенять?

Сегодня вы очень хорошо поработали, решали примеры, уравнения и задачи, отвечали на вопросы. А сейчас сосчитайте, сколько жетонов у каждого из вас. Молодцы! Спасибо за урок. До свидания!

1 мин

       

 

Самоанализ урока

Дата: 4 апреля

Предметы: математика и окружающий  мир

Тема: «Он сам был первым нашим университетом (А.С.Пушкин)»

Цели: показать вклад М.В.Ломоносова в развитие русской науки и культуры; закрепить знание письменных и устных приемов умножения и деления.

Задачи: 1) образовательные: формировать умение решать уравнения и задачи изученных видов;

2) развивающие: способствовать развитию логического мышления, зрительной памяти, речи, внимания, любознательности, сообразительности;

3) воспитывающие: содействовать воспитанию интереса к учебе, формированию чувств патриотизма, уважения к научным деятелям.

Форма: интегрированный  урок

Тип урока: изучение и закрепление нового материала

Методы: словесный - беседа, наглядно – демонстрационный – показ слайдов, практический – решение примеров, уравнений.

Оборудование: таблица с ответами, карточки с уравнениями, примерами, мультимедийная компьютерная установка, портрет М.В.Ломоносова

Учебный материал соответствует рабочей программе.  По математике идет закрепление письменного деления на двузначное число, а по окружающему миру изучение нового материала. По математике этой теме отводится примерно 8 часов. По счету этот урок четвертый, по окружающему миру тема «Михаил Васильевич Ломоносов» входит в большой раздел «Страницы истории Отечества». Для активизации учащихся на уроке были  применены следующие приемы и средства обучения: живое слово учителя, сопровождаемые слайдами, работа с учебником, использование доски, индивидуальная и самостоятельная работы. Этапы урока логически взаимосвязаны и на каждом этапе реализовались триединые цели, преобладала межпредметная связь: математика, окружающий мир, литература, информатика.  

Сначала урока возобновился тесный контакт с классом, ребята активны, внимательны. Они осознанно и вдумчиво отвечали на наводящие вопросы.

На уроке применила такие формы работы, как:

  • фронтальная  - при устном счете, решении задач по учебнику, изучение новой темы;
  • при проведении устного счета ребята работали с интересом и активно нашли нужный ответ;
  • при решении задач по учебнику ученики хорошо проводят анализ и справились с задачей;
  • при изучении новой темы постаралась объяснить материал в доступной форме с применением различных слайдов.
  • индивидуальная: по ходу объяснения учащиеся решали индивидуально разноуровневые задания, хорошо справились и получили нужное число – 19.
  • парная: дети решали примеры на умножение и деление. Это работа была проверена сразу и по получившимся ответам дети узнали о некоторых трудах и исследованиях Михаила Васильевича Ломоносова.

Затем был подведен итог, связанным с эпиграфом данного урока. Своевременно дано домашнее задание по математике и окружающему миру. Была проведена рефлексия с детьми, где они высказали свои мнения о проведенном уроке. Оценивание за урок шло по набранным количествам жетонов. «5» - …, «4» - ….

Думаю урок понравился ученикам. Цели урока достигнуты.



Предварительный просмотр:

43

35

700

0

81

18

Л

о

м

о

н

о

с

о

в

29 736 : 56

136 000 : 64

27 612 : 52

91 375 : 43

243 144 : 72

351 456 : 84

4 507 × 18

1 738 × 302

250 × 4

378 × 51

50 × 20

8368 : 2

Решите уравнения и найдите сумму их ответов

  1. х + 170 = 174

2)  5 × х = 40

3) 630 : х = 90

Решите уравнения и найдите сумму их ответов

  1. 400 – х = 190 + 200

  1. х + 345 = 70 × 5

  1. 6 × х = 24

Решите уравнения и найдите сумму их ответов

  1. 72 – х = 16 × 4

  1. х × 8 = 13 + 27

  1. 600 : х = 1000 : 10

531

19 278

2 125

524 876

3 377

4 184

81 126

1 000


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Он сам был первым нашим университетом» А.С.Пушкин Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно, Чего ещё не видел свет.

Слайд 2

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в деревне Холмогоры; рано научился читать, стал лучшим чтецом в церкви; желание учиться не давало ему покоя

Слайд 3

Северное сияние

Слайд 4

Айсберги

Слайд 5

«Имея один алтын ( 3 копейки) в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, чем на денежку (полкопейки) хлебу и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет и наук не оставил». Воспоминания М.В.Ломоносова:

Слайд 6

выносливость терпеливость целеустремлённость экономность трудолюбие доброта

Слайд 7

Петербургская академия наук

Слайд 8

1) Прославился как физик. Изучал теории света, возникновения теплоты, электричества, полярных сияний. 2) Создал первую химическую лабораторию. 3) Занимался геологией. Создал Минералогический музей. Обратился к жителям России с просьбой присылать ему различные камни. 4) Пытался проникнуть в тайны природы. С помощью изобретенных им приборов открыл атмосферу на планете В енера.

Слайд 9

5) Под его руководством построили фабрику цветного стекла, при помощи которого составлялась мозаика. 6) Писал стихи. Был первым русским поэтом. Центральные герои его – Петр I и Россия. 7) Переводил труды иностранных ученых. Рассылал свои научные труды на латинском языке в академии и университеты многих стран Европы. 8) Создал первый русский университет в Москве, который сейчас носит его имя.

Слайд 10

Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно, Чего ещё не видел свет.

Слайд 11

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...