Технологическая карта урока
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Урок чтения "В.Бианки "Еж-спаситель".
3-й класс
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Орг. момент Цель: создание положительной эмоциональной обстановки, проверка готовности к уроку. | -Прозвенел звонок, а значит пришло время начать урок литературного чтения. Если вы считаете, что готовы к уроку, то можете присаживаться. | Проверка готовности |
II. Артикуляционная разминка Цель: подготовка речевого аппарата к работе. | -На каждом уроке мы с вами ставим перед собой учебную задачу. Но для того, чтобы увидеть проблему и начать её решать, нам нужно хорошо подготовиться. С чего мы можем начать? | Работа над правильным произношением посредством скороговорки. С подготовки речевого аппарата |
-Какой жанр устного народного творчества нам в этом помогает? -А что бы вы рассказали о скороговорке? -Сегодня одну из страниц учебника раньше всех открыла ... (имя ребёнка). Она хочет вам прочитать рубрику “Подсказка”, чтобы ещё раз обобщить все знания, которые у вас есть о скороговорках (учебник стр.16). | -скороговорка -она учит правильно произносить звуки | |
-А как вы думаете, на какую тему мы сегодня снова будем брать скороговорки? Почему? -Сегодня авторы учебника предлагают вам для работы три скороговорки. Откройте учебники на стр.16 и прочитайте их про себя. | -о животных, так как изучаем раздел “О братьях наших меньших” | |
-Значение каких слов вам не понятно в первой скороговорке? Проворонила ворона воронёнка. - Кто такой “воронёнок”? -Какой смысл у этой скороговорки? -Значение каких слов вам не понятно во второй скороговорке? | Работа по ознакомлению со скороговорками. -воронёнок
-потеряла птенца | |
Щетина у чушки, чешуя у щучки. -Что такое “щетина”? -Кого называют “чушкой”? -Что такое “чешуя”? -Кого называют “щучкой”? | -щетина, чушку, чешуя, щучка. -волосяной покров свиней, более толстые, плотные и твёрдые волосы. -поросёнок, молодая свинья; грязный человек. -наружный покров некоторых живых существ, состоящий из костных или роговых пластинок; чаще всего, у рыб. -детёныш щуки | |
-Значение каких слова вам не понятно в третьей скороговорке? Летят три пичужки через три избушки. -Кто такие “пичужки”? -Подскажите, как нужно читать скороговорку? -Для чего это нужно? -Тогда, может быть, вы подскажете, какие звуки отрабатываются в первой скороговорке? Второй? Третьей? | -птички -быстро, чётко произнося каждый звук -учиться правильно и понятно говорить - [В] - [Ш], [Щ] - [Ш], [Т] | |
-Послушайте первую скороговорку, постарайтесь её запомнить, чтобы произнести по слогам. - Произнесем хором по слогам. - Хором на одном дыхании. - 1 ряд произносит шепотом на одном дыхании. - 2 ряд в полголоса на одном дыхании. - 3 ряд громко на одном дыхании. -Послушайте вторую скороговорку, постарайтесь её запомнить, чтобы произнести по слогам. - Произнесем хором по слогам. - Хором на одном дыхании. - 1 ряд произносит в полголоса на одном дыхании. - 2 ряд в громко на одном дыхании. - 3 ряд шёпотом на одном дыхании. -Послушайте третью скороговорку, постарайтесь её запомнить, чтобы произнести по слогам. - Произнесем хором по слогам. - Хором на одном дыхании. - 1 ряд произносит громко на одном дыхании. - 2 ряд шёпотом на одном дыхании. - 3 ряд в полголоса на одном дыхании. -Кто готов поработать в паре с любой понравившейся скороговоркой? -Кто готов поработать один? (перед работой учитель даёт установку для тренировки силы голоса: | Работа по заданию учителя. | |
-Произнесите для того, кто находится в классе, на балконе, в соседнем кабинете, на улице) | -они о животных; сегодня будем знакомиться с новым произведением о животных. | |
-Предположите, как скороговорки могут быть связаны с темой нашего урока? -С авторами каких произведений в разделе “О братьях наших меньших мы познакомились”? | Называют авторов изученных произведений. | |
III.Сообщение темы. Постановка УЗ. Цель: сообщение основных направлений в работе в течение урока. | -Как вы думает, почему в схеме есть вопросительный знак? -Грамотно попробуйте сформулировать У.З. | -узнаем произведение ещё одного автора, определим жанр и тему; смоделируем обложку; определим, чему учит произведение |
IV. Проверка домашнего задания (связь с физминуткой). Цель: актуализация знаний детей. | -Сегодня мы продолжим знакомиться с авторами, которые писали о братьях наших меньших, с их произведениями, будем продолжать учиться определять жанровые особенности и тему нового произведения. Вы должны показать в течение урока своё умение выразительно читать, грамотно отвечать на вопросы. Ваша речь должна быть грамотной и доказательной. -Но прежде, чем мы приступим к решению учебной задачи, что мы ещё должны вспомнить? |
|
-Назовите жанр произведения, с которым вы работали дома? -Кто автор этого произведения? | -художественный рассказ -К.Ушинский | |
-Почему лису называют Патрикеевна? -Как лиса выглядит? Найдите ответ в тексте и прочитайте? -Как лиса ходит? -Пока ... (имя) выразительно зачитывает отрывок, вы должны представить себя Лисой Патрикеевной и “оживить” его движениями. -Какие лисонька роет норы? | Давным-давно, лет 700 назад, жил был новгородский князь Патрикей, Нарумунтович, который так прославился своей изворотливостью, хитростью, что с тех пор имя Патрикей, стало равнозначно слову “хитрец”. А так как лиса считалась самым хитрым зверем и получила отчество Патрикеевна. | |
V. Подведение к знакомству с новым произведением. Актуализация знаний. Антиципация. Цель: обобщение полученных ранее знаний; предположение о развитии событий в произведении. | -Пока ... (имя) выразительно зачитывает отрывок, передайте пантомимой содержание читаемого фрагмента. -Почему лису называют разбойницей? Прочитаем хором. -Итак, героиня рассказа, с которым мы работали на прошлом уроке-лиса. А героя произведения, с которым мы будем работать сегодня, вы сможете назвать, если отгадаете загадку. | Отвечают на вопросы. Доказывают строчками из текста. Передают движениями содержание строк. |
У меня торчат кругом -Сегодня мы с вами отправимся в лес, но не только за грибами и за ягодами, а понаблюдаем за жизнью одного из его обитателей-ёжиком. -Откройте учебник на стр.13 учебника и скажите, какую часть У.З. мы можем сразу решить? | -ёж | |
-Кто автор произведения? -Что вы помните о В.Бианки? - Родился Виталий Валентинович в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Именно отца Виталий Бианки считал своим главным лесным учителем. Папа приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. (Из дневника В. Бианки): “Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травинку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей”. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе. | -автор, название -В.Бианки Рассказывают, опираясь на свой опыт. | |
Много интересного написал писатель Виталий Бианки о природе и животных. Выставка книг – это только маленькая часть того, что он написал. | -название “Ёж-спаситель” | |
-Какую ещё часть У.З. мы можем решить на данном этапе? -А как вы понимаете слово “спаситель”? -Где мы можем посмотреть его значение? |
-от, кто выручает из беды -в словаре | |
VI. Словарная работа. Цель: определение значения трудных слов, встречающихся в тексте. | -В словаре С.И. Ожегова это слово объясняется так: тот, кто спас кого-то или что-то. -За что же ежа так могли назвать? Я думаю, ответ мы найдём в произведении. -Зная название произведения и рассмотрев иллюстрацию на стр.14, предположите, о чём будет лесная история? Нарисуйте её словесно. - Прежде чем приступить к знакомству с текстом, разберем значения трудных слов, которые нам встретятся. | -кого-то выручил из беды
Высказывают предположения. Словесно рисуют предполагаемый сюжет. |
-Где можно посмотреть значения слов? - Если нет в конце текста, как узнать значение слова? (в толковом словаре) | -в конце текста, словаре, интернете | |
VII. Работа с текстом. Цель: открытие нового знания; организовать поиск решения учебной задачи с использованием проблемного диалога. | Дифференцированная работа: Зафуфукал, засеменил – в конце текста. Плеть – в толковом словаре. “Кнут из перевитых ремней или верёвок” Зигзаг-в толковом словаре. “Линия или путь с резкими поворотами в чередующихся направлениях”. Гадюка-по опыту. “Гадюка-ядовитая змея” | Работа над выяснением значения трудных слов “зафуфукал, засеменил, плеть, зигзаг, гадюка”. |
-Я, сейчас, прочитаю вам текст, а вы подумайте и ответьте на такой вопрос: Почему автор назвал рассказ “Ёж-спаситель”? -После моего прочтения, на какие вопросы по У.З. вы ещё сможете найти ответ? -Будьте внимательны, потому что предстоит отвечать на вопросы и во время моего чтения. (Текст читает учитель) | Слушают чтение учителя. По ходу чтения отвечают на вопросы. -жанр, тема, чему учит. | |
VIII.Проверка первичного восприятия. Цель: оценка качества самостоятельного восприятия текста | Вопросы во время чтения: - Зачем девочка побежала в лес? -Обо что она укололась? -Почему она укололась? -Как вы думаете, почему еж замолчал? -Как вы думаете, укусит ли её гадюка? -Подтвердилось ли наше предположение? |
|
- Почему автор назвал рассказ “Ёж-спаситель? -Какой жанр произведения? Докажите? -Какова тема? | -ёж спас девочку от беды -художественный рассказ -события могли произойти в реальной жизни. -о животных | |
-Можем ли мы смоделировать обложку данного произведения? | Моделирование обложки в тетрадях. | |
IX. Физминутка Цель: снять напряжение и усталость. | -Открываем тетради. Отступаем две строчки от последней записи. С чего начинаем? -Какую геометрическую фигуру выберем для обозначения жанра? -Какой цвет нужен для определения темы? |
|
X. Работа над содержанием текста. Выборочное чтение. Цель: систематизировать и обобщить знания; корректировка задуманного учителем хода анализа текста. | -Как называется рассказ? Вот свернулся еж в клубок, | |
-Как вы думаете, понимал ли ёж, что спасает Машу? -А Маша понимала, какая опасность ей грозит? -Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается гадюка и состояние Маши в момент их встречи. -Как вы думаете, что бы сказал ёжик в этот опасный для девочки момент, если бы умел говорить? |
-нет
-конечно, она знала, что гадюка ядовитая, так как в рассказе говорится, что у неё от страха руки-ноги отнялись. | |
XI. Повторное чтение рассказа учащимися. Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением, перекрёстными вопросами. Цель: пробудить интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе. | -Прочитайте, как ёж сражался со змеёй? -Как вы понимаете “как плетью ударила”? - Почему автор использует слово “лапками”? - Как вы думаете, чем закончится эта схватка? - Как повела себя Маша? - Какие чувства вы сейчас испытали? | Работа по заданию. Предположение творческого характера по сюжету. -очень больно и сильно -показать, что ёжик очень маленький, но храбрый |
-Каждый текст — это загадка автора, отгадать которую помогают ключевые (главные, важные) слова. Что же необычное и загадочное увидел В.В.Бианки в каждом герое? Предлагаю разгадать это в групповой работе по рядам. У вас карточки со словами. Вам надо выбрать важные ключевые слова, которые помогают раскрыть сюжет, характеры героев, замысел и основную мысль произведения и последовательно наклеить их на карточки, выступить от своей группы, рассказать, что вы узнали о героях, что вас удивило, какие выводы сделали, благодаря ключевым словам. | -мудро, она бы не справилась с гадюкой; хорошо, что убежала | |
-Назовите героев произведения. Первой группе - о Маше. Второй группе - о еже - спасителе. Третьей группе - о змее. -Давайте вспомним правила работы в группах | -девочка Маша, еж, змея | |
Итог. Рефлексия. Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует защиту творческих работ. -Чему учит это произведение? - Какую УЗ мы решали? - Что было интересного на уроке? - Чему учились на уроке? | Не шуми; не перебивай и учись слушать, умей высказывать свое мнение; вноси вклад в общий результат Представление выполненных работ. -быть осторожным и беречь животных, так как они могут спасти нам жизнь. |
Оценивание. | Подведем итог по схеме: Я узнал – Я понял – Мне захотелось – -Вот и подошёл к концу наш урок, ребята. Помните: не только человек может спасти животное, но и наоборот. Берегите природу! |
|
Домашнее задание. | - УЗ мне помогали решать все ребята. За активную работу на уроке...., за грамотное построение ответов..., за выразительное чтение..., за доказательную речь... -Дома научиться выразительно читать рассказ В.Бианки “Ёж-спаситель”. Подготовить подробный пересказ по картинному плану в учебнике стр.15 №3*. Кто хочет “окунуться в мир природы”, может взять с выставки книгу Виталия Бианки для домашнего чтения. | Слушают отметки за работу на уроке.
Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/24/picture-650450-1437742582.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-655288-1439918239.jpg)
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...